ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-841/2021 от 30.11.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-3891/2021

судья Аксёнова Е.С. 1 инст. №2-841/2021

УИД75RS0001-02-2020-010319-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Комковой С.В.,

судей Кардаша В.В., Процкой Т.В.,

с участием прокурора Зотова А.Г.,

при секретаре Воложанине С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 30 ноября 2021 года гражданское дело по иску военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, жилищно-коммунальной службе № 8 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу, филиалу Ф. «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу, Ф. «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о возложении обязанности обеспечить выполнение работ по текущему и капитальному ремонту столовой войсковой части расположенной по адресу: <адрес>

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Лебедева С.Г.

на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> года, которым постановлено:

«Иск удовлетворить частично.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность обеспечить выполнение работ по текущему и капитальному ремонту столовой № (инв. ), расположенной по адресу: <адрес>, военный городок , а именно по капитальному ремонту: - заменить систему холодного водоснабжения (трубы ПП 25 протяженностью 240 м.), канализационную систему (трубы ПВХ ПО протяженностью 150 м. и трубы ПВХ 50 протяженностью 150 м.), пищеварочные паровые котлы КПП - 400 в количестве 10 шт.; в горячем цехе оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую выход пара от пищеварочных котлов в пределах вытяжных зонтов; оборудовать горячий цех вытяжкой; в моечной кухонной посуды провести ремонт локальной вытяжной вентиляции, установленной над производственной ванной и двухсекционной моечной ванной; установить над пароконвектоматами локальные вытяжные системы; оборудовать столовую молниезащитой, пожарно-охранной сигнализацией, 11 самосветящимися знаками пожарной безопасности с автономным питанием от сети; по текущему ремонту: - обязать произвести частичный ремонт кирпичной кладки стен объемом 15 м2; оштукатурить гладкие фасады по камню и бетону площадью 35 м2 и произвести ремонт бетонной отмостки толщиной 15 см. площадью 45 м2; оборудовать кровлю подвесными желобами протяженностью 120 м.; установить водоотводящие устройства; в тепловом узле управления отремонтировать 2 задвижки d-80, 2 манометра, 1 термометр; установить автоматы на 100 А, 50 А и 31,5 А, 7 светильников светодиодных 36 Вт, 15 выключателей и 9 розеток; заменить кабель на ВВГ 3 * 2,5 см. протяженностью 100 м.; заменить деревянные входные двери на ПВХ, 3 дверных замка, 4 шпингалета, 5 дверных пружин, 1 электрический звонок; произвести масляную окраску внутренних дверных полотен площадью 115 м2; заменить деревянные оконные коробки и рамы, оконные приборы (петли, ручки, завертки); устранить на потолке производственных помещений столовой потеки, черные пятна, похожие на плесень; осуществить гладкую облицовку стен, столбов, пилястр и откосов (без карнизных, плинтусных и угловых плиток) с установкой плиток туалетного гарнитура на клее из сухих смесей площадью 50 м2; обустроить напольные покрытия на цементном растворе из одноцветных керамических плиток для полов в объеме 450 м2; осуществить промывку и прочистку радиаторов, а также их покраску площадью 170 м2; оборудовать в моечной столовой посуды уклон пола к сливному трапу; произвести покраску потолка водоэмульсионной краской в объеме 1100 м2, а в кондитерском цехе масляной краской площадью 190 м2, покраску стен масляной краской площадью 200 м2; заменить подвесной потолок типа Армстронг в варочном цеху по каркасу из оцинкованного профиля площадью 190 м2; осуществить облицовку потолков плитами типа Акмигран по бетонной поверхности на клее площадью 18 м2, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальных требований отказать».

Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Военный прокурор гарнизона Дровяная, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Военной прокуратурой проведена проверка в сфере сохранности федеральной собственности, обеспечения пожарной безопасности. Установлено, что на территории военного городка ) <адрес> расположена столовая (инв. ), где питаются военнослужащие по призыву и контракту, а также ежедневно выполняют служебные обязанности гражданский персонал Министерства обороны РФ. Согласно результатам ежегодных (осень, весна) осмотров, проводимых в 2018 - 2020 гг., отражаемых в актах осмотров и ведомостях дефектов, в рассматриваемых зданиях надлежало провести работы по текущему и капитальному ремонту, а также монтаж пожарно-охранной сигнализации и дымоудаления. Однако необходимые ремонтные работы систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, пароподачи, отопления, санитарно-технического оборудования, электрооборудования, вентиляции, фундамента, стен, фасада, кровли, проемов, полов, а также монтаж автоматических установок пожаро-охранной сигнализации и молниезащиты, потребность в которых отражена в актах осмотров и ведомостях дефектов, не проводились и до настоящего времени не проведены. Просил суд обязать Ф. «Центральное жилищно - коммунальное управление» Министерства обороны РФ, филиал «Центральное жилищно - коммунальное управление» Министерства обороны РФ» по Восточному военному округу, жилищно-коммунальную службу филиала Ф. «Центральное жилищно - коммунальное управление» Министерства обороны РФ произвести осмотр здания столовой войсковой части 21250-Б (инв. ), расположенной по адресу: <адрес>, военный городок с составлением дефектных ведомостей, отражающих объём необходимых ремонтных работ, перечень и количество необходимых материалов в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, Министерство обороны Российской Федерации обеспечить выполнение работ по текущему и капитальному ремонту столовой войсковой части (инв. ), расположенной по адресу: <адрес>, военный городок , а именно по капитальному ремонту: - заменить систему холодного водоснабжения (трубы ПП 25 протяженностью 240 м.), канализационную систему (трубы ПВХ ПО протяженностью 150 м. и трубы ПВХ 50 протяженностью 150 м.), пищеварочные паровые котлы КПП - 400 в количестве 10 шт.; в горячем цехе оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую выход пара от пищеварочных котлов в пределах вытяжных зонтов; оборудовать горячий цех вытяжкой; в моечной кухонной посуды провести ремонт локальной вытяжной вентиляции, установленной над производственной ванной и двухсекционной моечной ванной; установить над пароконвектоматами локальные вытяжные системы; оборудовать столовую молниезащитой, пожарно-охранной сигнализацией, 11 самосветящимися знаками пожарной безопасности с автономным питанием от сети; по текущему ремонту: - обязать произвести частичный ремонт кирпичной кладки стен объемом 15 м2; оштукатурить гладкие фасады по камню и бетону площадью 35 м2 и произвести ремонт бетонной отмостки толщиной 15 см. площадью 45 м2; оборудовать кровлю подвесными желобами протяженностью 120 м; установить водоотводящие устройства; в тепловом узле управления отремонтировать 2 задвижки d-80, 2 манометра, 1 термометр; установить автоматы на 100 А, 50 А и 31,5 А, 7 светильников светодиодных 36 Вт, 15 выключателей и 9 розеток; заменить кабель на ВВГ 3 * 2,5 см. протяженностью 100 м.; заменить деревянные входные двери на ПВХ, 3 дверных замка, 4 шпингалета, 5 дверных пружин, 1 электрический звонок; произвести масляную окраску внутренних дверных полотен площадью 115 м2; заменить деревянные оконные коробки и рамы, оконные приборы (петли, ручки, завертки); устранить на потолке производственных помещений столовой потеки, черные пятна, похожие на плесень; осуществить гладкую облицовку стен, столбов, пилястр и откосов (без карнизных, плинтусных и угловых плиток) с установкой плиток туалетного гарнитура на клее из сухих смесей площадью 50 м2; обустроить напольные покрытия на цементном растворе из одноцветных керамических плиток для полов в объеме 450 м2; осуществить промывку и прочистку радиаторов, а также их покраску площадью 170 м2; оборудовать в моечной столовой посуды уклон пола к сливному трапу; произвести покраску потолка водоэмульсионной краской в объеме 1100 м2, а в кондитерском цехе масляной краской площадью 190 м2, покраску стен масляной краской площадью 200 м2; заменить подвесной потолок типа Армстронг в варочном цеху по каркасу из оцинкованного профиля площадью 190 м2; осуществить облицовку потолков плитами типа Акмигран по бетонной поверхности на клее площадью 18 м2, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.13-22, 55 ).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.93-98).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 05.10.2021 г. представителю Министерства обороны РФ восстановлен процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы (л.д. 173-178).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Лебедев С.Г просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Министерство обороны РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов. В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России за Ф. «Ц.» Минобороны России на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, в том числе здание столовой (инв. ) военного городка (в/ч 21250-Б). С <Дата> здание столовой (инв. ) военного городска (в/ч) ) фактически обслуживается ЖЭ (К) О № 7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу, в настоящее время жилищно-коммунальная служба . На основании п. 13 Положения о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, филиал осуществляет следующие виды деятельности: гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные работы и прочие отделочные и завершающие работы, деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, ремонт электрического оборудования, производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования, электромонтажная работы, строительные специализированные работы и прочие работы. Причиной возникновения дефектов является длительная эксплуатация без необходимого ремонта, что прямо указывает на неисполнение организацией требований законодательства. Обязанность по формированию заявочных планов текущего и капитального ремонтов лежит на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. Суд первой инстанции неправильно определил круг лиц ответственных за проведение капитального и текущего ремонта оспариваемого объекта. Заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушении бюджетного законодательства. Лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства обороны Российской Федерации по ранее заключенным государственным контрактам. Суд первой инстанции не учел то, что только в рамках соблюдения процедуры регламента и при наличии лимитов бюджетных средств Министерство может исполнить и в последующим выделить денежные средства ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в большем размере на проведение текущего и капитального ремонта, в том числе и здания столовой (инв. ) войсковой части 21250-Б. Суд не учел, что подобное понуждение является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание принадлежащего ему имущества, и реализацию возложенных на него функций на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей. Возложение на Министерство обороны РФ обязанности выделить лимиты денежных средств на проведение мероприятий по текущему и капитальному ремонту является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа (л.д.114-121).

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д.126-128).

Представитель ФГБУ «ЦЖКУ», представители МО РФ, жилищно-коммунальной службы № 8 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу, филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу о времени и месте судебного заседания извещены, об отложении не просили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе осуществление в пределах компетенции правомочий собственника имущества Вооруженных Сил РФ.

Приказом Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3 Приказа).

Согласно пункту 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года N 607, основной целью деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ. Для достижения целей осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, ремонт электрического оборудования, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства и управления имущества (пункт 14 Устава).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела на территории военного городка () <адрес> расположена столовая (инв. ).

Согласно актов общего весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда от 2018 г., 2019 г., 2020 г. в рассматриваемых зданиях установлена необходимость провести работы по текущему и капитальному ремонту, а также монтаж пожарно-охранной сигнализации и молниезащита, не проведение которых явилось причиной обращения в суд военного прокурора (л.д. 23-38).

Согласно дефектному акту от 2020 г. установлено, что фундамент, цоколь здания находятся в удовлетворительном состоянии. Отслоение штукатурного слоя, окрасочного слоя фасада, частично разрушена кирпичная кладка. Требуется установка водосточных устройств. Ремонт линолеумного покрытия, стяжка полов, замена полов из кирпичной плитки. Разрушение штукатурного слоя, отслоение окрасочного слоя стен. Требуется покраска радиаторов. Естественный износ трубопроводов холодного водоснабжения. Требуется замена сан.технических приборов. Требуется замена розеток, выключателей, светильников. Требуется установка системы пожарно-охранной сигнализации, молниезащиты (л.д. 39).

Согласно выписке из ЕГРН от <Дата> на столовую (инв. ) зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией, выдано свидетельство о государственной регистрации права <адрес> (л.д. 43-44,46).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права, столовая, нежилое здание, находится в оперативном управлении ФГУ СибТУИО МО РФ (л.д.45-46).

Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что перечисленные нарушения влекут ущемление прав военнослужащих и гражданского персонала Министерства обороны РФ, питающихся и выполняющих служебные обязанности в столовой (инв. ), создают угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, связанных с обрушением железобетонных перекрытий, а также к несвоевременному оповещению о пожаре на рассматриваемом объекте, что может повлечь уничтожение и утрату федеральной собственности, гибель и травмирование людей; филиал жилищно-коммунальной службы филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу надлежащим образом осуществляет свои полномочия по подготовке тактико-технического задания с отражением исходных данных, необходимых для согласования вопросов по капитальному ремонту столовой .

Судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Довод жалобы о том, что причиной возникновения дефектов является длительная эксплуатация без необходимого ремонта, что прямо указывает на неисполнение организацией требований законодательства не свидетельствует о незаконности принятого решения. Министерство обороны РФ как собственник имущества несет бремя его содержания.

Довод жалобы о том, что обязанность по формированию заявочных планов текущего и капитального ремонтов лежит на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, суд первой инстанции неправильно определил круг лиц ответственных за проведение капитального и текущего ремонта оспариваемого объекта, судебной коллегией отклоняется за необоснованностью. Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого указанное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (подпункт 71 пункта 7 положения).

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.

Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», МО РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации утверждает планы и программы по видам обеспечения Вооруженных Сил, планы капитального строительства в Вооруженных Силах (подпункт 33 пункта 10 Положения о Министерстве Обороны РФ).

Довод жалобы о том, что понуждение является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание принадлежащего ему имущества, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей, судебной коллегией отклоняется за необоснованностью. Исходя из характера правоотношений, требования прокурора, направленные в защиту гарантированных Конституцией России прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в целях предупреждения причинения вреда их жизни и здоровью, а также в защиту интересов Российской Федерации не могут расцениваться как вмешательство в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления, вопреки доводам апелляционной жалобы Министерства обороны РФ.

Согласно статье 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (пункт 1).

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (часть 2).

Довод жалобы о том, что заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушении бюджетного законодательства, лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства обороны Российской Федерации по ранее заключенным государственным контрактам. Закрепление собственником объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил России за ФГБУ «ЦЖКУ» не исключает обязанность собственника имущества по его надлежащему содержанию. Более того, положения абзаца 1 статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации позволяют получателям бюджетных средств получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся – МО РФ соответственно. Следовательно, деятельность учреждения, за которым закреплено имущество, в пределах целей своей деятельности ограничена исключительно решениями и заданиями собственника имущества с учетом назначения этого имущества.

Таким образом, решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Читы от 03 февраля 2021 г. года оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 07 декабря 2021 года.

Председательствующий: С.В.Комкова

Судьи: В.В.Кардаш

Т.В. Процкая