ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-817/2021 от 18.01.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Волкова О.А. № 33-35/2022

№ 2-817/2021

УИД 67RS0003-01-2020-006832-46

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Никоненко Т.П.,

судей Алексеевой О.Б., Мацкив Л.Ю.,

при помощнике судьи Кондрашовой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алкина Сергея Геннадьевича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России о взыскании денежных средств, по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 26 марта 2021 г.

Заслушав доклад судьи Алексеевой О.Б., объяснение представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области Шараповой Е.Д., возражения представителя ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Смоленской области Несаленой А.Д., судебная коллегия

установила:

Алкин С.Г. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, УФСИН России по Смоленской области о взыскании денежных средств в размере 6300 руб., компенсации морального вреда в размере 33000 руб., указав в обоснование требований, что постановлением мирового судьи с него взысканы издержки в федеральный бюджет в размере 6300 руб., выдан исполнительный лист, который исполнен в полном объеме бухгалтерией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, которое кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 июля 2020 г. отменено в части взыскания с него судебных расходов, однако, денежные средства не возвращены, что и послужило причиной обращения в суд с настоящим иском (л.д. 6).

В судебном заседании суда первой инстанции истец Алкин С.Г., участвующий при рассмотрении дела с использованием систем видео-конференц-связи на базе ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области Скворцова А.В. исковые требования не признала, поддержав письменный отзыв на иск, указав, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется соответствующим администратором доходов бюджета, на лицевой счет которого перечислены денежные средства. В данном случае денежные средства перечислены на лицевой счет УФСИН России по Смоленской области, следовательно, Министерство финансов Российской Федерации не может исполнить какие-либо обязательства в отношении должников по взысканию в доход федерального бюджета процессуальных издержек (л.д. 25-28).

Представитель ответчика УФСИН России по Смоленской области Евменьков Л.М. с заявленными требованиями не согласился, поддержав письменный отзыв на иск, указав, что денежные средства взысканы с Алкина С.Г. по исполнительному листу, законность выдачи которого сомнений не вызывала, в дальнейшем они перечислены в федеральный бюджет (л.д. 49-50).

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 26 марта 2021 г. заявленные требования удовлетворены частично. Взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Алкина С.Г. денежные средства в размере 6300 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказано (л.д. 95-97).

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просило обжалуемый судебный акт отменить и принять новое решение по делу - об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации (л.д. 102-105).

На апелляционную жалобу поступил письменный отзыв от ответчика УФСИН России по Смоленской области, содержащий просьбу оставить ее без удовлетворения, со ссылкой на законность и обоснованность принятого решения (л.д. 118-119).

6 июля 2021 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 26 марта 2021 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области - без удовлетворения (л.д. 133-135).

Не согласившись с апелляционным определением суда апелляционной инстанции, ответчик Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области обратилось в суд с кассационной жалобой (л.д. 152-155).

9 ноября 2021 определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции г. Москва апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 6 июля 2021 г. отменено в части возложения обязанности на Министерство финансов Российской Федерации по возмещению Алкину С.Г. излишне уплаченных денежных средств, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда (л.д. 182-186).

Протокольным определением от 21 декабря 2021 г. судебная коллегия ввиду допущенных судом первой инстанции нарушений, перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с привлечением к участию в деле в качестве соответчика ФСИН России (л.д. 204-205).

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Алкин С.Г. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области Шарапова Е.Д. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, указав, что взысканию подлежат денежные средства в пользу Алкина С.Г. с УФСИН России по Смоленской области, так как именно на их счет они поступили. В настоящее время денежные средства перечислены в бюджет.

Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Смоленской области Несалена А.Д. пояснила, что согласно справке старшего бухгалтера главной бухгалтерии УФСИН России по Смоленской области указанные денежные средства в конце года перечислены в федеральный бюджет бюджетной системы Российской Федерации, так как УФСИН России по Смоленской области не вправе ими распоряжаться.

Судебная коллегия, с учетом мнения представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области Шараповой Е.Д., представителя ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Смоленской области Несаленой А.Д., руководствуясь частью 3 статьи 167, статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие истца Алкина С.Г., отбывающего наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области.

В соответствии с положениями частей 1-2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Заслушав объяснение представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области Шараповой Е.Д., возражения представителя ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Смоленской области Несаленой А.Д., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим убеждениям.

В силу части 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, для их распределения органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и следует из письменных материалов дела, что постановлением мирового судьи судебного участка № 50 в МО «Холм-Жирковский район» Смоленской области от 21 августа 2019 г. с Алкина С.Г. в пользу федерального бюджета взысканы процессуальные издержки в размере 6300 руб. (л.д. 10).

Во исполнение судебного акта выдан исполнительный лист, который направлен в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области и исполнен бухгалтерией учреждения путем удержания с должника Алкина С.Г. 6300 руб. (л.д. 7).

Взысканные денежные средства зачислены на лицевой счет № 04631205380 УФСИН России по Смоленской области (л.д. 7, 9).

Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 июля 2020 г. постановление мирового судьи от 21 августа 2019 г. изменено: исключено из резолютивной части постановления решение суда о взыскании с частного обвинителя Алкина С.Г. в пользу федерального бюджета Российской Федерации процессуальных издержек в сумме 6 300 руб., в остальной части обжалуемое судебный акт оставлен без изменения (л.д. 12).

В соответствии с представленной УФСИН России по Смоленской области справкой Управление наделено полномочиями администратора доходов федерального бюджета с 2011 года. Все доходы, поступающие на лицевой счет администратора доходов, в конце года перечисляются в федеральный бюджет бюджетной системы Российской Федерации (л.д. 59).

Согласно представленным выпискам из лицевого счета администратора доходов бюджета, справкам о перечислении поступлений в бюджеты, взысканные с Алкина С.Г. денежные средства в размере 6 300 руб. УФСИН России по Смоленской области перечислены в федеральный бюджет (л.д. 60-61).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возмещений денежных средств Алкину С.Г. путем их взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны. При этом суд отказал в удовлетворении требований истца о взыскании в его пользу компенсации морального вреда, поскольку рассматриваемые обстоятельства не влекут возникновение у последнего права на присуждение такой компенсации.

Между тем, с принятым решением в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Алкина С.Г. денежных средств в сумме 6300 руб. согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы, которые лицо произвело для восстановления нарушенного права, относятся к реальному ущербу и возмещаются в составе убытков по требованию лица, право которого нарушено.

В соответствии с положениями статей 6, 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 85н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», в случае взыскания денежных средств в доход государства в качестве взыскателя в исполнительных документах выступает соответствующий администратор доходов бюджета.

Статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, в том числе по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; осуществлять иные бюджетные полномочия.

В соответствии с пунктом 3 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратором доходов бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2020 г. № 66н утвержден порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Данный порядок устанавливает правила проведения и учета операций по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, а также их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 28 Порядка № 66н установлено, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком. Возврат сумм поступлений осуществляется исходя из законодательно установленных нормативов распределения поступлений.

Доходы, поступающие в порядке возмещения федеральному бюджету расходов, направленных на покрытие процессуальных издержек, в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», зачисляются в доход федерального бюджета по нормативу 100 процентов.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 6 июня 2019 № 85н, перечисление указанных доходов осуществляется по коду классификации доходов бюджетов 320 (код главного администратора доходов) 1 13 02030 01 0000 130 (КБК) «Доходы, поступающие в порядке возмещения федеральному бюджету расходов, направленных на покрытие процессуальных издержек» с указанием соответствующего кода главного администратора доходов бюджета и кода подвида доходов бюджетов.

Приложением 6 к Федеральному закону № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» данный КБК включен в перечень иных доходов федерального бюджета, администрирование которых может осуществляться главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции.

При этом Приложением 6 установлен особый порядок администрирования в отношении вышеназванных поступлений, в соответствии с которым администраторами данных доходов являются федеральные органы государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации наделены полномочиями по взысканию на основании исполнительных документов сумм в возмещение федеральному бюджету расходов, понесенных в связи с процессуальными издержками.

В силу пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 № 1314 (ред. от 4 декабря 2019 г.), вышеуказанными полномочиями наделена Федеральная служба исполнения наказаний (в отношении средств, взыскиваемых с осужденных).

Таким образом, главным администратором доходов федерального бюджета от поступлений сумм, взысканных с осужденных в порядке возмещения федеральному бюджету процессуальных издержек, будет являться ФСИН России (код главного администратора доходов - 320).

Учитывая, что судом первой инстанции принято решение, которым затрагиваются права и обязанности ФСИН России, не привлеченного к участию в деле, что в силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены судебного постановления (пункт 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»), то судебная коллегия после перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, привлекла к участию в нем ФСИН России.

При таких обстоятельствах, исходя из перечисленных норм права и разъяснений к ним, судебная коллегия возлагает обязанность на ФСИН России по возмещению Алкину С.Г. излишне уплаченных денежных средств в размере 6300 руб., которые ранее тремя платежными поручениями поступили на лицевой счет УФСИН России по Смоленской области, а затем перечислены в федеральный бюджет.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (пункт 2).

За причинение вреда в сфере властно-административных отношений граждане вправе требовать в том числе компенсацию морального вреда, которая осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (пункт 3 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации), то есть как наряду с ним, так и самостоятельно. При этом суммы, взыскиваемые в возмещение морального вреда и материального ущерба, должны быть разграничены.

Согласно статье 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

Учитывая, что в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Алкиным С.Г. не представлено суду доказательств наличия незаконных действий (бездействия) должностных лиц ответчиков и причинно-следственной связи между ними и нарушением каких-либо неимущественных прав и личных нематериальных прав истца, то оснований для применения ответственности к ФСИН России, УФСИН России по Смоленской области и Министерству финансов Российской Федерации, предусмотренной статьями 151, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 26 марта 2021 г. отменить, принять по делу новое решение.

Взыскать с ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Алкина Сергея Геннадьевича денежные средства в размере 6300 (шесть тысяч триста) рублей.

В удовлетворении остальной части иска и в требованиях к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 января 2022 г.