ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-822/19 от 26.02.2020 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Архипова Н.С.

№ 2-822/2019

№ 33-520-2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

26 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

Исаевой Ю.А.

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 о признании действий муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска» незаконными,

по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 3 декабря 2019 г., по которому постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО4 о признании действий муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска» незаконными – отказать».

Заслушав доклад судьи Исаевой Ю.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратилась в суд с иском о признании действий муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска» (далее – МКУ УЖКХ) по формированию и направлению в Комитет государственных закупок Мурманской области документации о закупке работ по ремонту и обустройству дворовой территории многоквартирного дома незаконными.

В обоснование указала, что является собственником квартиры ... в доме ... по улице ... в городе ... Мурманской области.

23 апреля 2018 г. на общем собрании собственников помещений указанного многоквартирного дома принято решение о включении ремонта дворовой территории многоквартирного дома в муниципальную программу «Формирование современной городской среды муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией» на 2018 год, утвержден минимальный перечень работ по благоустройству дворовой территории.

10 апреля 2019г. Комитетом государственных закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на основании заявки от 25 марта 2019 г. № зз-2019-03-03669 МКУ УЖКХ, осуществляющим функции заказчика с целью реализации муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и жилищной сфере на территории города Мончегорска.

Считает, что в вышеуказанную заявку МКУ УЖКХ необоснованно и самовольно внесен дополнительный перечень работ, который не утверждался собственниками на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома 23 апреля 2018 г., что нарушает ее права как собственника общего имущества многоквартирного дома и незаконно возлагает на нее обязанности по внесению доли финансового участия в размере 17% от объема средств необходимых для проведения работ по благоустройству дворовой территории, включая дополнительный перечень. Просит обязать МКУ УЖКХ устранить нарушения ее прав, свобод и законных интересов.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие с участием представителя истца.

Представитель истца ФИО5 в судебном заседании поддержала исковые требования.

Представитель ответчика - МКУ УЖКХ и третьего лица– администрации города Мончегорска Мурманской области ФИО6, иск не признала.

Третье лицо – Комитет государственных закупок Мурманской области в суд своего представителя не направил, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО4, оспаривая решение суда, указывает на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, выразившееся в неприменении норм закона, подлежащих применению. Приводя обстоятельства дела, послужившие основанием для обращения с иском в суд, просит оспариваемое решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Считает, что суд необоснованно не применил положения ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагая, что принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Полагает, что сторона ответчика не представила суду доказательств, подтверждающих утверждение общественной комиссией видов работ по дополнительному перечню работ и их сметной стоимости.

Обращает внимание на то, что дополнительный перечень работ, сметная документация и проект благоустройства придомовой территории собственниками на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома не утверждались, виды работ не определялись, в связи с чем в заявку от 25 марта 2019 г. № зз-2019-03-03669 на проведение ремонта и обустройства спорной дворовой территории многоквартирного дома МКУ УЖКХ самовольно внесен дополнительный перечень работ.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика МКУ УЖКХ просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец ФИО4, представитель истца ФИО5, представитель ответчика МКУ УЖКХ, представители третьих лиц администрации города Мончегорска и Комитета государственных закупок Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживании, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации - общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 23 апреля 2018 г. собственниками помещений многоквартирного ... по инициативе управляющей организации ООО «Теплоэнергосервис», было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в форме очно-заочного голосования, на котором принято решение о включении дворовой территории многоквартирного дома в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией» на 2018 год.

Согласно протоколу общего собрания * от 23 апреля 2018 г. были приняты положительные решения: об утверждении минимального перечня и ориентировочной стоимости работ по благоустройству дворовой территории; об утверждении доли финансового участия собственников помещений в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории по минимальному и дополнительному перечням работ; о поручении организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, единовременно внести долю финансового участия собственников помещений в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории до момента размещения муниципального заказа на выполнение работ с последующим возмещением собственниками помещений расходов в согласованные с указанной организацией сроки; об избрании и утверждении М.П.П. представителем собственников помещений, уполномоченного представлять интересы собственников помещений при реализации муниципальной программы с предоставлением ему полномочий на: представление предложений по благоустройству дворовой территории; согласованию дизайн-проекта благоустройства дворовой территории; участию в контроле, в том числе промежуточном, приемке работ по благоустройству территории; предоставление фото и видеоматериалов, отзывов о реализации проекта.

29 мая 2018 г. в МКУ УЖКХ поступила заявка (предложение) от М.П.П. о включении в муниципальную программу ... в .... В обоснование предложения были представлены: проект благоустройства, выполненный ООО «Петропроект»; смета на выполнение работ по благоустройству придомовой территории, выполненная управляющей организацией ООО «Теплоэнергосервис» в ценах 4 квартала 2017 г. на сумму 7249 566 рублей; пояснительная записка; протокол общего внеочередного собрания * от 23 апреля 2018 г.

По результатам рассмотрения на заседании общественной комиссии 24 августа 2018 г. предложения спорный дом включен в муниципальную программу «Формирование современной городской среды муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией на 2018-2022 годы», что подтверждается протоколом * от 24 августа 2018 г. (том 1 л.д. 87-90).

В дальнейшем, поскольку в 2018 году денежных средств на реализацию проекта благоустройства придомовой территории вышеуказанного дома в полном объеме не хватило, общественной комиссией было принято решение включить в 2019 году в муниципальную программу «Формирование современной городской среды муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией на 2018-2022 г.г.» заявку по ремонту и реконструкции дворовой территорий ... в ... (протокол * от 10 октября 2018 г.) (том 1 л.д. 91-94).

Дизайн-проект по дворовым территориям, в том числе указанного дома, утвержден решением общественной комиссии от 27 февраля 2019 г. (том 1 л.д. 95-99).

Сметная стоимость ремонта и обустройства дворовой территории в ценах 1 квартала 2019 г. составила 7956020 рублей (том 1 л.д. 76-86). Доля финансового участия собственников помещений в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории в размере 1232426 рублей 22 копеек, что составляет 17% от первоначальной сметной стоимости работ по благоустройству в ценах четвертого квартала 2017 года, была перечислена в бюджет города 27 февраля 2019 г.

25 марта 2019 г. МКУ УЖКХ в соответствии с Порядком взаимодействия Комитета государственных закупок Мурманской области и муниципальных заказчиков утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 19 декабря 2013 г. № 747-ПП и требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» направило в Комитет государственных закупок Мурманской области аукционную документацию, на объявление муниципального заказа на выполнение ремонта и обустройства дворовых территорий спорного многоквартирного дома.

На основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 7 мая 2019 г. № 1964/2/19, между МКУ УЖКХ и ООО «ТЭСЛА» 21 мая 2019 г. заключен муниципальный контракт № 57-2019 на производство работ по ремонту и обустройству дворовой территории заявленного многоквартирного дома.

Решением Мончегорского городского суда Мурманской области от 18 июля 2019 г., оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 17 октября 2019 г., отказано в удовлетворении иска собственников жилых помещений данного многоквартирного дома К.Н.В, Б.А.П,, М.Ю.И. о признании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (т. 2 л.д. 30-41, 42-55).

Работы по контракту выполнены ООО «ТЭСЛА» в полном объеме 20 октября 2019 г.(л.д. 220-238).

Разрешая спор, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь нормами материального права, нормативно-правовыми актами муниципального образования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действиями ответчика по формированию документации о закупке работ по ремонту и обустройству дворовой территории спорного многоквартирного дома и направлению ее в Комитет государственных закупок Мурманской области права истца нарушены не были.

Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно изложены в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждены доказательствами, оценка которым дана по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением администрации города Мончегорска от 30 июня 2017 г. № 806 утвержден Порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу «Формирование современной городской среды муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией на 2018 - 2022 г.г.», в целях представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу «Формирование современной городской среды муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией на 2018 - 2022 г.г.».

Пунктом 1.3. Порядка установлен минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов: ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установку скамеек, урн.

Пунктом 1.4. Порядка установлен перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий: установка малых архитектурных форм, установка или капитальный ремонт ограждений (заборов, оград дворовых территорий, палисадников), оборудование детских и (или) спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение территорий, организация площадок для выгула собак, устройство или капитальный ремонт элементов сопряжения поверхностей (бортовых камней, ступеней, лестниц, подпорных стенок), иные виды работ.

Дополнительные виды работ по благоустройству дворовых территорий выполняются при условии: реализации работ, предусмотренных минимальным перечнем по благоустройству; финансового и трудового участия собственников помещений.

Доля финансового участия заинтересованных лиц в благоустройстве дворовой территории в рамках 2 дополнительного перечня работ должна составлять не менее 10 % от общей стоимости дополнительных работ по благоустройству дворовой территории. Трудовое участие заинтересованных лиц в благоустройстве дворовой территории в рамках перечня дополнительных видов работ выражается в форме выполнения жителями неоплачиваемых работ, не требующих специальной квалификации.

Пунктом 3.1. Порядка установлено, что представленные для рассмотрения и оценки предложения заинтересованных лиц о включении дворовой территории в вышеуказанную муниципальную программу принимаются от представителей заинтересованных лиц в течение всего периода реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией на 2018- 2022 г.г.».

Пунктом 3.2. Порядка установлено, что к предложению заинтересованного лица прилагаются:

- оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации протоколы общих собраний собственников помещений в каждом многоквартирном доме, образующих Дворовую территорию;

- проект благоустройства дворовой территории;

- расчет стоимости (смета) реализации проекта по элементам благоустройства, отдельно по каждому виду работ по минимальному и дополнительному перечням работ по благоустройству Дворовой территории (в актуальных расценках);

- пояснительная записка.

В соответствии с п. 4.3 Порядка, полномочиями по оценке предложений по благоустройству дворовых территорий на соответствие установленным требованиям наделена общественная комиссия.

Постановлением администрации города Мончегорска от 20.11.2011 № 1275 путем изменения существующего муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска» создано муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска».

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Устава МКУ УЖКХ создано для исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Мончегорска; реализации муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и жилищной сфере на территории города Мончегорска (том 1 л.д. 106-113).

Согласно п. 2.4 Устава для достижения указанных целей МКУ УЖКХ формирует муниципальный заказ на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в целях обеспечения муниципальных нужд, в том числе организует подготовку конкурсной документации; участвует в определении подрядчика (исполнителя, поставщика), осуществляет контроль за исполнением муниципальных контрактов; осуществляет функции заказчика.

По результатам проведения общего собрания собственников многоквартирного дома было принято решение об участии в программе по благоустройству придворовой территории, утверждена доля участия собственников помещений в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории по минимальному и дополнительному перечням работ, М.П.П. избран представителем собственников помещений, уполномоченного представлять интересы собственников помещений при реализации муниципальной программы с предоставлением ему полномочий на: представление предложений по благоустройству дворовой территории; согласованию дизайн-проекта благоустройства дворовой территории; участию в контроле, в том числе промежуточном, приемке работ по благоустройству территории; предоставление фото и видеоматериалов, отзывов о реализации проекта.

Сформировав необходимый пакет документов, М.П.П. обратился к ответчику, которым данный пакет был передан на рассмотрение общественной комиссии, принявшей положительное решение. МКУ УЖКХ была проведена проверка проекта благоустройства придомовой территории, экспертиза смет, совершен выезд на дворовую территорию, осуществлены действия по направлению аукционной документации в Комитет государственных закупок Мурманской области, которым организован аукцион, после проведения которого между МКУ УЖКХ и ООО «ТЭСЛА» заключен муниципальный контракт на ремонт и обустройство дворовой территории многоквартирного дома в части выполнении работ, предусмотренных минимальным и дополнительным перечнями работ, которые выполнены и приняты в эксплуатацию в октябре 2019 г.

Несмотря на увеличение сметной стоимости работ, в результате индексации, доля софинансирования собственников многоквартирного дома осталась неизменной, утвержденной на общем собрании собственников.

В данном случае, осуществляя функции муниципального заказчика на выполнение работ в целях реализации муниципальной политики в сфере благоустройства города в соответствии с Уставом, положениями действующего законодательства и нормативно-правовых актов муниципального образования, МКУ УЖКХ каких-либо публичных функций и полномочий по отношению к истцу не выполняло, не создавало препятствий к осуществлению ФИО4 прав, свобод и реализации законных интересов и не возлагало на нее какие-либо обязанности, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.

В целом доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию, высказанную ответчиком в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указаний на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 193, 197, 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 3 декабря 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО4 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: