ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-855/20 от 14.01.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

УИД 54RS0025-01-2020-001291-17

Судья Панарин П.В. Дело № 2-855/2020

Докладчик Быкова И.В. 33-396/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Быковой И.В.,

судей Хабаровой Т.А., Александровой Л.А.,

при секретаре Париновой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «14» января 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 01 октября 2020 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» об отмене решения об отказе в назначении ежемесячной выплате в связи с рождением первого ребенка и понуждении к совершению действий.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В., объяснения представителя ответчика ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» ФИО2, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» об отмене решения об отказе в назначении ежемесячной выплате в связи с рождением первого ребенка и понуждении к совершению действий.

В обоснование исковых требований указала, что 29.01.2020 обратилась в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, однако в назначении данной выплаты ей было отказано по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи 2-кратной величине прожиточного минимума трудоспособного населения.

С указанным решением не согласна, так как расчет дохода был произведен некорректно, учтен был только доход, полученный от ведения предпринимательской деятельности, при этом расходы, связанные с его получением и налоги, не были учтены.

Истец просила суд отменить решение ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка № 229 от 31.02.2020, разъяснить о правильном расчете дохода и расхода индивидуального предпринимателя, использующего упрощенную систему налогообложения, обязать ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» назначить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка.

Решением Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 01 октября 2020 года постановлено:

«Отказать ФИО1 в иске к ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» об отмене решения ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, разъяснении расчета дохода и расхода индивидуального предпринимателя, использующего упрощенную систему налогообложения, обязании назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка».

С постановленным решением не согласилась ФИО1, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое решение, которым обязать ГКУ НСО ЦСПН предоставить государственную услугу по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ.

В доводах апелляционной жалобы указывает, что вывод суда о том, что при расчете размера среднедушевого дохода семьи учитывается доход до вычета налогов, не правомерен, так как в письме Министерства финансов Российской Федерации от 31.01.2013 г. № 03-11-10/1925, разъяснено, как производится расчет дохода индивидуального предпринимателя на УСН в целях назначения мер социальной поддержки, а именно: «расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения».

Считает, что на дату подачи заявления в ГКУ НСО «Центр социальной поддержке населения Куйбышевского района» о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка среднедушевой доход ее семьи составил 13 801 руб. 37 коп. на 1 человека, что не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения.

С учетом изложенного, оснований для отказа в назначении и выплате ежемесячного пособия не имеется.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 29.01.2020 ФИО1 обратилась в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, однако в ее выплате было отказано по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи 2-квартной величине прожиточного минимума трудоспособного населения (л.д. 6).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», учитывая то, что за II квартал 2019 года прожиточный минимум для трудоспособного населения в Новосибирской области составлял 12486 руб., суд первой инстанции, установив, что размер среднедушевого дохода семьи ФИО1, составлял 36698 руб. 43 коп., пришел к выводу о правомерности отказа ответчика в назначении истцу испрашиваемой выплаты.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в деле.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства ( ст. 38 ч. 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей ( ст. 39 ч. 1).

Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» в редакции, действующей на день обращения истца право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 01.01.2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитывается вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.Пунктом 8 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Отсчет указанного двенадцатимесячного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты.

В части 6 ст. 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" законодатель определил порядок расчета среднедушевого дохода семьи для целей предоставления данной выплаты, установив, в частности, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 28.12.2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлен исчерпывающий перечень доходов, подлежащих учету при расчете среднедушевого дохода членов семьи, претендующей на получение социальной выплаты.

Аналогичное положение закреплено в постановлении Правительства РФ от 20.08. 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".

Учитывая цель принятия указанных нормативно-правовых актов, различный подход к разрешению данного вопроса нарушит принцип обеспечения государством гарантий социальной защиты.

Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (п. 6 ст. 1 Закона).

Приказом Минтруда России от 29.12.2017 N 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка (далее –Порядок).

Пунктом 21 Порядка предусмотрено, что расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона N 418-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Новосибирской области от 29.12.2004 № 258-03 «О порядке установления величины прожиточного минимума в Новосибирской области» величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально Губернатором Новосибирской области не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Из постановления Губернатора Новосибирской области от 26.07.2019 № 191 «О прожиточном минимуме в Новосибирской области за II квартал 2019 года» следует, что прожиточный минимум для трудоспособного населения в Новосибирской области за II квартал 2019 года составлял 12486 руб.

Как следует из налоговой декларации за 2019 год на л.д. 7-9, доход ФИО1 за 2019 год, в связи с ведением предпринимательской деятельности, составил <данные изъяты>

Кроме того, согласно вышеуказанной налоговой декларации, в 2019 году ФИО1 находилась на упрощенной системе налогообложения, объектом налогообложения являлись только доходы, налог исчислялся по налоговой ставке 6 %.

Согласно справкам на л.д. 10-11, доход супруга ФИО1 за 2019 год составил <данные изъяты>.

Таким образом, на дату подачи заявления в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка среднедушевой дохода семьи ФИО1, составлял <данные изъяты>., тогда как за II квартал 2019 года прожиточный минимум для трудоспособного населения в Новосибирской области составлял 12 486 руб..

С учетом вышеизложенного, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1

Доводы апеллянта о том, что расчет среднедушевого дохода ее семьи был произведен без учета расходов по уплате налога, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» указывает, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что расчет среднедушевого дохода семьи был произведен без учета расходов, понесенных при получении дохода от предпринимательской деятельности, также не могут быть приняты судебной коллегией, исходя из следующего.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ч. 1, 2 ст. 346.14 НК РФ при упрощенной системе налогообложения объектом налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов; выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Из вышеуказанного следует, что учет расходов ставится в зависимость от выбранного объекта налогообложения.

Кроме того, в силу ст. 346.20 НК РФ в зависимости от выбранного объекта налогообложения устанавливается и налоговая ставка для исчисления налога.

В соответствии с ч. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в установленные сроки.

Согласно пп. 1 п. 2 Приказа Минтруда России № 703н, Минфина России № 112н, Минобрнауки России № 1294 от 29.11.2013 «Об утверждении разъяснения о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 г. № 841» к документам, подтверждающим доходы индивидуальных предпринимателей относятся для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке.

Из материалов дела усматривается, что истцом ФИО1 была предъявлена ответчику налоговая декларация на л.д 7-9, согласно которой в 2019 году истец находилась на упрощенной системе налогообложения, объектом налогообложения являлись только доходы, доход за 2019 год составил 1 225 894 руб., налог исчислялся по налоговой ставке 6 %.

При этом, доказательств, подтверждающих применение системы налогообложения, предусматривающий учет расходов, не представлено.

Ссылка в жалобе на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 31.01.2013 г. N03-11-10/1925 не может повлечь отмену судебных актов, поскольку указанное письмо не обладает нормативными свойствами, а носит рекомендательный характер.

Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 01 октября 2020 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи