ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-8420/2021 от 26.07.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Беловолова И.И. Дело № 33-4903/2022 (№ 2-8420 /2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июля 2022 года г. Ханты-Мансийск

Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Данилова А.В.,

при секретаре Чайка Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сургута в интересах (ФИО)1 к Администрации города Сургута о предоставлении жилого помещения,

по частной жалобе Администрации города Сургута на определение Сургутского городского суда от 30 мая 2022 года, которым постановлено:

«Администрации города Сургута в ходатайстве о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Сургута в интересах (ФИО)1 к Администрации города Сургута о предоставлении жилого помещения - отказать».

установил:

Администрация города Сургута обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения, мотивируя свои требования тем, что решением Сургутского городского суда от 11.11.2021 требования прокурора города Сургута удовлетворены в полном объеме.

На Администрацию города возложена обязанность предоставить (ФИО)1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Судебный акт вступил в законную силу 24.02.2022. Апелляционным определением суда ХМАО-Югры от 24.02.2022 решение суда от 11.11.2021 оставлено без изменения.

Администрацией города Сургута 25.03.2022 подано заявление об отсрочке исполнения судебного решения.

Определением Сургутского городского суда ХМАО-Югры от 08.04.2022 в предоставлении отсрочки отказано.

Вместе с тем, повторно направлено заявление об отсрочке исполнения решения суда от 11.11.2021, согласно которому оно не может быть исполнено в установленный срок по следующим объективным причинам.

Статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» установлена исключительная компетенция субъекта Российской Федерации по установлению порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ст.8 ФЗ № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательства субъекта РФ.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с указанным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЭ). Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается (ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 131- ФЭ).

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2009 № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (Закон № 86-оз), с момента поступления субвенции в бюджет муниципального образования, органы местного самоуправления приобретают жилые помещения с последующим оформлением их в муниципальный специализированный жилищный фонд, предназначенный для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в порядке, установленном Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно Кассационному определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.04.2019 № 3-КГ 18-18, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 4, 5 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ ).

Согласно части 2 статьи 63 Федерального закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 63 Федерального закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 86-оз детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным пунктом 2 указанной статьи, органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном Правительством автономного округа, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с пунктом 8 статьи 12, статьей 13 Закона № 86-оз органы местного самоуправления городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на неограниченный срок наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению лицам, указанным в пункте 1 статьи 5 указанного закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приобретение (строительство) жилых помещений с целью их дальнейшего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете автономного округа (пункт 5 статьи 5 Закона № 86-оз).

Финансирование расходов, связанных с реализацией главы IV Закона № 86-оз (наделение органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями), осуществляется из бюджета автономного округа в виде субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления передаваемых им отдельных государственных полномочий, в объеме, предусмотренном законом о бюджете автономного округа (ст. 11 Закона № 86-оз).

Для решения проблемы обеспечения жильем вышеуказанной категории граждан Администрацией города проведены следующие мероприятия: Думой города Сургута выделены средства местного бюджета на увеличение норматива площади приобретаемых квартир с 33 кв. метров до 45 кв. метров в связи с отсутствием на рынке жилых помещений площадью 33 кв. метра; проведены совещания и рабочие встречи с застройщиками по вопросам участия в аукционах: осуществлено подробное информирование застройщиков о проводимых аукционах; проведена работа с агентствами недвижимости по участию в электронных аукционах; заключены муниципальные контракты с ООО Строительная Компания «Формула ремонта» на приобретение 38 однокомнатных квартир, которые будут созданы в будущем (сроки передачи жилых помещений до 01.12.2022); заключены муниципальные контракты на приобретение 12 жилых помещений с ООО Специализированный застройщик «СТХ-Девелопмент» и сроком передачи жилых помещений - до 31.12.2023.

На выполнение мероприятий по приобретению жилых помещений специализированного жилищного фонда в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2022 году в окружном бюджете для города Сургута предусмотрено 156 541,5 тысяч руб., поступило из бюджета Ханты- Мансийского автономного округа - Югры - 0 руб.

02.05.2022 вступили в силу изменения, внесенные в Закон № 86-оз. Согласно изменениям в статью 15 Закона № 86-оз, органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий имеют право получать средства из бюджета автономного округа, предназначенные для финансирования переданных им отдельных государственных полномочий, а также материальные средства из государственной казны автономного округа в порядке, установленном Губернатором ХМАО-Югры, предназначенные для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам возникает у органов местного самоуправления с момента поступления субвенций из бюджета ХМАО-Югры, а также материальных средств из государственной казны автономного округа, следовательно, такая обязанность по выполнению переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам напрямую зависит от наличия или отсутствия денежных средств, полученных из бюджета ХМАО-Югры в виде субвенций, а также материальных средств, полученных из государственной казны автономного округа.

Письмом Депсоцразвития Югры от 21.03.2022 № 15-исх-4676 до городских округов ХМАО-Югры была доведена информация о необходимости возврата средств в окружной бюджет, которые не находятся под обязательствами и не израсходованы, в связи с изменением подходов по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно поручению Губернатора ХМАО-Югры Депимущества Югры в 2022 году планирует однократно приобрести в государственную собственность жилые помещения для указанной выше категории граждан с последующей передачей в муниципальную собственность (письмо Депсоцразвития Югры от 24.03.2022 № 15-исх-4963).

Письмом Депсоцразвития Югры от 29.04.2022 № 15-исх-7514 до муниципальных образований доведено распоряжение Губернатора Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 25.04.2022 № 109-рг «О дополнительных мерах по обеспечению социально-экономического развития» согласно пункту 3 распоряжения, закупку благоустроенных жилых помещений, у единственного поставщика осуществляет Депимущества Югры. При этом обращено внимание, что предоставление материальных ресурсов (жилых помещений) органам местного самоуправления осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры. В этой связи, ранее доведенные объемы субвенций местным бюджетам подлежат возврату в бюджет ХМАО-Югры.

На основании администрация полагала, что исполнить решение суда в данный момент не представляется возможным по причине отсутствия доведенных субвенций из бюджета ХМАО-Югры до бюджета городского округа, материальных средств из государственной казны автономного округа. Установленная действующим законодательством специфика приобретения в государственную и муниципальную собственность недвижимого имущества, порядок предоставления жилых помещений, меры, предпринятые Администрацией города Сургута для приобретения жилых помещений, включая заключенные контракты по приобретению жилых помещений в будущем, а также необходимое время для оформления в собственность муниципального образования жилых помещений, свидетельствуют о наличии обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение решения суда от 11.11.2021. Указанная отсрочка исполнения судебного решения отвечает требованиям справедливости, не затрагивает существо конституционных прав сторон, поскольку предоставление отсрочки исполнения решения суда от 11.11.2021 не лишает (ФИО)1 права на обеспечение жилым помещением. Указанное право будет реализовано в полной мере после завершения всех необходимых административных процедур. Просила предоставить отсрочку исполнения решения Сургутского городского суда от 11.11.2021 года до 31.12.2022 года.

Судом постановлено вышеизложенное определение.

В частной жалобе администрация г. Сургута просит определение суда отменить, предоставить отсрочку исполнения решения суда по 31.12.2022 года. В обоснование доводов частной жалобы полностью повторяют доводы, изложенные в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Считает, что установленная действующим законодательством специфика приобретения в государственную и муниципальную собственность недвижимого имущества, порядок предоставления жилых помещений, меры, предпринятые Администрацией города Сургута для приобретения жилых помещений, включая заключенные контракты по приобретению жилых помещений в будущем, а также необходимое время для оформления в собственность муниципального образования жилых помещений, свидетельствуют о наличии обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение решения суда от 11.11.2021. Полагает, указанная отсрочка исполнения судебного решения отвечает требованиям справедливости, не затрагивает существо конституционных прав сторон, поскольку предоставление отсрочки исполнения решения суда от 11.11.2021 не лишает (ФИО)1 права на обеспечение жилым помещением. Указанное право будет реализовано в полной мере после завершения всех необходимых административных процедур.

Возражения на частную жалобу не поступили.

В силу ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) частная жалоба подлежит рассмотрению без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить исполнение решения суда.

В силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснено, что при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которым каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

В Определении от 18.04.2006 г. N 104-О Конституционный Суд РФ указал, что, несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. С учетом этого, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Вопрос о наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 9 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Отсрочкой исполнения решения суда является перенесение срока его исполнения.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержит перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного постановления, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства.

При этом основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников.

Суд обязан, во всяком случае, оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.

Как следует из материалов дела, решением Сургутского городского суда от 11.11.2021 года удовлетворены требования прокурора города Сургута, действующего в защиту интересов (ФИО)1, к администрации города Сургута о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от 24.02.2022 года решение суда от 11.11.2021 года оставлено без изменения.

До настоящего времени вопрос о предоставлении взыскателю жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания не решен, решение суда не исполнено.

Отказывая в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд исходил из того, что с момента обращения прокурора города Сургута, действующего в защиту интересов (ФИО)1, с настоящим иском в суд (с 21.06.2021 г.) у должника было достаточно времени для решения всех необходимых процедур для предоставления (ФИО)1 жилого помещения. Учитывая отсутствие обстоятельств, носящих действительно исключительный характер и свидетельствующих о невозможности исполнения вступившего в законную силу судебного постановления, суд пришел к выводу о том, что заявление Администрации г. Сургута о предоставлении отсрочки необоснованно и не подлежит удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку указанные заявителем обстоятельства о предоставлении отсрочки исполнения вступившего в законную силу решения суда не носят исключительный характер и не подтверждают объективную невозможность исполнения решения суда.

Как следует из решения Сургутского городского суда от 11.11.2021 г., постановлением администрации города Сургута от 22.04.2017 г. (номер)(ФИО)1 включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым посещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. 22.04.2020 года (ФИО)1 достигла совершеннолетия, однако до настоящего времени благоустроенным жильём не обеспечена.

При таких обстоятельствах, учитывая длительность непредоставления истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при должном и добросовестном исполнении решения суда, предполагающим необходимую степень ответственности и своевременности исполнения, администрация г. Сургута имела возможность предпринять оперативные меры по исполнению решения суда ранее, администрацией г. Сургута не доказано наличие исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения, и документально такие обстоятельства не подтверждены.

В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ именно на должника возлагается обязанность доказать доводы, изложенные в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Судом первой инстанции принципы состязательности и равноправия сторон не нарушены.

Доводы частной жалобы аналогичны доводам, изложенным в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, не содержат фактов, которые опровергали бы выводы суда, поэтому не могут служить основанием для отмены определения.

При изложенных обстоятельствах определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в частной жалобе, судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены определения суда по доводам частной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Определение Сургутского городского суда от 30 мая 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Администрации города Сургута – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 августа 2022 года.

Председательствующий Данилов А.В.