Судья Воронина А.Е. УИД 16RS0021-01-2022-000049-87
дело № 2-81/2022
№ 33-9836/2022
Учет № 039г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 сентября 2022 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М.
судей Мелихова А.В. и Субботиной Л.Р.
с участием прокурора Халиковой Л.Г.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Арутюняном Ш.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Акчуриной Екатерины Ивановны на решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 24 марта 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Акчуриной Екатерины Ивановны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене приказа о расторжении служебного контракта, восстановлении в должности, взыскании среднего заработка и компенсации морального вреда, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика МИНФС России № 9 по Республике Татарстан – Костиной О.Н., полагавшей принятое по делу решение законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Акчурина Е.И. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан (далее Межрайонная ИФНС России № 9 по РТ) о признании незаконным приказа о расторжении служебного контракта и его отмене, восстановлении в должности, взыскании среднего заработка и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что с 24 августа 1999 года по 30 ноября 2021года являлась работником налоговой службы. 15 августа 2005 года с ней был заключен служебный контракт. На протяжении всего времени рабочее место находилось по адресу: <адрес>.
С 17 октября 2011 года Межрайонная ИФНС России № 9 по Республике Татарстан состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения Территориальный участок № 5 по Мензелинскому району (далее ТОРМ № 5) по адресу: <адрес>.
Приказом Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан от 5 октября 2015 года № 2.1-0-02/208 «Об упорядочении деятельности территориальных участков Межрайонная ИФНС России № 9 по Республике Татарстан» она была назначена ответственным работником по соблюдению регламента на ТОРМ № 5. Приказом Межрайонной ИФНС России № 9 по РТ от 22 июля 2011 года № 2.1-1-01/168 был утвержден Регламент основных функций и порядок работы территориально обособленных рабочих мест.
30 сентября 2021 года представителем нанимателя она была уведомлена о том, что в соответствии с поручением УФСН по Республике Татарстан от 21 сентября 2021 года № 2.2-39/033542@ «Об упразднении ТОРМ» территориально-обособленное рабочее место по адресу: <адрес> с 1 декабря 2021 года подлежит упразднению. С 1 декабря 2021 года ей было предложено продолжить профессиональную служебную деятельность без изменения должностных обязанностей в Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан, расположенной по адресу: <адрес>. 30 ноября 2021 года она уволена в связи с отказом государственного служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в связи с изменением существенных условий служебного контракта пункт 7 части 1 статьи 33 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Полагала, что увольнение по пункту 7 части 1 статьи 33 Закона № 79-ФЗ в связи с упразднением ТОРМ является незаконным.
На основании изложенного, с учётом уточнения исковых требований, просила признать незаконным приказ Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан от 24 ноября 2021 года № 2.2.1-08/304 о расторжении служебного контракта и отменить его, восстановить ее на работе в должности главного государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками, взыскать с Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан размер среднего заработка за время вынужденного прогула в период с 1 ноября 2021 года по дату вынесения судом соответствующего решения.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что предлагала работодателю уволить ее по основаниям, предусмотренным пунктом 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поскольку причиной ее увольнения явилась ликвидация ТОРМ № 5, а не изменение существенных условий служебного контракта.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что по мнению ответчика Акчурина Е.И., уволена на законных основаниях, поскольку отказалась продолжить работу в новых условиях труда.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал и вынес решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене принятого по делу решения указывая на неправильное определение судом обстоятельств дела, полагая, что имела место фактическая ликвидация территориально обособленного рабочего места.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явилась.
Представитель ответчика просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, при этом пояснить, в чём заключалось существенное изменение условий труда ответчицы не смогла.
Остальные участники процесса в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Участвующий в деле прокурор просила исковые требования удовлетворить.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее – гражданские служащие), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (статья 2 этого закона; далее – Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта является одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются (статья 29 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ №О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.
Согласно части 4 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Как видно из материалов дела и установлено судом Акчурина Е.И. на основании Приказа от 25 августа 1999 года № 82 принята на работу на должность государственного налогового инспектора отдела налогообложения юридических лиц в Государственную налоговую инспекцию по Мензелинскому району Республике Татарстан.
В связи с реорганизацией территориальных налоговых органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Республике Татарстан, Инспекция МНС России по Мензелинскому району Республике Татарстан приказом МНС России от 2 ноября 2001 года № ВГ-3-15/474 реорганизована путем слияния в Межрайонную службу.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу. Приказом ФНС России от 19 ноября 2004 года № СА-3-15/99 утверждена структура Управления ФНС России по Республике Татарстан.
Межрайонная инспекция МНС России № 2 по РТ, согласно Приказу Управления ФНС России по Республике Татарстан от 25 ноября 2004 года № 1-л «О структуре территориальных органов ФНС России по РТ» реорганизована путем слияния в Межрайонную инспекцию ФНС России № 2 по Республике Татарстан.
С 01 февраля 2005 года Акчурина Е.И. переведена на должность заместителя начальника отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной инспекции ФНС России №2 Республики Татарстан с испытательным сроком на 6 месяцев. Заключен служебный контракт № 16 от 15 августа 2005 года о прохождении государственной гражданской с Российской Федерации в должности заместителя начальника отдела работы с налогоплательщиками.
В соответствии со структурой Управления ФНС России по РТ, утвержденной приказом ФНС России от 06.06.2011 № ММВ-7-4/357 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по РТ», Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Республике Татарстан реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Республике Татарстан.
Приказом от 1 сентября 2011 года за № 2.1-3-04/310 Акчурина Е.И. назначена на должность главного государственного инспектора отдела работы с налогоплательщиками с 1 сентября 2011 года.
В связи с организационно-штатными мероприятиями с 1 мая 2016 года истец приказом от 29 апреля 2016 года № 2.1-3-08/163 назначена на должность главного государственного инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками.
На основании приказа от 29 апреля 2016 года № 2.1-3-08/163 с Акчуриной Е.И. заключено Дополнительное соглашение № 16/2 к Служебному контракту от 15 августа 2005 года № 16 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе в должности главного государственного инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Республике Татарстан.
Территориальное - обособленное рабочее место № 5 налогового органа, в котором организован кабинет и фактическое рабочее место, располагалось по адресу: <адрес>, в то время как, сам отдел учета и работы с налогоплательщиками, в котором на момент увольнения работала Акчурина Е.И., фактически находился в <адрес>.
Письмом руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 21 сентября 2021 года № 2.2-39/033542@, изданным в целях повышения эффективности работы, функционального распределения численности и оптимизации структуры территориальных налоговых органов ФНС России в Республике Татарстан, Инспекции поручено с 1 сентября 2021 года упразднить территориально-обособленные рабочие места на администрируемой территории.
Письмом Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан от 29 сентября 2021 года Акчурина Е.И. была уведомлена об изменении существенных условий служебного контракта связи с проведением комплекса мероприятий по передаче территориально-обособленного рабочего места из <адрес> в <адрес>. В уведомлении указано, что с 1 декабря 12.2021 года ее рабочее место будет находиться адресу: <адрес> и предложено продолжить профессиональную служебную деятельность без изменения должностных обязанностей по должности главного государственного налогового инспектора отдела учета и работе налогоплательщиками, в Межрайонной ИФНС России № по Республике Татарстан с рабочим местом по адресу: <адрес>. Истцу разъяснено, что в случае несогласия с изменением существенных условий служебного контракта, по истечении двух месяцев с получения уведомлений, представитель нанимателя вправе освободить ее от замещаемой должности, прекратить действие служебного контракта и уволить с государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 и 2004 № 79-ФЗ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с нормами Указа Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная налоговая служба входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, пунктам 1.4, 1.5 Регламента Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2014 года № ММВ-7-7/53@ (зарегистрировано в Минюсте России 27 мая 2014 года N 32450) (далее - Регламент), Федеральная налоговая служба (далее - Служба, ФНС России) осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Исходя из пункта 1.6 Регламента, структура и штатное расписание центрального аппарата ФНС России и структура управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональных инспекций ФНС России утверждаются руководителем ФНС России (далее - руководитель) в пределах фонда оплаты труда и численности работников (без персонала по охране и обслуживанию зданий), установленных Правительством, с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений.
Территориальные налоговые органы образуются приказом ФНС России (Службы) для осуществления полномочий Службы на определенной территории в соответствии с утвержденной схемой размещения территориальных налоговых органов (пункт 9.1. Регламента).
Принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных налоговых органов производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных налоговых органов (пункт 9.7. Регламента).
Структурными подразделениями территориального налогового органа являются отделы (пункт 1.8. Регламента).
Непосредственным территориальным органом Федеральной налоговой службы, осуществляющим деятельность по Елабужскому, Агрызскому, Менделеевскому, Мамадышскому районам Республики Татарстан, является Инспекция № 9.
Обозначенные ранее территориально обособленные рабочие места, включая расположенное по адресу, где работала Акчурина Е.И., созданы во исполнение приказа ФНС России от 6 июня 2011 года № ММВ-7-357 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан», приказа У ФНС России по Республике Татарстан «О структуре территориальных органов ФНС России в Республике Татарстан» от 15 июня 2011 года № 2.1-0-11/094@ в целях упорядочения деятельности по налоговому администрированию, созданию благоприятных условия для налогоплательщиков и в целом повышения эффективности работы Инспекции.
По смыслу названных положений Регламента территориально обособленные рабочие места обособленными структурными подразделениями не являются.
Существенными условиями трудового договора определены положениями части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации ими, в частности являются место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения, трудовая функция работника, условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха (если отличается от общих правил, установленных в организации), условия труда на рабочем месте;
Согласно служебному контракту, заключенному между Акчуриной Е.И. и ответчиком 15 августа 2005 года и последующих дополнительных соглашений к нему, истец обязалась выполнять должностные обязанности по должности Главного государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками, учреждённой в целях обеспечения исполнения полномочий Межрайонной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан.
Расположение рабочего места истца именно в городе Мензелинске контрактом не определялось. Из пояснений представителя ответчика, данных суду апелляционной инстанции, следует, что осуществление трудовой функции истца в городе Елабуга не отличалось бы от трудовой функции в городе Мензелинске, также не изменялся режим работы и размер оплаты труда.
Таким образом, какого-либо изменения существенных условия труда не имело места.
Вместе с тем, приказом от 24 ноября 2021 года № 2.2-1-08/304 Акчурина Е.И. с 30 ноября 2021 года была освобождена замещаемой должности государственной гражданской службы, служебный контракт заключенный с ней расторгнут, она уволена с государственной гражданской службы в связи с отказом государственного гражданского служащего предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы связи с изменением существенных условий служебного контракта, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.
По мнению судебной коллегии, основание увольнения выбрано работодателем неправильно.
В связи с этим работник подлежит восстановлению на работе.
В силу положений статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения незаконным, работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. При этом орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
Вынужденный прогул Акчуриной Е.И. за период с 1 декабря 2021 года по 29 сентября 2022 года составит 202 дня.
Согласно представленной в материалы дела справки о среднедневном заработке истца он составляет 1435 рублей
Таким образом, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать 289870 рублей.
Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку нарушение трудовых прав работника в связи с незаконным увольнением имело место, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать компенсацию морального вреда. По мнению судебной коллегии, размер взыскиваемой компенсации морального исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера, причиненных истцу нравственных страданий, а также с учетом требований разумности и справедливости надлежит установить в размере 5000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 24 марта 2021 года по данному делу отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать приказ Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 от 30 ноября 2021 года № 16 об увольнении Акчуриной Екатерины Ивановны незаконным.
Восстановить Акчурину Екатерину Ивановну на работе в Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 в должности главного государственного инспектора отдела учёта и работы с налогоплательщиками.
Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан ИНН .... средний заработок за время вынужденного прогула за период с 1 декабря 2021 года по 29 сентября 2022 года в размере 289870 рублей, в счет компенсации морального вреда 5000 рублей.
В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в большем размере отказать.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий три месяца, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение суда изготовлено в окончательной форме 6 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Определение20.10.2022