Судья Комиссарова Е.А. Дело № 33-2061
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«18» ноября 2020 года
г. Кострома
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лукьяновой С.Б.,
судей Ивановой О.А., Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре Боречко Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-827/2020 (УИД 44RS0001-01-2019-004876-80) по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 04 июня 2020 г. по иску ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж и о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области ФИО2, поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения ФИО1 и его представителя по устному ходатайству ФИО3, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с выше указанным иском, указав в обоснование, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме № 130977/19 от 20.06.2019 г. ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку отсутствует необходимый специальный стаж. Как следует из содержания решения ответчика, в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с работой в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности включены периоды работы в должностях матроса, моториста-рулевого в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., за исключением межнавигационных отпусков. Решение ответчика считает необоснованным. В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте.. . учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте.. . учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год. Из содержания решения УПФ РФ в г. Костроме следует, что в период его работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. и в <данные изъяты> в 2010 г., был установлен суммированный учет рабочего времени, а в <данные изъяты> в 2007 - 2009 гг. установлен 8-часовой рабочий день полный календарный месяц, в связи с чем ответчиком необоснованно сделан вывод, что он не выработал полные навигационные периоды. Согласно пункту 5 Правил N 516 в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Архивной справкой ОГКУ «ГАКО» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен ежегодный отпуск, поэтому указанные периоды должны быть включены в специальный стаж независимо от отработки полного навигационного периода. Таким образом, в специальный стаж дополнительно должны быть включены следующие периоды работы в <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - 2 года 7 месяцев 11 дней. Учитывая, что согласно решению УПФ РФ в г. Костроме страховой стаж составляет более 34 лет, а в специальный стаж включено 10 лет 2 месяца 21 день, то стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в плавсоставе составит 12 лет 10 месяцев 2 дня. Следовательно, условия, установленные пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» соблюдены.
Истец просит обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области: включить в страховой стаж период работы в Костромском речном порту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности периоды работы в должностях матроса, моториста-рулевого в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также матроса <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил, просит включить в стаж период работы в должностях матроса, моториста-рулевого в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также матроса <данные изъяты> матроса <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части требования не поддержал.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 20 февраля 2020 г. постановлено:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области включить в специальный стаж ФИО1 периоды работы в должностях матроса, моториста-рулевого в ОАО «Костромской речной порт» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также матроса <данные изъяты>, матроса <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 13 июня 2019 года.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области просит отменить решение суда. Со ссылками на положения пп. 9 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, выражает несогласие с выводами суда о включении спорных периодов в стаж истца. Считает, что периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в специальный стаж, поскольку в эти периоды у истца имелись периоды нетрудоспособности. В связи с этим, специальный стаж ФИО1 составит менее требуемых 12 лет 6 месяцев, досрочная страховая пенсия в соответствии с пп.9 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2011 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не может быть назначена с 13.06.2019 г. Кроме этого период отпуска и отгулов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанный в резолютивной части решения суда, зачтен Управлением в специальный стаж ФИО1 Повторно указанный период не может быть включен в специальный стаж. Также в мотивировочной части решения суда от ДД.ММ.ГГГГ указано, что специальный стаж истца составляет более 12 лет 6 месяцев с учетом включения спорных периодов и представленной ФИО1 в суд справки от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей особый характер работы и условия труда в период работы в ООО <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В резолютивной части решения суда данный период работы, подлежащий включению в специальный стаж, не указан. Обращает внимание, что подсчет специального стажа при назначении досрочной страховой пенсии по старости производится в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015. В соответствии с пунктом 47 Раздела VIII «Порядок подсчета страхового стажа» указанных Правил, периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
На основании п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п. 3 ст. 35 Закона № 400-ФЗ с 01.01.2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
В соответствии с п. 3 и п. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Судом установлено, что 06.06.2019 г. ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Решением ответчика от 20.06.2019 г. № ФИО1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа по пп. 9 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, по представленным документам установлен страховой стаж, который составил 34 года 4 месяца 12 дней, стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. составил 10 лет 2 месяца 21 день (за исключением периодов отвлечений).
При этом в специальный стаж ФИО1 по пп. 9 п. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ не зачтены межнавигационный отпуск в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, матроса ООО «Флот-сервис», матроса ООО «Флот - обслуживание» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что полные навигационные периоды не выработаны.
Из решения ГУ-УПФР в г. Костроме от 20.06.2019 г. и заключения по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проверки периодов подлежащих включению в специальный стаж установлено, что на основании табелей учета рабочего времени по <данные изъяты> установлен режим работы <данные изъяты> 6,8,9,12 дней по 12 часов в день без выходных и 6,8,9,12 – прочерки; по табелям учета рабочего времени за 2007 г. по <данные изъяты> установлен 8 часовой рабочий день полный календарный месяц без выходных дней» по табелям учета рабочего времени за 2008-2009 г.г. по ООО <данные изъяты> установлен 8 часовой рабочий день полный календарный месяц без выходных дней; по табелям учета рабочего времени за 2010 г. по <данные изъяты> установлен режим работы <данные изъяты> - 4,7,9 дней по 12 часов в день и 4,7,9 – прочерки. Таким образом, полные навигационные периоды заявителем не выработаны, поэтому не подлежат включению в специальный стаж по пп. 9 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
В разделе XXX "Транспорт" Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173, предусмотрены должности плавсостава судов - мотористы и их помощники, старшие мотористы, механики, главные и старшие механики.
В силу Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.10.1990 г. N 403/18-85 "Об утверждении Списка отдельных видов судов, профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности для назначения пенсий за выслугу лет независимо от возраста" капитаны (старшины) и их помощники, механики всех наименований и их помощники, рулевые и матросы всех классов и наименований относятся к видам профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности для назначения пенсий за выслугу лет независимо от возраста.
По смыслу приведенных выше правовых норм, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей.
Согласно трудовой книжке ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принят матросом на <данные изъяты>Пр. № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведен мотористом-рулевым на <данные изъяты> (Пр. № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию (Пр. №-к от ДД.ММ.ГГГГ), работал в <данные изъяты> в должности матроса на теплоходе «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (пр-з №-к от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (пр-з №-к от ДД.ММ.ГГГГ) и в <данные изъяты> в должности матроса на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (пр-з №-к от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ (пр-з №-к от ДД.ММ.ГГГГ) переведен на должность моториста-рулевого <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ (пр-з №-к от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно акту документальной проверки обоснованности включения в Перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по ст. 27.1.9 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ по <данные изъяты>» ( рег. №) от ДД.ММ.ГГГГ за 2005 г., установлено что должность «матрос» включена в «Перечень...» обосновано. Документально подтверждено, что указанная должность относится к плавсоставу.
В «Перечень...» по <данные изъяты> за 2008-2009 включена должность матрос» на <данные изъяты> с кодом льготы 27-9.
В материалах наблюдательного дела <данные изъяты> имеются копии документов: договор аренды транспортных средств без экипажа № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что ИП ФИО10 передает в аренду <данные изъяты> буксир-толкач 400-ФЗ <данные изъяты> проект № Р-45Б 1975г.
Согласно трудовой книжке и архивной справке ОГКУ «Государственный архив Костромской области» от 08.02.2019 г. № М-661/236 ФИО1 работал в ООО <данные изъяты> в должности матроса <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., уволен в порядке перевода в <данные изъяты>
Материалами дела подтверждено и не оспаривалось сторонами, что в спорные периоды времени по окончании навигации теплоход «Волгарь-9» и т/х «РТ-333» направлялось на зимний отстой.
Согласно пункту 5 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (далее – Правила), периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством РФ, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Аналогичная норма содержалась в пункте 112 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, согласно которой при назначении пенсий работникам водного транспорта полный навигационный период засчитывается за год работы.
Сроки начала и конца навигации применительно к замерзающим водным путям устанавливаются приказами территориальных органов государственных бассейновых управлений водных путей судоходства (ГБУПйС) с учетом местных климатических и гидрологических условий.
Если навигация, независимо от причин, отработана не полностью, то в стаж на соответствующих видах работ включаются все периоды работы, дающие право на досрочную пенсию по подпункту 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по их фактической продолжительности в порядке, предусмотренном пунктом 5 Правил, то есть в календарном исчислении с включением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.
Согласно пункту 9 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (действовали в период работы истца), при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет, в этот стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами.
К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда).
К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.
В соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» полный навигационный период работы на водном транспорте включался в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение работникам плавсостава, как год работы.
Если работа продолжалась не весь навигационный период, она исчислялась по фактической продолжительности.
Аналогичные положения были закреплены пунктом 2 ст. 12 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2012 г.
Как следует из приказов по личному составу и карточки Т-2, в межнавигационный период ФИО1 в период работы в <данные изъяты> предоставлялись отпуска: отп.14,отг.44с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пр. 172 от ДД.ММ.ГГГГ); м/о с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отп.18, отг. 65 с21.11.96по01.03.97(пр. 166 от ДД.ММ.ГГГГ); м/о с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отп. 19, отг. 63 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пр. №184 от ДД.ММ.ГГГГ); м/о с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); отп. 21, отг. 65 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пр. 182 от ДД.ММ.ГГГГ); м/о с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отп. 21, отг. 22 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пр. 187 от ДД.ММ.ГГГГ); м/о ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отп. 18, отг. 29 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пр. 186 ОТ ДД.ММ.ГГГГ); м/о ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ; отп. 17, отг. 10 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пр. 218 от ДД.ММ.ГГГГ); б/л с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отгулы продлены до ДД.ММ.ГГГГ; м/о с ДД.ММ.ГГГГ; уволен ДД.ММ.ГГГГ по ст. 80 ТК РФ (пр. 48-к от ДД.ММ.ГГГГ).
Судом по делу была назначена экспертиза условий труда.
Из заключения № 15 государственной экспертизы труда от 29.04.2020 г. следует, что на экспертизу представлены расчетные ведомости, табеля учета рабочего времени, на основании которых экспертом установлено, что ФИО1 в исследуемый период в <данные изъяты> отработано сверх установленной нормы рабочего времени в навигационные периоды: в 1996 году 415 часов; в 1997 году 421 часов; в 1998 году 448 часов; в 1999 году 135 часов; в 2000 году 234 часов; в 2001 году 76 часов. В апреле 1997 года ФИО1 начислено за оплачиваемые отгулы. В коллективном договоре <данные изъяты> на 1995 в п. 8.5 «оплата отгулов, заработанных в навигацию 1995 года, предоставляются в суммированном виде в конце навигации с оплатой их по последнему должностному окладу на день предоставления отгулов. Если в период нахождения работников в отпусках происходит изменение уровня оплаты труда, то неиспользованные дни отгулов пересчитываются по новым должностным окладам. Во время навигации отгулы членам экипажей предоставляются в обязательном порядке: при стоянках в РОП продолжительностью более 24 часов по возможности, с согласия работника, в других случаях. Навигационные периоды в 1996, 1997, 1998, 1999, 2000 году были отработаны в полном объеме, о чем свидетельствуют табеля учета рабочего времени, количество часов переработки сверх установленной нормы рабочего времени за навигационный период, расчетные ведомости. Прочерки, проставленные в определенные дни в табелях рабочего времени у всех членов экипажа <данные изъяты> в том числе и у ФИО1 указывают на нерабочие дни согласно графика сменности. В 2001 году навигационный период ФИО1 отработан не был.
Установив указанные выше обстоятельства, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца. При этом суд исходил из того, что нахождение истца в очередных отпусках, отгулах в спорные периоды являлись непосредственно следующими за основной работой плавсостава.
Оснований не согласиться с выводами суда коллегия не усматривает.
Довод ответчика о необоснованном включении судом периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит отклонению, поскольку из вышеуказанного заключения государственной экспертизы труда следует, что в 1997 и 2000 гг. навигационные периоды отработаны истцом в полном объеме.
Учитывая положения п. 5 Правил, согласно которому в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, названные периоды обоснованно включены судом в стаж истца.
С учетом включенных судом периодов в стаж истца, на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии стаж истца составлял 12 лет 04 месяца 08 дней, тогда как для назначения досрочной пенсии необходимо 12 лет 06 месяцев.
Вместе с тем из справки <данные изъяты> от 30.05.2020 г., уточняющей особый характер работы и условия труда, следует, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты> качестве рулевого–моториста <данные изъяты>
Также из материалов дела следует, что ответчиком был включен в стаж период работы в <данные изъяты> в должности рулевого-моториста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ истец работал в этой же организации, занимал ту же самую должность, коллегия полагает, что специальный стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 12 лет 06 мес. 21 день, что является основанием для назначения истцу досрочной страховой пенсии.
Не указание в резолютивной части решения на включение в стаж истца периода работы в <данные изъяты> в 2019 г. не может служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку данный период судом исследовался в целях установления наличия права у истца на досрочную страховую пенсию на 13 июня 2019 года.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств по делу, а также повторяют изложенную ответчиком позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Данное обстоятельство не свидетельствует о наличии правовых оснований к отмене решения суда. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Вместе с тем коллегия полагает необходимым отметить, что судом допущена описка в абзаце 2 резолютивной части решения суда, а именно ошибочно указано на включение периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж истца, тогда как в мотивировочной части указание на включение данного периода в стаж истца отсутствует. Кроме того, данный период не являлся спорным, поскольку был включен ответчиком в стаж истца до обращения в суд. В связи чем данная описка подлежит исправлению путем исключения из абзаца 2 резолютивной части решения суда слов «с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.».
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 04 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области – без удовлетворения.
Исправить описку в абзаце 2 резолютивной части решения суда, исключив слова «с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.».
Председательствующий:
Судьи: