Г. Сыктывкар Дело № 2-8551/2019 (33-3559/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н.. Сироткиной Е.М.,
при секретаре Тырышкиной Н.Н.,
рассмотрела в судебном заседании 03 августа 2020 года в г. Сыктывкаре Республики Коми дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 ноября 2019 года, которым
оставлены без удовлетворения исковые требования Ткачук А..И. к ГУ-УПФ РФ в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с учетом применения повышающего коэффициента ...
по апелляционной жалобе ФИО1 на дополнительное решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 июня 2020 года, которым
оставлены без удовлетворения исковые требования ФИО1 к ГУ-УПФ РФ в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) о признании незаконными действий по снижению коэффициента с ... до ..., возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н. объяснения истца ФИО1, его представителя – адвоката Володиной Н.В., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Сыктывкаре о признании незаконными действий по снижению коэффициента, установленного в <Дата обезличена> году с ... до ..., а также снижении размера пенсии с <Дата обезличена>, обязании произвести перерасчет пенсии с коэффициентом ... за весь период.
В качестве третьего лица по делу привлечен ОПФР по РК.
Суд принял приведенные выше решение и дополнительное решение, на которые истцом поданы апелляционные жалобы с требованиями об отмене судебных решений и удовлетворении его исковых требований.
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель ответчика с апелляционными жалобы не согласен, просил оставить решение суда и дополнительное решение без изменения.
Представитель третьего лица участия в суде апелляционной инстанции не принимал, извещен надлежащим образом.
С учетом положений ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения и дополнительного решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с <Дата обезличена> истцу, проживавшему в указанный в период в ..., назначена пенсия в соответствии со статьей 14 действующего в указанный период Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации № (далее – Закон № 340-1).
В <Дата обезличена> истец переехал на постоянное место жительства в ..., в связи с чем, в период с <Дата обезличена> размер пенсии был установлен с учетом районного коэффициента ....
С <Дата обезличена> размер пенсии истца уменьшился и стал составлять ... рублей.
Обращаясь в суд истец просил признать действия пенсионного органа по снижению коэффициента с ... до ... а также по снижению размера пенсии с <Дата обезличена> незаконными и произвести перерасчет пенсии за весь период.
Отказывая в удовлетворении иска, суд, проанализировав положения законодательства, регулирующего вопросы назначения трудовой пенсии лицам, имеющим стаж работы в районах Крайнего Севере и приравненных к ним местностях, пришел к выводу о правомерности действий ответчика и отсутствии оснований для производства перерасчета.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции.
Согласно абз. 2 ст. 112 Закона № 340-1 минимальные размеры трудовых пенсий и социальные пенсии определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В таком же порядке определяются для указанных граждан максимальные размеры трудовых пенсий.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
На основании постановления Главы администрации Ямало-Ненецкого Автономного округа от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> на <Дата обезличена> к пенсии граждан, проживающих на территории Ямало-Ненецкого АО севернее Полярного круга установлен единый районный коэффициент в размере 1,8.
В связи с изложенным размер пенсии истца определен с учетом районного коэффициента ....
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» гражданам, которым пенсия назначена в соответствии со статьей 14 Закона в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства, сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого при выезде указанных граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей определяется максимальный размер указанной пенсии, составляет ....
В силу ст. 31 Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (утратившей силу на основании Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.
Таким образом, поскольку при переезде истца к новому месту жительства в ... ему был установлен предельно допустимый районный коэффициент, с учетом которого определяется максимальный размер трудовой пенсии – ..., то оснований для признания незаконными действий ответчика в части установления к пенсии коэффициента в указанном размере и обязании произвести перерасчет пенсии с учетом коэффициента ... с <Дата обезличена> у суда первой инстанции не имелось.
С введением в действие Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок определения размера пенсии всем гражданам России, в том числе проживающим в районах Крайнего Севера, изменился.
В соответствии с п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с п. 3 или п. 4 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.Согласно п. 3 ст. 30 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» Ямало-Ненецкий национальный округ к северу от Полярного круга отнесен к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,50 (п. 5).
Из Информационного письма Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» следует, что вся территория Ямало-Ненецкого автономного округа отнесена к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,50.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что при исчислении размера пенсии ФИО1 с <Дата обезличена> отношение заработной платы пенсионера к заработной плате по стране за тот же период не могло превышать размер ....
Вместе с тем, решением об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии от <Дата обезличена> № <Номер обезличен>, установлено, что при постановке ФИО1 на учет с <Дата обезличена> специалистом пенсионного отдела ... был указан районный коэффициент к заработной плате – ..., вместо положенного районного коэффициента Ямало–Ненецкого АО – ... В результате при определении размера пенсии истцу с <Дата обезличена> было применено повышенное отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране – ..., тогда как расчетный размер пенсии должен исчисляться с учетом отношения заработков в размере ... в соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
После обнаружения ошибки, с <Дата обезличена> размер пенсии истцу установлен с применением соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ - .... При этом, сумма излишне выплаченной пенсии к взысканию не предъявлялась.
В силу ч. 10 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и других денежных выплат, установление которых возложено на эти органы, указанными органами производится устранение данной ошибки исходя из норм законодательства Российской Федерации, в том числе приведение размеров этих пенсий и других денежных выплат в соответствие с законодательством Российской Федерации. Установление этих пенсий и других денежных выплат в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Довод истца о том, что при исчислении размера пенсии должен применяться районный коэффициент в размере ... который был установлен на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 является несостоятельным, поскольку Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Постановлением Главы администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> коэффициент в размере ... был установлен на период проживания истца на территории данного округа за счет местных средстсв.
Однако, в указанном размере районный коэффициент в целях пенсионного обеспечения применяться не мог, так как не был установлен в централизованном порядке органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений, а потому оснований для отмены по существу правильных судебных постановлений по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 ноября 2019 года и дополнительное решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи