ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-858/19 от 04.03.2020 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Сергунина И.И. Дело № 33-282/2020

№ 2-858/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 марта 2020 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Корневой М.А., Жидковой Е.В.,

при секретаре Панюковой И.А.,

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Российский Сельскохозяйственный банк» в лице Орловского регионального филиала Банка, администрации г. Орла о взыскании неосновательного обогащения,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 30 октября 2019 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителей администрации г. Орла ФИО3, акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» ФИО4, Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области ФИО5, полагавших, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Российский Сельскохозяйственный банк» (далее по тексту - АО«Россельхозбанк», Банк), администрации г. Орла о взыскании неосновательного обогащения.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что согласно распоряжению Правительства Орловской области от 10 апреля 2012 г. ему была предоставлена дополнительная социальная выплата в размере 88 920 руб. по целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей».

Данная выплата поступила на его блокированный счет, открытый АО «Россельхозбанк», и должна была быть перечислена в счет погашения кредитной задолженности по кредитному договору от 26 апреля 2012 г. .

На направленное 04 декабря 2018 г. в адрес АО «Россельхозбанк» заявление с просьбой перечислить вышеуказанные денежные средства в счет погашения его кредитных обязательств, Банк указанные действия не произвел.

Уточнив при рассмотрении дела исковые требования, ссылаясь на то, что администрация г. Орла свои обязательства в рамках вышеуказанной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» выполнила в полном объеме, перечислив социальную выплату на его блокированный счет в Банке, а последний неправомерно удерживает спорную сумму, в связи с чем, он (ФИО1) вынужден оплачивать кредитные обязательства за счет собственных средств, ФИО1 просил суд взыскать с АО «Россельхозбанк» 88920 руб., перечислив 68 066 руб. 72 коп. на счет АО «Дом.РФ» (задолженность по кредитному договору), а оставшуюся сумму возвратить ему.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Приводит доводы о несогласии с выводом суда о том, что в действиях Банка неправомерных действий по удержанию спорных денежных средств не имеется.

Полагает, что Банк, возвратив денежные средства в сумме 88920 руб. (дополнительная социальная выплата) с его блокированного счета в адрес администрации г. Орла, подтвердил свои неправомерные действия по удержанию указанных денежных средств.

Считает, что со стороны Банка, который на протяжении длительного времени не перечислил с его блокированного счета предоставленную ему дополнительную социальную выплату в счет погашения кредитных обязательств, в силу положений ст. 1102 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), имеет место неосновательное обогащение.

Проверив материалы дела, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований к отмене постановленного судом первой инстанции решения не имеется.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее по тексту – социальная выплата), а также использования таких выплат в период возникновения спорных правоотношений был установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее по тексту – Правила), являющимися Приложением к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050.

Пунктом 2 указанных Правил были установлены цели, для реализации которых социальная выплата могла быть использована. Среди них были поименованы, в том числе:

пп. «а» - для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения эконом класса на первичном рынке жилья);

пп. «е» - для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (пп. «е» введен Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2011 г. № 575).

В соответствии с п. 3 Правил право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.

Срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве (п. 5 Правил).

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только 1 раз. Участие в подпрограмме является добровольным (п. 9 Правил).

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия (п. 14 Правил).

В течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 26 Правил).

Для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и следующие документы:

в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами «а» - «д» настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами «б» - «д» настоящих Правил;

в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами «б» - «д» и «ж» пункта 15(1) настоящих Правил (п. 27 Правил).

Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам подпрограммы (далее - банк), на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Владелец свидетельства в течение 2 месяцев с даты его выдачи сдает свидетельство в банк (п. 29 Правил).

Для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета предоставляет в банк договор банковского счета, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В договоре на жилое помещение указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 33 Правил).

Обязанности Банка в спорных правоотношениях определены в пунктах 38, 40 Правил.

Так, Банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 33 - 35(1) и 37 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений.

В случае вынесения банком решения об отказе в принятии договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 01 января 2011 г., либо об отказе от оплаты расходов на основании этих документов или уплаты оставшейся части паевого взноса распорядителю счета вручается в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов соответствующее уведомление в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.

Оригиналы договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 01 января 2011 г., хранятся в банке до перечисления средств указанному в них лицу или до отказа от такого перечисления и затем возвращаются распорядителю счета.

Банк в течение 1 рабочего дня после вынесения решения о принятии договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 01 января 2011 г., направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основе указанных документов (п. 38).

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк (п. 39).

Перечисление средств с банковского счета лицу, в пользу которого распорядитель счета должен осуществить платеж, осуществляется в безналичной форме в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств из местного бюджета для предоставления социальной выплаты на банковский счет (п. 40).

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, договора с уполномоченной организацией, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 г., либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена кооператива (п. 42 Правил).

Приложением № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 являются Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранным для участия в подпрограмме в планируемом году на основе конкурсного отбора.

При этом, условиями участия в конкурсном отборе субъекта Российской Федерации, в соответствии п. 3 названных Правил являются, в том числе, наличие региональной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей предоставление социальных выплат молодым семьям в соответствии с условиями подпрограммы.

Постановлением Правительства Орловской области от 03 августа 2010 г. № 286 была утверждена долгосрочная областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» (далее по тексту – областная целевая программа), действующая в период спорных правоотношений, которая содержит аналогичные вышеуказанной федеральной программе условия для обеспечения жильем молодых семей, в том числе, порядок предоставления и использования социальных выплат.

При этом п. 13 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации областной целевой программы установлено, что при рождении (усыновлении) ребенка в течение срока действия свидетельства молодой семье - участнику программы предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств бюджета Орловской области и (или) местного бюджета в размере не менее 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, исчисленной в соответствии с настоящими Правилами, для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства), в порядке, определяемом соответственно органом исполнительной власти Орловской области и (или) органом местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что ФИО1 являлся участником долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» в составе семьи три человека: он, супруга ФИО19. и дочь ФИО18., <дата> года рождения.

Постановлением администрации г. Орла от 12 апреля 2012 г. был утвержден Список молодых семей – участников указанной программы, в соответствии с которым размер предоставляемой семьей ФИО1 выплаты (субсидии) составил 466830 руб., в том числе: 213408 руб. – за счет средств федерального бюджета, 173394 руб. – за счет средств областного бюджета и 80028 руб. - за счет средств городского бюджета (т. 2 л. д. 49-52).

Указанная социальная выплата была доведена до истца посредством выдачи соответствующего свидетельства от 20 декабря 2011 г. (далее по тексту – свидетельство).

В установленные вышеуказанными правовыми нормами срок и порядке указанное свидетельство было сдано истцом в АО «Россельхозбанк» для открытия банковского счета.

23 января 2012 г. ответчиком с ФИО1, как с владельцем свидетельства, был заключен договор банковского счета (т. 1 л. д. 86-92).

26 апреля 2012 г. между Ч-выми и ФИО12 был заключен договор купли-продажи квартиры, в соответствии с которым семья Ч-вых приобрели в равных долях каждый у ФИО12 квартиру, расположенную по адресу: <адрес> за 1300000 руб.

При этом, в указанном договоре, в соответствии с п. 33 вышеупомянутых Правил, стороны определили порядок расчета за приобретаемое жилое помещение: 168170 руб. – за счет собственных средств, 466830 руб. – за счет социальной выплаты, предоставленной по свидетельству от 20 декабря 2011 г. , 665000 руб. – за счет средств целевого кредита (т. 1 л. д. 42-44).

Кредитный договор для приобретения жилого помещения на указанную в договоре купли-продажи сумму (665000 руб.) был заключен ФИО1, ФИО10 и ФИО13 с АКБ Мособлбанк (ОАО) 26 апреля 2012 г.

По делу также установлено, что 30 декабря 2012 г. в семье ФИО17 родился еще один ребенок – дочь ФИО14

В этой связи 20 января 2012 г. ФИО1 обратился в администрацию г. Орла с просьбой выделить дополнительную социальную выплату в связи с рождением второго ребенка, так как свидетельство на получение субсидии им еще не реализовано (т. 2 л. д. 41).

Распоряжением Правительства Орловской области от <дата> г. ФИО1 из средств областного бюджета была предоставлена дополнительная социальная выплата в сумме 88920 руб. (т. 1 л. д. 4).

В этой связи постановлением администрации г. Орла от 03 мая 2012 г. были внесены изменения в постановление администрации от 12 апреля 2012 г. в части указания суммы социальной выплаты, которая составила 555750 руб. (213408 руб. – за счет средств федерального бюджета, 262 314 руб. – за счет средств областного бюджета и 80028 руб. - за счет средств городского бюджета).

Указанные выше документы истцом были предоставлены в Банк, который 11 мая 2012 г. направил заявку в администрацию г. Орла на перечисление суммы социальной выплаты в указанном размере (т. 2 л. д. 54).

17 мая 2012 г. администрацией г. Орла были перечислены в Банк на блокированный счет ФИО1 средства социальной выплаты в размере 555750 руб. (т. 1 л. д. 37).

18 мая 2012 г. Банк во исполнение условий договора купли-продажи от 26 апреля 2012 г. перечислил указанную в нем сумму социальной выплаты в размере 466830 руб. продавцу ФИО12 (т. 1 л. д. 36).

Неиспользованная часть социальной выплаты 88920 руб. осталась находиться на блокированном счете истца, открытом в АО «Россельхозбанк», который 24 октября 2019 г., возвратил их, как неиспользованные, в администрацию г. Орла для дальнейшего возврата на единый счет областного бюджета.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просил суд взыскать с Банка, в качестве неосновательного обогащения последнего, неиспользованную социальную выплату 88 920 руб., перечислив ее часть (68066 руб.72 коп.) на расчетный счет кредитной организации – в счет погашения его кредитных обязательств по кредитному договору от 26 апреля 2012 г., а оставшуюся часть возвратить непосредственно ему (ФИО1).

Разрешая спор и, отказывая истцу в удовлетворении заявленных им требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что неосновательного обогащения на стороне Банка, равно как и неправомерных действий последнего, при изложенных истцом обстоятельствах не имеется.

Как правильно указал суд первой инстанции, возможность перечисления денежных средств на основании свидетельства в счет исполнения обязательств по договорам приобретения недвижимости ограничивается сроком действия данного свидетельства.

В связи с чем, ФИО1, желая реализовать право на использование социальной выплаты в сумме, с учетом дополнительно предоставленной ему в связи с рождением второго ребенка, должен был до окончания срока действия свидетельства (до 20 сентября 2012 г.) предоставить в Банк документы, подтверждающие использование предоставленной социальной выплаты в вышеуказанной сумме.

Однако, как установлено при рассмотрении дела, и не оспаривалось истцом, целевое использование выплаты было подтверждено ФИО1 только на сумму 466830 руб. (указанную в договоре купли-продажи от 26 апреля 2012 г. в качестве оплаты жилого помещения за счет предоставленной социальной выплаты), какая и была перечислена Банком с блокированного счета истца продавцу.

При этом, до конца срока действия свидетельства истец, достоверно зная о том, что дополнительная выплата ему предоставлена (поскольку именно он предоставлял в Банк документы, подтверждающие предоставление ему социальной выплаты на общую сумму 555750 руб. (466830 руб. + 88920 руб.)), имел возможность внести изменения в договор купли-продажи жилого помещения или заключить дополнительное соглашение к нему, указав на потребность в использовании дополнительно предоставленной социальной выплаты в сумме 88920 руб., чего им сделано не было.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, учитывая целевой характер денежных средств и требования вышеприведенных правовых норм, Банк не имел права перечислять сумму социальной выплаты сверх той, которая указана в договоре купли-продажи от 26 апреля 2012 г. (466830 руб.).

По делу также установлено, что социальная выплата предоставлялась ФИО1 именно для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения, а не для погашения жилищного кредита. Пакет документов именно для этих целей был предоставлен истцом как в администрацию г. Орла, так и в Банк.

Более того, вышеприведенными Правилами предоставления социальных выплат была предусмотрена возможность их использования (как одна из целей) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным до 01 января 2011 г., в то время как кредит, в счет погашения которого истец в заявленных требованиях просил перечислить сумму дополнительно предоставленной ему социальной выплаты, получен им после указанной даты – 26 апреля 2012 г.

Перечисление лично истцу средств социальной выплаты, о чем ФИО1 также просил, обращаясь в суд с настоящим иском, Правилами не предусмотрено, поскольку социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства исключительно в безналичной форме и только на цели, поименованные в указанных Правилах.

Таким образом, отказывая ФИО1 в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, установил имеющие значение для дела обстоятельства, исследовал и оценил представленные доказательства, доводам сторон и представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение, и правильную оценку в решении суда.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Железнодорожного районного суда г.Орла от 30 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Сергунина И.И. Дело № 33-282/2020

№ 2-858/2019