ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-81/20 от 07.09.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Тирская А.С.

Судья-докладчик Губаревич И.И. по делу № 33-6095/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 сентября 2020 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Губаревич И.И.,

судей Васильевой И.Л., Сундюковой А.Р.,

при секретаре Попугаевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-81/2020 по иску Бондаренко Ирины Николаевны к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску», Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, возложении обязанности назначить и выплатить ежемесячное пособие по уходу за ребенком

по апелляционной жалобе ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» на решение Черемховского городского суда Иркутской области от 18 марта 2020 г.,

УСТАНОВИЛА:

Бондаренко И.Н. в обоснование исковых требований указала, что 18 июля 2018 г., находясь в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, она была уволена из ООО «Деметра», в связи с ликвидацией предприятия, п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до полутора лет за период с 02 декабря 2017 г. по 30 июня 2018 г. ей были выплачены за счет средств социального страхования по месту работы. 14 марта 2019 г. она обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» для оформления пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Согласно уведомлению Номер изъят от 29 апреля 2019 г., ей отказано в назначении пособия по уходу за ребенком до полутора лет, на основании того, что она предоставила неполные сведения, а именно: не предоставление документа о завершении ликвидации - ЕГРЮЛ форма № Р 16001. На тот момент времени она не могла предоставить указанный документ, так как ликвидация ООО « Деметра» была начата 18 июля 2018 г. и завершена 02 августа 2019 г. При повторном обращении в органы соцзащиты по вопросу оформления пособия по уходу за ребенком до полутора лет, ей вновь было отказано, согласно уведомлению № 5979 от 13 августа 2019 г. в связи с отсутствием периода к назначению пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

С учетом уточнений Бондаренко И.Н. просила суд признать решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» об отказе в назначении пособия по уходу за ребенком до полутора лет незаконным, обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» назначить ей пособие по уходу за ребенком до полутора лет за период с 01 июля 2018 г. по 01 июля 2019 г.

Определением Черемховского городского суда Иркутской области от 27 января 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика по делу привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в качестве третьего лица ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 12).

Решением Черемховского городского суда Иркутской области от 18 марта 2020 г. исковые требования удовлетворены частично.

На ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» возложена обязанность назначить Бондаренко И.Н. пособие по уходу за ребенком до полутора лет за период с 19 июля 2018 г. по 01 июля 2019 г.

В удовлетворении исковых требований Бондаренко И.Н. к Фонду социального страхования отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» Лобанова К.О., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов к отмене указала, что принятое решение не соответствует требованиям закона, так как судом первой инстанции было допущено неправильное применение норм материального права.

Суд первой инстанции не принял во внимание, что Положением об отдельных вопросах реализации министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отдельных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти Иркутской области, утвержденным приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 27 августа 2014 г. № 128-МПР (далее - Положение) регулируются отдельные вопросы реализации Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - Министерство) полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти Иркутской области (далее - переданные полномочия). Согласно подп.1 п. 1 гл. 1 Положения, полномочия по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей возложены на министерство. В целях реализации переданных полномочий Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему государственные учреждения Иркутской области, включенные в перечень, утвержденный приказом Министерства от 31 июля 2014 года № 115-мпр (далее - Учреждение). Так, в соответствии с п. 5 гл. 2 Положения, расположенное по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) Учреждение осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, обеспечивает их регистрацию в день поступления, вносит информацию о гражданине, претендующем на назначение пособия в информационную систему «Электронный социальный регистр населения», формирует и направляет межведомственные запросы в соответствии с законодательством, формирует личное дело на гражданина, формирует проект решения о назначении или об отказе в назначении пособия и направляет информацию о его формировании в министерство. Министерство на основании проекта решения не позднее 10 календарных дней с даты приема (регистрации) заявления и документов принимает решение о назначении пособия или об отказе в назначении пособия и оформляет в виде правового акта (распоряжения). Учреждение на основании правового акта Министерства направляет гражданину письменное уведомление о принятом решении.

Кроме того, суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, не учел, что в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на к создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Так же в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Согласно листа записи Единого государственного реестра юридических лиц, решение о ликвидации ООО «Деметра» Бондаренко И.Н. как единственного учредителя ООО «Деметра» было принято 19 февраля 2019 года, на основании уведомления о принятом решении о ликвидации юридического лица от 21 февраля 2019 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области 28 февраля 2019 года внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора Бондаренко И.Н. При этом запись в трудовую книжку об увольнении Бондаренко И.Н. с должности директора ООО «Деметра» в связи с ликвидацией организации внесена 18 июля 2018 года.

Согласно п. 9 ст. 63 ГК РФ и п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области Пяткова К.К., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель Государственного учреждения - Фонда социального страхования Российской Федерации Грекова Ю.С., действующая на основании доверенности, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В силу ст. 167 ГПК РФ судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в отсутствие истца, представителей Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области, Государственного учреждения - Фонда социального страхования Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад по делу, представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» Лобанову К.О., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив решение суда по доводам апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ) установлены виды государственных пособий, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

В соответствии со ст. 13 данного Закона, матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, которое выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период (ст. 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ).

Из материалов дела следует, что Бондаренко И.Н. в период с 1 января 2007 г. по 18 июля 2018 г. работала директором в ООО «Деметра».

В связи с рождением 2 декабря 2017 г. ребенка Бондаренко И.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. За период со 2 декабря 2017 г. по 30 июня 2018 г. Бондаренко И.Н. за счет средств социального страхования по месту работы были выплачены пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

18 июля 2018 г. Бондаренко И.Н. уволена на основании п. 1 ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации.

После прекращения трудовых отношений Бондаренко И.Н. обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» с заявлением о назначении ей пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

Уведомлением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» от 29 апреля 2019 г. № 2993 Бондаренко И.Н. уведомлена о том, что ей отказано в назначении пособия по причине предоставления гражданином неполных данных, не представлен документ о завершении процедуры ликвидации – ЕГРЮЛ форма № Р 16001.

При повторном обращении Бондаренко И.Н. в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» с заявлением о назначении ей пособия по уходу за ребенком до полутора лет, уведомлением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» от 13 августа 2019 г. № 5979 Бондаренко И.Н. уведомлена о том, что ей отказано в назначении пособия по причине отсутствия периода к назначению пособия по уходу за ребенком, прекращение деятельности ООО «Деметра» 2 августа 2019 г. – ликвидация.

Вышеуказанные обстоятельства сторонами при рассмотрении дела не оспаривались.

Обосновывая заявленные исковые требования, Бондаренко И.Н. ссылалась на нарушение конституционного принципа равенства в установленном федеральным законодателем правовом регулировании порядка назначения пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет для матерей, уволенных в связи с ликвидацией организации в период отпуска по уходу за ребенком, полагая, что выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком должна быть ей произведена в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ.

Удовлетворяя исковые требования Бондаренко И.Н., суд руководствовался положениями Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», исходил из того, что матери, увольняемые в период отпуска по уходу за ребенком, фактически оказываются в ситуации, обусловленной утратой работы в связи с ликвидацией организации, нуждаются в материальной поддержке со стороны государства на период осуществления ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, и, следовательно, должны обеспечиваться государственной поддержкой. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что имеются основания для возложения на ответчика обязанности назначить и выплатить Бондаренко И.Н. пособие по уходу за ребенком до полутора лет в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ, п. 39 приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» лицам, с которыми в период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет были расторгнуты трудовые отношения в связи с прекращением деятельности (ликвидации) страхователя по ст. 81 ТК РФ, выплата пособий производится органами социальной защиты.

При этом, пособие по уходу за ребенком выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.

Лицу, имеющему право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается при рождении ребенка до достижения возраста полутора лет. Решение органа социальной защиты населения о назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком принимается в 10-дневный срок с даты приема (регистрации) заявления о назначении пособия со всеми необходимыми документами. Согласно общему перечню документов, представляемых для назначения пособия лицам из числа уволенных в период отпуска по уходу за ребенком, необходимо также представить выписку из трудовой книжки о последнем месте работы, копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справку о размере ранее выплаченного ежемесячного пособия по уходу за ребенком (пункты 45, 54, 57, 58, 59 приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»).

Действующее правовое регулирование не предусматривает перерывов в выплате пособия по уходу за ребенком до полутора лет и не ставит в зависимость увольнение работника в связи с ликвидацией работодателя от даты регистрации данного факта в Едином государственном реестре юридических лиц.

Из материалов дела следует, что ООО «Дементра», ИНН Номер изъят, было поставлено на учет в качестве страхователя в филиале № 12 Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 29 января 2006 г. Руководителем и единственным учредителем ООО «Деметра» являлась Бондаренко И.Н. Последний расчет установленной формы по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 1 полугодие 2018 г. был предоставлен 5 июля 2018 г. С 1 июля 2018 г. начисление, уплата страховых взносов, расходов на обязательное социальное страхование ООО «Деметра» не производились, с заявлением о выплате страхового обеспечения по уходу за ребенком Бондаренко И.Н. не обращалась. 23 марта 2019 г. филиалом № 12 Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по запросу ОГКУ «УСЗН по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» от 18 марта 2019 г. была выдана справка о том, что Бондаренко И.Н. на указанную дату не состоит на учете в качестве страхователя по добровольному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; ежемесячное пособие по уходу за ребенком Бондаренко Г.А., 2 декабря 2017 года рождения, выплачено за период по 30 июня 2018 г. включительно.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, решение о ликвидации ООО «Деметра» было принято единственным участником Бондаренко И.Н. 19 февраля 2019 г., деятельность ООО «Деметра» прекращена путем ликвидации юридического лица 2 августа 2019 г. Таким образом, на момент принятия Министерством социального развития опеки и попечительства Иркутской области решения об отказе Бондаренко И.Н. в назначении пособия по уходу за ребенком до полутора лет 22 марта 2019 г. имелись сведения о принятом решении о ликвидации ООО «Деметра».

При указанных обстоятельствах оснований для отказа в назначении истцу пособия по уходу за ребенком до полутора лет не имелось.

Доводы ответчиков о том, что решение о ликвидации общества было принято участником общества 19 февраля 2019 г., сведения о ликвидации юридического лица внесены в ЕГРЮЛ 2 августа 2019 г., в то время как истец была уволена в связи с ликвидацией 18 июля 2018 г., не являются основанием для отказа в назначении истцу пособия по уходу за ребенком, так как действующее правовое регулирование не ставит в зависимость увольнение работника в связи с ликвидацией работодателя от регистрации данного факта в ЕГРЮЛ; ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия.

Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с выводами суда о том, что обязанность по назначению и выплате истцу пособия по уходу за ребенком до полутора лет должна быть возложена на ОГКУ «УСЗН по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» по следующим основаниям.

В соответствии с Положением об отдельных вопросах реализации Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отдельных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти, утвержденным приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 27 августа 2014 г. № 1280-мпр, полномочия по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, возложено на Министерство (п. 1 главы 1 Положения).

В целях реализации переданных полномочий Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему государственные учреждения Иркутской области, включенные в перечень, утвержденный приказом Министерства от 31 июля 2014 г. № 115-мпр (п. 2 лавы 1 Положения).

В соответствии с п. 5 главы 2 Положения, расположенное по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) учреждение осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, обеспечивает их регистрацию в день поступления, вносит информацию о гражданине, претендующем на назначение пособия в информационную систему «Электронный социальный регистр населения», формирует и направляет межведомственные запросы в соответствии с законодательством, формирует личное дело на гражданина, формирует проект решения о назначении или об отказе в назначении пособия и направляет информацию о его формировании в Министерство.

Министерство на основании проекта решения не позднее 10 календарных дней с даты приема (регистрации) заявления и документов принимает решение о назначении пособия или об отказе в назначении пособия и оформляет в виде правого акта (распоряжения). Учреждение на основании правового акта Министерства направляет гражданину письменное уведомление о принятом решении.

Таким образом, именно на Министерстве лежит обязанность принять решение о назначении и выплате пособия либо об отказе в назначении и выплате пособия.

Из материалов дела следует, что решения об отказе в назначении Бондаренко И.Н. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет принимались Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, к компетенции которого относится принятия данного решения.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе Бондаренко И.Н. в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет и возложении на Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области обязанность назначить и выплатить Бондаренко И.Н. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет с 19 июля 2018 года по 1 июля 2019 года. В удовлетворении исковых требований ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, возложении обязанности назначить и выплатить ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Черемховского городского суда Иркутской области от 18 марта 2020 г. по данному делу отменить.

Принять по данному делу новое решение, которым исковые требования Бондаренко Ирины Николаевны к Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, возложении обязанности назначить и выплатить ежемесячное пособие по уходу за ребенком удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области об отказе Бондаренко Ирине Николаевне в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Возложить на Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области обязанность назначить и выплатить Бондаренко Ирине Николаевны ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет с 19 июля 2018 года по 1 июля 2019 года.

В удовлетворении исковых требований Бондаренко Ирины Николаевны к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, возложении обязанности назначить и выплатить ежемесячное пособие по уходу за ребенком отказать.

Судья-председательствующий И.И. Губаревич

Судьи И.Л. Васильева

А.Р. Сундюкова