КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2022 года по делу № 33-1790/2022
Судья Эсаулова Н.Н. Дело № 2-85/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Суркова Д.С.,
судей Ординой Н.Н., Черниковой О.Ф.,
при секретаре Петрове Д.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 12 мая 2022 года дело по апелляционной жалобе представителя ГУ ОПФ РФ по Кировской области по доверенности – ФИО2 на решение Котельничского районного суда Кировской области от 19 января 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Отменить решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Котельничском районе Кировской области (межрайонное) от 14.01.2021 № 535893/20 об отказе в установлении пенсии.
Обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Кировской области включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, период работы с 01.01.1992 по 01.04.2002 в Кировском отделении Горьковской железной дороги в должности главного кондуктора грузовых поездов.
Обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Кировской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 26.12.2020.
Заслушав доклад судьи Черниковой О.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Котельничском районе Кировской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначении досрочной пенсии по старости, указав, что решением ответчика от 14.01.2021 ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия у него требуемого стажа работы. Зачтенный пенсионным органом специальный стаж работы истца составил 11 лет 10 месяцев 17 дней. Решением отказано во включении в стаж на соответствующих видах работ периода работы с 01.01.1992 по 01.04.2002 в Кировском отделении ГЖД ст.Ежиха в должности главного кондуктора грузовых поездов, поскольку Списком № 272 от 24.04.1992 предусмотрена профессия «кондуктор грузовых поездов», профессия «кондуктор главный грузовых поездов» указанным Списком не предусмотрена. Согласно штатным расписаниям станций Ежиха, Котельнич-1, Котельнич-2 Горьковской железной дороги, где в спорный период работал истец, предусмотрена только должность «главный кондуктор грузовых поездов», должности «кондуктор грузовых поездов» не значатся; просто кондукторов грузовых поездов не было. Это делалось с целью присвоить работникам более высокий разряд (5-ый), так как по должности «кондуктор грузовых поездов» разряд присваивается со 2 по 4. В смену он работал один, занимался непосредственно маневровой работой; в его обязанности входили: отцепка (прицепка) вагонов от транзитных поездов; расформирование и формирование вывозных поездов; подборка отцепленных местных вагонов по грузовым фронтам, подача, расстановка и уборка их с фронтов погрузки-выгрузки, закрепление отцепляемых вагонов на путях станции и на подъездных путях. Других работников в его подчинении не было, у всех кондукторов ст. Ежиха и ст. Котельнич ГЖД должностные обязанности были одинаковые. Такое наименование всех кондукторов грузовых поездов главными кондукторами практиковалось по всей Горьковской железной дороге. В спорный период работы «кондуктором главным грузовых поездов» истец осуществлял работы, предусмотренные для должности «кондуктора грузовых поездов». Полагает, что неправильное наименование должности работодателем не должно ущемлять его право на досрочный выход на пенсию. Кроме того, ответчиком добровольно зачтен период работы истца с 12.01.1988 по 31.12.1991 в Кировском отделении ГЖД ст. Ежиха в должности главного кондуктора грузовых поездов. С 1992 года его должностные обязанности остались прежними, характер работы не поменялся, кондукторов в его подчинении не появилось. Считает не имеющей правового значения ссылку в решении пенсионного органа на Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 о том, что «кондуктор грузовых поездов» и «главный кондуктор грузовых поездов» - это две разные должности, поскольку основным документом, определяющим квалификационные требования к должности «кондуктор грузовых поездов» является действовавший в спорный период Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56. В различных подзаконных актах, а также в документах организаций железнодорожного транспорта наименования данных должностей используются как тождественные. Просил признать незаконным решение пенсионного органа от 14.01.2021 об отказе в назначении пенсии, обязать ответчика включить в его стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии, период работы с 01.01.1992 по 01.04.2002 в Кировском отделении Горьковской железной дороги ст. Ежиха в должности главного кондуктора грузовых поездов; обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию с момента наступления права по достижении возраста 55 лет, то есть с 26.12.2020.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель ГУ ОПФ РФ по Кировской области по доверенности – ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что Список № 2 от 22.08.1956 не подлежал применению к спорным правоотношениям, поскольку применялся к периодам трудовой деятельности, имевшей место до 01.01.1992. Действующим законодательством с учетом характера работы досрочное пенсионное обеспечение установлено кондукторам грузовых поездов, главные кондукторы грузовых поездов правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ не пользуются. В спорный период работы истца с 01.01.1992 по 01.04.2002 в Кировском отделении Горьковской железной дороги в должности главного кондуктора грузовых поездов индивидуальные сведения представлены страхователем без кода в графе «Особые условия труда». В данном случае у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца о включении спорных периодов в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В отзыве на жалобу представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО3 считает жалобу обоснованной и поддерживает ее доводы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ ОПФ РФ по Кировской области по доверенности ФИО4 поддержал доводы жалобы, ФИО1 и его представитель ФИО5 возражали против удовлетворения жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Представитель ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, возражений и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку оснований для проверки законности решения в полном объеме в настоящем случае не усматривается, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения лишь в оспариваемой части, исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях и отзыве на нее.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно ч.2 этой же статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 в п/п. «г» п.1 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее - Список № 272).
В указанном Списке предусмотрена должность «кондукторы грузовых поездов».
Из материалов дела следует и судом установлено, что24.12.2020 ФИО1, 26.12.1965г.рождения, обратился в УПФ РФ в Котельничском районе Кировской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 и п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от 14.01.2021 № 535893/20 истцу в назначении пенсии отказано за недостаточностью стажа по состоянию на 26.12.2020. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в частности, не засчитан период работы ФИО1 с 01.01.1992 по 01.04.2002 в Кировском отделении Горьковской железной дороги ст. Ежиха в должности главного кондуктора грузовых поездов, поскольку Списком № 272 предусмотрена профессия «кондуктор грузовых поездов», профессия «кондуктор главный грузовых поездов» указанным Списком не предусмотрена. Специальный стаж истца по п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» определен в 11 лет 10 месяцев 17 дней.
Согласно записям трудовой книжки ФИО1, он с 12.01.1988 утвержден главным кондуктором грузовых поездов 5 разряда ст. Ежиха Горьковской железной дороги, с 01.10.1997 переведен кондуктором грузовых поездов (вывозных с маневровой работой) 4 разряда, с 20.07.1998 переведен главным кондуктором грузовых поездов 5 разряда ст. Котельнич, с 02.04.2002 переведен составителем поездов 6 разряда станции Котельнич.
Приказом по Кировскому кадровому центру Горьковской железной дороги от 15.10.1997 № 141 НОДК-3, в связи с переводом работников дороги на новые условия оплаты труда на основе отраслевой единой тарифной сетки и штатных расписаний с 01.10.1997, работникам установлены новые разряды и должностные оклады; главным кондукторам грузовых поездов (вывозных с маневровой работой), в том числе ФИО1, установлен 4 разряд.
Приказом Кировского ЛСО от 20.07.1998 № 2420/КЦ главный кондуктор грузовых поездов (вывозных с маневровой работой) 4 разряда ст. Ежиха ФИО1 на основании личного заявления и штатного расписания с 20.07.1998 переведен главным кондуктором грузовых поездов (вывозных с маневровой работой) 5 разряда ст. Котельнич.
В представленных суду штатных расписаниях станций Котельнич-2 и Ежиха Кировского отделения Горьковской железной дороги на 1992, 1998, 1999, 2000 годы предусмотрено от 5 до 10 штатных единиц должности «главный кондуктор грузовых поездов (вывозных с маневровой работой) 5 р.»; должности «кондуктор грузовых поездов» в данных штатных расписаниях не числится.
В технологической карте работы станции Кирс Горьковской железной дороги (раздел 9) приведены должностные инструкционно-технологические карты работников ведущих профессий. В частности частью 9.2 «Должностная карта главного кондуктора» предусмотрено его рабочее место – станционные и подъездные пути, наименование выполняемой работы – отцепка (прицепка) вагонов от транзитных поездов; расформирование и формирование вывозных поездов; подборка отцепленных местных вагонов по грузовым фронтам; подача, расстановка и уборка их с фронтов погрузки-выгрузки (выставочных путей); обработка грузовых фронтов; закрепление отцепляемых вагонов на путях станции и на подъездных путях; порядок подчинения главного кондуктора – дежурному по станции.
Наличия должностных инструкций по должности «кондуктор грузовых поездов» судом не установлено.
В разделе «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 № 283/24-82, указана должность «кондуктор грузовых поездов» (§ 7), для которой приведена характеристика работ: «Обслуживание сборных, вывозных, передаточных и хозяйственных поездов на путях магистрального железнодорожного транспорта. Прием и сдача перевозочных документов на вагоны и ознакомление машиниста с составом отправляемого поезда по натурному листу. Прием, сдача и обслуживание поездов и вагонов на путях промышленных предприятий. Проверка правильности формирования поезда и погрузки грузов на открытом подвижном составе. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда. Обеспечение сохранности грузов, перевозимых в вагонах и контейнерах. Ограждение поезда и закрепление его тормозными башмаками и ручными тормозами при остановке на перегоне. Выполнение маневровой работы и руководство действиями всех работников, участвующих в маневрах с обслуживаемыми сборными, вывозными и передаточными поездами на промежуточных станциях. Обеспечение безопасности движения сопровождаемых поездов и при производстве маневровых работ. Разгрузка на подъездных путях думпкаров всех типов, табольтов, хоппер-дозаторов».
В примечании 1 указано, что кондуктор главный, руководящий маневровой работой или осуществляющий руководство кондукторской бригадой, тарифицируется на один разряд выше против предусмотренного для кондуктора, обслуживающего соответствующий поезд.
Исходя из того, что штатными расписаниями ГЖД были предусмотрены должности только «главных кондукторов грузовых поездов (вывозных с маневровой работой)» в количестве нескольких штатных единиц, руководство их кондукторской бригадой не предполагалось.
При этом выполнение маневровой работы и руководство действиями всех работников, участвующих в маневрах с обслуживаемыми сборными, вывозными и передаточными поездами на промежуточных станциях, предусмотрено в ЕТКС для должности «кондуктор грузовых поездов».
При таких обстоятельствах, учитывая, что Списком № 272 предусмотрена профессия «кондуктор грузовых поездов», характер работы кондуктора грузовых поездов и главного кондуктора грузовых поездов является одинаковым, отличие заключается лишь в наличии у главного кондуктора более высокого разряда, позволяющего руководить маневровой работой и кондукторской бригадой, что свидетельствует о производности профессии, суд пришел к правильному выводу, что период работы истца с 01.01.1992 по 01.04.2002 в должности главного кондуктора грузовых поездов подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.
Поскольку на момент достижения истцом 55-летнего возраста – 26.12.2020 с учетом спорных периодов его специальный стаж составлял более требуемых 12 лет 6 месяцев, суд правомерно удовлетворил требования ФИО1 о назначении ему досрочной страховой пенсии с 26.12.2020.
Доводы жалобы о том, что кондуктор грузовых поездов и кондуктор главный грузовых поездов являются самостоятельными профессиями, судебная коллегия считает необоснованными.
Пунктом 3 постановления Министерства труда и социального развития РФ от 01.04.2003 N 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком № 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые были предусмотрены Списком N 2, утвержденным постановлением СМ СССР от 22.08.1956 N 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список N 272.
Согласно п.8 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 N 5/8, если в Список от 22.08.1956 включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в Список N 2, раздел XXX, подраздел 1, включены «кондукторы грузовых поездов»), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов.
В пункте 9 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года N 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» указано, что право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками.
Из приведенных в ЕТКС тарифно-квалификационных характеристик следует вывод, что у кондуктора главного грузовых поездов та же характеристика работ, что и у кондуктора грузовых поездов, разница лишь в возложении дополнительных обязанностей по руководству кондукторской бригадой или маневровой работой.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367, предусматривает профессии «кондуктор главный грузовых поездов» и «кондуктор грузовых поездов», которые включены в первый раздел - профессии рабочих, включающий в себя профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), который у обеих профессий указан под кодом выпуска 56. Профессии «кондуктор главный грузовых поездов» и «кондуктор грузовых поездов» относятся к одной группе Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) - 5112.
«Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 298, представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований. Объектами классификации являются однородные, с точки зрения содержания работ, укрупненные группировки профессий рабочих и должностей служащих. Структурно классификатор состоит из девяти укрупненных групп, подразделяющихся на подгруппы, составные группы и базовые группы. В качестве признаков для определения общности (сходства) работ и группировки занятий положены характеристики занятий: содержание функций (выполняемых работ), предметы и орудия труда, масштаб и сложность руководства, конечные результаты трудовой деятельности и др., определяющие квалификацию и специализацию работников.
Названные профессии имеют лишь разный диапазон тарифных разрядов: «кондуктор главный грузовых поездов» 3-5; «кондуктор грузовых поездов» 2-4.
Таким образом, профессии «кондуктор грузовых поездов» и «кондуктор главный грузовых поездов» относятся к одной группе ОКЗ, это рабочие профессии, однородные по содержанию, с одинаковой спецификой условий труда и характера работы, общими требованиями безопасности труда, истец и другие кондукторы главные грузовых поездов выполняли непосредственно работу кондуктора, которая охарактеризована в ЕТКС.
Доводы жалобы об отсутствии в выписке из индивидуального лицевого счета сведений об особых условиях труда выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку непредоставление работодателем таких сведений в пенсионный орган не может являться безусловным основанием для отказа истцу в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Действительно, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
В данном случае такие доказательства истцом представлены, исследованы и оценены судом.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Котельничского районного суда Кировской области от 19 января 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.05.2022.
Определение19.05.2022