Судья Бортникова А.Г№
Докладчик - Петрова Л.А. Дело №2-830/2022
Дело №33-1012/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Петровой Л.А.,
судей Марьенковой А.В., Чемис Е.В.,
при помощнике судьи Долгий И.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет, размера пенсии, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 25 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Петровой Л.А., судебная коллегия
установила:
29 сентября 2021 года ФИО1 обратилась с названным выше иском, указав в обоснование заявленных требований, что с 30 декабря 2015 года является пенсионером по линии ФСИН. Согласно приказа № 664-лс общая продолжительность службы составляет 26 лет 06 месяцев 28 дней, из них военная служба составила 24 года 1 месяц 11 дней, в льготном исчислении 38 лет 07 месяцев 29 дней, надбавка за выслугу лет при увольнении составила 30% от должностного оклада. Полагает, что ответчиком неверно рассчитан стаж военной службы, не учтено положение подпункта 1 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941, так как до определения на военную службу в гражданской образовательной организации высшего образования ею пройден цикл военной подготовки, который засчитывается выслугой лет для назначения пенсии за выслугу лет из расчета один год за шесть месяцев военной службы. 20 августа 2021 года обратилась к ответчику по вопросу перерасчета военной выслуги лет, однако ответчиком ей было отказано. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, просила обязать ответчика произвести перерасчет выслуги лет с 31 декабря 2015 года, обязать произвести перерасчет размера назначенной пенсии с учетом изменения выслуги лет, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 25 января 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение. Считает, что судом не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло незаконность вынесенного решения. Указывает, что судом неверно истолкован пункт 2 статьи 2 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», не дана правовая оценка абзацу 2 пункта 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, согласно которому обучение в средне-профессиональных и высших учебных заведениях включается в общую выслугу лет, в том числе для назначения пенсии ФСИН по смешанному стажу. Указывает на то, что судом не учтены положения 35 главы V Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719, а также то, что Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 распространяется на все органы исполнительной власти, в которых проходят военную службу.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика УФСИН России по Сахалинской области ФИО2 просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании при апелляционном рассмотрении дела истец ФИО1 поддержала апелляционную жалобу, представитель ответчика ФИО3 возражала против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия находит, что оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, не имеется.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, на которых распространяется Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» определено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Из статей 2, 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» следует, что прохождение военной службы осуществляется по призыву либо по контракту. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Началом военной службы считается: для граждан, не пребывающих в запасе, не имеющих воинских званий и призванных на военную службу, - день присвоения воинского звания рядового; для граждан, не пребывающих в запасе, имеющих воинские звания и призванных на военную службу, - дата издания приказа военного комиссара субъекта Российской Федерации о направлении к месту прохождения военной службы; для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы; для граждан, не проходивших военной службы или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, - дата зачисления в указанные образовательные организации. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец проходила службу в органах внутренних дел и уголовноисполнительной системы в период с 31 октября 1991 года по 30 декабря 2015 года.
Приказом начальника УФСИН России по Сахалинской области № 664- л/с от 25 декабря 2015 года истец уволена со службы в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (пункт «в» статьи 58) с должности начальника филиала по Невельскому району ФКУ «УИН УФСИН России по Сахалинской области» с 30 декабря 2015 года.
Как следует из расчета, выслуга лет составила в календарном исчислении 24 года 01 месяц 11 дней, в льготном - 38 лет 07 месяцев 21 день.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь подлежащими применению к спорным правоотношениям вышеприведенными правовыми нормами, установил юридически значимые по делу обстоятельства и обоснованно не согласился с доводами истца о необходимости включения в срок военной службы периода обучения в Южно-Сахалинском государственном педагогическом институте, поскольку в нем имелся цикл военной подготовки, в связи с тем, что на основании пункта 2 статьи 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, распространяется только на граждан, не проходившие военную службу в связи с обучением в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования до заключения контракта.
При этом суд обоснованно сослался на то, что в выслугу лет истца для назначения пенсии засчитан период обучения в Южно-Сахалинском государственном педагогическом институте с 1 сентября 1983 года по 29 июня 1988 года из расчета два месяца учебы за один месяц службы в соответствии с пунктом 2 абзаца 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941.
Суд правильно учел, что согласно военному билету истец ФИО1 не призывалась и не проходила военную службу ни по призыву, ни по контракту, в связи с чем период военной подготовки во время обучения в гражданском высшем учебном заведении не может быть засчитан как военная служба в льготную выслугу лет для назначения пенсии, а также в календарную выслугу лет для установления процентной надбавки к пенсии.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции обоснованно не принял утверждение истца о том, что включение в стаж военной службы периода обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, прямо предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», поскольку из пункта 2 указанного Постановления следует, что офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданской образовательной организации квалификации, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев, засчитывается в выслугу лет исключительно в целях назначения пенсий после увольнения с военной службы, и отношения к военной службе, исчисляемой на льготных условиях, не имеет.
Выводы суда в решении достаточно подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
Доводов, влекущих отмену решения по делу в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба не содержит, а потому удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 25 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Л.А. Петрова
Судьи А.В. Марьенкова
Е.В. Чемис
Судья Бортникова А.Г. №
Докладчик - Петрова Л.А. Дело №2-830/2022
Дело №33-1012/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Петровой Л.А.,
судей Марьенковой А.В., Чемис Е.В.,
при помощнике судьи Долгий И.Э.,