ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-859/2021 от 07.04.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Казацкий В.В. Дело № 2-859/2021

(суд первой инстанции)

Дело № 33-1110/2022

(суд апелляционной инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 апреля 2022 года г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:

председательствующего судьи – Григоровой Ж.В.,

судей: Устинова О.И., Донсковой М.А.,

при секретаре – Осколович Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСН ЖСТИЗ «Лагуна» на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 22 сентября 2021 года по гражданскому делу по иску ТСН ЖСТИЗ «Лагуна» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГКУ Севастополя «Севастопольское лесничество», третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя, Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя о признании незаконными распоряжений, заслушав доклад судьи Устинова О.И.,

установила:

ТСН ЖСТИЗ «Лагуна» обратился с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГКУ Севастополя «Севастопольское лесничество» о признании незаконными распоряжений.

Заявленные требования мотивированы тем, что Севастопольской городской государственной администрацией 2 апреля 2010 года принято распоряжение «О даче согласия обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Лагуна» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 24 га, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для строительства и обслуживания квартала индивидуальных жилых домов». Согласно пункту 2.1 указанного распоряжения ОК ЖСТИЗ «Лагуна» было обязано разработать проект землеустройства по отводу земельного участка и предоставить его на утверждение вместе со списком граждан – членов кооператива, получающим земельные участки в собственность. Во исполнение указанного распоряжения ОК ЖСТИЗ «Лагуна» в 2012 году был выполнен проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальных жилых домов площадью 24 га по <адрес>, однако в связи с переходом <адрес> в 2014 году в состав Российской Федерации, завершить процедуру оформления земельного участка в собственность граждан – членов кооператива, согласно требованиям Земельного кодекса Украины ОК ЖСТИЗ «Лагуна» не успел. С целью реализации права на земельный участок в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона города Севастополя № 46-ЗС, истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, однако Департаментом в утверждении схемы было отказано в связи с тем, что граница испрашиваемого земельного участка полностью пересекает местоположение земельного участка, учтенного в ЕГРН под кадастровым номером 91:00:00000:34.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 8 декабря 2015 года № 995-РДЗ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 13, квартал 14, квартал 15 Севастопольского участкового лесничества площадью 1 669.370 кв.м. Также распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 29 ноября 2017 года №16687-РДЗ был включен в реестр собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополь, земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 13, квартал 14, квартал 15 Севастопольского участкового лесничества площадью 1 669.370 кв.м, в границы которого включена спорная территория. Истец считает, что земельный участок с кадастровым номером сформирован и его границы установлены с существенным нарушением закона и прав заявителя. Поскольку иным образом кроме как в судебном порядке решить данный вопрос невозможно, за защитой своих прав истец и обратился в суд.

Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 22 сентября 2021 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель ТСН ЖСТИЗ «Лагуна» просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Указывает, что вывод суда об утрате силы распоряжения СГГА от 2 апреля 2010 года № 948-р основан на неправильном применении норм материального права и без учета фактических обстоятельств по делу.

Отмечает, что суд необоснованно применил расширенное толкование пункта 2 статьи 6.1 Закона города Севастополя № 46-ЗС в которой идет речь об актах СГГА о предоставлении гражданину земельного участка, тогда как решение органа государственной власти о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка не является документом, подтверждающим возникновение права и подлежащим государственной регистрации, а лишь дают заявителю возможность завершить оформление прав на земельный участок, путем принятия соответствующего решения органом государственной власти.

Вывод суда о том, что распоряжение СГГА от 2 апреля 2010 года № 948-р выдано с нарушением действующего на момент издания законодательства и не является основанием для предоставления земельного участка в порядке завершения оформления, полагает необоснованным, поскольку на момент издания данного распоряжения границы города Севастополя в соответствии с требованиями статей 173, 174 Земельного кодекса Украины установлены не были. Кроме того, вопрос законности данного распоряжения был предметом рассмотрения в Окружном административном суде Севастополя.

Полагает, что суд необоснованно сослался на утрату силы распоряжения № 948-р в соответствии с частью 11 статьи 151 Земельного кодекса Украины, поскольку на день принятия распоряжения данная статья исключена из положений Земельного кодекса Украины. Нормы Закона Украины № 509 от 16 сентября 2008 года при анализе срока действия распоряжения, применены ошибочно.

Таким образом считает, что схема расположения земельного участка распоряжением ДИЗО от 8 декабря 2015 года № 995-РДЗ утверждена незаконного, в связи с чем принятое на его основе распоряжение от 29 ноября 2017 года № 16687-РДЗ подлежит отмене.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ГКУ «Севастопольское лесничество» указывает, что судом правильно установлены все обстоятельства и в удовлетворении требований отказано правомерно. Истец не предпринял все необходимые меры для согласования утверждения проектной документации в срок до 21 марта 2014 года, в силу чего утратил свое право на утверждение землеустроительной документации. Нормы материального права полагает судом применены верно.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ТСН «Лагуна» - Нагорная Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

Представитель ГКУ «Севастопольское лесничество» - Куракова Н.В. относительно доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.

Представители Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительства Севастополя, Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии с правилами статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом мнения стороны апеллянта, стороны ответчика, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, заслушав мнение представителя истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закона №46-ЗС) в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» настоящий Закон устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.

Частями 1, 2 и 5 статьи 12 Закона № 46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Предоставление таких земельных участков осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.

Постановлением Правительства Севастополя № 25-ПП от 1 февраля 2016 года утвержден порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № 223-РДЗ от 19 января 2018 года «О внесении изменений в распоряжение Департамента от 19 января 2017 года № 549-РДЗ «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь» утвержден вышеназванный Административный регламент, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, осуществляемых по запросу заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя полномочий.

Согласно пп. 2 пп. 2.8.2 п. 2.8 Административного регламента основанием для возврата заявления и приложенных к нему документов является несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в части 2.6 настоящего административного регламента.

Подпунктом 2.6.2 Административного регламента установлено, что в случае завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия федерального конституционного закона, осуществляющегося на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года, заявитель предоставляет среди прочих заверенные копии решений органа местного самоуправления или решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (подпункт 5).

Таким образом, вышеназванными нормативными правовыми актами предусмотрено, что для получения государственной услуги заявитель обязан представить именно решение уполномоченного органа.

Пунктом 2 статьи 2 Закона города Севастополя от 7 декабря 2016 года №299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» установлено, что наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее – уполномоченный орган) при несоответствии схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года», иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

Также в соответствии с частью 2 статьи 2 указанного выше Закона определено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на КПТ является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, завершение оформления прав на который предусмотрено статьей 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».

В соответствии с пунктом 2 статьи 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после 1 января 2002 года и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иные документы, выданные (оформленные) на основании таких актов, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.

Судом установлено, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 2 апреля 2010 года № 948-р ОК «ЖСТИЗ «Лагуна» было дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного в районе <адрес>, ориентировочной площадью 24 га, для строительства и обслуживания квартала индивидуальных жилых домов. Согласно пункту 2.2 указанного распоряжения в течение одного года с даты его издания следовало представить в Севастопольскую ГГА для утверждения и согласования подготовленный проект землеустройства.

Из материалов дела усматривается, что истцом была разработана землеустроительная документация, которая не была утверждена в установленном законом порядке.

Согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 20 июля 2020 года земельный участок площадью 240.000 кв.м, расположенный по адресу: РФ, г. Севастополь, в районе <адрес> (согласно приложенной схеме), по функциональному назначению частично расположен в следующих зонах: в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; в проектируемой зоне много- и среднеэтажной многоквартирной жилой застройки; в зоне неопределенного функционального назначения, в границах санитарно-защитной зоны.

В то же время, распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 8 декабря 2015 года № 995-РДЗ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 13, квартал 14, квартал 15 Севастопольского участкового лесничества площадью 1 669.370 кв.м.

Согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя представленная схема была согласована, также указано, что формируемый земельный участок находится: - в охранной зоне памятников и объектов археологии; - в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.); - частично в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в т.ч. усадебной; - частично в проектируемой зоне много- и среднеэтажной многоквартирной жилой застройки; - частично в проектируемой зоне общественной застройки общегородского и районного значения; - частично в границах красных линий проектируемой дороги.

В дальнейшем распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 29 ноября 2017 года №16687-РДЗ был включен в реестр собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополь, земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 13, квартал 14, квартал 15 Севастопольского участкового лесничества площадью 1 669.370 кв.м.

Также судом было установлено, что истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 24 га, однако в утверждении схемы было оказано на основании пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно в связи с полным или частичным совпадением местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек. Также указано, что граница испрашиваемого земельного участка полностью пересекает местоположение земельного участка, учтенного в ЕГРН под кадастровым номером

Установив указанные обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что в соответствии с действующим нормативно-правовым регулированием, распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 2 апреля 2010 года № 948-р не является документом, дающим право на предоставление земельных участков гражданам и представляющему их интересы ОК ЖСТИЗ «Лагуна».

Кроме того, ссылаясь на положения статей 9, 38, 39 Земельного кодекса Украины, пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины действовавших в период принятия распоряжения от 2 апреля 2010 года, суд пришел к выводу, что в указанный период распоряжение землями в городе Севастополе относилось к полномочиям органа местного самоуправления, то есть Севастопольского городского Совета, в связи с чем распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 2 апреля 2010 года № 948-р выдано с нарушением действующего на момент издания норм законодательства и не является основанием для предоставления земельного участка в порядке завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ.

Ссылаясь на положения Закона Украины № 509 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству», статьи 151 Земельного кодекса Украины, Закона Украины от 29 июня 2010 года № 2367-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства жилья», суд пришел к выводу, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 2 апреля 2010 года № 948-р утратило силу и по состоянию на 21 марта 2014 года, а также в настоящее время не являлось и не является действующим.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усмотрел.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что распоряжение Севастопольского городского государственной администрации от 2 апреля 2010 года о даче согласия ОК ЖСТИЗ «Лагуна» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в районе <адрес> ориентировочной площадью 24 га документом, подтверждающим право на составление проекта землеустройства, являться не может, поскольку данный документ не предусмотрен положениями Закона города Севастополя № 46-ЗС, а также в силу прямого указания пункта 2 статьи 6.1 данного Закона, вследствие чего оснований для защиты нарушенных прав истца и признания незаконными оспариваемых распоряжений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 995-РДЗ от 8 декабря 2015 года и № 16687-РДЗ от 29 ноября 2017 года у суда не имелось.

Кроме того, исходя из положений статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, части 1 статьи 1, частей 1 и 5 статьи 12 Закона города Севастополя № 46-ЗС, поскольку завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, является особенностью регулирования земельных отношений в городе Севастополе, а законодатель в пределах своих полномочий предусмотрел, что оно осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года, права заявителя подлежат защите при предоставлении им соответствующих решений органа местного самоуправления, а не иного документа, хотя и предусмотренного действовавшим до марта 2014 года законодательством Украины. Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, изданное после 1 января 2002 года не является документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.

При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которым дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Несогласие представителя истца с выводами суда о том, что распоряжение СГГА от 2 апреля 2010 года по состоянию на 21 марта 2014 года утратило силу, правового значения не имеет, поскольку даже в случае действия данного распоряжения оно не является документом, подтверждающим право лица на завершение оформления земельного участка.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что положения статьи 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» устанавливающие документы, подтверждающие наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, введены в действие Законом города Севастополя от 11 июня 2019 года № 512-ЗС. С 2010 года и до вступления в силу указанных положений закона, то есть на протяжении девяти лет мер по оформлению права на земельный участок, истцом и членами кооператива не предпринималось.

В силу изложенного выше судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 22 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСН ЖСТИЗ «Лагуна» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 12 апреля 2022 года.

Председательствующий судья Ж.В. Григорова

Судьи: О.И. Устинов

М.А. Донскова