ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-81/2021 от 14.04.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Апелляционное дело №33-1583/2021

Докладчик Агеев О.В.

Дело в суде 1 инстанции №2-81/2021

Судья Тигина С.Н.

УИД 21RS0024-01-2020-003406-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего Лысенина Н.П.,

судей Агеева О.В., Алексеевой Г.И.,

при секретаре Львовой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж периодов обучения и работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Ц.А.ИБ. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 января 2021 года.

Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия

установила:

Ц.А.ИВ. обратился в суд с иском, уточенным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (УПФР в г.Чебоксары) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж периодов обучения и работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Требования истцом мотивированы тем, что 5 июня 2020 года он обратился к ответчику с заявлением о выплате пенсии за период с сентября 2018 года по 30 апреля 2019 года. Однако решением УПФР в г.Чебоксары от 6 июля 2020 года ему было отказано в выплате. При этом 26 октября 2018 года истцу, являющемуся уроженцем Республики Узбекистан, выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации, 8 ноября 2018 года он зарегистрировался по месту жительства в г.Чебоксары, 19 марта 2020 года ему был выдан паспорт гражданина Российской Федерации. Ссылаясь на то, что факт постоянного проживания на территории России с сентября 2018 года подтверждается страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования от 24 августа 2018 года, разрешением на временное проживание от 26 октября 2018 года полагал, что имеет право на выплату пенсии за спорный период. По мнению истца условия его работы на Новоийском горно-металлургическом комбинате им.50-летия СССР должны быть приравнены к работе в условиях Крайнего Севера, что, в свою очередь, должно повлечь включение времени работы на этом предприятии в страховой стаж с применением районного коэффициента 1,6. Полагал, что работа в ГГО «Самаркандгеология» Даугызтауской геологоразведочной экспедиции с 24 декабря 1981 года по 12 января 1984 года подлежит включению в страховой стаж с коэффициентом 1,3, так как Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 5 марта 1960 года №298/8 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников геологических и топографо-геодезических организаций и предприятий» в Тамдынском и Кенимехском районах Бухарской области Узбекской ССР применялся коэффициент 1,3 при выплате заработной платы. Необоснованно пенсионным органом не включен в стаж период обучения в Кокандском автодорожном техникуме с 1968 года по 1972 год, так как статьей 67 Закона СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» обучение в средних специальных учебных заведениях засчитывается в стаж работы. Пенсионным органом со ссылкой на отсутствие печати в трудовой книжке не был включен в стаж истца период его работы в Строительно-монтажном кооперативе «Монолит» с 12 мая 1990 года по 20 сентября 1991 года, тогда как в отсутствие у организации печати такое нарушение правил ведения трудовых книжек не является основанием невключения периода в страховой стаж. С учетом уплаты им в период с 1 января 2002 года по 8 августа 2016 года страховых взносов в Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан истец полагал неправомерным невключение ответчиком в накопительную часть пенсии уплату страховых взносов.

Истец Ц.А.ИВ. с учетом уточнения исковых требований просил признать решение ответчика от 6 июля 2020 года №12101-50-Ц/1002 в части отказа в выплате пенсии за период с сентября 2018 года по 30 апреля 2019 года незаконным; возложить обязанность выплатить пенсию за период с сентября 2018 года по 30 апреля 2019 года; возложить обязанность включить в период работы, связанной с добычей урана и драгоценных металлов, в пенсионный стаж (страховой), с увеличенным коэффициентом (1,6) периоды работы: с 21 августа 1974 года по 1 июля 1975 года в качестве машиниста автогрейдера 557 Участка механизации горных работ по 7 разряду Центрального рудоуправления Навоийского горно-металлургического комбината им.50-летия СССР; с 25 февраля 1977 года по 6 июля 1977 года в качестве слесаря по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов по 7 разряду Участка механизации горных работ Центрального рудоуправления Навоийского горно-металлургического комбината им.50-летия СССР; с 27 июня 1985 года по 10 мая 1990 года в качестве машиниста насосных установок 7 разряда в Объединенной энергослужбе внешнего водоснабжения Центрального рудоуправления Навоийского горно-металлургического комбината им.50-летия СССР; возложить обязанность включить в пенсионный стаж с учетом районных и полевых надбавок период работы в ГГО «Самаркандгеология» Даугызтауской геологоразведочной экспедиции с 24 декабря 1981 года по 12 января 1984 года; возложить обязанность включить в пенсионный стаж (страховой) период обучения в Кокандском автодорожном техникуме в Узбекской ССР в период с 1 сентября 1968 года по 11 мая 1972 года; возложить обязанность включить в пенсионный стаж период работы с 12 мая 1990 года по 20 сентября 1991 года в Строительно-монтажном кооперативе «Монолит»; возложить обязанность включить в накопительную часть пенсии уплату страховых взносов в период работы с 1 января 2002 года по 8 августа 2016 года.

В судебном заседании истец Ц.А.ИВ. поддержал исковые требования по изложенным основаниям.

Ответчик УПФР в г.Чебоксары извещен о времени и месте судебного заседания, представитель в суд не явился. В представленных суд возражениях представитель ответчика исковые требования не признал, полагая их необоснованными.

Третьи лица Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии и Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике-Чувашии надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, их представители в суд также не явились.

Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 января 2021 года постановлено:

«требования ФИО1 удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в страховой стаж ФИО1 периода работы с 12 мая 1990 года по 20 сентября 1991 года в Строительно-монтажном кооперативе «Монолит» г.Зарафшан (Республика Узбекистан).

Отказать в удовлетворении остальной части требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии, в частности:

- с 21 августа 1974 года по 01 июля 1975 года - работы в должности машиниста автогрейдера 557 УМГР по 7 разряду Центрального рудоуправления Навоийского горно- металлургического комбината им. 50-летия СССР;

- с 25 февраля 1977 года по 06 июля 1977 года - работы в должности слесаря по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов по 7 разряду Участка механизации горных работ Центрального рудоуправления Навоийского горно-металлургического комбината им. 50-летия СССР;

- с 27 июня 1985 года по 10 мая 1990 года - работы в должности машиниста насосных установок 7 разряда в Объединенной энергослужбе внешнего водоснабжения Центрального рудоуправления Навоийского горно-металлургического комбината им. 50-летия СССР;

Указанное решение суда обжаловано истцом Ц.А.ЮА. в части исковых требований об отказе в признании решения пенсионного органа от 6 июля 2020 года №12101-50-Ц/1002 незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж: период работы на добыче урана и драгоценных металлов в г.Зарафшан Республики Узбекистан с увеличенным коэффициентом 1,6, и период работы в ГГО «Самаркандгеология» Даугызтауской геологоразведочной экспедиции с 24 декабря 1981 года по 12 января 1984 года с учетом районных надбавок с коэффициентом 1,3; возложении обязанности включить в накопительную часть пенсии уплату страховых взносов за период работы с 1 января 2002 года по 8 августа 2016 года, в удовлетворении которых было отказано. В апелляционной жалобе истец Ц.А.ИВ. указал основания, по которым считает решение суда в обжалуемой части неправильным: осенью 2018 года он переехал в Российскую Федерацию из Республики Узбекистан, где являлся получателем пенсии, разрешение на временное проживание в Российской Федерации получил 26 октября 2018 года, по месту жительства зарегистрирован 8 ноября 2018 года; пенсия продолжала выплате после получения страхового свидетельства об обязательном пенсионном страховании 24 августа 2018 года или после получения разрешения на временное проживание 26 октября 2018 года; фактически проживал на территории Российской Федерации с сентября 2018 года; период работы в ГГО «Самаркандгеология» Даугызтауской геологоразведочной экспедиции с 24 декабря 1981 года по 12 января 1984 года подлежал включению в страховой стаж с учетом увеличенного районного коэффициента 1,3, так как Постановлением Госкомтруда СССР Секретариата ВЦСПС от 5 марта 1960 года №298/8 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников геологических и топографо-геодезических организаций и предприятий» в Кара-Калпакская АССР, Тамдынский и Кенимехский районах Бухарской области Узбекской ССР применялся коэффициент заработной платы 1,3; периоды работы с 21 августа 1974 года по 1 июля 1975 года, с 25 февраля 1977 года по 6 июля 1977 года, с 27 июня 1985 года по 10 мая 1990 года, связанные с добычей урана и драгоценных металлов, подлежали включению в страховой стаж с применением районного коэффициента 1,6, так как пунктом 1 Постановления Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан «О совершенствовании регулирования заработной платы» от 20 апреля 1992 года №200 установлен территориальный коэффициент 1,6 к заработной плате работников всех предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Навоийском регионе в городах Зарафшан и ФИО2; полагал неправомерным невключение в накопительную часть пенсии уплату страховых взносов в период работы в Республике Узбекистан с 1 января 2002 года по 8 августа 2016 года, так как в условиях формирования различных пенсионных систем государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года необходимо принимать меры по гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Ц.А.ЮБ. апелляционную жалобу поддержал.

Представитель ответчика УПФР в г.Чебоксары Д. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представители третьих лиц Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии и Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике-Чувашии в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, хотя были извещены о времени и месте его проведения. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев дело и проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ц.А.ИВ. являлся получателем пенсии по старости в Республике Узбекистан, назначенной уполномоченным органом Республики Узбекистан.

В период с августа 2018 года по октябрь 2019 года Ц.А.ИВ. не имел вида на жительство в Российской Федерации.

Решением пенсионного органа от 3 февраля 2020 года Ц.А.ИГ. с 1 мая 2019 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» бессрочно.

Из письма УПФР в г.Чебоксары от 20 апреля 2020 года №12101-50-Ц/349 следует, что период работы Ц.А.ИБ. в ГГО «Самаркадгеология» с 24 декабря 1981 года по 12 января 1984 года не подлежит включению в стаж с применением районного коэффициента, так как город Зарафшан Навоийской области Республики Узбекистан в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей не включен; размер пенсии определен по общим правилам. По периодам работы на территории Республики Узбекистан после 2002 года указано, что справка от 20 декабря 2019 года №102 ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» подтверждает уплату страховых взносов с 1 января 2002 года по 8 августа 2016 года в Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан, однако справка из Внебюджетного Пенсионного фонда Республики Узбекистан, подтверждающая уплату страховых взносов, в УПФР в г.Чебоксары не поступила; включение указанного периода работы в страховой стаж не повлияет на размер пенсии, так как с 1 января 2002 года на размер пенсии влияет сумма страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Письмом УПФР в г.Чебоксары от 6 июля 2020 года №12101-50-Ц/1002 Ц.А.ИГ. отказано в выплате страховой пенсии по старости за период с сентября 2018 года по апрель 2019 года, назначении накопительной пенсии. Так как с заявлением о назначении страховой пенсии заявитель обратился 11 ноября 2019 года, представив вид на жительство иностранного гражданина от 31 октября 2019 года с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации с 9 ноября 2019 года, выплата пенсии на территории Республики Узбекистан была прекращена в 2018 году, страховая пенсия по старости назначена за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства, указанного в виде на жительство, с 1 мая 2019 года. В связи с тем, что Ц.А.ИВ. не осуществлял трудовую деятельность на территории Российской Федерации в период с 2002 года по 2005годы, уплата страховых взносов на финансирование накопительной части не производилась, он не являлся участником программы софинансирования, отсутствуют пенсионные накопления, из которых производится выплата накопительной пенсии.

Из трудовой книжки Ц.А.ИБ., архивной справки Центрального архива «Навоийского горно-металлургического комбината» от 15 октября 2019 года №08-03-03/Ц-6, справки ГУП «Кызылкумгеология» Даугызтауской полевой геологоразведочной экспедиции от 16 ноября 2019 года №144, следует, что истец работал с 21 августа 1974 года по 1 июля 1975 года машинистом автогрейдера Д-557 по 7 разряду, а с 25 февраля 1977 года по 6 июля 1977 года слесарем по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов по 7 разряду на участке механизации горных работ Центрального рудоуправления Навоийского горно-металлургического комбината им.50-летия СССР, с 24 декабря по 12 января 1984 года в ГГО «Самаркандгеология» Даугызтауской полевой геологоразведочной экспедиции в качестве шлифовальщика, с 27 июня 1985 года по 10 мая 1990 года машинистом насосных установок 7 разряда в Объединенной энергослужбе внешнего водоснабжения Центрального рудоуправления Навоийского горно-металлургического комбината им.50-летия СССР. Указанные периоды работы включены в страховой стаж истца в календарном исчислении.

Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности выплатить истцу пенсию за период с 1 сентября 2018 года по 30 апреля 2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что с сентября по октябрь 2019 года истец не имел вида на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства в Российской Федерации, по месту жительства на территории России зарегистрирован 9 ноября 2019 года, поэтому страховая пенсия ему была назначена за шесть месяцев до месяца регистрации, то есть с 1 мая 2019 года.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в страховой стаж периода работы с 27 июня 1985 года по 10 мая 1990 года с применением повышенного коэффициента 1,3, суд первой инстанции исходил из того, что к спорным правоотношениям постановление Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Секретариата ВЦСПС от 5 марта 1960 года №292/8, устанавливающее к заработной плате для работников геологических и топографо-геологических организаций и предприятий районный коэффициент 1,3, неприменимо.

Отказывая в удовлетворении требований истца в части включения в страховой стаж периодов работы в Новоийской области Узбекской ССР с 21 августа 1974 года по 1 июля 1975 года, с 25 февраля 1977 года по 6 июля 1977 года, с 27 июня 1985 года по 10 мая 1990 года с увеличенным районным коэффициентом 1,6, как приравненных к работе в районах Крайнего Севера, суд первой инстанции исходил из того, что данная местность в установленном законом порядке не отнесена к районам Крайнего Севера, оснований для применения коэффициентов к заработной плате к пенсионному обеспечению оснований не имелось.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суд первой инстанции, поскольку они основаны на законе и представленных по делу доказательствах.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, принятым 13 марта 1992 года (Соглашение от 13 марта 1992 года).

Соглашением от 13 марта 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (статья 1); назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (пункт 1 статьи 6); при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера; размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения (статья 7).

В соответствии с письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года №1-369-18 при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсия по новому месту жительства назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство.

Согласно пункту 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года №958н, для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.

В качестве документа, подтверждающего постоянное проживание на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, гражданин вправе представить вид на жительство, в качестве документа, подтверждающего его место жительства, гражданин вправе представить вид на жительство с отметкой о месте регистрации по месту жительства (пункт 53 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года №16п).

Таким образом, учитывая, что одним и обязательных условий назначения пенсии иностранным гражданам является их постоянное проживание на территории Российской Федерации, подтверждением чего является вид на жительство, Ц.А.ИВ., являясь иностранным гражданином, в период с сентября 2018 года по октябрь 2019 года не имел вида на жительство в Российской Федерации с отметкой о регистрации, оснований для выплаты истцу страховой пенсии по старости за период с 1 сентября 2018 года по 30 апреля 2019 года (с учетом назначения пенсии за шесть месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России) не имеется.

Районные коэффициенты, введенные постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 5 марта 1960 года №292/8, устанавливающие к заработной плате для работников геологических и топографо-геологических организаций и предприятий в том числе в Кара-Калпакская АССР, Тамдынский и Кенимехский районах Бухарской области Узбекской ССР коэффициент заработной платы 1,3, не является районным коэффициентом, предусмотренным статьей 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», так как устанавливался лишь для определенной категории работников геологических и топографо-геологических организаций и предприятий, являлся отраслевым коэффициентом, не относился к пенсионному обеспечению.

Как следует из перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (перечень районов Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях), утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» ни одна из областей Узбекистана (ранее Узбекской ССР), в том числе Новоийская область, не поименована.

Установление повышенного коэффициента к заработной плате осуществлялось на определенный период с учетом сложности производственных условий, применялось для увеличения заработной платы в целях привлечения работников, поэтому данный коэффициент не является районным коэффициентом (в понимании определенных территорий), который устанавливается в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате работников, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат граждан, проживающих и осуществляющих трудовую деятельность в этих районах.

Соответственно местность, в которой истцом осуществлялась трудовая деятельность в периоды с 21 августа 1974 года по 1 июля 1975 года, с 25 февраля 1977 года по 6 июля 1977 года, с 27 июня 1985 года по 10 мая 1990 года не отнесена и не относилась к районам Крайнего Севера и не приравнена к ним.

Ссылки истца на постановление Совета Министров РСФСР от 30 декабря 1958 года №1423 с грифом «совершенно секретно», которым якобы города Зарафшан и ФИО2 Навоийской области Узбекской ССР включены в Особый перечень местностей Крайнего Севера с районным коэффициентом 1,6 являются несостоятельными, поскольку какими-либо допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждаются. Кроме того, вызывает сомнения наличие секретного постановления Совмина РСФСР, распространяющего свое действие на территорию другого союзного государства –Узбекской ССР.

Таким образом, учитывая, что действие положений нормативно-правовых актов, регулирующих установление коэффициентов для районов Крайнего Севера на лиц, работавших в особых условиях труда в местностях, которые не включены в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не распространяется, оснований для учета периодов работы с 21 августа 1974 года по 1 июля 1975 года, с 25 февраля 1977 года по 6 июля 1977 года, с 27 июня 1985 года по 10 мая 1985 года в льготном исчислении не имеется. Выплата заработной платы с районным коэффициентом без включения территории, где осуществлялась трудовая деятельность, в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не является основанием для исчисления стажа на льготных условиях.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца о возложении на пенсионный орган обязанности включить в накопительную часть пенсии уплату Ц.А.ИД. страховых взносов в Республике Узбекистан в период с 1 января 2002 года по 8 августа 2016 года, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств уплаты страховых взносов за указанный период в бюджет Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с окончательным выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в накопительную часть пенсии уплату страховых взносов в период работы истца в Республике Узбекистан с 1 января 2002 года по 8 августа 2016 года.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2).

В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года №99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР; при этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года №203-16); периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации; при этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Приведенный выше порядок подтверждения доказательствами уплаты страховых взносов за истца в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрен при оценке пенсионных прав для подсчета страхового стажа после 1 января 2002 года. При этом назначение страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Узбекистан. Вместе с тем истцом, прибывшим в Российскую Федерацию из Республики Узбекистан, поставлен вопрос об учете страховых взносов, уплаченных на государственное пенсионное обеспечение (страхование) в Республике Узбекистан в период с 1 января 2002 года по 8 августа 2016 года, в накопительную часть пенсии в Российской Федерации. Требований о включении указанного периода в страховой стаж истцом не заявлено.

Накопительная пенсия в Российской Федерации устанавливается в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года №424-ФЗ «О накопительной пенсии».

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №424-ФЗ «О накопительной пенсии» накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии (пункт 1); средства пенсионных накоплений - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования (пункт 3).

Статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №424-ФЗ «О накопительной пенсии» предусмотрено, что право на накопительную пенсию имеют застрахованные лица: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости, установленных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента) (часть 1); накопительная пенсия назначается застрахованным лицам при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, если размер накопительной пенсии составляет более 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии. Если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии, застрахованные лица имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты (часть 3).

Ц.А.ИВ., как иностранный гражданин, не относился к застрахованным лицам в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», поскольку уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в период с 1 января 2002 года по 8 августа 2016 года за него не осуществлялась.

Поскольку Ц.А.ИВ. до 19 марта 2020 года являлся гражданином Республики Узбекистан, по 31 августа 2018 года получал пенсию по законодательству указанного государства, реализовав право на пенсионное обеспечение в рамках системы пенсионного обеспечения Республики Узбекистан, в оспариваемый период с 1 января 2002 года по 8 августа 2016 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за него не уплачивались, средства пенсионных накоплений у истца отсутствуют, не имеется оснований для учета страховых взносов, уплаченных в его пользу на государственное пенсионное обеспечение (страхование) в Республике Узбекистан, в накопительную пенсию в Российской Федерации, назначения накопительной пенсии.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что пенсия по прибытии из Республики Узбекистан подлежит выплате после получения страхового свидетельства об обязательном пенсионном страховании 24 августа 2018 года или разрешения на временное проживание 26 октября 2018 года, судебная коллегия находит несостоятельными и основанными на неверном толковании действующего пенсионного законодательства, поскольку истец с августа 2018 года по октябрь 2019 года, являясь иностранным гражданином, не имел вида на жительство в Российской Федерации с отметкой о регистрации, как необходимого условия подтверждения проживания в Российской Федерации. Установленный действующим пенсионным законодательством порядок назначения и выплаты страховой пенсии по старости прибывшим в Российскую Федерацию иностранным гражданам из государств, ранее входивших в состав СССР (в том числе Республики Узбекистан) не предусматривает назначение пенсии при постановке их на учет в системе обязательного пенсионного страхования или выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, необходимым условием является наличие вида на жительство.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о включении в страховой стаж истца периода работы в ГГО «Самаркандгеология» Даугызтауской полевой геологоразведочной экспедиции с 24 декабря 1981 года по 12 января 1984 года с учетом увеличенного районного коэффициента 1,3, со ссылкой на Постановление Госкомтруда СССР Секретариата ВЦСПС от 5 марта 1960 года №298/8 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников геологических и топографо-геодезических организаций и предприятий» о применении в Кара-Калпакская АССР, Тамдынский и Кенимехский районах Бухарской области Узбекской ССР коэффициента заработной платы 1,3, судебная коллегия находит несостоятельными и отклоняет, поскольку указанный документ устанавливает повышенные коэффициенты к заработной плате в виде исключения для работников отдельной отрасли и для отдельных территорий, расходы на которые осуществляются в пределах фонда заработной платы за счет средств организаций и предприятий, не относится к пенсионному обеспечению.

Доводы жалобы о том, что периоды с 21 августа 1974 года по 1 июля 1975 года, с 25 февраля 1977 года по 6 июля 1977 года, с 27 июня 1985 года по 10 мая 1990 года на работах, связанных с добычей урана и драгоценных металлов, подлежали включению в страховой стаж с применением районного коэффициента 1,6 подлежат отклонению по основаниям, изложенным выше. Предположения истца о том, что условия его работы в Узбекской ССР на Навоийском горно-металлургическом комбинате должны быть приравнены к работе в условиях Крайнего Севера, включению периодов работы в страховой стаж с повышенным коэффициентом 1,6, что должно повлечь увеличение размера трудовой пенсии с применением повышенного соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, основаны на неверном толковании действующего пенсионного законодательства, поскольку территории Узбекской ССР в установленном законом порядке не были отнесены к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям. При том, что работа в тяжелых или вредных условиях труда (по Списку №1 и Списку №2) подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в календарном порядке и не предусматривает льготного исчисления, занятость истца на работах по добыче урана и драгоценных металлов не влечет применение районных коэффициентов для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для повышения страховой пенсии. Постановление Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан «О совершенствовании регулирования заработной платы» от 20 апреля 1992 года №200 не имеет значения для оценки пенсионных прав истца в Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы истца о необходимости включения в накопительную часть пенсии уплаты страховых взносов за период его работы в Республике Узбекистан с 1 января 2002 года по 8 августа 2016 года со ссылкой на гармонизацию законодательства о пенсионном обеспечении судебная коллегия не принимает, поскольку порядок назначения застрахованному лицу накопительной пенсии предусматривает наличие средств пенсионных накоплений, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, тогда как за истца страховые взносы в Российской Федерации не уплачивались, в Пенсионном фонде Российской Федерации средства пенсионных накоплений истца не формировались. После 1 января 2002 года уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, имеет значение только для решения вопроса о включении в подсчет страхового стажа периодов работы за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца и, соответственно, для отмены обжалуемого им решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1–без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий: Лысенин Н.П.

Судьи: Агеев О.В.

Алексеева Г.И.

Определение21.05.2021