ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-829/20 от 26.10.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Болочагин В.Ю. Гр.д. № 33 –10676/2020

Гр.д. № 2-829/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2020 года г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Плешачковой О.В.

судей: Елистратовой Е.В.,Занкиной Е.П.

при секретаре Зенкевиче В.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары Самарской области от 9 июня 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 10.10.2019 г. №2812 в части снятия с учёта нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, ФИО1, распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 27.11.2019 г. №3357 в части исключения ФИО1 из льготного списка отдельных категорий граждан, состоящих на учёте в качестве в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара восстановить ФИО1 и ФИО8 в списке граждан, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 7.02.1984 г., обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара восстановить ФИО1 в списке граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О ветеранах», с 15.03.2004 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Плешачковой О.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара об обязании восстановить его в списках лиц нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование требования указал, что распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от 10.10.2019 г. № 2812 он с составом семьи 4 человека (отец – ФИО7, мать – ФИО8, брат – ФИО2) снят с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма (обеспеченность заявителя и членов его семьи жилой площадью более 9,0 кв.м., смерть члена семьи заявителя). Он как ветеран боевых действий также состоял в льготном списке на первоочередное улучшение жилищных условий в соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области». Снятие с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, повлекло исключение из списка. Решением Исполнительного комитета Кировского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от 7.02.1984 г. его мать ФИО8 была поставлена в очередь на получение жилья с составом семьи 4 человека, проживающих в 2 комнатах в семейном общежитии жилой площадью 32,0 м2. 11.05.1984 г. его отец снят с регистрационного учёта в связи со смертью (умер 21.04.1984 г.). 7.07.1999 г. его брат снят с регистрационного учёта в связи с выбытием в другое жилое помещение. Распоряжением Администрации Кировского района г. Самары от 1.04.2004 г. №527 он с матерью с 15.03.2004 г. включён в список на первоочередное улучшение жилищных условий в связи с участием в боевых действиях в Чечне. На 1.01.2019 г. в списке граждан, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состав его семьи указан в количестве 2 человек. Он и члены его семьи до 1.03.2005 г. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тем, что они проживали в семейном общежитии. Статус дома как общежития сохранялся до 1.03.2005 г. и был изменён на основании распоряжения Главы Администрации г.о. Самара от 23.03.2006 г. №77-р. Ему как ветерану боевых действий приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 19.12.2016 г. №5063 была предоставлена комната в специализированном жилом доме для социальной защиты отдельных категорий граждан по адресу: <адрес>, в котором он зарегистрирован и фактически проживает. Как следует из постановления Правительства Самарской области от 11.07.2014 г. №389 «Об установлении категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и нуждающихся в специальной социальной защите, и утверждения порядка и условий предоставления жилых помещений (квартир) для социальной защиты отдельных категорий граждан» право на проживание в специализированном жилом доме <адрес> имеют только отдельные категории граждан, которые в обязательном порядке состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ссылаясь на вышеизложенное, истец просит признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 10.10.2019 г. №2812 в части снятия с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий его семьи, обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара восстановить его и его мать ФИО8 в списке граждан, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма по городскому округу Самара, с 7.02.1984 г., признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 27.11.2019 г. №3357 об исключении его из льготного списка отдельных категорий граждан, состоящих на учёте в качестве в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара восстановить его в списке отдельных граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях с 15.03.2004 г., признать за ним право на получение социальной выплаты на приобретение жилья как лица, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшего на учёт до 1.01.2005 г., обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара предоставить ему как ветерану боевых действий социальную выплату в 2020 г.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара просит отменить решение, считает его незаконным, принятым с нарушением норм материального права.

В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом.

В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.28-31 ЖК РСФСР 1983 г., действовавшего до 1.03.2005 г., граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законом.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

Учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

Учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию – также и по месту жительства. Наравне с ними принимались на учёт граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Принятие на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы – совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очерёдности, исходя из времени принятия их на учёт и включения в списки на получение жилых помещений.

Аналогичное правило установлено п.1 ст.57 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г. до настоящего времени, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст.32 ЖК РСФСР граждане снимались с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в следующих случаях:

1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;

2) выезда на другое постоянное место жительства;

3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учёт;

4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учёте по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могли быть сняты с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учёте.

В соответствии с п.2 ст.6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» граждане, принятые на учёт до 1.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным п.1, 3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Судом установлено, что решением Исполнительного комитета Кировского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от 7.02.1984 г. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий была принята семья ФИО8 (матери истца), состоящая из 4 человек, проживающая по адресу: <адрес>, 2 комнаты жилой площадью 32,0 м2 (л.д. 78).

Как усматривается из акта проверки жилищных условий заявителя от 30.01.1984 г. (л.д. 79), в состав семьи, помимо ФИО8, входили ФИО7 (отец истца), истец и его брат-близнец ФИО2. Занимаемое семьёй жилое помещение представляло собой 2 комнаты в семейном общежитии.

Распоряжением Администрации Кировского района г. Самары от 1.04.2004 г. №527 истец и его мать ФИО8 были включены в список на первоочередное получение жилых помещений (в настоящее время – «список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О ветеранах»») в связи с участием истца в первой чеченской войне (л.д. 70).

Впоследствии приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 8.02.2012 г. №224 (л.д. 61) дата постановки истца на учёт в списке граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О ветеранах», была изменена на 15.03.2004 г.

Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от 10.10.2019 г. №2812 (л.д. 135) семья истца была снята с учёта нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, а именно в связи с тем, что обеспеченность заявителя и членов его семьи площадью превысила значение в 9 м2 на человека.

Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от 27.11.2019 г. №3357 истец в числе других лиц был исключён из списка граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О ветеранах», в связи со снятием его с учёта нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Разрешая спор и удовлетворяя иск ФИО1, суд, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что решение о снятии семьи истца с учёта нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, является незаконным, поскольку вывод об утрате семьёй оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, ошибочен, поскольку семья истца была поставлена на учёт в связи с проживанием в общежитии, а не в связи с тем, что её обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи была ниже установленного в регионе уровня и исковые требования ФИО1 удовлетворил.

Доводы ответчиков о том, что жилое помещение, занимаемым семьёй истца, утратило статуса общежития в связи с изданием распоряжения Главы Администрации г.о. Самара от 23.03.2006 г. №77-р (л.д. 43) суд признал ошибочными, ссылаясь на правовую позицию Верховного суда РФ о том, что п.2 ст.6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» не предполагает возможности снятия с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, принятых на учёт для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1.03.2005 г., в том случае, если основания их постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях были утрачены не в связи с их действиями, а в связи с изменением в силу закона правового статуса жилого помещения, в частности, в связи с утратой им статуса общежития, и при этом жилищные условия таких граждан фактически улучшены не были (определения Верховного суда РФ от 3.09.2013 г. №5-КГ13-99, от 18.02.2014 г. №5-КГ13-137).

Судом также установлено, что мать истца ФИО8 проживает с составом семьи 1 человек по прежнему месту регистрации по адресу: <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности на основании договора передачи квартиры в собственность граждан в порядке приватизации от 03.07.2009 года.

Вследствие изменения статуса этого жилого помещения оно стало представлять собой две комнаты в коммунальной квартире.

ФИО3, как ветеран боевых действий, проживает в специализированном жилом доме для социальной защиты отдельных категорий граждан по адресу: <адрес> и зарегистрирован с 10.01.2017 года на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от 19.12.2016 г.

ФИО1 не имеет в собственности жилого помещения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части удовлетворения иска ФИО1 о возложении обязанности о восстановления его в списках очередности граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О ветеранах» с 15.03.2004 г.

Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях до 01.01.2005 года были установлены Постановлением исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 11.12.1984 г. №530.

В соответствии с пп. а) п.7 указанного постановления ветераны боевых действий, проживающие в коммунальных квартирах, принимаются на учет независимо от размера занимаемой площади.

Доводы жалобы о том, что судом не были учтены положения п.25 Постановления исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 11.12.1984 г. №530.о норме предоставления 9,0 кв.м., судебная коллегия, считает ошибочными ввиду вышеизложенного.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в том числе ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г.

Согласно пункту 3.2 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", по письменным заявлениям ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 г.

Таким образом, для того, чтобы быть обеспеченным в порядке, установленном статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах", ветеран боевых действий должен быть принят на учет нуждающихся до 1 января 2005 года.

Согласно действующему законодательству основанием для обеспечения указанной категории граждан жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714, является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах вывод суда о признании незаконными распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара от 10.10.2019 г. № 2812 о снятии истца учёта нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара от 27.11.2019 г. №3357, о восстановлении истца в списке граждан, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 7.02.1984 г. и с 15.03.2004 г., является правильным.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части признания незаконным распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара от 10.10.2019 г. №2812 о снятии с учета матери истца ФИО8 ввиду следующего.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (часть 1). Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (часть 2).

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Как следует из материалов дела, истец и его мать проживают раздельно, то есть ФИО1 не является членом семьи ФИО8

ФИО8 является собственником жилого помещения площадью 32,40 кв.м. с 29.09.2009 года и не является нуждающейся в жилых помещениях на основании ст.51 ЖК РФ.

Таким образом, решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении иска в указанной части.

Разрешая иск в части требования ФИО1 об обязании Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара предоставить истцу как ветерану боевых действий социальную выплату в 2020 г., суд пришел к выводу о том, что поскольку в указанной выплате названный ответчик истцу не отказывал, за её получением истец не обращался. В 2019 г. истец сам отказался от такой выплаты (л.д. 87). Следовательно, нарушения прав истца на получение социальной выплаты допущено не было, ответчик это право не оспаривает, соответственно, оно не нуждается в судебной защите ни путём его признания, ни путём присуждения ответчика к совершению действий. Защита права на будущее время судом не осуществляется.

С указанным выводам суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным решение суда, принятое с нарушением норм материального права отменить в части, постановить новое решение, которым иск ФИО1 удовлетворить частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 9 июня 2020 года отменить в части, постановить новое изложив в следующей редакции:

«Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 10.10.2019 г. №2812 в части снятия с учёта нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, ФИО1, распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 27.11.2019 г. №3357 в части исключения ФИО1 из льготного списка отдельных категорий граждан, состоящих на учёте в качестве в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара восстановить ФИО1 в списке граждан, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 7.02.1984 г., обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара восстановить ФИО1 в списке граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О ветеранах», с 15.03.2004 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции

Председательствующий:

Судьи: