Судья Смольникова Т.Г.
Дело № 2-857/2023
74RS0041-01-2023-000965-83
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-453/2024
18 января 2024 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Доевой И.Б.,
судей Федосеевой Л.В., Клыгач И.-Е.В.
при секретаре судебного заседания Алёшиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о включении спорных периодов в страховой стаж, назначении страховой пенсии,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Увельского районного суда челябинской области от 25 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Федосеевой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области ФИО3, действующей на основании доверенности, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ОСФР по Челябинской области о включении в страховой стаж периодов ее военной службы не по призыву с 28.01.1993 г. по 16.04.1995 г., с 22.05.1995 г. по 11.10.2004 г., назначении страховой пенсии.
В обоснование требований указала, что 03.08.2023 г. обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии, однако 08.08.2023 г. ей было отказано в страховой пенсии по старости, предусмотренной частями 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием страхового стажа продолжительностью не менее 37 лет и с недостижением возраста 57 лет. При этом в страховой стаж не были включены периоды с 28.01.1993 г. по 16.04.1995 г. и с 22.05.1995 г. по 11.10.2004 г. осуществления военной службы не по призыву. Полагает, что возраст, с которого она имеет право на пенсию, составляет 56 лет, а не 57 лет. Кроме того полагает, что периоды военной службы не по призыву незаконно не учтены в страховой стаж. Просит обязать ОСФР по Челябинской области включить в её страховой стаж периоды её трудовой деятельности с 28.01.1993г. по 16.04.1995г. и с 22.05.1995г. по 11.10.2004г. осуществления военной службы не по призыву, признать за ней право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с положениями п.п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в даты обращения (далее Федеральный закон №400-ФЗ), то есть с 03.08.2023 г.
Истец ФИО1 и её представитель ФИО4, действующий по устному ходатайству в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, в суде первой инстанции требования иска не признала, по доводам, указанны в отзыве.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что в периоды с 28.01.1993 г. по 16.04.1995 г., и с 22.05.1995 г. по 11.10.2004 г. страховые взносы за нее не уплачивались, следовательно, оснований для включения указанных периодов в стаж не имеется, поскольку указанный вывод сделан с нарушением норм права. Полагает, что судом неправильно применен закон, подлежащий применению, в связи с чем, ей неправомерно отказано во включении в стаж спорных периодов.
Представителем ответчика направлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку считает, что доводы апелляционной жалобы ФИО1 основаны на ошибочном толковании норм Федерального закона №400-ФЗ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об уважительных причинах неявки не сообщила, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением ОСФР по Челябинской области от 08.08.2023г. № ФИО1 отказано в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ в связи с отсутствием страхового стажа продолжительностью не менее 37 лет и с не достижением возраста 57 лет. В страховой стаж не учтены периоды, которые не предусмотрены ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона №400-ФЗ, в том числе с 28.01.1993г. по 16.04.1995г. и с 22.05.1995г. по 11.10.2004г. военная служба не по призыву (л.д. 23-24).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, периодами трудовой деятельности до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования являются периоды с 01.08.1984 по 21.01.1993г. войсковая часть, <данные изъяты>; с 01.09.1984 по 09.06.1986г. экономический техникум, <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по 16.04.1996г., войсковая часть, <данные изъяты>; и с 22.05.1995 по 31.12.2001 войсковая часть, <данные изъяты>. Дата регистрации в системе обязательного страхования 01.01.2002г. Сведения о страховых взносах начинаются с 15.09.2004г. в ООО «ФИО2» (л.д. 41-46).
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что периоды военной службы не по призыву с 28.01.1993 г. по 16.04.1995 г., с 22.05.1995 г. по 11.10.2004 г., к периодам, включаемым в страховой стаж для назначения пенсии по основанию, предусмотренному ч. 1.2. ст. 8 ФЗ №400 от 28 декабря 2013 года, не относятся.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом №400-ФЗ.
Согласно п.2 ст. 3 Федерального закона №400-ФЗ страховой стаж - учитываемся при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались стразовые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых страховой стаж.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигши возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались стразовые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительном толкованию не подлежит.
Особенностью назначения досрочной страховой пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, как одного из самостоятельных оснований для досрочного назначения страховой пенсии ранее достижения установленного возраста, является возможность включении в страховой стаж, подлежащий зачету, только периодов работы и иных периодов, поименованных в Федеральном законе № 400-ФЗ.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ (в редакции нормы, действующей на момент обращения истца в пенсионный орган), при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявителя.
Таким образом, из приведенных норм следует, что законодатель в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в ч. 9 ст. 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа. В целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 Федерального закона №400-ФЗ, которые осуществлялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периодов прохождения военной службы по призыву, периодов участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.
Из указанных норм следует, что в страховой стаж для досрочного назначения пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ подлежали включению только периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11) и период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (п. 2 ч. 1 ст. 12).
Федеральным законом от 04 ноября 2022 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. ст. 21, 13 Федерального закона № 400-ФЗ внесены изменения.
Действие Федерального закона № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04 ноября 2022 года № 419-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ в редакции закона от 04 ноября 2022 года № 419-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Разрешая спор по существу, определяя возможность включения спорных периодов в страховой стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции правильно принял во внимание положения ч.1.2. ст. 8, ч.1 ст.11, ч. 9 ст.13 Федерального закона №400-ФЗ в их системном толковании.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из того, что законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, предусматривающий включение в страховой стаж только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона №400-ФЗг., при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из иных периодов, предусмотренных ст. 12 Федерального закона №400-ФЗ, только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы.
Установив, что спорные периоды службы истца не относятся к перечисленным в законе, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, отсутствии в периоды с 28.01.1993г. по 16.04.1995г. и с 22.05.1995г. по 11.10.2004г. оплаты страховых взносов за ФИО1
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации такое правовое регулирование (о включении в страховой стаж только указанных периодов), принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан. Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность включения периода прохождения военной службы, а также периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (п. 1 ч. 1 ст. 12, ч. 8 ст. 13 указанного Федерального закона) (Определение от 21 июля 2022 г. N 2013-О)
Доводы ФИО1 о том, что согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следователи периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона, основаны на неверном толковании ФИО1 норм права.
Также, судом первой инстанции, верно указано, что ФИО1 неверно исчислен возраст, с которого она имеет право на страховую пенсию по старости, а именно 56 лет, так как согласно приложению 6 в Федеральный закон №400-ФЗ, для лиц, у которых возраст права на пенсию в редакции закона по состоянию на 31.12.2018г. наступает в 2022г., дополнительно прибавляется 48 месяцев. Поскольку 55 лет ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исполняется в 2022г., право на пенсию у неё возникнет при наличии страхового стажа не менее 37 лет в 57 лет (55 + 4 – 2).
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Увельского районного суда Челябинской области от 25 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 января 2024 года.