72RS0025-01-2019-007503-24
Дело № 33-395/2020 (33-7706/2019)
В суде первой инстанции №2-8260/2019
Апелляционное определение
г. Тюмень |
Резолютивная часть объявлена 29 января 2020 г.
В окончательной форме определение вынесено 30 января 2020 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Кучинской Е.Н., |
судей | Малининой Л.Б., ФИО1, |
при секретаре | ФИО2 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора города Губкинский Черкес О.В. на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 16 сентября 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора г. Губкинский в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Запсибкомбанк», удовлетворить частично.
Обязать ПАО «Запсибкомбанк», зарегистрированный по адресу: <.......> ОГРН <***>, ИНН <***>, обеспечить в отделении дополнительного офиса № 38 «Губкинский» ПАО «Запсибкомбанк» следующие условия доступа для инвалидов:
- установить Информационную бегущую строку (п.п. 6.5.3, 6.5.7 СП 59);
- установить Тактильно-звуковую мнемосхему (п.п. 6.5.3, 6.5.7 СП 59);
- установить Световой маяк (п.п. 6.5.2, 6.5.3, 6.5.4, 6.5.5 СП 59);
- установить информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (в соответствии с п. 6.5.9 СП - 59);
- установить тактильно-контрастные предупреждающие указатели на участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами (в соответствии с п. 6.2.3 СП-59).
В удовлетворении остальной части иска Прокурора г. Губкинский в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Запсибкомбанк», отказать.
Взыскать с ПАО «Запсибкомбанк» в бюджет Муниципального образования городской округ г. Тюмень государственную пошлину в размере 6000 рублей».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кучинской Е.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор г.Губкинский обратился в суд с иском к ПАО «Запсибкомбанк» об обязании установить пандус или иное подъемное устройство в здании дополнительного офиса № 38 «Губкинский» ПАО «Запсибкомбанк», а также установить информационную бегущую строку, Тактильно-звуковую мнемосхему, Световой маяк, информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, тактильно-контрастные предупреждающие указатели на участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Губкинский была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов, в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в дополнительном офисе №38 «Губкинский» ПАО «Запсибкомабнк» отсутствует пандус или иное подъемное устройство для инвалидов, а также информационная бегущая строка, Тактильно-звуковая мнемосхема, Световой маяк, информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, тактильно-контрастные предупреждающие указатели на участках пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами. В адрес ответчика прокуратурой города было вынесено представление об устранении данных нарушений, однако действенных мер по устранению нарушений закона не предпринято.
Суд постановил обжалуемое решение, с которым в части отказа в удовлетворении исковых требований не согласен прокурор города Губкинский Черкес О.В., в апелляционном представлении просит решение в этой части отменить и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Указывает, что вывод суда об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по установке пандуса или иного подъёмного устройства в здании банковского учреждения, по причине того, что ответчиком осуществлены инженерно-технические решения по адаптации объекта в рамках «разумного приспособления», а именно оборудована кнопка вызова сотрудника банка, а также между ПАО «Запсибкомбанк» и Тюменской областной региональной организацией Общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов» заключен договор от 11 декабря 2018 года на выполнение работ по разработке паспортов Доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения на объектах ПАО «Запсибкомбанк», противоречит требованиям законодательства о социальной защите инвалидов. При этом отмечает, что установка кнопки для вызова специалиста не свидетельствует о достаточном и разумном приспособлении здания для нужд маломобильных групп населения.
В судебном заседание суда апелляционной инстанции прокурор Макарова Н.Т. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика ПАО «Запсибкомбанк» ФИО3 просила оставить решение суда без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, как предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении иска в части требования о возложении на ответчика обязанности по установке пандуса или иного подъёмного устройства в здании банковского учреждения, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком осуществлены инженерно-технические решения по адаптации объекта в рамках «разумного приспособления», а именно оборудована кнопка вызова сотрудника банка, а также что между ПАО «Запсибкомбанк» и Тюменской областной региональной организацией Общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов» заключен договор от 11 декабря 2018 года на выполнение работ по разработке паспортов Доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения на объектах ПАО «Запсибкомбанк», в связи с чем, пришел к выводу, оснований для возложения обязанности по установлению пандуса, не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Федеральным Законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам, равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с положениями указанного Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст.2).
Вход в здание должен быть оборудован приспособлениями (пандусами, поручнями), способствующими свободному доступу в них инвалидов, использующих кресла-коляски, и других маломобильных граждан (ст.5).
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) (ст. 15).
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий (пункт 3.9), в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для таких людей подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (пункт 3.13), наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни (пункт 3.14).
Несмотря на то, что согласно ч. 1 ст. 42 упомянутого Федерального закона № 384-ФЗ указанные выше требования не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают, что в целях настоящего Федерального закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» включен в п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии с п. 1.2п. 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, по смыслу приведенных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Следовательно, системное толкование упомянутых норм действующего законодательства позволяет сделать вывод, что указание на их применение исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто ответчиком, что здание дополнительного офиса № 38 «Губкинский» ПАО «Запсибкомбанк», находящееся по <.......> не оборудовано пандусом или иным приспособлением для обеспечения прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения.
Доказательств отсутствия технической возможности установки пандуса или иного подъемного устройства в здании банка материалы дела не содержат.
Вопреки выводам суда установление кнопки вызова работника банка не свидетельствует об обеспечении доступа маломобильных групп населения и инвалидов к услугам банка, поскольку не учитывает требований, предъявляемых к таким объектам и являющихся обязательными к применению.
Факт заключения между ПАО «Запсибкомбанк» и Тюменской областной региональной организацией Общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов» договора от 11 декабря 2018 года на выполнение работ по разработке паспортов Доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения на объектах ПАО «Запсибкомбанк», необоснованно принят судом во внимание, поскольку непосредственная связь между данными обстоятельствами и установленной законом обязанностью по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной защиты отсутствует.
Учитывая, что отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры - дополнительного офиса № 38 «Губкинский» ПАО «Запсибкомбанк» по <.......> является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования прокурора г.Губкинский о возложении на ПАО «Запсибкомбанк» обязанности установить пандус или иное подъемное устройство в здании дополнительного офиса № 38 «Губкинский» ПАО «Запсибкомбанк» по <.......> для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидам, ограниченным в возможности передвижения.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об установлении пандуса или иного подъемного устройства подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – ввиду нарушения норм материального права, с принятием в данной части нового решения об удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение не обжаловано, предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции не являлось.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г.Тюмени от 16 сентября 2019 года в части отказа в удовлетворении исковых требований об установлении пандуса или иного подъемного устройства отменить, принять в данной части новое решение.
Обязать ПАО «Запсибкомбанк», зарегистрированный по адресу: <.......> ОГРН <***>, ИНН <***>, установить пандус или иное подъемное устройство в здании дополнительного офиса № 38 «Губкинский» ПАО «Запсибкомбанк».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное представление прокурора города Губкинский – удовлетворить.
Председательствующий: Кучинская Е.Н.
Судьи коллегии: Малинина Л.Б.
ФИО1