Судья Гвоздецкий А.О. | № 33-130-2022 51RS0001-01-2020-005952-88 |
Мотивированное апелляционное определение
вынесено 13 января 2022 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 12 января 2022 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | Киселевой Е.А. |
ФИО2 | |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-847/2021 по иску Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Буревестник» о возложении обязанности выполнения работ,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «УК «Буревестник» на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 марта 2021 г. (с учетом определения об исправлении описки от 17 мая 2021 г.),
заслушав доклад судьи Киселевой Е.А., объяснения представителя Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска по доверенности ФИО4, возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска (далее - Комитет) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Буревестник» (далее - ООО «УК «Буревестник») о возложении обязанности выполнения работ.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании обращения собственника жилого помещения * многоквартирного дома № ... ФИО5 и МКУ «НФУ» специалистами Комитета 24 апреля 2019 г. проведена проверка общего имущества многоквартирного дома ..., управление которым осуществляет ООО «УК «Буревестник», в ходе которой установлено, что балкон квартиры №* указанного дома находится в неудовлетворительном техническом состоянии.
По результатам проверки составлен акт от 24 апреля 2019 г. №681/11 и выдано предписание от 24 апреля 2019 г. № 421/11 о проведении в срок до 31 июля 2019 г. мероприятий в целях приведения балкона квартиры ... в надлежащее техническое состояние.
04 декабря 2019 г. Комитетом проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания, в ходе которой установлено, что предписание от 24 апреля 2019 г. не исполнено.
По результатам проверки составлен акт от 04 декабря 2019 г. №2007/10 и выдано повторное предписание от 04 декабря 2019 г. №421/1/10 сроком исполнения до 10 января 2020 г.
До настоящего времени ответчик не принимает мер направленных на выполнение работ по приведению балкона квартиры ... в надлежащее техническое состояние.
Просил суд обязать ООО «УК «Буревестник» (ИНН <***>) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по приведению балкона №... в надлежащее техническое состояние.
Судом принято решение, которым исковые требования Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска удовлетворены; на ООО «УК «Буревестник» (ИНН <***>) возложена обязанность в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда организовать и обеспечить выполнение работ по приведению балкона дома ... в надлежащее техническое состояние; с ООО «УК «Буревестник» (ИНН <***>) в доход соответствующего бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе генеральный директор ООО «УК «Буревестник» ФИО6, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда.
В обоснование жалобы указывает, что с 01 марта 2021 г. многоквартирный дом ... находится в управлении ООО «Жилцентр», что следует из общедоступной информации официального сайта Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска и Государственной жилищной инспекции Мурманской области, однако, суд указанную информацию не проверил, в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания для предоставления дополнительных доказательств отказал.
Приводит доводы о том, что общество не имело возможности выполнить работы по приведению в надлежащее техническое состояние балкона квартиры №* в связи с тем, что собственниками квартир №* и * данного дома незаконно установлены конструкции остекления балконов, в связи с чем им было выдано предписание, однако оно не исполнено.
Кроме того, ООО «УК «Буревестник» инициировало подачу иска в суд о демонтаже незаконно установленных конструкций остекления балконов, в связи с чем суд должен был приостановить производство по делу до решения данного вопроса, однако этого не сделал.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Комитета по жилищной политике ФИО7 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика ООО «УК «Буревестник», третье лицо ФИО5, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу частей 3, 5 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом ... на основании договора управления от 23 июня 2015 г. осуществляло ООО «УК «Буревестник» (том 1 л.д.31-38).
В связи с обращением МКУ «Новые формы управления» в интересах собственников квартир в МКД в Комитет по жилищной политики администрации города Мурманска, истцом 24 апреля 2019 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «УК «Буревестник» по вопросу неудовлетворительного состояния общего имущества многоквартирного дома ....
Согласно составленному по результатам проверки акту от 24 апреля 2019 г. №681/11 при визуальном обследовании общего имущества многоквартирного дома ... установлено, что балкон квартиры №* (5 этаж со стороны главного фасада) находится в неудовлетворительном техническом состоянии: разрушена кромка основания железобетонной балконной плиты до оголения арматуры, железобетонных колонн ограждения (наличие трещин, отсутствие архитектурного элемента на средней железобетонной колонне ограждения) (том 1 л.д.19).
Установленные в ходе проверки факты являются нарушением пунктов 4.2.4.2, 4.2.4.3 приложения №7 Правил № 170 и пунктов 5, 9 Минимального перечня.
По результатам проверки выдано предписание от 24 апреля 2019 г. № 421/11 о проведении в срок до 31 июля 2019 г. работ по приведению в надлежащее техническое состояние балкона квартиры №... (том 1 л.д.16-17, 18-20).
По истечении срока выполнения указанного предписания 04 декабря 2019 г. проведена внеплановая выездная проверка исполнения выданного предписания от 24 апреля 2019 г. № 421/11, в ходе которой установлено, что оно не исполнено.
По результатам проверки составлен акт от 04 декабря 2019 г. №2007/10 и выдано повторное предписание от 04 декабря 2019 г. №421/1/10 сроком исполнения до 10 января 2020 г. (том 1 л.д.26-27, 24-25).
До подачи иска в суд требования органа муниципального жилищного контроля, установленные в выданных ООО «УК «Буревестник» предписаниях не исполнены, работы, перечень которых определен в выданных предписаниях, не выполнены, что ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, пунктом 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года N 290, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив изложенные обстоятельства, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ООО «УК «Буревестник», осуществляющего управление многоквартирным домом, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обязанности организовать и обеспечить выполнение работ по приведению балкона квартиры ... в надлежащее техническое состояние.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции в той его части, что ответчик на момент принятия решения суда обязан исполнить работы в отношении многоквартирного дома ..., судебная коллегия находит несоответствующими обстоятельствам дела, постановленным с нарушением норм материального права.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами является одним из видов деятельности, подлежащей лицензированию, сведения о которой отражены в соответствующем реестре, и осуществляется на основании договора управления многоквартирным домом (статья 1 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", глава 19 Жилищного кодекса).
В соответствии с частью 1.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 Жилищного кодекса).
Жилищный кодекс Российской Федерации разграничивает основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (части 2, 3 статьи 198) и основания и порядок исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра (части 5 - 5.4 статьи 198).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.
По смыслу приведенных норм права внесение изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, производимое органом государственного жилищного надзора, заключается во включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений.
В силу части 1 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные, связанные с управлением таким домом, документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
На основании пункта 1 части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса.
В этом случае согласно части 10 статьи 162 Кодекса управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Исходя из приведенных положений в их взаимосвязи, право управляющей организации на управление многоквартирным домом возникает из совокупности фактов: решения собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организацией для целей управления таким домом, заключение собственниками договоров управления многоквартирным домом с собственниками помещений не менее 51%, размещением информации на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
Согласно представленным по запросу судебной коллегии и принятым в качестве новых, дополнительных доказательств в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сведениям Государственной жилищной инспекцией Мурманской области от 10 января 2022 г., на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № ... от 05 февраля 2021 г. собственниками заключен договор управления указанным многоквартирным домом с новой управляющей компанией ООО «Жилцентр» (ИНН <***>).
Приказом Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 20 февраля 2021 г. № 114 внесены изменения в реестр лицензий Мурманской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении лицензиата ООО «УК «Буревестник» (ИНН <***>) путем исключения из раздела реестра, который содержит сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведений о доме ... (дата окончания управления – 28 февраля 2021 г.).
В отношении лицензиата ООО «Жилцентр» (ИНН <***>) в тот же раздел реестра включены сведения об указанном многоквартирном доме (дата начала управления - 1 марта 2021 г.).
Исходя из вышеприведенных норм законодательства и установленных обстоятельств, ответчик имел право и был обязан исполнять работы по управлению домом № ... только до дня возникновения обязательств по управлению данным домом у управляющей организации ООО «Жилцентр» (дата начала управления - 1 марта 2021 г.), выбранной общим собранием собственников от 05 февраля 2021 г.
Таким образом, по состоянию на момент принятия решения суда первой инстанции 17 марта 2021 года ООО «УК «Буревестник» (ИНН <***>) уже не являлось управляющей компанией многоквартирного дома ... в связи с внесением изменений в реестр лицензий Мурманской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению указанным многоквартирным домом в отношении данного лицензиата.
Возложение обязанности выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на управляющую организацию после исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации и после наступления событий, перечисленных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с изложенным, исковые требования Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска к ООО «УК «Буревестник» о возложении обязанности по проведению текущего ремонта многоквартирного дома № ... с учетом вышеизложенной правовой позиции применительно к установленным обстоятельствам дела не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 марта 2021 г. (с учетом определения об исправлении описки от 17 мая 2021 г.) отменить.
Принять новое решение, которым исковые требования Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Буревестник» (ИНН <***>) о возложении обязанности выполнения работ оставить без удовлетворения.
председательствующий | |
судьи |