ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-848/20 от 24.09.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Чумаченко Е.М. Дело № 33а-2960/2020

№2-848/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Астрахань 24 сентября 2020 г.

Судья Астраханского областного суда Хасанова М.М., рассмотрев материал по представлению военного прокурора Знаменского гарнизона на определение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 11 августа 2020 года о направлении по подсудности административного дела по иску военного прокурора Знаменского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия по проведению капитального строительства очистных сооружений на территории военных городков №30, 28, 2, 65 войсковой части 15644, обязании произвести капитальный ремонт данных объектов,

установил:

военный прокурор Знаменского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ахтубинский районный суд Астраханской области с административным исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия по проведению капитального строительства очистных сооружений на территории военных городков №30, 28, 2, 65 войсковой части 15644, обязании произвести капитальный ремонт данных объектов.

Определением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 11 августа 2020 года административное дело передано по подсудности в Знаменский гарнизонный военный суд Астраханской области.

В представлении военного прокурора Знаменского гарнизона ставится вопрос об отмене определения суда в связи с неправильным применением судом процессуального права.

В соответствии частью 2 статьей 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.

Исследовав материалы дела, представление, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене определения районного суда по следующим основаниям.

Направляя административное дело по подсудности в Знаменский гарнизонный военный суд Астраханской области, суд пришел к выводу, что исходя из субъектного состава и характера правоотношений, в данном случае спор подсуден военному суду.

Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами районного суда.

Согласно статье 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду общей юрисдикции или арбитражному суду (часть 1).

Суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности (пункт 2 части 2).

В соответствии со статьей 18 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами.

В силу статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года №1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Из разъяснений, данных в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» следует, что в силу статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года №1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», статьи 18 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), статьи 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2006 года №199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.

Следовательно, военным судам подсудны дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Из административного искового заявления следует, что основанием обращения военного прокурора Знаменского гарнизона в суд послужило бездействие органов военного управления по непринятию мер, связанных с капитальным строительством очистных сооружений на территории военных городков №30, 28, 2, 65 войсковой части 15644.

Военным городком является территория с расположенными на ней зданиями и сооружениями, предназначенная для размещения одной или нескольких воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий вооружённых сил.

Исходя из смысла статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в военных городках военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения.

Таким образом, на территории военных городков постоянно находятся как военнослужащие, так и иные лица, не отнесенные к их числу.

Под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Полномочия военного прокурора, предусмотренные Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляют последнему право обращения в суд с административными исковыми требования в интересах неопределенного круга лиц.

Поскольку на территории военных городков находится неопределённый круг лиц, к числу которых отнесены как военнослужащие, так и гражданские лица, военный прокурор Знаменского гарнизона правомерно обратился с административными исковыми требования в Ахтубинский районный суд Астраханской области.

С учетом изложенного, поскольку данные требования подлежат рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом общей юрисдикции, обжалуемое определение районного суда не может быть признано законным и подлежит отмене, административное дело возвращению для рассмотрению по существу.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

определение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 11 августа 2020 года отменить, представление военного прокурора Знаменского гарнизона удовлетворить.

Возвратить административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора Знаменского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия по проведению капитального строительства очистных сооружений на территории военных городков №30, 28, 2, 65 войсковой части 15644, обязании произвести капитальный ремонт данных объектов на новое рассмотрение в тот же суд.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Астраханского

областного суда М.М. Хасанова