ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-856/2023 от 03.10.2023 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Клещенко С.С. Дело № 33-3-8088/2023

Дело № 2-856/2023

УИД 26RS0020-01-2023-001120-88

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 3 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Трушкина Ю.А.,

судей Шетогубовой О.П., Шурловой Л.А.,

с участием секретаря Кузьмичевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Кочубеевского района Ставропольского края на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 27 июня 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Г.В.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц к министерству образования Ставропольского края, государственному казенному образовательному учреждению «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2» о возложении обязательств выделения денежных средств, обеспечении оснащением зданий общеобразовательного учреждения охранной

заслушав доклад судьи Шетогубовой О.П.,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Кочубеевского района Ставропольского края Г.В.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к министерству образования Ставропольского края, государственному казенному образовательному учреждению «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2» (далее ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2», учреждение) о возложении обязательств выделения денежных средств, обеспечении оснащением зданий общеобразовательного учреждения охраной.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Кочубеевского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2». Согласно паспортам безопасности учреждение относится к третьей категории опасности. В отношении объектов первой – третьей категории опасности осуществляется оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией.

Пунктом 5 Требований № 1006 предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий).

В силу п. 1.6 Устава государственного казенного образовательного учреждения ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2» учредителем является Ставропольский край. Функции и полномочия учредителя осуществляет министерство образования Ставропольского края. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение деятельности учреждения, выполнение государственного заказа в случае его утверждения (подп. 6 п. 3.1 Устава).

В нарушение положений закона руководителем образовательного учреждения, а также учредителями данной образовательной организации – министерством образования Ставропольского края не приняты меры к обеспечению охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Таким образом, нарушается право обучающихся, работников образовательной организации, иных лиц, посещающих здание, на охрану их жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.

Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, просил: обязать министерство образования Ставропольского края в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2» денежные средства на оснащение зданий образовательного учреждения охранной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственными охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2» в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение зданий общеобразовательного учреждения охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственными охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обжалуемым решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 27.06.2023 исковые требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Голосова В.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц к министерству образования Ставропольского края, ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2» о возложении обязательств выделения денежных средств, обеспечении оснащением зданий общеобразовательного учреждения охранной, удовлетворены частично.

На ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2» обеспечить оснащение зданий общеобразовательного учреждения охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственными охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В удовлетворении исковых требований исковые требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Г.В.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к министерству образования Ставропольского края о возложении обязательств в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2» денежные средства на оснащение зданий образовательного учреждения охранной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственными охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, - отказать.

В апелляционном представлении прокурор Кочубеевского района Ставропольского края Г.В.А., повторяя позицию, изложенную при обращении в суд с иском, выражает несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении требований, как постановленным с нарушением норм процессуального права. Просит в указанной части решение отменить, заявленные прокурором требования удовлетворить в полном объеме.

Возражений на апелляционное представление не поступило.

В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края П.О.Б. доводы апелляционного представления поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства образования Ставропольского края Б.И.В. в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»Д.И.В. в судебном заседании просила принять решение на усмотрение судебной коллегии.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционном представлении (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), выслушав, участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ) принципами противодействия терроризму в Российской Федерации, среди прочих, являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона о от 06.03.2006 № 35-ФЗ и ст. 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (профилактика терроризма).

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В силу п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В числе основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма ст. 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Финансовое обеспечение противодействия терроризму согласно п. 40 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2» создано ДД.ММ.ГГГГ, расположено по адресу: <адрес>, директор К.А.А., код и наименование вида деятельности – 85.13 образование основное общее.

Согласно уставу ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2», согласованного письмом министерства имущественных отношений Ставропольского края и утвержденного приказом министерства образования Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ, учредителем ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2», с изменениями, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ, является Ставропольский край. Функции и полномочия учредителя осуществляет министерство образования Ставропольского края (п. 1.6).

ДД.ММ.ГГГГ директором учреждения утвержден паспорт безопасности, согласованный с отделом УФСБ России по Ставропольскому краю в г.Невинномысске, МОВО по г. Невинномысску филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ставропольскому краю» и ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Андроповскому и Кочубеевскому районам), которым определена 3 категория опасности объекта (территории).

На основании поручения прокуратуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой Кочубеевского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2», в ходе которой установлено, что руководителем образовательного учреждения, а также учредителями данной образовательной организации – министерством образования Ставропольского края не приняты меры к обеспечению охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Выявленные нарушения законодательства послужили основанием вынесения прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ представления об устранении нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения, которое было рассмотрено и удовлетворено (ответ от ДД.ММ.ГГГГ), однако нарушения устранены не были.

Разрешая настоящий спор, руководствуясь ст.ст. 2, 3, п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2» обязанности обеспечить оснащение зданий общеобразовательного учреждения охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственными охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, поскольку подп. «б», «г» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, для осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), предусмотрено осуществление указанных мероприятий.

Разрешая требования о возложении на министерство образования Ставропольского края обязанности в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2» денежные средства на оснащение зданий образовательного учреждения охранной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственными охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, суд правовых оснований для удовлетворения иска в указанной части не усмотрел.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.

Отклоняя доводы апелляционного представления, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно уставу ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2», данное учреждение является государственным казенным учреждением (образовательной организацией) (п. 1.5).

Учредителем ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2» является Ставропольский край. Функции и полномочия учредителя осуществляет министерство образования Ставропольского края (п. 1.6).

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.11.2013 N 421-п утверждено Положение о министерстве образования Ставропольского края (далее Положение).

Согласно п. 1 Министерство образования Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции на территории Ставропольского края государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, опеки и попечительства несовершеннолетних, управление и нормативно-правовое регулирование в области профилактики безнадзорности несовершеннолетних, а также полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.

Согласно п. 10.5 Положения министерство участвует: в организации Правительством Ставропольского края выполнения юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в государственной собственности Ставропольского края и функционирующих в установленной сфере деятельности министерства или находящихся в ведении министерства; в пределах своей компетенции в осуществлении мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов в Ставропольском крае и принятии по результатам такого мониторинга мер по устранению предпосылок для возникновения конфликтов и террористических угроз.

В силу п. 10.2 Положения министерство выступает главным администратором доходов бюджета Ставропольского края в соответствии с законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год и плановый период, главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций.

Таким образом, объем ответственности министерства образования Ставропольского края за выявленные в учреждении нарушения требований антитеррористической защищенности объектов определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному образовательному учреждению является главным распорядителем денежных средств.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

В силу ч. ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Как следует из п. 2.6. Устава ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2» государственное задание для учреждения устанавливается по решению учредителя. Учреждение организует охрану обучающихся, в том числе обеспечивает безопасность обучающихся во время пребывания в учреждении, осуществляющем образовательную деятельность (п. 2.7).

Учредитель учреждения осуществляет финансовое обеспечение деятельности Учреждения, в том числе выполнение государственного задания, в случае его утверждения (п. 3.1).

В подтверждение отсутствия денежных средств на проведение антитеррористических мероприятий, заявленных прокурором, и принятия со своей стороны исчерпывающих мер к организации соответствующего финансирования со стороны учредителя, в материалы дела представлены: заявка в министерство образования Ставропольского края на выделение дополнительных денежных средств, для выполнения антитеррористических мероприятий в образовательном учреждении на <данные изъяты>; ходатайство в министерство образования Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ о выделении денежных средств на обеспечение охраны образовательного учреждения в размере <данные изъяты>; сведения о направлении в адрес министерства образования Ставропольского края информация (на письмо от ДД.ММ.ГГГГ) о стоимости услуги ФГУП «Охрана» Росгвардии РФ; информационное письмо прокурору Кочубеевского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что на основании запроса министерства образования Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ учреждение запросило сумму в размере <данные изъяты>, ожидается выделение средств.

Вместе с тем из материалов дела следует, что в 2021 году, в рамках реализации подпрограммы «Профилактика терроризма и его идеологии» государственной программы Ставропольского края «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29.12.2018 № 623-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества» государственным организациям, подведомственным министерству, предусматривались средства бюджета Ставропольского края на установку видеонаблюдения и периметрального ограждения.

Данные обстоятельства, как верно установлено судом, подтверждает факт того, что министерство образования Ставропольского края осуществляет выделение денежных средств подведомственным ему организациям, к которым в данном случае относится ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2» в том числе и на оснащение зданий образовательного учреждения охранной объектов (территорий).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда в части того, что поскольку финансирование государственных учреждений осуществляется в силу закона, понуждение министерства образования Ставропольского края к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание образовательных учреждений, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, в связи с чем возложение на министерство образования Ставропольского края обязанности осуществить финансирование является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность краевого органа исполнительной власти.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований прокурора в части установления периода исполнения решения суда, судом не указан срок, когда решение суда должно быть исполнено.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 27 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (п. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

С учетом длительности выявленного прокурором нарушения, периода рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции и необходимости устранения нарушений в целях обеспечения безопасности граждан и антитеррористической защищенности спорных объектов образовательного учреждения, судебная коллегия полагает возможным установить ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2» срок в течении которого учреждение обязано обеспечить оснащение зданий общеобразовательного учреждения охраной - не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок достаточным для исполнения настоящего судебного акта.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит дополнению с указание срока исполнения судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 327 -329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 27 июня 2023 года – оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Дополнить абзац 2 резолютивной части решения суда от 27 июня 2023 года указанием на то, что государственным казенным образовательным учреждением «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2» обязанность по оснащению охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственными охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны должна быть исполнена в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Мотивированное определение составлено 3 октября 2023 года.

Председательствующий

Судьи: