ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-861/19 от 23.01.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья: Карнышева Ю.С. Дело № 2-861/2019

Докладчик: Кузнецова Н.Е. Дело № 33-670/2020,

(33-13572/2019)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Н.Е.,

судей Крейса В.Р., Плужникова Н.П.,

при секретаре Давиденко Д.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 23 января 2020 года апелляционную жалобу представителя Хохлова А. Ю.Остапенко Д. П. на решение Куйбышевского районного суда города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено взыскать с Хохлова А. Ю. в пользу администрации Северного района Новосибирской области денежные средства в размере 827 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузнецовой Н.Е., объяснения Хохлова Д.П. и его представителя Остапенко Д.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Администрация Северного района Новосибирской области обратилась в суд с иском к Хохлову А.Ю. о взыскании социальной выплаты на строительство жилого дома.

В обоснование иска истец указано, что согласно постановлениям администрации Северного района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГХохлову А.Ю. была предоставлена социальная выплата на строительство жилого дома, за счет средств федерального и областного бюджета, в размере 827000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Северного района Новосибирской области и ответчиком как физическим лицом, так индивидуальным предпринимателем был заключен трехсторонний договор , предметом указанного договора являлись условия предоставления социальной выплаты на строительство жилого помещения по адресу: <адрес><адрес>, в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».

По условиям указанного выше договора администрация Северного района Новосибирской области обязалась представить в территориальный орган Федерального казначейства платежные поручения на перечисление денежных средств на банковский счет ответчика, а также предоставить содействие ответчику в трудоустройстве в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы - в случае расторжения трудового договора не по его инициативе и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, а ответчик Хохлов А.Ю. обязался работать не менее 5 лет по трудовому договору, заключенному с работодателем или в организациях социальной сферы, в соответствии с полученной квалификацией или агропромышленного комплекса; в случае досрочного расторжения договора не по его инициативе и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, в срок не позднее 6 месяцев заключить трудовой договор с другим работодателем или обратиться в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности.

Администрация Северного района Новосибирской области принятые на себя обязательства в части выплаты денежных средств исполнила, однако ответчик Хохлов А.Ю. принятые на себя обязательства не исполнил, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ работал в организациях, деятельность которых не относится к сфере агропромышленного комплекса либо социальной сферы.

Кроме того, свою предпринимательскую деятельность ответчик Хохлов А.Ю. прекратил по своей инициативе, по вопросу оказания содействия в трудоустройстве в установленный договором срок в администрацию Северного района Новосибирской области не обращался.

ДД.ММ.ГГГГ ответчику Хохлову А.Ю. была направлена претензия о возврате денежных средств в размере 827000 рублей, однако до настоящего времени денежные средства не возвращены. ДД.ММ.ГГГГ от ответчика поступило заявление о продлении срока действия договора, однако срок действия договора истек ДД.ММ.ГГГГ.

Просит суд взыскать с Хохлова А.Ю. в пользу администрации Северного района Новосибирской области денежные средства в размере 827000 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик.

В апелляционной жалобе ответчика изложена просьба об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения, которым в удовлетворении требования истца просил отказать.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что вопреки выводам суда, ответчик обращался в администрацию Северного района Новосибирской области для содействия в трудоустройстве, однако такой помощи ему оказано не было, при этом книги учета обращений граждан администрацией уничтожены, а в вызове и допросе свидетелей для установления факта обращения ответчика в администрацию суд отказал. Кроме того, администрации известно о прекращении деятельности ответчика как индивидуального предпринимателя еще с 2013 года, однако никаких требований о возврате выплат Хохлову А.Ю. ранее не предъявлено. При таких обстоятельствах, апеллянт полагает, что срок исковой давности для требования о возврат социальной выплаты истцом пропущен.

Также судом первой инстанции Розаева Т.В. не была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, хотя вынесенное решение затрагивает ее права

При этом, как указано в апелляционной жалобе, суд необоснованно отклонил ходатайство ответчика о приобщении доказательств, в подтверждение наличия в 2013 году сведений о прекращении предпринимательской деятельности ИП Хохловым А.Ю., а также подтвердить факт обращения ответчика в администрацию в 2013 году за содействием в трудоустройстве.

Связи с этим в жалобе изложено ходатайство о приобщении к материалам дела информации о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств (отчет формы ) за 2011 год, предоставленной ИП Хохловым А.Ю. в управление сельского хозяйства администрации Северного района Новосибирской области, должностной инструкции специалиста 1 разряда отдела сельского хозяйства администрации Северного района Новосибирской области, а также вызвать в качестве свидетелей <данные изъяты> (<адрес>), специалистов администрации Северного района Новосибирской области Посаженникову Т.В., Федорову А.В. (<адрес>).

В отзыве администрации Северного района Новосибирской области на апелляционную жалобу выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы и требование об оставлении оспариваемого решения без изменения.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Северного района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в целях реализации на территории Северного района Новосибирской области федеральной целевой программы «Социальное развитие село до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Хохлову А.Ю. была предоставлена социальная выплата на строительство жилого дома в размере 402000 руб. - из средств федерального бюджета, и 425000 руб. - из средств областного бюджета, указанные денежные средства подлежали перечислению на банковский счет Хохлова А.Ю. (л.д. 11-13).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Северного района Новосибирской области, Хохловым А.Ю. и Индивидуальным предпринимателем Хохловым А.К. был заключен трехсторонний договор , предметом которого являлись условия предоставления социальной выплаты на строительство жилого помещения по адресу: <адрес><адрес>, в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» (л.д. 8-10).

Пунктом 2.1 вышеуказанного договора предусмотрено, что администрация Северного района Новосибирской области обязалась представить в территориальный орган Федерального казначейства платежные поручения на перечисление денежных средств на банковский счет ответчика (п. 2.1.1), а также предоставить содействие ответчику в трудоустройстве в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы - в случае расторжения трудового договора не по его инициативе и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства (п. 2.1.2).

Пунктом 2.5 вышеуказанного договора предусмотрено, что Хохлов А.Ю. обязался работать не менее 5 лет по трудовому договору, заключенному с работодателем или в организациях социальной сферы, в соответствии с полученной квалификацией или агропромышленного комплекса (п. 2.5.1), в случае досрочного расторжения договора не по его инициативе и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, в срок не позднее 6 месяцев заключить трудовой договор с другим работодателем или обратиться в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности (п. 2.5.2).

Пунктом 3.1 вышеуказанного договора предусмотрено, что договор вступает в силу со дня его подписания сторонами, с указанного времени становится обязательным для сторон, действует в течение пяти лет с даты выдачи свидетельства.

Согласно исследованному в судебном заседании личному делу на имя Хохлова А.Ю., на момент заключения договора от ДД.ММ.ГГГГХохлов А.Ю. являлся индивидуальным предпринимателем, осуществлял деятельность в сфере агропромышленного комплекса (л.д. 18-19 личного дела), ДД.ММ.ГГГГХохлову А.Ю. выдано свидетельство о государственной регистрации на жилой дом по адресу: <адрес> (л.д. 26 личного дела); администрация Северного района Новосибирской области денежные средства согласно постановлениям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ перечислила Хохлову А.Ю. (л.д. 18-19, 106, 137 личного дела), что не оспаривалось им в судебном заседании.

С ДД.ММ.ГГГГХохлов А.Ю. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя по собственной инициативе, что не оспаривалось им в судебном заседании; в период с июня по декабрь 2013 года состоял на учете в ГКУ НСО «Центр занятости населения Северного района», однако был снят по причине длительной неявки, в период с октября 2014 года по январь 2015 года также состоял на учете в указанном учреждении, однако был снят по причине самостоятельного трудоустройства, в период действия договора от ДД.ММ.ГГГГ и по окончанию срока действия в администрацию Северного района Новосибирской области вопросу трудоустройства не обращался (л.д. 38-42, 106, 108), иного суду не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ ответчику Хохлову А.Ю. была направлена претензия о возврате денежных средств в размере 827000 руб. (л.д. 14-15), однако до настоящего времени денежные средств им не возвращены.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации №858 от 03.12.2002, Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что администрация Северного района Новосибирской области принятые на себя обязательства согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и по перечислению денежных средств Хохлову А.Ю. на строительство жилого дома исполнила, при этом Хохлов А.Ю. принятые на себя обязательства по указанному договору не исполнил, не отработав не менее 5 лет по трудовому договору, заключенному с работодателем или в организациях социальной сферы, в соответствии с полученной квалификацией или агропромышленного комплекса, иного суду не представлено.

В целом судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1 этого закона).

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» (далее также - федеральная целевая программа), целями которой являются: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населённых пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности.

В рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильём молодых семей и молодых специалистов на селе (раздел III федеральной целевой программы).

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» (приложение № 16 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Приложением № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение).

Пунктом 2 Типового положения установлено, что социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только 1 раз (пункт 3 Типового положения).

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности (подпункт «а» пункта 4); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункт «в» пункта 4).

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.

Согласно подпункту «а» пункта 26 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности следующих условий: работы члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявления желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянного проживания или изъявления желания постоянно проживать в сельской местности; признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличия у молодой семьи собственных и (или) заёмных средств в размере не менее 30 процентов расчётной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 Типового положения.

Под организациями агропромышленного комплекса согласно пункту 27 Типового положения понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; под организациями социальной сферы в сельской местности - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

Пунктом 31 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты уполномоченный орган (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трёхсторонний договор об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Существенными условиями указанного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства (подпункт «а» пункта 31); право уполномоченного органа (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьёй 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьёй 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства (подпункт «б» пункта 31).

Право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.

При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трёхсторонним договором, указанным в пункте 31 Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трёхстороннем договоре (пункт 33 Типового положения).

Из приведённых положений нормативных актов следует, что одним из направлений государственной аграрной политики является обеспечение занятости сельского населения, повышение уровня его жизни. Названная цель реализуется в том числе путём улучшения жизненных условий молодых семей, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами для приобретения жилого помещения. Формой обеспечения жилым помещением таких граждан является предоставление им за счёт бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа члена молодой семьи или изъявление им желания работать по трудовому договору в качестве основного места работы не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности. В случае же расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе члена молодой семьи в соответствии со статьёй 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьёй 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи положений трудового законодательства, уполномоченный орган вправе истребовать социальную выплату у получившего её члена молодой семьи. При этом право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.

Таким образом, с учётом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильём молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путём предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе досрочное расторжение трудового договора по инициативе члена молодой семьи -получателя социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения - без учёта конкретных обстоятельств, приведших к увольнению, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты, в случае если член молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности, то есть, продолжил работу в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом из материалов дела следует, что на момент заключения договора ответчик являлся индивидуальным предпринимателем, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя по собственной инициативе ДД.ММ.ГГГГ. На учет в центр занятости населения встал на учет ДД.ММ.ГГГГ, где состоял по ДД.ММ.ГГГГ, снят с учета в связи с длительной неявкой в центр. Также, состоял на учете в центре занятости в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, снят с учета по причине самостоятельного трудоустройства. Только ДД.ММ.ГГГГ, уже после предъявления Администрацией района настоящего иска ответчик вновь зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя с видом деятельности - разведение молочного, рогатого скота, производство сырого молока.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм материального права, суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении исковых требований администрации Северного района Новосибирской области, поскольку ФИО1 нарушил принятое на себя обязательство, прекратив деятельность в качестве индивидуального предпринимателя по собственному желанию до истечения 5 лет с момента выдачи свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. При этом он не заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности и не обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, что в силу закона и договора сторон предоставляет истцу право истребовать от ответчика средства в размере полученной им социальной выплаты.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле ФИО2 в качестве третьего лица являются несостоятельными, поскольку противоречат положениям пункта 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года №858, предусматривающего истребование полученных средств социальной выплаты именно от члена молодой семьи (молодого специалиста). В данном случае трехсторонний договор об обеспечении жильем истца от ДД.ММ.ГГГГ заключен только с ФИО1, ФИО2 участником указанного договора не является, каких-либо обязательств по нему на себя не принимала, вопрос об изъятии жилого дома либо выселении семьи ФИО1 истцом не ставится, следовательно, принятое по делу решение не затрагивает права ФИО2, а также не налагает на нее каких–либо обязанностей.

Таким образом, оснований для привлечения ФИО2 к участию в деле у суда первой инстанции отсутствовали.

Доводы жалобы со ссылкой на необоснованный отказ в вызове свидетелей отклоняется судебной коллегией, поскольку, исходя из названных выше норм права, необходимым условием для сохранения права на социальную выплату является заключение членом молодой семьи трудового договора с другим работодателем в сельской местности в срок, не превышающий 6 месяцев.

Доказательств, свидетельствующих о таком трудоустройстве в установленный законодательством срок ответчиком не представлено.

Кроме того, исходя из условий договора право обращения в Администрацию района о содействии в трудоустройстве предусмотрен только в случае досрочного расторжения договора по инициативе работодателя и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства. В данном же случае ответчик прекратил деятельность индивидуального предпринимателя по собственной инициативе. Доказательств о наличии каких –либо исключительных обстоятельств прекращения или необходимости прекращения предпринимательской деятельности ответчиком не представлено.

Не могут влиять на существо принятого по делу решения и доводы жалобы о том, что судом отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела информации о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств (отчет формы ) за 2011 год, предоставленной ИП ФИО1 в управление сельского хозяйства администрации Северного района Новосибирской области, должностной инструкции специалиста 1 разряда отдела сельского хозяйства администрации Северного района Новосибирской области поскольку данные документы не свидетельствуют об обращении ответчика за оказанием содействия в трудоустройстве, а также о трудоустройстве ответчика в срок, не превышающий 6 месяцев.

Также судебная коллегия признает необоснованными доводы жалобы о пропуске истцом срока исковой давности исходя из следующего.

В силу ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (ч.1 ст.196 ГК РФ).

Частью 1 статьи 199 ГК РФ предусмотрено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как следует из материалов дела, о нарушении своего права истец узнал ДД.ММ.ГГГГ, т.е. при получении представления контрольно-счетной палаты Новосибирской области.

В материалах дела отсутствуют данные о том, что истец узнал, а также мог и должен был узнать о нарушении его права в более ранние сроки.

При таких обстоятельствах выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащих анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности и необоснованности обжалуемого решения, а также о допущении судом первой инстанции нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Куйбышевского районного суда города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1ФИО3 без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: