Судья Севостьянова Н.В. Дело № 33-2850/2019 (№2-820/2019) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2 октября 2019 г. г. Орел Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего судьи Курлаевой Л.И., судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е., при секретаре Панюковой И.А. в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело №2-820/2019 по исковому заявлению ФИО1 к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» о понуждении к совершению действий, по апелляционной жалобе некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 7 августа 2019 г., которым исковые требования удовлетворены. Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Хомяковой М.Е., выслушав объяснения представителя некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» ФИО2, поддержавшей апелляционную жалобу по доводам в ней изложенным, представителя истца ФИО1 – ФИО3, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы и считавшего решения суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила: ФИО1 обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее НО «РФКР») о понуждении к совершению действий. В обосновании требований указал, что он является собственником <адрес> многоквартирном <адрес>. Данный многоквартирный дом включён в областную адресную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области», утверждённую постановлением правительства Орловской области от 31 декабря 2013 г. № 482. Формирование фонда капитального ремонта осуществляется на специальном счёте, открытом в Орловском региональном филиале Акционерного общества «Россельхозбанк» (далее ОРФ АО «Россельхозбанк»), владельцем специального счёта является ответчик НО «РФКР». На общем собрании собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> от 30 июля 2018 г. было принято решение о проведении за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете, капитального ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения и фасада многоквартирного дома, был утвержден перечень работ по капитальному ремонту, стоимость работ, сроки его проведения. Истец ФИО1 был избран от имени всех участников собственников помещений как лицо, уполномоченное участвовать в приемке выполненных услуг по капитальному ремонту. На основании решений общего собрания истец от имени собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> заключил с Обществом с ограниченной ответственностью «Управление специальных работ» (далее ООО «УСР») договор №-м на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения в части восстановления системы пожарной сигнализации и автоматики дымоудаления. 29 мая 2019 г. истец обратился к ответчику НО «РФКР» с заявлением о перечислении со специального счёта для формирования фонда капитального ремонта аванса подрядчику ООО «УСР» по вышеуказанному договору в размере 30% от стоимости работ, равного 185 064 руб. 00 коп. Однако, НО «РФКР» отказалась давать кредитной организации указание о перечислении аванса названной подрядной организации, сославшись на то, что работы в части восстановления пожарной сигнализации и автоматики дымоудаления не входят в перечень работ по капитальному ремонту. Полагает, что бездействие ответчика нарушает права собственников помещений многоквартирного дома на предусмотренное законом распоряжение собственными средствами, которые внесены ими в фонд капитального ремонта, и препятствует исполнению ими обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме и обеспечению безопасных условия проживания граждан. На основании изложенного, просил суд обязать НО «РФКР» в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по направлению договора №-м от 29 мая 2019 г. на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения в части восстановления системы пожарной сигнализации и автоматики дымоудаления многоквартирного дома <адрес>, заключённого между представителем собственников помещений названного дома в лице ФИО1 и ООО «УСР», в ОРФ АО «Россельхозбанк», а также дать банку указание о перечислении в адрес ООО «УСР» аванса на выполнение работ в размере тридцати процентов от стоимости таких работ по данному договору. Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение. Не согласившись с решением суда НО «РФКР» подала на него апелляционную жалобу, в которой просит вынесенное по делу решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что система пожарной безопасности не входит в состав системы электроснабжения, соответственно работы по установке/восстановлению пожарной сигнализации и автоматики дымоудаления не входят в перечень работ по капитальному ремонту. Обращает внимание, что в действующий перечень работ по капитальному ремонту включен именно ремонт существующей системы пожарной сигнализации и автоматики дымоудаления, а не ее установка. Выражает несогласие со сметной стоимостью работ. На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы. В соответствии с частью 1 статьи 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее - специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, процентов, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете. Из положений части 1 статьи 46 ЖК РФ следует, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Частью 3 статьи 170 ЖК РФ регламентировано, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора. В силу части 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Как установлено в статье 180 ЖК РФ, региональный оператор производит открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам. Операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 4 статьи 177 ЖК РФ). В соответствии со статьей 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1). Собственники помещений в многоквартирном жилом доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в доме по предложению лица, осуществляющего управление домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2). Согласно части 5.1 статьи 189 ЖК в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; сроки проведения капитального ремонта; источники финансирования капитального ремонта; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты. Материалами дела подтверждается и установлено судом, что <адрес> является многоквартирным, формирование фонда капитального ремонта осуществляется на специальном счёте, открытом в ОРФ АО «Россельхозбанк»; владельцем специального счёта является ответчик НО «РФКР». Главным управлением МЧС по Орловской области в адрес управляющей компании ООО «Уютный дом» 18 июля 2017 г. было выдано предписание о недопустимости нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В нем указано, что многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> не оборудован системой противодымной защиты (автоматического дымоудаления и подпора воздуха в шахты лифта), что является нарушением требований пожарной безопасности и влияет на безопасность граждан, проживающих в указанном доме. Из содержания протокола общего собрания от 30 июля 2018 г. № 2 следует, что собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> были приняты следующие решения: 1.провести за счёт средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счёте, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения и фасада многоквартирного дома; 2.был утвержден перечень работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: - ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения; - ремонт фасада (в части замены входных наружных дверей в подъезд дома, устройства пандуса); - осуществление строительного контроля; 3. была определена предельно допустимая стоимость работ (услуг) по капитальному ремонту; 4. определены сроки проведения работ (услуг) по капитальному ремонту; 5. утверждено лицо - ФИО1 (собственник <адрес>), который наделен правом заключать от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоры с подрядными организациями, а также участвовать в приёмке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты, утверждать изменения в проектно-сметную документацию. 29 мая 2019 г. ФИО1 от имени собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> заключил с ООО «УСР» договор №-м на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения в части восстановления системы пожарной сигнализации и автоматики дымоудаления указанного многоквартирного дома. НО «РФКР» отказалась давать кредитной организации указание о перечислении аванса названной подрядной организации, сославшись на то, что работы в части восстановления пожарной сигнализации и автоматики дымоудаления не входят в перечень работ по капитальному ремонту. Суд, проанализировав положения действующих нормативных правовых актов, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о том, что внутридомовая система электроснабжения, состоящая, в том числе из электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, включается в состав общего имущества собственников многоквартирного жилого дома, ввиду чего расходы на проведение капитального ремонта указанных систем подлежат возмещению за счет средств, накопленных на специальном счете, на котором формируется фонд капитального ремонта данного многоквартирного жилого дома. Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права, при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Довод жалобы о том, что в действующий перечень работ по капитальному ремонту включен именно ремонт существующей системы пожарной сигнализации и автоматики дымоудаления, а не ее установка, является несостоятельным. Так, согласно приказу Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» под капитальным ремонтом здания подразумевается ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории (пункт 5.1 указанного Приказа) Более того, в перечне работ, проводимых при капитальном ремонте зданий, изложенном в приказе Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 и в постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» четко указано, что к капитальному ремонту относятся работы по устройству систем противопожарной автоматики и дымоудаления. Таким образом, установка системы пожарной сигнализации и автоматики дымоудаления включается в перечень работ капитального ремонта. Довод жалобы о том, что система пожарной безопасности в состав системы электроснабжения не входит, соответственно работы по установке/восстановлению пожарной сигнализации и автоматики дымоудаления не входят в перечень работ по капитальному ремонту также отклоняется судебной коллегией как не состоятельный и основанный на неверном толковании норм материального права. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в частности, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо, водоснабжения, водоотведения. Согласно контитуционно-правовой позиции, изложенной в пункте 7.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 10-П, собственники помещений в многоквартирном доме, избравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счёте, самостоятельно организуют проведение капитального ремонта общего имущества, принимая на себя все связанные с этим риски. Поскольку в силу ч.1 ст. 36.1 ЖК РФ право распоряжения денежными средствами принадлежит исключительно собственникам помещений в многоквартирном доме, то они вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в своем многоквартирном доме и до наступления предельного срока его проведения, предусмотренного региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, с оплатой соответствующих услуг и (или) работ из средств сформированного ими фонда капитального ремонта в пределах суммы денежных средств, зачисленных на специальный счёт в кредитной организации (банке). При этом порядок решения вопросов, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (включая поиск подрядчиков (исполнителей), подготовку технического задания на оказание необходимых услуг и (или) выполнение работ, осуществление контроля за ходом капитального ремонта), также определяется собственниками помещений в этом доме. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая, в частности, из электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода (пункт 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491). Таким образом, работы по установке/восстановлению пожарной сигнализации и автоматики дымоудаления входят в перечень работ по капитальному ремонту. Довод жалобы о неправильном составлении сметы на производство работ судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку в договоре на выполнение работ определена не сметная стоимость работ, а договорная, согласованная сторонами договора. Доказательств иной стоимости предусмотренных договором работ ответчиком не представлено. Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом, апелляционная жалоба не содержит. Безусловных оснований для отмены судебного решения судебная коллегия также не усматривает. Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда определила: решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 7 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» – без удовлетворения. Председательствующий Судьи |