Судья - Абловацкая Е.С. Дело № 33 - 18465/2022
№ 2 - 838/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 27 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова А.Н.,
судей Бондаренко М.В., Чирьевой С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Леоновой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Субботина А.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихорецком районе о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе представителя Субботина А.В. по доверенности Бырдина Т.В. на решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 18 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бондаренко М.В., выслушав пояснения представителя Субботина А.В. по доверенности Бырдина Т.В., поддержавшего доводы жалобы, учитывая, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о чем имеются соответствующие подтверждения, судебная коллегия
установила:
истец обратился в суд исковым заявлением, в котором просил суд: обязать ответчика устранить в полном объёме допущенные нарушения прав путём включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, оспариваемых периодов работы, назначить пенсию с момента первоначального обращения, то есть с 01.08.2019г.
В обоснование требований истец указал на то, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением трудовой деятельности на работах с тяжелыми условиями труда. Однако решением ответчика от ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа 12 лет 6 месяцев, поскольку не включены в специальный стаж периоды его работы: с по в должности электросварщика Кропоткинского завода деревообрабатывающих станков; с по в должности электросварщика 3 разряда в РЭУ (МУП МО г.Кропоткин «Центральное»). Данное решение истец считает незаконным.
Решением Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 18 августа 2021 года исковые требования Субботина А.В. удовлетворены частично. Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихорецком районе Краснодарского края зачесть Субботину А.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды его работы: с по электросварщиком ручной сварки заготовительного участка в АО «Седин-Кродос»; с по электросварщиком ручной сварки службы сантехнических работ текущего ремонта Ремонтно-эксплуатационного управления г. Кропоткина в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», и возложил на ответчика обязанность назначить Субботину А.В. страховую пенсию по старости с .
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2021 года решение городского суда оставлено без изменения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе представитель истца Бырдин Т.В. просит отменить решение суда в части назначения Субботину А.В. страховой пенсии по старости с 29.10.2020г., принять в указанной части новое решение, которым вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, то есть назначить досрочную страховую пенсию по старости с 1.08.2019г. Просит учесть, что первоначально он обратился к ответчику с заявлением 31.07.2019г. Принимая решение по этому заявлению, пенсионный орган необоснованно не включил в специальный стаж периоды его работы, в общей сложности 5 лет 11 месяцев 19 дней, однако у Субботина А.В. имелось право на назначении пенсии по старости с момента достижения им возраста 55 лет, то есть с 01.08.2019г.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражений на нее, выслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу требований ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума).
По смыслу статьи 195 ГПК РФ, обоснованным признается судебное решение, в котором всесторонне и полно установлены все юридически значимые для дела факты, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а сами выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Между тем, принятое по делу решение суда не отвечает в полной мере требованиям ст. 195 ГПК РФ по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Субботин А.В. . обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако решением ответчика от в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, в виду отсутствия требуемого специального стажа 12 лет 6 месяцев.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихорецком районе Краснодарского края от 29.10.2020г. 2 повторно отказано в установлении досрочной страховой пенсии, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с , в виду отсутствия специального стажа 12 лет 06 месяцев.
При оценке периодов трудовой деятельности истца, пенсионный орган исключил из специального стажа Субботина А.В. периоды его работы: с по в должности электросварщика Кропоткинского завода деревообрабатывающих станков (АО «Седин-Кродос»), с по в должности электросварщика 3 разряда в РЭУ (МУП МО «Центральное») в виду отсутствия документов подтверждающих его полную и постоянную занятость в качестве электросварщика ручной сварки.
Заключением -суд от государственной экспертизы Условий труда, произведенной отделом государственной экспертизы условий труда в управлении труда Министерства труда и социального развития Краснодарского края, проведенной на основании определения суда первой инстанции от 12.05.2021г., установлено, что условия труда Субботина А.В. в основное рабочее время в периоды с 01. - по профессии «электросварщик ручной сварки» заготовительного участка в АО «Седин Кродос» (до 17.07.1991г. - Кропоткинский завод деревообрабаты-вающих станков) и с . - по профессии «электросварщик ручной сварки» служба сантехнических работ текущего ремонта Ремонтно-эксплуатационного управления г. Кропоткина соответствуют требованиям законодательных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по позиции 23200000-19906, раздела «XXXIII. Общие профессии», Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходя из записей трудовой книжки Субботина А.В., принимая во внимание выводы заключения государственной экспертизы условий труда, пришел к выводу о наличии оснований, для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов его работы с . электросварщиком в АО «Седин-Кродос» и с 30.08.1993г. по 19.12.1997г. электро-газосварщиком в Ремонтно-эксплуатационном управлении г. Кропоткина. При этом, разрешая вопрос о дате назначения пенсии с , суд пришел к выводу об отсутствии оснований, поскольку решение пенсионного органа об отказе в установлении пенсии Субботину А.В., датированное им не обжаловано.
Судебная коллегия находит приведенный вывод суда первой инстанции основанным на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости (далее также - пенсия) имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения Субботина А.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - августа 2019 г.).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч.7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400- ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400- ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Исходя из положений ч.1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. №884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией, действовавшие до 01.01.2022 года).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
- проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»);
- регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (п.п. «г»).
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
- дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт «а»);
- запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт «в»).
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержались в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденном постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. №16п.
В приложении №3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из вышеуказанных норм следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
- проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;
- разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
- выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Суд первой инстанции при разрешении исковых требований Субботина А.В. об отмене решения пенсионного органа об отказе ему в установлении досрочной страховой пенсии по старости, о признании за ним права на получение досрочной страховой пенсии по старости со дня первоначального обращения за ней с 01.08.2019 года, изложенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсии по старости, в том числе нормативные положения о назначении страховой пенсии со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права на нее, не учел подлежащие применению в данном случае разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в пункте 32 постановления от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», вследствие чего сделал не основанный на законе вывод об отсутствии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению и выплате Субботину А.В. страховой пенсии по старости с момента возникновения у него права на досрочную страховую пенсию по старости.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч.1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению, с учетом исковых требований Субботина А.В., возражений ответчика, данных ранее в судебных заседаниях относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Субботину А.В. при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (1 августа 2019 г.) вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно для подтверждения его специального стажа (пункт 29 Правил обращения за страховой пенсией), с целью включения в его страховой стаж указанных периодов, указал ли пенсионный орган в уведомлении от 1 августа 2019 г. на необходимость дополнительно представить Субботину А.В. недостающие документы для назначения страховой пенсии; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки суда первой инстанции в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Правовая позиция относительно ошибочности вывода суда о возникновении у гражданина права на досрочную пенсию по старости с момента его повторного обращения в пенсионный орган после вступления в законную силу судебных постановлений, устанавливающих факты работы на определенных должностях, а не с момента первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года (пункт 5 раздела «Судебная практика по гражданским делам», в том числе вопрос - ответ ), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г., что также не было учтено судом при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует, что решением ответчика от Субботину А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в виду отсутствия требуемого специального стажа 12 лет 6 месяцев.
При этом, доказательств, подтверждающих, что пенсионном органом Субботину А.В. было разъяснено о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно для подтверждения его специального стажа, с целью включения в его страховой стаж указанных периодов, не имеется. Как и отсутствуют сведения о том, предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
Ввиду изложенного вывод суда о том, что не имеется оснований, предусмотренных действующим законодательством, для удовлетворения исковых требований Субботина А.В. о признании за ним права на получение страховой пенсии по старости со дня обращения за пенсией - с 1 августа 2019г., являются неправомерными, не соответствующими нормам пенсионного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 18 августа 2021 года изменить.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю назначить Субботину А.В. страховую пенсию по старости со дня обращения за пенсией, то есть с 1 августа 2019 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.
Председательствующий: Быстров А.Н.
Судьи: Бондаренко М.В.
Чирьева С.В.