ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-85/20 от 01.12.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья Фигин А.Е. Дело № 2-85/2020 (1 инстанция)

№ 33-11575/2020 (2 инстанция)

УИД 52RS0056-01-2020-000120-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

01 декабря 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Леонтенковой Е.А., Александровой Е.И.,

при секретаре Яшиной А.А.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Спасского районного суда Нижегородской области от 07 сентября 2020 года

гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Спасского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности выполнить действия, взыскании убытка и судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Леонтенковой Е.А.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском к администрации Спасского муниципального района Нижегородской области, мотивировав свои требования тем, что он является пенсионером МВД и ветераном боевых действий, стоит в очереди на обеспечение жильем ветеранов боевых действий, администрация Спасского района сообщила, что по состоянию на 01.03.2020 года он состоит в очереди под номером 99, что является необоснованным, поскольку он был включен в список граждан, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях в 2015 году, и в соответствии с ответом прокуратуры на его обращение он занимает первое место в очереди на обеспечение жильем ветеранов боевых действий. ФИО1 указал, что он понес убытки в сумме 34200 руб., так как для восстановления своего права был вынужден обратиться за юридической помощью к ИП Г. Е.А. На основании изложенного ФИО1 просил суд обязать ответчика предоставить ему жилое помещение либо субсидию (сертификат) на его приобретение как ветерану боевых действий и пенсионеру МВД в порядке и сроки, установленные законодательством; взыскать с ответчика в свою пользу денежную сумму в размере 34200 руб. в счет компенсации расходов на юридические услуги и 1226 руб. в качестве компенсации расходов по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании ФИО1 уточнил свои требования и просил обязать ответчика предоставить ему субсидию на приобретение жилого помещения как ветерану боевых действий в течение одного года.

Представитель администрации Спасского муниципального района ФИО2 исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, указала, что в настоящее время истец состоит в сводном списке ветеранов боевых действий Нижегородской области, и его права не нарушаются.

Представитель министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился. Согласно письменному отзыву третьего лица обеспечение жильем ветеранов боевых действий осуществляется за счет средств федерального бюджета, 06.03.2003 года истец включен в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датой постановки на учет по категории «ветеран боевых действий» 16.04.2003 года, на 2020 год состоит под номером 49 и подлежит обеспечению единовременной денежной выплатой на приобретение или строительство жилья по мере поступления средств из федерального бюджета, исходя из даты постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вопрос о предоставлении истцу единовременной денежной выплаты как ветерану боевых действий будет рассмотрен при поступлении средств федерального бюджета в 2021 году.

Решением Спасского районного суда Нижегородской области от 07 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Спасского муниципального района о возложении обязанности выполнить действия, взыскании убытка и судебных расходов отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене решения суда и удовлетворении его исковых требований, поскольку, как указывает заявитель, судом не учтено то, что очередность предоставления жилых помещений по спискам нарушена, жилое помещение ему не предоставлено, что нарушает его права, он имеет первоочередное право на обеспечение жильем как ветеран боевых действий.

В суде апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель администрации Спасского муниципального района, представитель министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и месте судебного заседания извещались надлежащим образом заблаговременно по почте.

При указанных обстоятельствах в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 в соответствии с удостоверением серии РМ [номер] от 08.12.2004 года, выданным ГУВД [адрес], имеет права и льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (л.д.18).

В соответствии с пп.3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп.пп.1-4 п.1 ст.3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч.1 ст.57 ЖК Российской Федерации).

Согласно ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст.14-16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в п.1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для обеспечения жильем, в том числе ветеранов боевых действий, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

По письменным заявлениям указанных в пп.3 п.3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В силу положений п.11.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пп.3 п.3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Нижегородской области от 07.07.2006г. № 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» утвержден порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе и ветеранов боевых действий, за счет средств федерального бюджета в Нижегородской области.

В силу ч.3 ст.2 Закона Нижегородской области от 07.07.2006 года № 68-З меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан, установленным пп.3 п.3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» и абзацем пятым ст.28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в форме однократного предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.5? Закона Нижегородской области от 07.07.2006 года № 68-З меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в ст.1 настоящего Закона.

Как подтверждается материалами дела, ФИО1 с 06.03.2003 года стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 16.04.2003 года стоит на учете граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года в Нижегородской области, в категории «Ветераны боевых действий» стоит под номером 49 (л.д.53-57).

Список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, и порядковый номер истца обновляются по мере получения мер социальной поддержки лицами, имеющими преимущественное перед истцом право на обеспечение жильем, что подтверждается представленными администрацией Спасского муниципального района Нижегородской области, министерством социальной политики Нижегородской области сведениями.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о нарушении очередности предоставления меры социальной поддержки в связи с тем, что Б. Ю.А., включенному в список участников боевых действий в 2007 году позднее ФИО1, была предоставлена единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилых помещений, судебная коллегия полагает необоснованными по следующим мотивам.

Как подтверждается материалами дела, ФИО1 включен в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датой постановки на учет 06.03.2003 года и датой отнесения к категории «ветераны боевых действий» с 16.04.2003 года (под номером 49 на 2020 год).

ФИО1 принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории <данные изъяты> региона в период с 16.04.2003 года по 15.10.2003 года.

Вместе с тем Б. Ю.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании распоряжения администрации Спасского района от 10.11.1995 года № 532-р.

В список участников боевых действий Б. Ю.А., принимавший участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории <данные изъяты> региона в период с 18.12.2000 года по 08.04.2001 года, был включен с 2007 года, и согласно сводному списку граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение субсидии на приобретение жилого помещения, Б. Ю.А. стоял под номером 1.

При указанных обстоятельствах предоставление Б. Ю.А. меры социальной поддержки ранее, чем указанная мера социальной поддержки предоставлена ФИО1, не нарушает очередность предоставления меры социальной поддержки, в связи с чем нарушения прав ФИО1 на своевременное получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем допущено не было.

Соответствующие правовые основания для внеочередного предоставления истцу жилого помещения согласно ч.2 ст.57 ЖК Российской Федерации по делу не установлены.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 в части необоснованного отказа судом во взыскании убытков в сумме 34200 руб. в счет компенсации расходов по оплате юридических услуг при отсутствии нарушений прав истца судебная коллегия находит подлежащими отклонению и не влекущими отмену решения суда.

Рассматривая гражданское дело, суд правильно применил нормы материального права. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Спасского районного суда Нижегородской области от 07 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи