ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-812/2021 от 29.03.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Нуретдинова Н.Г.

дело № 2-812/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-2964/2022

29 марта 2022 г. г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.,

судей Доевой И.Б., Шушкевич О.В.,

при секретаре судебного заседания Разорёновой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Кунашакского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности местного самоуправления Кунашакского муниципального района и возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 25 ноября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Кунашакского муниципального района (далее - Администрация) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности местного самоуправления Кунашакского муниципального района, и возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет с 1 августа 2021 г.

В обоснование иска указала, что 13 августа 2021 г. она обратилась в Комиссию по установлению стажа муниципальной службы и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности местного самоуправления Кунашакского муниципального района, с заявлением о назначении и выплате ей пенсии за выслугу лет за отработанный стаж на муниципальной службе. Комиссией ей отказано по тем основаниям, что в соответствии с Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кунашакского муниципального района, пенсия устанавливается к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», однако на момент освобождения ее от должности муниципальной службы страховая пенсия по старости ей не назначалась и не выплачивалась. Считала отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» ей назначена пенсия по старости с 27 июля 2021 г. и непосредственно перед увольнением она замещала должность муниципальной службы не менее 12 месяцев.

Истец ФИО1 в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации ФИО2 в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения иска.

Суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что на момент ее увольнения 26 июля 2021 г. условие абзаца 2 пункта 8 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет, лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кунашакского муниципального района о наличии на момент освобождения от должности права на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» было соблюдено. Перед увольнением она замещала должность муниципальной службы не менее 12 полных месяцев. Полагает, что причины отказа в назначении пенсии не соответствуют пункту 4 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет, лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кунашакского муниципального района, в котором речь идет о механизме установления пенсии за выслугу лет (к страховой пенсии по старости), а не об основаниях возникновения права на пенсию за выслугу лет. Указывает что решением суда ей отказано в назначении пенсии по причинам, не содержащимся в вышеуказанном Положении. Указывает, что Закон Челябинской области императивно устанавливает различные должности, в том числе в разных муниципальных органах, разных округов и районов, периоды работы на государственной службе в государственных должностях и другие периоды, которые подлежат включению в муниципальный стаж, независимо от наличия данных положений в местных нормативных актах. Аналогичные положения содержатся в статье 25 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Наличие муниципального стажа в Кунашакском районе предусмотрено в Положении о назначении и выплате пенсии за выслугу лет, лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кунашакского муниципального района от 19 октября 2021 г., которое вступило в силу уже после рассмотрения ее заявления о назначении муниципальной пенсии и противоречит указанному Закону Челябинской области и Федеральному закону. Указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону, и переходных положений право на пенсию у нее возникает с 22 июля 2021 г., что также подтверждено справкой о начисленных пенсиях и социальных выплатах из Пенсионного фонда, где указано, что ей назначена страховая пенсия по старости по статье 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента обращения, то есть с 27 июля 2021 г. Полагает, что буквальное прочтение указанной нормы позволяет ей толковать именно таким образом. Иное прочтение, а именно, что на самом деле имеется ввиду не часть 1, а часть 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», не соответствует буквальному толкованию данной нормы, суду не дано право подменять собой представительный орган власти и за него вносить соответствующие исправления в утвержденный нормативно-правовой акт.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы поступивших относительно жалобы возражений, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда, в связи несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, ФИО1 18 февраля 2020 г. принята на должность <данные изъяты><данные изъяты> администрации Кунашакского муниципального района, 17 июня 2020 г. переведена на должность <данные изъяты> Управления экономики администрации Кунашакского муниципального района, 1 июня 2021 г. ее должность переименована на <данные изъяты><данные изъяты>, в которой работала по 26 июля 2021 г. (л.д. 13-33).

12 июля 2021 г. ФИО1 подала заявление об увольнении в связи с выходом на пенсию за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 25 лет (л.д. 80 том 1).

Распоряжением главы Кунашакского муниципального района Челябинской области от 26 июля 2021 г. ФИО1 освобождена от замещаемой должности <данные изъяты><данные изъяты>, уволена с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию 26 июля 2021 г. (л.д.98 т.2).

С 27 июля 2021 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» назначена страховая пенсия по старости (л.д.7-10 том 1).

13 августа 2021 г. ФИО1 обратилась к главе Кунашакского муниципального района с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет от 12 августа 2021 г. (л.д. 79 том 1).

Согласно протоколу заседания комиссии по установлению стажа муниципальной службы и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, и лицам, замещавшим муниципальные должности, в органах местного самоуправления Кунашакского муниципального района от 6 сентября 2021 г. , комиссия, рассмотрев заявление ФИО1, копию трудовой книжки, справку о периодах работы, включаемых в стаж муниципальной службы, справку Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области, справку о размере должностного оклада и надбавки за классный чин, на основании Закона Челябинской области от 30 мая 2007 г., Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кунашакского муниципального района Челябинской области, утвержденного решением Собрания депутатов от 21 ноября 2018 г. №193 (далее – Положение от 21 ноября 2018 г. №193), истцу ФИО3 установлен стаж муниципальной службы продолжительностью 28 лет 9 месяцев 12 дней, включая работу в должностях <данные изъяты> Государственной налоговой инспекции по г.Чебаркулю, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> Отделения федерального казначейства по г. Чебаркулю, а также в вышеуказанных должностях в Администрации Кунашакского района.

В назначении и выплате пенсии за выслугу лет муниципальной службы истцу отказано, поскольку в соответствии с пунктом 4, абзацем 2 пункта 8 Положения от 21 ноября 2018 г. №193 пенсия устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». На момент освобождения от должности муниципальной службы 26 июля 2021 г. страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» ФИО1 не назначалась и не выплачивалась. На момент увольнения с муниципальной службы не был достигнут установленный для муниципальных служащих возраст назначения страховой пенсии по старости, предусмотренный частью 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л.д. 82-84 т.1).

В ответе Администрации от 6 сентября 2021 г. истцу сообщено об отказе в назначении пенсии по вышеуказанным мотивам (л.д.12 т.1).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на дату обращения истца с заявлением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет ей не была назначена страховая пенсия по старости в период замещения муниципальной должности в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» и на дату увольнения с муниципальной службы не соблюдено условие о возрастном цензе для муниципальных служащих, согласно приложению № 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», учел, что в случае обращения ранее достижения возраста при наличии стажа более 25 лет, у истца отсутствует не менее 7 лет стажа в Кунашакском муниципальном районе.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 г. №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Челябинской области «О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области».

Статьей 12 Закона Челябинской области от 29 марта 2007 г. № 104-ЗО «О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области» предусмотрено, что государственное пенсионное обеспечение гражданских служащих осуществляется в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших гражданскую службу, и их семей в настоящее время не принят. Основания возникновения права на пенсию у граждан, проходивших государственную гражданскую службу и муниципальную службу, и порядок ее назначения установлены в настоящее время Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ).

На основании пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона №166-ФЗ федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта). Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

В силу приложения 2 к Федеральному закону № 166-ФЗ в 2021 году стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет составляет 17 лет 6 месяцев.

Пунктом 2 статьи 16 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 г. №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» предусмотрено, что до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших гражданскую службу, и их семей условия, порядок назначения и выплаты пенсии муниципальному служащему за выслугу лет определяются муниципальными правовыми актами.

Порядок и условия назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кунашакского муниципального района, в период обращения истца с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет и его рассмотрения комиссией Администрации регламентировались Положением, утвержденным решением Собрания депутатов Кунашакского муниципального района от 21 ноября 2018 г. №193, вступившим в силу с 1 января 2019 г., (далее - Положение) (л.д. 62-76 том 1).

Согласно пункту 3 Положения право получения пенсии при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным Положением, предоставляется лицам, замещавшим должности муниципальной службы Кунашакского муниципального района, имеющим стаж муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению 4 к Положению, замещавшим на 25 июня 1998 г. (на дату вступления в законную силу Закона Челябинской области «О муниципальной службе в Челябинской области») и позднее на постоянной основе должности муниципальной службы Кунашакского муниципального района, отнесенные к таковым нормативными правовыми актами Собрания депутатов Кунашакского муниципального района и включенные в реестр должностей муниципальной службы Кунашакского муниципального района (л.д. 63-76 том 1).

Согласно Приложению 4 к Положению необходимый стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в 2021 году составляет 17 лет 6 месяцев (л.д. 76 том 1).

В силу пункта 4 Положения пенсия устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», а также досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней.

Стаж муниципального служащего, дающего право на пенсию, определяется в соответствии с Законом Челябинской области от 30 мая 2007г. №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» (пункт 7 Положения).

Условия назначения пенсии предусмотрены пунктом 8 Положения, согласно которому лица, замещавшие должности муниципальной службы (пункт 3 Положения), при наличии стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению 4 к Положению, при замещении должности муниципальной службы Кунашакского муниципального района непосредственно перед увольнением не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с должностей муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 3, 5, 7, 8 части 1 статьи 77, пунктами 1-3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 5, 7 части 1 статьи 83, пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 13, подпунктами «а» - «в» пункта 2, части 1 статьи 14, пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абзацами 2 и 3 данного пункта).

При увольнении с должностей с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного трудового договора в связи с истечением срока полномочий муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы, утвержденной в органах местного самоуправления для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих выборные муниципальные должности в связи с прекращением этими лицами своих полномочий), 3, 5, 7 части 1 статьи 77, пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30-33 Федерального закона «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев (абзац 2 пункта 8 Положения).

Лица, замещавшие должности муниципальной службы органов местного самоуправления Кунашакского муниципального района, при наличии стажа муниципальной службы не менее 25 лет и увольнении с муниципальной службы Кунашакского муниципального района по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, до приобретения права на страховую (трудовую) пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию, если непосредственно перед увольнением они замещали должности муниципальной службы, указанные в пунктах 1, 3 настоящего Положения, не менее 7 лет (абзац 5 пункт 8 Положения).

Из указанных норм федерального и областного законодательства, а также норм Положения следует, что право на получение пенсии за выслугу лет в 2021 году возникало у лиц, замещавших должности муниципальных служащих Кунашакского муниципального района, при наличии следующих условий: 1) наличия стажа муниципальной службы продолжительностью не менее 17 лет 6 месяцев, 2) замещения должности муниципальной службы Кунашакского муниципального района не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением, 3) увольнении с муниципальной службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника), 4) наличие на момент освобождения от должности права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». В случае увольнения по этому основанию до приобретения права на страховую пенсию по старости право на пенсию по выслуге лет возникало при наличии стажа муниципальной службы не менее 25 лет и замещении непосредственно перед увольнением должности муниципальной службы Кунашакского муниципального района не менее 7 лет.

Как следует из материалов дела, условия назначения пенсии, установленные Положением, у истца на момент подачи заявления о назначении пенсии за выслугу лет имелись, поскольку она замещала должности муниципальной службы Кунашакского муниципального района более 12 полных месяцев, имела стаж муниципальной службы продолжительностью более 25 лет. На момент увольнения с должности муниципальной службы по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации она имела право на страховую пенсию по старости, которая была ей назначена на основании части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» со следующего дня от даты увольнения.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», приложением № 6 к этому закону, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет в 2020 году, при достижении возраста 56 лет 6 месяцев.

Выводы суда первой инстанции о том, что истец обратилась с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет после вступления в силу Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ, поэтому пенсия должна быть ей назначена с учетом части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», которая предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех без исключения, замещавших на постоянной основе должности государственной (муниципальной) службы в соответствии с приложением № 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»; на дату увольнения истца с муниципальной службы не было соблюдено условие о возрастном цензе для муниципальных служащих, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку ни Федеральным законом № 166-ФЗ, ни Законом Челябинской области от 30 мая 2007 г. №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области», ни Положением не предусмотрено, что право на назначение пенсии за выслугу лет возникает у муниципальных служащих в случае, если они на момент освобождения от должности имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Ссылки суда первой инстанции на то, что при утверждении в 2018 году Положения не были учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ, которым установлено поэтапное увеличение пенсионного возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения должностей государственной (муниципальной) службы, в связи с чем решением Совета депутатов Кунашакского муниципального района от 19 октября 2021 г. № 102 утверждено новое Положение и признано утратившим силу Положение 2018 года, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку ни Положением, действовавшим в период обращения истца с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет и принятия решения об отказе в назначении ей такой пенсии, ни действующим в настоящее время Положением не предусмотрено, что право на пенсию по выслуге лет возникает при достижении возраста, предусмотренного частью 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Приложением № 5 к этому Федеральному закону.

Частью 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

Таким образом, на основании части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается муниципальным служащим, продолжающим прохождение муниципальной службы, а пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения муниципальной службы, следовательно, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» и не могла быть указана в нормативном правовом акте органа местного самоуправления.

В соответствии с Положением о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кунашакского муниципального района Челябинской области, утвержденным решением Совета депутатов Кунашакского муниципального района от 19 октября 2021 г. № 102, пенсия устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», а также досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней (пункт 4). Лица, уволенные с должностей с муниципальной службы в Кунашакском районе по основаниям, предусмотренным, в том числе пунктом 3 части 1 статьи Трудового кодекса Российской Федерации, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую (трудовую) пенсию в соответствии со статьями 8, 9, 30-33 Федерального закона «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы, указанные в пункте 3 Положения, не менее 12 полных месяцев (абзац 2 пункта 12) (л.д.181-198 т.1).

Выводы суда о том, что на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет истцу не была назначена страховая пенсия по старости, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку на 13 августа 2021 г. истец получала страховую пенсию по старости на основании части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», к заявлению о назначении пенсии по выслуге лет была приложена справка пенсионного органа, что соответствует требованиям, установленным абзацем 2 пункта 8 Положения.

Тот факт, что на день увольнения истец не получала страховую пенсию по старости не имеет юридического значения, поскольку условием назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, является наличие на момент освобождения от должности права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». Право на такую пенсию у истца возникло при достижении возраста 56 лет 6 месяцев, то есть с 22 июля 2021 г., уволилась она 26 июля 2021 г., страховая пенсия по старости была назначена ей с даты подачи заявления - с 27 июля 2021 г.

Вопреки выводам суда первой инстанции стаж муниципальной службы истца составляет не 1 год 5 месяцев 8 дней, а более 28 лет, что подтверждено протоколом заседания комиссии от 6 сентября 2021 г. справкой о стаже муниципальной службы, выданной Администрацией (л.д.82-85 т.1).

Включение в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, только периода прохождения муниципальной службы в Администрации Кунашакского муниципального района судебная коллегия считает не соответствующим нормам вышеуказанного федерального и областного законодательства, а также Положения, действующим в спорный период.

В соответствии с пунктом 7 Положения стаж муниципального служащего, дающего право на пенсию, определяется в соответствии с Законом Челябинской области от 30 мая 2007г. №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области».

Согласно статье 13 этого Закона в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной гражданской службы иных видов (часть 1). В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются): 1) периоды замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи; 2) периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», за исключением подпункта "к" пункта 14 данного Указа; 3) периоды замещения должностей руководителей и специалистов в органах местного самоуправления (до установления муниципальных должностей муниципальной службы); 4) периоды замещения должностей руководителей и специалистов в избирательных комиссиях муниципальных образований, действовавших на постоянной основе до 1 июня 2007 г. (дня вступления в силу Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»); 5) время обучения работников органов государственной власти и местного самоуправления в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, если они работали в этих органах до поступления на учебу; 6) время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, приходящегося на период государственной, муниципальной службы; 7) иные периоды в соответствии с муниципальными правовыми актами.

С учетом указанных норм ответчиком правомерно учтены в стаж муниципальной службы периоды работы истца в должностях государственной службы в государственной налоговой инспекции и отделения федерального казначейства.

Решение Совета депутатов от 19 октября 2021 г. № 102, которым утверждено новое Положение, не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку оно было принято после отказа в назначении истцу пенсии за выслугу лет, уже в период рассмотрения спора в суде; в нем не содержится норм о распространении его действия на прошлое время.

Указание судом об отсутствии у истца стажа муниципальной службы в Кунашакском муниципальном районе не менее 7 лет не основано на нормах Положения, поскольку исключение, предусмотренное в абзаце 5 пункта 8 Положения, распространяется на лиц, уволившихся с муниципальной службы до приобретения права на страховую пенсию по старости, а истец уволилась с муниципальной службы после возникновения у нее права на страховую пенсию по старости.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствовали правовые основания для отказа истцу в назначении пенсии за выслугу лет на основании ее заявления от 13 августа 2021 г., поэтому решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения.

По вышеуказанным основаниям судебная коллегия считает необходимым признать незаконным решение комиссии по установлению стажа муниципальной службы и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности в органах местного самоуправления Кунашакского муниципального района, Администрации от 6 сентября 2021 г. об отказе ФИО1 в назначении и выплате пенсии за выслугу лет.

В соответствии с пунктом 15 Положения пенсия назначается с первого числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее дня возникновения права на нее.

Истец обратилась с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет 13 августа 2021 г., право на получение этой пенсии возникло у нее после увольнения 26 июля 2021 г., поэтому судебная коллегия считает необходимым возложить на ответчика обязанность назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением с 1 августа 2021 г.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 25 ноября 2021 г. отменить и принять по делу новое решение.

Признать незаконным решение комиссии по установлению стажа муниципальной службы и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности в органах местного самоуправления Кунашакского муниципального района, администрации Кунашакского муниципального района от 6 сентября 2021 г. об отказе ФИО1 в назначении и выплате пенсии за выслугу лет.

Обязать администрацию Кунашакского муниципального района назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кунашакского муниципального района Челябинской области, утвержденным решением Совета депутатов Кунашакского муниципального района от 21 ноября 2018 г. № 193, с 1 августа 2021 г.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 5 апреля 2022 г.