ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-8272/20 от 08.06.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Шубина В.Ю. Дело № 33-11296/2020

№ 2 – 8272/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июня 2020 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Мантул Н.М.,

судей Щуровой Н.Н., Бекетовой В.В.,

при помощнике Власенко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело поапелляционной жалобе Доттуевой Я.В. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2019 г.,

заслушав доклад судьи Щуровой Н.Н. об обстоятельствах дела,

УСТАНОВИЛА:

Доттуева Я.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Южному межрегиональному Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Управление) о защите трудовых прав.

В обоснование иска указано, что истец с 22 сентября 2008 г. являлась федеральным государственным гражданским служащим Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и замещала должности главного специалиста-эксперта отдела кадров и документационного обеспечения, главного специалиста- эксперта правового отдела. С июля 2012 года замещала руководящую должность в данном направлении - заместителя начальника правового отдела. С 19 сентября 2017 г. назначена на должность начальника отдела правовой и аналитической работы Управления.

18 марта 2019 г. Россельхознадзором был издан приказ № 282 «О реорганизации Управления Россельхознадзора по Краснодарском) краю и Республике Адыгея, Управления Россельхознадзора до Республике Крым и городу Севастополь и образовании Южного межрегионального управления Россельхознадзора». Местом нахождения Южного межрегионального управления Россельхознадзора определен г. Краснодар. Установлена штатная численность федеральных государственных гражданских служащих Южного межрегионального управления Россельхознадзора в количестве 654 единицы.

В соответствии с приказом Россельхознадзора от 15 марта 2019 г. № 35-кр временно исполняющим обязанности руководителя Южного межрегионального управления Россельхознадзора назначен Окороков И.А.- руководитель Управления Россельхознадзора по Республике Крым и городу Севастополь.

20 марта 2019 г. в налоговый орган по месту нахождения Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея было направлено уведомление о реорганизации двух территориальных управлений с указанием формы реорганизации, 25 марта 2019 г. были внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

25 марта 2019 г. Управлением было подготовлено и вручено истцу Доттуевой Я.В. уведомление № <№..> о том, что проводится реорганизация Управления в форме слияния Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея с Управлением Управления Россельхознадзора по Республике Крым и городу Севастополь и образования на их основе Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В указанном уведомлении также содержалась информация о том, что в случае отказа Доттуевой Я.В. от продолжения работы в связи с указанной реорганизацией служебный контракт с ней будет расторгнут в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ. Управление также уведомило истца, о том, что её должность будет сокращена, и что Доттуевой Я. В. в установленном порядке будет предложена для замещения иная должность гражданской службы с учетом уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы по специальности. Однако, в течение двух месяцев с даты уведомления о предстоящем сокращении, в нарушение ч. 5 ст. 31 Закона № 79-ФЗ истцу никаких должностей в.р.и.о. руководителя Южного межрегионального управления Россельхозназора Окороковым И.А. для замещения предложено не было.

12 июля 2019 г. истцу было вручено уведомление от 11 июля 2019 г. № 461, в котором сообщалось, что её должность сокращается, однако были предложены должности главного специалиста-эксперта отдела правовой деятельности и заместителя начальника отдела бухгалтерского учета, финансов и экономики в Южном межрегиональном управлении Россельхознадзора. Между тем, с данным уведомлением истец не согласна и полагает, что действия в.р.и.о. руководителя Южного межрегионального управления Окорокова И.А. являются незаконными, дискриминационными в отношении ее. Кроме того, истец в заявленном иске также оспаривает законность протокола заседания комиссии от 08 июля 2019 г. № 1, указывает на нарушение со стороны работодателя двухмесячного срока предупреждении об увольнении, ввиду чего истец оспаривает приказ № 493-л «Об увольнении Доттуевой Я.В.». Так же истец просил взыскать с ответчика материальные выплаты, связанные с незаконным увольнением, денежную компенсацию морального вреда.

Обжалуемым решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2019 г. в удовлетворении исковых требований Доттуевой Я.В. к Южному межрегиональному Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Управление) о защите трудовых прав, отказано.

В апелляционной жалобе Доттуева Я.В. просит отменить решение суда, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает на то, что приказ о ее увольнении является незаконным и неправомерным. Полагает, что при рассмотрении дела ей не оказано содействие в реализации ее прав, не созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Южного межрегионального Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по доверенности Бондарь Н.Е. полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, доводы жалобы несостоятельными.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Доттуева Я.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.

Представитель Южного межрегионального Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по доверенности Бондарь Н.Е. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, уведомлением от 25 марта 2019г. №<№..> Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Доттуева Я.В. предупреждена о проведении реорганизации управлений Россельхознадзора в форме слияния и образовании на их основе Южного межрегионального управления Россельхознадзора, с которым она ознакомлена под роспись 25 марта 2019 г. и выразила согласие на продолжение работы в создаваемом Управлении.

Материалами дела подтверждено, что уведомлением от 26 марта 2019г. № <№..> Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Доттуева Я.В. предупреждена о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой ею должности гражданской службы и ознакомлена с ним под роспись 27 марта 2019 г. Запись об ознакомлении Доттуевой Я.В. с уведомлением от 26 марта 2019 г. № <№..> не содержит замечаний в части того, что в нем не указана предполагаемая дата увольнения.

Между тем, уведомлением от 11 июля 2019 г. № <№..> Южного межрегионального управления Россельхознадзора истцу, начальнику отдела правовой и аналитической деятельности (ведущая группа должностей категории «руководители») предложены для замещения должности гражданских служащих в Южном межрегиональном управлении Россельхознадзора: главного специалиста-эксперта отдела правовой деятельности (старшая группа должностей категории «специалисты») и заместителя начальника отдела бухгалтерского учета, финансов и экономики (ведущая группа должностей категории «руководители») по направлению правового сопровождения осуществления государственных закупок, контролю исполнения контрактов (договоров), ведению претензионной работы, подготовке проектов локальных правовых актов по соответствующему направлению деятельности. Однако, от замещения предложенных должностей истец Доттуева Я. В. отказалась.

Указанные должности предложены для замещения истцом с учетом требований части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ), в том числе учтен ее стаж правовой работы, а также опыт работы в сфере осуществления государственных закупок, что подтверждается ее членством в составе контрактной службы, должностными регламентами и согласованиями документов о закупках, а также учтено, что истец имеет сертификат, подтверждающий ее обучение по курсу: 1С «Предприятие 7.7. конфигурация «Зарплата и кадры».

Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не нее чем за два месяца до увольнения.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

Из материалов дела следует, что служебный контракт (с дополнительными соглашениями к нему) о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации подписан представителем нанимателя, в лице Руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и истцом Доттуевой Я.В.

Обязанность по направлению уведомлений от 25 и 26 марта 2019 г. законом возложена исключительно на представителя нанимателя, то есть руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Петрова Ю.Н., что им было сделано в соответствии с нормами действующего законодательства.

Служебный контракт руководителем Южного межрегионального управления Россельхознадзора с Дотуевой Я. В. не заключался в виду отказа ее от замещения предложенных должностей в этом Управлении. В связи с чем, руководитель созданного Управления Окороков И. А. не являлся представителем нанимателя истца и направление им уведомления о предстоящем увольнении было невозможно в силу закона.

Как подтверждено материалами, представленными в дело, уведомление от 11 июля 2019 г. № <№..> не является предупреждением о предстоящем увольнении в понимании части 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, а является предложением соответствующей должности государственной службы в Управлении, направленным Окороковым И. А., как представителем вновь образованного государственного органа, во исполнение требований части 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии с частью 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 этой статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Таким образом, из анализа частей 2 и 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что срок предупреждения об увольнении Доттуевой Я. В. необходимо исчислять с 27 марта 2019 г.

При этом, уведомление от 26 марта 2019 г. не содержит указание на дату увольнения, и с момента фактического ознакомления с ним Доттуевой Я.В. до даты увольнения прошло более двух месяцев, что не является нарушением срока, указанного в части 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, основания для досрочного расторжения служебного контракта отсутствовали.

Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что правовые основания для выплаты дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, определяемого в соответствии с требованиями части 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, отсутствовали.

Часть 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ не содержит указания на то, что предупреждение о предстоящем увольнении теряет силу по истечении двухмесячного срока. Увольнение истца по истечении более двух месяцев со дня предупреждения о предстоящем увольнении не нарушает прав гражданского служащего.

Согласно части 1 и части 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 73 Федерального закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Как разъяснено в п. 30 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановление в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В связи с тем, что процедура сокращения должностей гражданской службы в полной мере урегулирована статьей 31 Федерального закона № 79- ФЗ, ссылка истца на положения статей 81, 82, 179, 180 Трудового кодекса Российской Федерации, а также позиции судов, на которые она ссылается, противоречит требованиям ст. 11 ГПК РФ.

Таким образом, суд правильно указал, что выводы истца о том, что процедура сокращения начата с июля 2019 года, являются ошибочными.

Также, доводы истца о незаконности уведомления от 11 июля 2019 г. о предложении должности по основаниям отсутствия ссылок на приказ о сокращении должностей и ссылок на протоколы заседания комиссии по преимущественному праву оставления на службе, отсутствия указания места дислокации, непредоставления должностного регламента не основан на нормах Федерального закона № 79- ФЗ, поскольку требования к тексту уведомления о предложении должностей, количеству экземпляров, подлежащих вручению, и иные ни одним законодательным актом не установлены.

При этом, Доттуевой Я.В. была предоставлена возможность сделать копию указанного уведомления или оставить оригинал себе. Отсутствие нарушения прав истца в этой части подтверждается в том числе и тем, что копия уведомления приложена ею к исковому заявлению. Кроме того, закон также не содержит требований по предоставлению при предложении должности для ознакомления должностной регламент.

Относительно срока предложения должностей судебная коллегия отмечает, что согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность. Управление зарегистрировано в установленном законом порядке и сведения о регистрации Управления внесены в ЕГРЮЛ 03 июля 2019. Штатное расписание Управления введено в действие с 04 июля 2019г. Таким образом, для предложения вакантных должностей для замещения представителем нанимателя - руководителем Управления Окороковым И.А. в срок до 27 мая 2019 года отсутствовали правовые основания.

На основании изложенного, судебная коллеги приходит к выводу, что довод Доттуевой Я.В. на нарушение её прав, как гражданской служащей, не может быть принят, так как и противоречит части 1 ст. 3, п.п. 4, 5 части 2 ст. 131 ГПК РФ.

Из части 7 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Из содержания указанной нормы следует, что досрочное расторжение служебного контракта возможно только по инициативе представителя нанимателя, и является его правом, а не обязанностью.

В соответствии со статьей 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) с приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.

Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность). В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Согласно приказу от 23 июля 2019 г. № <№..> «Об увольнении Доттуевой Я.В.» истцу выплачены компенсация в связи с сокращением должности гражданской службы Российской Федерации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованные отпуска.

Согласно пункту 8.14 приказа Минфина РФ от 30 сентября 2008 г. 104н «О порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня» (далее - Порядок) распорядитель средств федерального бюджета, которому адресовано поступившее из органа Федерального казначейства передающего "положительное" Расходное расписание, после отражения указанных в нем бюджетных данных на его лицевом счете формирует и направляет в орган Федерального казначейства "положительное" Расходное расписание, оформленное с учетом положений пункта 3.3 настоящего Порядка, для доведения бюджетных данных до находящегося в его ведении принимающего распорядителя и (или) получателя средств федерального бюджета.

Операции на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах Федерального казначейства принимающим получателям средств федерального бюджета, санкционируются после отражения на указанных лицевых счетах бюджетных данных, содержащихся в "положительных" Расходных расписаниях, а также бюджетных обязательств, кассовых выплат и кассовых поступлений в соответствии с пунктами 8.17 - 8.23 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 8.17. Порядка показатели, учтенные органом Федерального казначейства на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом реорганизуемому получателю средств федерального бюджета, подлежат отражению на соответствующем лицевом счете, открытом принимающему получателю средств федерального бюджета. Информация органов казначейства об отражении на лицевом счете Управления средств федерального бюджета, предусмотренных в том числе на выплату заработной платы и компенсационных выплат, поступила в Управление 19 июля 2019 г., что подтверждается выписками из лицевого счета получателя бюджетных средств № <№..> за 18 июля 2019 г., 19 июля 2019 г. и скриншотами из системы удаленного финансового доступа (СУФД) от 18 июля 2019 г.

Таким образом, осуществить подготовку необходимых документов и произвести выплату заработной платы и компенсационных выплат уволенным гражданским служащим, с учетом выходных дней 20, 21 июля 2019 года, стало возможным с 22 июля 2019 г.. При этом, по состоянию на 23 июля 2019 г. отделом государственной службы и кадров было подготовлено 46 приказов о сокращении государственных гражданских служащих.

Судом первой инстанции обоснованно указано, что ответчиком в соответствии со статьёй 56 ГПК РФ доказано, что в связи с необходимостью внесения данных об увольнении в трудовые книжки, в личные карточки государственного служащего Т-2ГС, ознакомлением государственных служащих с приказами об увольнении, расчета компенсаций за неиспользованные очередные оплачиваемые отпуска, выдачей обходных листов и контролем их сдачи, и в целях соблюдения порядка и расчета при увольнении в соответствии со статьей 140 ТК РФ произвести увольнение ранее 25 июля 2019 г. не предоставлялось возможным.

Как следует из материалов дела, факт сокращения штата (всех штатных единиц) Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея подтверждается Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о 18 марта 2019 года № <№..> «О реорганизации Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Управления Россельхознадзора по Республике Крым и городу Севастополь и образовании Южного межрегионального управления Россельхознадзора», выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, штатным расписанием реорганизованного Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, штатным расписанием Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, введенным в действие с 04 июля 2019 г. Поскольку сокращены все штатные единицы, созданные должности являются вновь введенными. Как следует из доказательств, представленных ответчиком, должность, аналогичная занимаемой истцом до реорганизации, в Управлении отсутствует. Следовательно, преимущественное право оставления их на службе у кого-либо из сотрудников не возникло. При такой ситуации представитель нанимателя вправе самостоятельно решить вопрос о предложении вакантных должностей, исходя из квалификации и опыта работы, но без учета преимущественного права.

Статья 31 Федерального закона № 79-ФЗ также не возлагает на представителя нанимателя обязанность предлагать государственному служащему, должность которого сокращена, все имеющиеся вакантные должности гражданской службы в государственном органе. Указанный Закон также не содержит требований к представителю нанимателя о предоставлении гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой должности равнозначной должности.

При этом, суд первой инстанции отметил, что должности, на замещение которых претендовала Доттуева Я.В., ей не предлагались, поскольку на замещение этих должностей уже были даны согласия иных лиц, и у представителя нанимателя возникла обязанность назначить на них согласившихся гражданских служащих, а у этих гражданских служащих возникло право требовать от работодателя назначить именно их, а не иных лиц, и гражданские служащие были назначены на предложенные им должности. Кроме того, как следует из фактических обстоятельств дела, комиссии стало известно об участии Доттуевой Я. В. в управлении ТСЖ < Ф.И.О. >14. Из источников в свободном доступе в системе интернет стало известно, что Доттуева Я. В. действительно является соучредителем данной организации.

Из пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ («Запреты, связанные с гражданской службой») следует, что в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в съезде конференции) или общем собрании товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии и органа профессионального союза, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа).

Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 23 июня 2014 г. № 302 утверждено Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Россельхознадзора и урегулированию конфликта интересов. Согласно информации секретаря комиссии по соблюдению требований к служебному поведению Доттуева Я.В. в период времени с 2015 года в данную комиссию не обращалась, а начиная с 31 октября 2016 г. являлась одним из ее членов. Вышеуказанный факт свидетельствует о несоблюдении истцом требований действующего законодательства к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Как следует из представленных в дело доказательств, впоследствии указанная информация нашла косвенное подтверждение в письме сотрудников реорганизованного управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, направленном в Генеральную прокуратуру Российской Федерации 22 июля 2019 г.

Вместе с тем, согласно заявлению Доттуевой Я. В. от 25 июля 2019 г. она включена в кадровый резерв государственной гражданской службы Управления, о чем издан приказ № <№..> от 01 августа 2019 г.

Из материалов дела следует, что приказ об увольнении издан уполномоченным должностным лицом от имени уполномоченного органа государственной власти. Также пункт 1 приказа от 23 июля 2019 г. № <№..> содержит ссылки на правовые акты, послужившие основанием для увольнения Доттуевой Я.В., которые ею не оспариваются и на которые она указывает в исковом заявлении. Факт правопреемства между Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору истцом, подтверждается.

Нормы закона, на основании которого приказ может быть признан незаконным в связи с допущенной опиской в слове, истцом не указаны.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что какие-либо нарушения действующего законодательства о государственной гражданской службе и трудового законодательства РФ при осуществлении процедуры сокращения замещаемой истцом должности государственной гражданской службы и незаконные действия со стороны должностных лиц Управления, отсутствуют.

При этом, мероприятия по реорганизации управлений Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и по Республике Крым и городу Севастополю проведены в соответствии с планом, утвержденным приказом Россельхознадзора от 22 марта 2019 г. № 297.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, отнесены к дополнительным выплатам. В соответствии с частью 11 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания производится федеральному гражданскому служащему один раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно справке об отпусках от 29 июля 2019 г. № с/63, выданной сотрудником кадровой службы Управления, за период работы с 22 сентября 2018 по 21 сентября 2019 г. отпуск истцу не предоставлялся, в связи с чем, единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания в 2019 году не произведена.

Вместе с тем, при увольнении истцу выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за период работы с 22 сентября 2017 года по 25 июля 2019 года в количестве 60,33 календарный дней (пункт 2.2. приказа Управления от 23.07.2019 № 493-л «Об увольнении Доттуевой Я. В.»). При этом одновременная выплата компенсации за неиспользованные отпуска и денежной компенсации в соответствии со ст. 46 Закона о государственной гражданской службе РФ действующим законодательством, не предусмотрена.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 26.03.2019 № 668-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мельникова Дениса Александровича на нарушение его конституционных прав частью 11 статьи 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указал, что часть 11 статьи 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предоставляет государственному гражданскому служащему право на получение единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, которая предоставляется в дополнение к оплате отпуска и направлена на материальное обеспечение государственных гражданских служащих, реализующих право на отпуск.

Для государственных гражданских служащих, увольняемых с государственной гражданской службы, установлены иные гарантии реализации права на ежегодный оплачиваемый отпуск: при прекращении или расторжении служебного контракта (независимо от основания) государственному гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска; при этом государственный гражданский служащий вправе по своему выбору использовать время после увольнения со службы как для отдыха, так и для иной деятельности, что обеспечивается как выплатой ему указанной компенсации, так и выплатой при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), Кроме того, по письменному заявлению государственного гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия) (часть 13 статьи 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что основания для единовременной выплаты в размере двух месячных окладов денежного содержания при увольнении отсутствовали.

Частью 8 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременных поощрений гражданским служащим Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Положение об оплате) утверждено приказом Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 09 июня 2009 г. № <№..>

Согласно пункту 1.2 Положения об оплате его действие распространяется на федеральных государственных гражданских служащих, должности которых предусмотрены штатным расписанием Управления. В соответствии с пунктом 5.1. Положения об оплате материальная помощь служащим выплачивается на основании приказов Управления. Выплата материальной помощи служащим производится один раз в год в размере одного оклада денежного содержания в пределах фонда оплаты труда при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Основанием для рассмотрения вопроса о выплате служащему материальной помощи является его заявление на имя Руководителя Управления, согласованное с начальником соответствующего отдела Управления.

Учитывая, что за период работы с 22 сентября 2018 г. по 21 сентября 2019 г. отпуск истцу не предоставлялся и заявление о выплате материальной помощи им не подавалось, материальная помощь в 2019 году истцу не выплачивалась, следовательно, основания для ее выплаты также отсутствовали.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" (премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска) пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил). В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.

Так, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что истец на момент увольнения - 25 июля 2019 г. не проработала полный календарный год, исчисляемый периодом времени с 22 сентября 2018 г. по 21 сентября 2019 г., при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты (премия за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска) учтены в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время, что подтверждается представленным истцом расчетом денежного содержания при увольнении. Полный расчет при увольнении истца был произведен 25 июля 2019 г.

Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями закона, регулирующими спорные правоотношения, пришел к верному выводу, что действиями ответчика при увольнении, трудовые права истца, не нарушены, в связи с чем, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.

При таком положении, доводы жалобы истца основаны на неправильном толковании норм трудового права и Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не свидетельствуют о нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного решения.

Оснований для отмены судебного постановления, вынесенного с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Доттуевой Я.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: