ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-81/2021 от 12.11.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья: Чудинова А.А. Дело № 33-9858/2021

Дело № 2-81/2021

УИД 25RS0018-01-2020-001551-42

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 ноября 2021 г. г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Н.

судей Веригиной И.Н., Вишневской С.С.

при секретаре Якушевской Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда Приморского края от 20.01.2021, которым в иске отказано.

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Н., объяснения представителя ФИО1 - ФИО2, представителей администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края - ФИО3, ФИО4, ФИО5, заключение прокурора Прытковой М.В., полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края о признании увольнения на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-рл незаконным, восстановлении на работе в должности ..., взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда в размере 50000 руб.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в администрацию Горноключевского городского поселения на должность ... по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. Договор заключен на неопределенный срок и является бессрочным. Распоряжением главы администрации Горноключевского городского поселения ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ-рл трудовой договор с ним расторгнут на основании п. 2 ч. 1 ст.77 ТК РФ (в связи с истечением срока трудового договора). Увольнение по данному основанию произведено работодателем с нарушением закона, поскольку срочный договор с ним не заключался, отсутствуют основания считать, что его должность учреждена непосредственно для обеспечения полномочий главы администрации ФИО11

Представитель администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края иск не признал.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя муниципального комитета Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился истец, представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

В судебном заседании представитель ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района просили в удовлетворении жалобы отказать, считают решение суда правильным.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Судом установлено, что распоряжением главы Горноключевского городского поселения - главы администрации Горноключевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-рл ФИО1 назначен на должность ... с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 102).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района в лице главы администрации ФИО11 и ФИО1 заключен бессрочный трудовой договор (т.1 л.д. 103-105).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор изложен в новой редакции, в соответствии с которым ФИО1 принят на муниципальную службу на должность ... (т.1 л.д. 106-111).

Из дополнительного соглашения следует, что в реестре должностей муниципальной службы Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края замещаемая муниципальным служащим должность отнесена к главной группе должностей муниципальной службы; трудовой договор заключен на неопределенный срок (п.п. 1.2, 1.3.).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был временно нетрудоспособен.

По результатам выборов ДД.ММ.ГГГГ главой Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края избран ФИО12, который вступил в должность ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 197).

Истец отказался от подписания дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым п. 1.3 трудового договора изложен в новой редакции: «Трудовой договор является срочным и заключен на срок полномочий главы Горноключевского городского поселения Приморского края ФИО11», о чем составлен соответствующий акт (т.1 л. <...>).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 письменно уведомлен о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия (т.1 л. д. 99).

Распоряжением главы администрации Горноключевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-рл ФИО1 уволен по п. 2 ч. 1 ст.77 ТК РФ (в связи с истечением срока трудового договора) (т.1 л.д. 101).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что положения закона о бессрочном характере трудового договора к данным правоотношениям не подлежат, поскольку должны применяться специальные нормы, установленные ч. 7 ст. 11 ТК РФ и ст. 7 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Абзац 10 ч. 1 ст. 59 ТК РФ устанавливает общее правило о заключении срочного трудового договора с лицами, поступающими на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности должностных лиц, в том числе в случаях поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Специфика прохождения муниципальной службы на условиях срочного трудового договора закреплена в законодательстве о муниципальной службе, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Часть 2 ст. 7 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предоставляет субъектам Российской Федерации право предусмотреть в реестре должностей муниципальной службы должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, и замещаемые на условиях срочного трудового договора.

Часть 2 ст. 4 Закона Приморского края от 04.06.2007 № 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае» предусматривает наличие в Реестре должностей муниципальной службы в Приморском крае должностей муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, и также закрепляет положение о том, что такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Во взаимосвязи с данной нормой находится ч. 2 ст. 1 Закона Приморского края от 04.06.2007 № 83-КЗ «О Реестре должностей муниципальной службы в Приморском крае», а также приложение 2 к названному Закону, относящее к числу таких должностей должность заместителя главы местной администрации (код 4-2-03).

Аналогичная норма содержится в Реестре должностей муниципальной службы Горноключевского городского поселения, утвержденном Решением муниципального комитета Горноключевского городского поселения от 21.01.2016 № 55 (Приложение № 2) (т.1 л. д. 96-97).

Такое правовое регулирование обусловлено спецификой публично-правовой природы муниципальной службы, направлено на закрепление особенностей правового статуса данной категории муниципальных служащих, которые принимаются на службу для обеспечения деятельности должностных лиц, чьи полномочия также ограничены определенным сроком, и в равной мере распространяется на всех муниципальных служащих, замещающих такие должности (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2003 № 19-П).

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что оспариваемое распоряжение не нарушает права и законные интересы истца, поскольку по истечении срока полномочий лица, замещающего муниципальную должность, работник, должность которого учреждена для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность, подлежит увольнению по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, требование срочности договора обусловлено в данном случае спецификой публично-правовой природы муниципальной службы, не нарушает принцип равенства трудовых прав служащих, которые принимаются на службу для обеспечения деятельности конкретных должностных лиц, чьи полномочия также ограничены определенным сроком. При этом имеется в виду, что такие служащие слагают свои полномочия перед вновь избранным или назначенным на должность главы поселения, что, по сути, означает истечение условий срочного трудового договора.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что трудовой договор был заключен на неопределенный срок, не расторгнут одновременно с избранием на должность главы Горноключевского городского поселения ФИО12, трудовые отношения продолжались на условиях заключенного трудового договора, не влекут отмену решения суда, поскольку в силу императивных требований закона занимаемая истцом должность может замещаться только на основании срочного трудового договора, который не может продлеваться.

Доводы жалобы истца о том, что новый глава муниципального образования обязан был предложить ему имеющиеся должности и заново заключить с ним срочный трудовой договор, не основаны на законе.

Доводы о том, что должность истца отнесена к категории руководителей, которые не является обеспечивающими специалистами, также основаны на неверном толковании норм права.

Согласно п. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (ч. 2). В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации; (ч. 2.1); в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию (ч. 2.2).

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст. 37).

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (ч. 2 ст. 37).

Аналогичные положения содержатся в ст.ст. 31, 35, 36 Устава Горноключевского городского поселения.

Кроме того, Уставом предусмотрено, что срок полномочий главы администрации имеет ограниченный срок. Полномочия начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы (ст. 32); в случае досрочного прекращения полномочий главы поселения его полномочия временно исполняет один из заместителей, определяемых нормативным правовым актом администрации Горноключевского городского поселения (ст. 33).

В этой связи доводы жалобы о том, что выборным должностным лицом Горноключевского городского поселения является глава Горноключевского городского поселения, а истец занимал должность заместителя главы администрации Горноключевского городского поселения, и избрание на должность главы администрации городского поселения на определенный срок законом не предусмотрено, не влекут отмену решения суда.

Вопреки доводам жалобы о том, что трудовой договор, должностная инструкция не содержат условий, которые бы однозначно свидетельствовали, что он принят именно на должность, связанную с непосредственным обеспечением исполнения полномочий главы муниципального образования, должность истца учреждена для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, поэтому такая должность замещается путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Согласно ч.1 ст. 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Как указано выше, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не работал в связи временной нетрудоспособностью, уведомление об увольнении по истечении срока действия трудового договора было вручено ему ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное не влечет восстановления истца на работе, однако свидетельствует о нарушении установленного порядка увольнения и является основанием для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда на основании ст. 237 ТК РФ.

В связи с чем решение суда в части отказа во взыскании компенсации морального вреда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований о компенсации морального вреда в части.

Исходя из обстоятельств данного дела, учитывая степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости, судебная коллегия приходит к выводу о компенсации морального вреда в размере ... руб.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Кировского районного суда Приморского края от 20.01.2021 отменить в части отказа во взыскании компенсации морального вреда, принять в этой части новое решение.

Иск ФИО1 к администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворить в части.

Взыскать с администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере ... руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий Судьи