Судья Болохонова Т.Ю. дело № 33-14056/2021
дело № 2-83/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«15» декабря 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Станковой Е.А.,
судей: Марчукова А.В., Колгановой В.М.,
при секретаре: Якуниной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» об оспаривании приказа, возложении обязанности по регистрации в качестве безработного, по назначению пособия по безработице,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
в удовлетворении вышеуказанных исковых требований ФИО1 было отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав ФИО1, поддержавшего доводы поданной им апелляционной жалобы, представителя ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» по доверенности ФИО2, представителя комитета по труду и занятости по доверенности ФИО3, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы истца, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился с иском к ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» об оспаривании приказа, возложении обязанности по регистрации в качестве безработного, по назначению пособия по безработице.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ был уволен с должности директора ООО «Юр-Центр» по ст. 78 ТК РФ.
С даты увольнения в трудовых отношениях с другими работодателями не состоит, заработка и иных доходов не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной почтовой связи, истец обратился к ответчику с заявлением о регистрации его в качестве безработного и назначении пособия по безработице.
Из телефонного разговора с сотрудником ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» истец узнал об отказе в признании его безработным и назначении пособия.
ДД.ММ.ГГГГ на электронную почту истца поступил приказ ОЗН Ворошиловского и Центрального районов ГКУ ЦЗН г. Волгограда № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, отказ в признании безработным связан с тем, что истец является учредителем (участником) ООО «Юр-Центр», то есть относится к категории граждан, занятых трудовой деятельностью, в связи с чем, не может быть признанным безработным.
Истец полагал, что принятое ответчиком решение является незаконным, так как ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения с ООО «Юр-Центр» были прекращены, а ДД.ММ.ГГГГ решением единственного участника ООО «Юр-Центр» на него возложены полномочия ликвидатора.
Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с единственным участником ООО «Юр-Центр» Ф.И.О., деятельность истца не является трудовой и осуществляется на безвозмездной основе.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, истец просил признать незаконным и отменить приказ ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> об отказе в признании его безработным, возложить на ответчика обязанность по признанию его безработным с ДД.ММ.ГГГГ, а также по назначению пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что судом не дана надлежащая оценка представленным в материалы дела письменным доказательствам, а также тому факту, что с ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения с ООО «Юр-Центр» были прекращены, а единственным учредителем (участником) организации, согласно сведениям ЕГРЮЛ является Ф.И.О., а не истец ФИО1
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55,59-61,67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение требованиям закона не соответствует.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент принятия оспариваемого истцом приказа в сведениях ЕГРЮЛ в отношении ООО «Юр-Центр» ФИО1 был указан в качестве руководителя юридического лица, имеющего право действовать без доверенности от его имени, что свидетельствует об обоснованности принятого ответчиком решения об отказе в регистрации его в качестве безработного и назначении пособия по безработице.
Ошибочная ссылка в обжалуемом истцом приказе на иную форму занятости «учредитель», по мнению суда не свидетельствует о незаконности приказа.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
Юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при проверке законности оспариваемого истцом приказа, является основание, послужившее для принятия решения об отказе в признании истца безработным.
В силу ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованием о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствие с абз. 6 ст. 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, занятыми считаются в том числе граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).
Согласно абз. 10 ст. 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, занятыми считаются, в том числе, граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
В соответствии с п. 3, 4 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, безработными не могут быть признаны граждане: представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 настоящего Закона.
В силу п. 1, 2 ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.
Согласно п. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с п. 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости населения при представлении таким гражданином ряда документов, среди которых справка о его среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Представление гражданином, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы связано с необходимостью подбора ему подходящей работы, определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
Согласно п.п. «д» п. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными, в том числе в случае представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен с должности директора ООО «Юр-Центр» в соответствии со ст. 78 ТК РФ, что подтверждается записью в трудовой книжке истца (л.д. 45 оборотная сторона).
ДД.ММ.ГГГГ между единственным участником ООО «Юр-Центр» Ф.И.О. (заказчик) и ликвидатором ФИО1 (исполнитель) был заключен договор, по условиям которого, заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанности ликвидатора общества в процедуре добровольной ликвидации общества по решению участника от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).
В соответствии с п. 3 договора, стороны договорились о том, что услуги ликвидатора не являются трудовыми отношениями между обществом и гражданином, а также между гражданином и участником общества. Услуги ликвидатора со стороны исполнителя являются добровольным принятием на себя оказания безвозмездных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ с целью поиска работы истец зарегистрировался в Общероссийской базе вакансий «Работа в России», в связи с чем, было сформировано личное дело получателя государственных услуг № <...>OCZ.
ДД.ММ.ГГГГ истец посредством электронной почтовой связи, обратился в ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» с заявлением о регистрации его в качестве безработного и назначении пособия по безработице.
Из переписки, представленной в материалы дела, следует, что истцом были представлены: копии паспорта, трудовой книжки, диплома о высшем образовании, справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (л.д. 47-52, 83-86).
Из пояснений представителя ответчика, полученных в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, следует, что после поступления от ФИО1 заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, ДД.ММ.ГГГГ в программе появились сведения о принятии решения по назначению истцу пособия по безработице, однако ДД.ММ.ГГГГ указанное решение было пересмотрено и истцу было отказано в регистрации в качестве безработного и назначении пособия по безработице, ввиду поступления из ФНС России сведений о статусе истца в качестве руководителя юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также о том, что он состоит в том же статусе с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно представленной ответчиком служебной записке (л.д. 67), ФИО1 состоял в ООО «Юр-Центр» в статусе руководителя юридического лица с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГФИО1 написал заявление об отказе от услуг службы занятости, в связи с чем, личное дело № <...> было закрыто.
Учитывая вышеизложенное, приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>ФИО1 было отказано в признании безработным, так как он является учредителем (участником) организации.
Вместе с тем, из представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Юр-Центр» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что единственным участником общества Ф.И.О.ДД.ММ.ГГГГ принято решение о добровольной ликвидации общества, а также о назначении истца ликвидатором, о чем впоследствии в адрес налогового органа было направлено уведомление о ликвидации юридического лица.
Таким образом, в соответствии с указанной выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является ликвидатором, а не руководителем и не учредителем ООО «Юр-Центр».
Таким образом, сведения, указанные в обжалуемом истцом приказе ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, опровергаются материалами дела.
В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу о том, что приказ ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> является незаконным и подлежит отмене, поскольку отказ в постановке истца на учет в качестве безработного принят по иному основанию, не указанному истцом при подаче заявления и не соответствует представленным им документам.
Следовательно, на ответчика подлежит возложению обязанность по повторному рассмотрению заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и принятию соответствующего решения.
В силу ст. 2 ГПК РФ судебные акты не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, в том числе в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность по принятию соответствующих решений, так как это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному ст. 10 Конституции Российской Федерации.
В этой связи, суд, являясь органом правосудия, не вправе подменять орган, к компетенции которого отнесено рассмотрение заявлений о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и признании безработным.
С учетом положений п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891 и приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. № 116н, согласно которым органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения, обеспечивают и организуют на территории соответствующих субъектов РФ деятельность центров занятости населения по осуществлению социальных выплат, а также осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета, снятие с регистрационного учета граждан, а также принимают соответствующие решения, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о возложении на ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» обязанности по регистрации истца в качестве безработного, по назначению пособия по безработице.
Производные требования истца о признании его безработным, возложении на ответчика обязанности по выплате пособия подлежат разрешению только при принятии ответчиком соответствующего решения и в последующем в судебном порядке в случае несогласия истца с вновь принятым решением.
По изложенным ранее основаниям, решение суда не может подменять собой решение административного органа по вопросам, отнесенным к его компетенции до рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и признании истца безработным.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе не указано.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» об оспаривании приказа, возложении обязанности по регистрации в качестве безработного, по назначению пособия по безработице отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить приказ ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> об отказе в признании ФИО1 безработным.
Возложить обязанность на ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» по повторному рассмотрению заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о признании его безработным, по назначению и выплате пособия по безработице.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 о возложении на ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» обязанности по признанию его безработным, по назначению пособия по безработице, отказать.
Председательствующий:
Судьи: