ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-8133/2021 от 03.02.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Губина Е.Л. Дело № 2-8133/2021

УИД 35RS0010-01-2021-011011-79

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 февраля 2022 года № 33-315/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Белозеровой Л.В.,

судей Образцова О.В., Вахониной А.М.,

при секретаре Рябининой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14.10.2021 по иску ФИО1 к федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» о признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» по доверенности ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (далее ВИПЭ ФСИН России) о признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет.

В обоснование исковых требований указано, что она является начальником отделения психологического обеспечения образовательного процесса отдела по работе с личным составом ВИПЭ ФСИН России. В целях реализации права на обеспечение жилым помещением, она обратилась с рапортом о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако решением соответствующей комиссии, оформленным протоколом от 30.03.2021, ей отказано в удовлетворении заявления на основании части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Полагает решение незаконным и необоснованным. Намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, отсутствовали. Причиной вселения в жилое помещение супруга ФИО4 послужило решение о совместном проживании семьи в связи с поступлением ребенка в школу.

Просила суд признать решение комиссии ВИПЭ ФСИН России об отказе в постановке ФИО1 на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (выписка из протокола №... от 30.03.2021) незаконным и отменить; обязать ВИПЭ ФСИН России принять ФИО1 на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 30.03.2021.

Протокольным определением от 01.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечен ФИО4

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 14.10.2021 ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ВИПЭ ФСИН России отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе ФИО1 ссылаясь на не применение судом закона, подлежащего применению, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в котором требования истца удовлетворить. Указывает, что вселение в жилое помещение супруга нельзя расценивать как действия по ухудшению жилищных условий. Полагает, что суд необоснованно рассмотрел дело в порядке гражданского судопроизводства, а не административного.

В возражениях на апелляционную жалобу ВИПЭ ФСИН России просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

ФИО4 в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, принять новое решение, которым требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, пришла к выводу о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, в связи с чем 20.01.2022 вынесено соответствующее определение.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ВИПЭ ФСИН России доверенности ФИО3 с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, просил отказать в их удовлетворении.

Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебная коллегия, заслушав пояснения сторон и оценив представленные доказательства, оснований для удовлетворения исковых требований не усматривает.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения (далее единовременная социальная выплата) один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2).

Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

В соответствии с пунктом 4 приведенных Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, копии которых в соответствии с пунктом 6 должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

По смыслу приведенных норм права, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 вышеприведенных Правил и заверенных в установленном порядке.

Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения исходя из части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы с июля 2006 года, в ВИПЭ ФСИН России с апреля 2018 года, с 01.07.2021 в должности начальника отделения психологического обеспечения отдела воспитательной и социальной работы с личным составом. 17.08.2021 приказом №... контракт с ФИО1 расторгнут.

С 01.09.2012 ФИО4 состоит в зарегистрированном браке с ФИО4, имеет сына Е.Н.Е., <ДАТА> года рождения.

С 20.09.1989 по 11.01.2021 ФИО1 совместно с отцом К.В.И. и матерью К.М.И. была постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, общей площадью 63,1 кв.м. Собственником указанного жилого помещения является отец ФИО1 К.В.И., который приобрел право собственности на жилое помещение на основании договора на передачу квартиры в собственность от 27.09.2004, от участия в приватизации ФИО1 отказалась, в связи с чем в силу закона имела право пользования данным жилым помещением бессрочно. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на члена семьи по данному адресу на момент снятия с регистрационного учета составляла 21,03 кв.м (63,1 кв.м./3).

С 21.01.2021 ФИО1 зарегистрирована по месту жительства в квартире общей площадью 35,9 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Нанимателем квартиры по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является супруг истца ФИО4 Вместе с истцом по указанному адресу зарегистрированы муж ФИО4 и сын Е.Н.Е.

Обеспеченность общей площадью жилого помещения на члена семьи по месту постоянной регистрации составляет 11,9 кв.м (35,9 кв.м/3).

ФИО1 26.03.2021 обратилась с рапортом на имя начальника ВИПЭ ФСИН России подполковника внутренней службы Х.Е.Л. о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 3 человека, включая ее, супруга и сына, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ с приложением пакета документов.

На заседании комиссии ВИПЭ ФСИН России 30.03.2021 принято решение, которым ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с признанием ФИО1, сотрудником, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.

Судебная коллегия полагает, что решение комиссии законно, обоснованно, отмене не подлежит в виду следующего.

В части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, также разъяснено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Изменение истцом ФИО1 места своей регистрации в квартире общей площадью 63,1 кв.м на квартиру общей площадью 35,9 кв.м свидетельствует о намеренном действии сотрудника, повлекшим ухудшение его жилищных условий, с момента совершения которого не истек пятилетний срок, поскольку именно в результате этих действий ФИО1 приобрела статус нуждающейся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Доводы истца о необходимости регистрации по месту жительства супруга для совместного проживания, для получения ее сыном полноценного общения с отцом, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку на момент регистрации в г. Санкт-Петербурге и на момент подачи рапорта о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, истец не могла туда вселиться и проживать, так как проходила службу в г. Вологде, ребенок посещал детский сад так же в г. Вологде, то есть на тот момент регистрация по месту жительства имела формальный характер, и не была произведена с целью соединения семьи.

В силу статьи 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства гражданина признается жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства.

При таких обстоятельствах, не проживание ФИО1 в квартире по месту регистрации по адресу: <адрес>, в связи с прохождением службы в г. Вологде (на что она ссылается в обоснование своих требований) может расцениваться только как временное, не влекущее утрату ею права пользования данным жилым помещением.

Как следует из материалов дела, ФИО1 до 17.08.2021 являлась сотрудником ВИПЭ ФСИН России, местом службы являлся г. Вологда. Из справки от 30.06.2021 (л.д.34) усматривается, что несовершеннолетний сын истца Е.Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, посещал МАОДОУ «Детский сад №... «Ласточка», с 06.06.2017 по 30.06.2021, расположенном по адресу: <адрес>.

Таким образом, учитывая, что фактически ФИО1 вместе с несовершеннолетним ребенком не могла проживать в г. Санкт-Петербурге с 21.01.2021 по месту регистрации супруга, данные действия совершены незадолго до подачи истцом рапорта, при том, что в браке супруги состоят с 01.09.2012, судебная коллегия приходит к выводу, что регистрация была произведена формально, именно с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Доводы стороны истца о том, что дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, несостоятельны, поскольку согласно разъяснениям данным Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении пленума от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в том числе, дела связанные с реализацией гражданами социальных прав (абзац 6 пункта 1).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14.10.2021 отменить.

Принять по делу новое решение.

Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» в полном объеме.

Председательствующий: Л.В. Белозерова

Судьи: О.В. Образцов

А.М. Вахонина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.02.2022.