Судья Карматкова Е.В. (дело № 2-8472/2013) | Дело № 33-1570/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 16 августа 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей | ФИО2, ФИО3, |
при секретаре | ФИО4, |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и представлению прокурора г. Петропавловска-Камчатского на определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 мая 2018 года, которым отказано в удовлетворении заявления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о замене стороны в исполнительном производстве, возбужденном на основании решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 октября 2013 года, по гражданскому делу по иску прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, МУП «Петропавловский водоканал» о возложении обязанности, ее правопреемником Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
Заслушав доклад председательствующего, пояснения представителей прокурора г. Петропавловска-Камчатского Новоселовой Е.В. и администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Ковальчук Е.В. и ФИО5, поддержавших доводы представления и частной жалобы, представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края ФИО6, полагавшей доводы представителя и частной жалобы необоснованными, а определение суда законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа обратилась в суд с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве №-ИП, возбужденном на основании решения Петропавловск-Камчатского городского суда от 9 октября 2013 года по делу по иску прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, МУП ПКГО «Петропавловский водоканал» о возложении обязанности обеспечить организацию проведения работ по замене сетей водоснабжения и водоотведения, расположенных в первой зоне водоснабжения Петропавловск-Камчатского городского округа, ее правопреемником – Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края. В обоснование заявления указано, что заявителем утрачена возможность исполнения вышеназванного решения суда по независящим от него обстоятельствам ввиду следующего. Законом Камчатского края от 30 июля 2015 года № 660 «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и органами государственной власти Камчатского края», вступившим в силу с 1 января 2016 года, перераспределены полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения. Муниципальное имущество Петропавловск-Камчатского городского округа – МУП «Петропавловский водоканал» имущественным комплексом, включающим в себя, в том числе, сети водоснабжения, указанные в решении суда от 9 октября 2013 года, передано в собственность Камчатского края, право собственности на которое у последнего возникло 1 января 2016 года. От имени Камчатского края полномочия собственника имущества и учредителя предприятия осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края. При таких обстоятельствах администрация Петропавловск-Камчатского городского округа утратила возможность исполнения решения суда.
В судебном заседании представитель заявителя администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на удовлетворении заявления настаивала по изложенным в нем основаниям.
Помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского в судебном заседании полагал заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Заинтересованные лица Межрайонный ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю, УФССП России по Камчатскому краю, ГУП Камчатского края «Петропавловский водоканал», Комитет городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа участия в судебном заседании не принимали.
Рассмотрев заявление, суд постановил указанное определение.
В частной жалобе представитель администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Карпекина М.А. просит определение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности, заменить администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в исполнительном производстве №-ИП ее правопреемником Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в заявлении о процессуальном правопреемстве. Дополнительно указывает на то, что судом не дана оценка представленным доказательствам перехода прав и обязанностей от одного субъекта материальных правоотношений к другому. С момента перераспределения полномочий и передачи имущества в собственность Камчатского края администрация Петропавловск-Камчатского городского округа утратила возможность исполнения исполнительного документа по данному делу, поскольку не обладает правами пользования и распоряжения указанным в решении суда имуществом.
В поданном представлении помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Пузыревич А.Н., полагая определение суда незаконным, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке установлено, что заявление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о процессуальном правопреемстве было рассмотрено в отсутствие лица, указанного заявителем в качестве правопреемника - Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, не извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем судебная коллегия на основании определения от 26 июля 2018 года в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах, определение суда первой инстанции подлежит отмене как незаконное.
В ходе рассмотрения судебной коллегией дела по правилам производства в суде первой инстанции представители администрации ПКГО и прокурора г. Петропавловска-Камчатского настаивали на отмене определения по доводам, изложенным в частной жалобе и представлении.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края в письменных возражениях полагала требования администрации ПКГО не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено такого основания замены стороны исполнительного производства ее правопреемником как перераспределение полномочий, равно как не наделяет должника правом на односторонний отказ от исполнения обязательства, возложенного на него судом. Закон Камчатского края от 30 июля 2015 года № 660 «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения в Камчатском крае и органами государственной власти Камчатского края» положений о его распространении на правоотношения, возникшие до введения его в действие, не содержит.
Иные заинтересованные лица, уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Заявление о процессуальном правопреемстве рассмотрено в их отсутствие.
Разрешая по существу заявление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о замене стороны в исполнительном производстве ее правопреемником, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ст. 44 ГПК РФ в случае выбытия одной стороны в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть должника, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Процессуальное правопреемство предполагает передачу как прав, так и связанных с требованием обязанностей. При этом перечень случаев выбытия одной из сторон в правоотношении, приведенный в ст. 44 ГПК РФ, при которых возможно процессуальное правопреемство, не является исчерпывающим.
Как следует из материалов дела, решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 октября 2013 года, оставленным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 19 декабря 2013 года без изменения, удовлетворен иск прокурора города Петропавловска-Камчатского о возложении на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить организацию проведения работ по замене сетей водоснабжения, расположенных в нулевой зоне водоснабжения Петропавловск-Камчатского городского округа, а именно: сети водопровода ул. Светлая, 1 школа № 37, инвентарный номер <данные изъяты> протяженностью 40 кв.м; сети водопровода ул. Попова, 37, д/с № 36, инвентарный номер <данные изъяты>, протяженностью 7 п.м; сети водопровода ул. Приморская, 94, Гериатрическая больница, инвентарный номер <данные изъяты>, протяженностью 260 п.м; а также сетей водоотведения, расположенных в нулевой зоне водоснабжения Петропавловск-Камчатского городского округа, а именно: сети канализации ул. Светлая, 1 школа № 37, инвентарный номер <данные изъяты>, протяженностью 7 кв.м; сети канализации ул. Попова, 37, д/с № 36, инвентарный номер <данные изъяты> протяженностью 7 п.м; сети канализации ул. Приморская, 94, Гериатрическая больница, инвентарный номер <данные изъяты>, протяженностью 490 п.м. Этим же решением на МУП «Петропавловский водоканал» возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести работы по замене вышеназванных сетей водоснабжения и водоотведения.
Решение суда до настоящего времени не исполнено.
Как следует из содержания вышеуказанных судебных постановлений по настоящему делу судов первой и апелляционной инстанции, возложение на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности обеспечить организацию проведения работ по замене сетей водоснабжения обусловлено отнесением в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочий по организации в границах городского округа водоотведения и водоснабжения на орган местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, положенных в основу рассматриваемого заявления), законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Законом Камчатского края от 30 июля 2015 года № 660 «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и органами государственной власти Камчатского края», вступившим в законную силу с 1 января 2016 года, между органами местного самоуправления и органами государственной власти Камчатского края перераспределены на неограниченный срок полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а именно: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водо-снабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации (ст.ст. 3, 5 Закона).
В соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 8 февраля 2018 года № 55-П, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края по осуществлению перераспределенных данным Законом отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в сфере водоснабжения и водоотведения является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
Таким образом, учитывая, что в соответствии с положениями вышеназванных правовых актов полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения в границах Петропавловск-Камчатского городского округа переданы Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, возложенная решением суда на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность по обеспечению организации проведения работ по замене сетей водоснабжения и водоотведения на указанных в нем участках подлежит исполнению названным уполномоченным органом, что влечет перемену лица в обязательстве, замена которого возможна в порядке процессуального правопреемства.
Кроме того, положениями статьи 10 Федерального закона от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», обязанность по обеспечению безопасной эксплуатации централизованных инженерных систем возлагается на собственника централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Как следует из материалов дела, сети водоснабжения и водоотведения, указанные в решении Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 октября 2013 года по настоящему делу, в составе имущественного комплекса муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал» переданы из собственности Петропавловск-Камчатского городского округа в собственность субъекта Российской Федерации - Камчатского края.
В соответствии с приказом Комитета по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 21 января 2016 года № 13/16 с 1 января 2016 года из состава муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал» исключено и прекращено право хозяйственного ведения ранее закрепленным недвижимым и движимым имуществом.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание то обстоятельство, что собственником спорных сетей водоснабжения и водоотведения является Камчатский край, в связи с чем, вопросы, связанные с организацией проведения работ по их замене относятся к его компетенции, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости замены стороны в исполнительном производстве №-ИП администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ее правопреемником Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
Руководствуясь ст.ст. 330, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 мая 2018 года отменить.
Заявление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об установлении правопреемства по гражданскому делу 2-8472/2013 по иску прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, МУП ПКГО «Петропавловский водоканал» о возложении обязанности обеспечить организацию проведения работ по замене сетей водоснабжения и водоотведения, расположенных в первой зоне водоснабжения Петропавловск-Камчатского городского округа, удовлетворить.
Заменить администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в исполнительном производстве №-ИП ее правопреемником Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи