ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-8648/19 от 20.01.2020 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

г. Сыктывкар Дело № 2-8648/2019 (33-355/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.,

судей Захваткина И.В., Шерстневой А.А.,

при секретаре Калинкович И.С.,

рассмотрела в судебном заседании 20.01.2020 дело по апелляционной жалобе ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31.10.2019, которым требования прокурора города Сыктывкара удовлетворены.

ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» обязано обеспечить зрительные залы, расположенные на третьем этаже Торгово-развлекательного центра «Парма» по адресу: <Адрес обезличен>, местами для инвалидов в соответствии с п.п. 8.1.5, 8.6.4., 8.6.5 Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», входные дверные проемы, дверные проемы привести в соответствие с п.п. 6.1.5, 6.2.4 Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», проступи ступеней, подступеньки лестниц привести в соответствие с п. 6.2.8 Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», ограждения с поручнями привести в соответствие с п. 6.2.11 Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», освещенность на путях эвакуации привести в соответствие с п. 6.2.32 Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01.06.2020.

ООО «РубЛион Синема» обязано приобрести и оборудовать один из кинозалов, расположенного на третьем этаже Торгово-развлекательного центра «Парма» по адресу: г. <Адрес обезличен> комплектами оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов в количестве, регламентированном Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов кинозалов, а также о внесении изменения в Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, утвержденный приказом Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800, утвержденными приказом Минкультуры России от 27.06.2018 № 1017, в срок до 01.06.2020 и организовать их работу на постоянной основе.

Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснение представителя ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» Жидковой А.А., заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Сыктывкара обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» об обязании в срок до 01.06.2020 привести в соответствие с требованиями Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35.01.2001» зрительные залы, расположенные на третьем этаже Торгово-развлекательного центра «Парма», к ООО «РубЛион» об обязании в срок до 01.06.2020 приобрести комплекты оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов в количестве, регламентированном Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов кинозалов, а также о внесении изменения в Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, утвержденный приказом Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800, утвержденными приказом Минкультуры России от 27.06.2018 № 1017, а также организовать их работу на постоянной основе.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» просит решение суда отменить в части возложения на ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» обязанности произвести ряд мероприятий по благоустройству зрительных залов, расположенных на третьем этаже Торгово-развлекательного центра «Парма» по адресу: <Адрес обезличен>, связи с его незаконностью и необоснованностью.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Прокуратурой города Сыктывкара по обращению председателя КРО «Всероссийское общество инвалидов» проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов со стороны администрации ООО «РубЛион Синема», в ходе которой установлено, что в соответствии с Уставом ООО «РубЛион Синема» предметом деятельности общества является, в том числе показ фильмов, организация отдыха и развлечения. Данный вид услуг оказывается населению в помещениях третьего этажа ТРЦ «Парма», расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.

По сведениям Росреестра собственником здания, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с 14.11.2018 является ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие», до 14.11.2018 собственником здания являлось ООО Управляющая компания «Альфа».

В кинотеатре «РубЛион Синема» находится шесть зрительных залов, из которых осмотрено три зала (№ 1, 2, 4).

Согласно информационному письму ведущего специалиста-эксперта инспекции Госстройнадзора по городу Сыктывкару, Корткеросскому и Усть-Куломскому районам в ходе осмотра зрительных залов установлено:

- в зрительном зале № 1 - ширина дверного проема в зрительный зал составляет 0,86 м., высота порога - 0,04 м. Входная группа в помещение зала решена посредством коридора и лестницы, ширина которых составляет 0,98 м. Высота первой ступени входной лестницы - 0,20 м; высота последующих ступеней - 0,16м. Пространство зала решено в нескольких уровнях. Каждый уровень имеет связь посредством лестниц. Внутренние лестницы оборудованы перилами по стене, поручни которых расположены на высоте 0,96 м, а также в местах открытых частей маршей и перепадов по высоте имеются ограждения, поручни которых расположены на высоте 0,58 м и 1,02 м. Горизонтальные части поручней перил по стене начинаются со 2 пределы лестниц. Все ступени зала имеют подсветку, что соответствует п.8.1.5 СП 59.13330.2016, однако противоскользящие полосы согласно п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 должны быть контрастными с поверхностью ступени, общей
шириной 0,08 - 0,1 м. Помимо основного входа-выхода, в зрительном зале имеется 2 эвакуационных выхода, расположенных по обе стороны от зрительного экрана. В целом помещение зала не соответствует требованиям, предъявляемым СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;

- в зрительном зале № 2 - ширина проема в зрительный зал - 1,35 м, высота порога- 0,04м. Эксплуатируемое пространство решено в нескольких уровнях. Ширина марша лестницы - 1,10 м. Внутренние лестницы оборудованы перилами по стене, поручни которых расположены на высоте 1,02 м. Высота первой ступени лестницы - 0,24 м; высота последующих ступеней
- 0,11 м. Первый ряд сидений, расположен по правую сторону от входа в зал в
уровне вестибюля кинотеатра. Между лестницей (примыкающей к входу) и
креслами первого ряда имеется свободное пространство размерами 0,61x0,60 м в плане. Существующий зал в целом не соответствует требованиям, предъявляемым СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;

- в зрительном зале № 4 - ширина дверного проема в зрительный зал составляет 0,87м, высота порога - 0,04 м. Входная группа в помещение зала решена посредством коридора и лестницы, ширина которых составляет 1,02 м. Высота первой ступени входной лестницы - 0,26 м; высота последующих ступеней - 0,16 м. Пространство зала решено в нескольких уровнях. Каждый уровень имеет связь посредством лестниц. Внутренние лестницы оборудованы перилами по стене, поручни которых расположены на высоте 0,99 м, а также в местах открытых частей маршей и перепадов по высоте имеются ограждения, поручни которых расположены на высоте 0,63 м и 1,02 м. Горизонтальные части поручней перил по стене начинаются со 2-й ступени и заканчиваются на уровне последней ступени марша, а не выступают за пределы лестниц. Все ступени зала имеют подсветку, что соответствует п. 8.1.5 СП 59.13330.2016, однако противоскользящие полосы согласно п.6.2.8 СП 59.13330.2016 должны быть контрастными с поверхностью ступени, общей шириной 0,08 – 0,1 м. Помимо основного входа-выхода, в зрительном зале имеется 2 эвакуационных выхода, расположенных по обе стороны от зрительного экрана. Существующий зал не соответствует требованиям, предъявляемым СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Кроме того, в ходе проверки было установлено, что зрительные залы кинотеатра «РубЛион Синема» функционируют с нарушением следующих требований СП 59.13330.2016:

- п. 8.1.5 - в зрительных залах, на трибунах спортивно-зрелищных сооружений и других зрелищных объектах со стационарными местами должны быть предусмотрены места для инвалидов из расчета не менее 5% общего числа зрителей, в том числе для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках 0,75% и 0,25% мест со свободным доступом повышенной комфортности (ширина места 0,5 м, ширина прохода между рядами не менее 0,65 м). Остальные 4% мест должны размещаться в зоне действия системы усиления звука, в зоне видимости «бегущей строки» и зоне слышимости аудиокомментирования;

- п. 8.6.4 - в многоярусных залах необходимо предусматривать места для инвалидов на кресле-коляске на уровне первого яруса, а также на одном из промежуточных; п 8.6.5 - места для инвалидов в зрительных залах следует располагать в отдельных рядах, имеющих удобный путь эвакуации; согласно п. 8.1.5 выделяемая для зрителей на креслах-колясках площадка должна быть горизонтальной с уклоном не более 1,5%. Каждое место должно иметь размеры в плане не менее 0,9 х 1,4 м.;

- п. 6.1.5, п. 6.2.4 - ширина входных дверных1 проемов принимается от 0,9 до 1,2 м; дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м.;

- п.6.2.8 - проступи ступеней должны быть горизонтальными шириной 0,3 м (допустимо от 0,28 до 0,35 м); подступенки должны иметь высоту 0,15 м (допустимо от 0,13 до 0,17 м). Применение открытых ступеней (без подступенка) не допускается. Применение в пределах одного марша ступеней, различающихся по высоте и ширине, не допускается. Применение ступеней, выполненных из прозрачных и полированных материалов, не допускается;

- п. 6.2.11 - вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны быть расположены в одной, вертикальной плоскости. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м и иметь травмобезопасное исполнение;- п. 6.2.32 - освещенность на путях эвакуации (в том числе в начале и конце пути) и в местах оказания (предоставления) услуг для МГН в зданиях общественного и производственного назначения следует повышать на одну ступень по сравнению с требованиями СП 52.13330. Перепад освещенности между соседними помещениями и зонами не должен быть более 1:4.

Как установлено, здание ТРЦ «Парма» введено в эксплуатацию 26.11.2014.

Разрешая исковые требования об обязании ООО «РубЛион Синема» приобрести и оборудовать один из кинозалов, расположенного на третьем этаже ТРЦ «Парма» по адресу: г.Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 50, комплектами оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов и удовлетворяя их, суд исходил из того, что данное оборудование отсутствует.

Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования средствами связи и информации; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» включен в п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с пунктом 1.2 Свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Как верно указал суд первой инстанции, действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения. Отступление от установленных в СП 59.13330.2016 норм, не включенных п. 41 постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521, не является безусловным свидетельством нарушения, вместе с тем, должны быть представлены доказательства того, что принятыми мерами обеспечивается необходимый уровень доступности маломобильных групп населения, который достигается при исполнении требований, включенных Приказ Росстандарта от 17.04.2019 № 831.

Таким образом, требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении здания должны соответствовать СП 59.13330.2016 и ранее действовавшему СП 59.13330.2012.

Разрешая спор при установленных обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, установив, что зрительные залы, расположенные на третьем этаже Торгово-развлекательного центра «Парма» по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 50, не соответствуют приведенным выше нормам, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность привести зрительные залы в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» необходимо возложить на ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку установленные судом обстоятельства свидетельствуют о невыполнении ответчиком обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных граждан в помещения кинотеатра, нарушает закрепленное и гарантированное право на обеспечение инвалидам равных с другими гражданам возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

Ссылка в жалобе на то, что обязанность произвести мероприятия по благоустройству зрительных залов должна быть возложена на арендатора ООО «РубЛион Синема», не может быть принята во внимание.

Согласно части 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Из условий краткосрочного договора аренды помещения № 2/03/2015 от 16.04.2015 и Приложений № 3 и № 7 следует, что арендатор ООО «РубЛион Синема» обязан использовать арендуемое помещение строго в целях, предусмотренных Торговым профилем (пункт 1 Приложения № 7 к договору аренды помещения № 2/03/2015 от 16.04.2015), под которым понимается деятельность по использованию 6-зального кинотеатра с развлекательной зоной и предоставлением услуг общественного питания (Приложение № 3 к договору аренды).

Следовательно, при передаче помещения с условиями его использования по специальному назначению (демонстрация фильмов), за соответствие зрительных залов установленным требованиям отвечает собственник данного имущества.

Доводы ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» о том, что требования прокурора о приведении кинозалов в соответствии с установленными нормами, относятся к проведению текущего ремонта, который обязан осуществлять арендодатор, подлежат отклонению.

Доказательств тех обстоятельств, что производство требуемых прокурором работ относится к текущему ремонту, суду не представлено.

Кроме того, в силу пункта 7.2.9. договора аренды помещения № 2/03/2015 от 16.04.2015 (раздел обязанности арендатора) ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» как арендодатель имеет право дать письменное указание арендатору ООО «РубЛион Синема» произвести текущий ремонт.

Доводы апелляционной жалобы ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» о том, что положения статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов применяются с 01.07.2016 исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию помещениям, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана указанная выше правовая оценка, оснований не согласится с которой судебная коллегия не находит.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены или изменения которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31.10.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие»- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи