ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-8648/2021 от 03.08.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33-4205/2022 № 2-8648/2021

УИД:66RS0001-01-2021-009541-20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2022 года г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

Председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Зоновой А.Е.

Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бурмасовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 о признании решения незаконным, признании права на государственную социальную помощь, взыскании социального пособия,

по апелляционной жалобе истца на решение Верх-Исетского районного суда Свердловской области от 17 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения представителя истца ФИО2 (доверенность от 13 июля 2021 года), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФИО3 (доверенность от 06 мая 2021 года № 21), возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 (далее по тексту-Управление социальной политики) о признании права на предоставление меры социальной поддержки.

В обоснование иска указала, что 19 апреля 2021 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».

В удовлетворении указанного заявления ответчик отказал, ссылаясь на то, что заявитель имеет регистрацию по месту жительства на территории другого субъекта Российской Федерации (<адрес>), тогда как на основании подп. 3 п. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона спорная мера поддержки предоставляется малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, не имеющего места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.

ФИО1 полагала отказ ответчика незаконным, поскольку условия, необходимые для предоставления вышеуказанного социального пособия, были соблюдены. Истец является студентом Уральского государственного юридического университета и проходит обучение по очной форме обучения, в силу этого она преимущественно проживает на территории Свердловской области. Данное обстоятельство дополнительно подтверждается свидетельством о регистрации истца по месту пребывания в г. Екатеринбурге. Вышеприведенное регулирование противоречит федеральному законодательству. В силу ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

С учетом положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец просил признать незаконным решение Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 Свердловской области об отказе в назначении ей государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам; признать за истцом право на государственную социальную помощь в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам с апреля 2021 года, взыскать с ответчика в свою пользу социальное пособие малоимущим одиноко проживающим гражданам в размере 1 533 руб.

В судебное заседание истец не явился.

Представитель ответчика иск не признал, в его удовлетворении просил отказать, ссылаясь на законность и обоснованность решения об отказе в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия.

Решением Верх-Исетского районного суда Свердловской области от 17 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

С указанным решением истец не согласился, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные исковые требования удовлетворить.

Ссылается на нарушение судом норм процессуального права, неправильное применение норм материального права; просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить. Продолжает настаивать о праве истца на предоставление мер социальной поддержки.

Ссылается на то, что истец ФИО1, имея доход существенно ниже прожиточного минимума, проживая на территории Свердловской области и будучи с ней тесно связана, оказалась лишена права на получение меры социальной поддержки исключительно из-за наличия документа о постоянной регистрации в другом субъекте РФ (Архангельская область). Положение подп. 3 п.1 ст. 4 Закона Свердловской области № 126-ОЗ ставит право истца на получение социальной помощи в непосредственную зависимость от отсутствия регистрации по месту жительства вне Свердловской области. Подобное регулирование противоречит федеральному законодательству. В силу ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5342-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями( уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик указал о законности и обоснованности решения суда.

Истец в заседание судебной коллегии не явился, извещен телефонограммой 08 июля 2022 года.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие вышеуказанного лица.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является студентом ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», проходящим обучение по очной форме обучения в Екатеринбурге; имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>; регистрацию по месту пребывания по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> на срок с 16 сентября 2020 года по 15 июля 2023 года.

19 апреля 2021 года ФИО1 обратилась в Управление социальной политики с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».

Решением ответчика, оформленного в форме протокола № 11/208-А/3, в удовлетворении данного заявления отказано. При этом ответчик исходил из того, что ФИО1 имеет регистрацию по месту жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, а в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона спорная мера поддержки предоставляется малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, не имеющего места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд пришел к выводу о законности и обоснованности принятого решения, поскольку истец не может быть отнесена к лицам, указанным в вышеуказанной норме закона, поскольку имеет регистрацию по месту жительства в другом субъекте РФ (Архангельская обл.).

С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, обязывая в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты и обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) и гарантируя каждому социальное обеспечение для воспитания детей (статья 39, часть 1), не определяет способы, объем и порядок предоставления соответствующих мер для тех или иных категорий граждан.

Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который в Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определил правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, закрепив при этом право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом (часть 1 статьи 5).

Согласно статье 1 указанного Федерального закона государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными указанным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» малоимущей (малоимущим) и имеющей право на получение социальной поддержки считается семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Во исполнение вышеизложенных положений федерального законодательства и в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации 29 октября 2007 года был принят Закон Свердловской области № 126-ОЗ «Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам».

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Свердловской области № 126-ОЗ социальные пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам назначаются при соблюдении следующих условий:

малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин проживают на территории Свердловской области (подпункт 1);

малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам, порядок установления которых определяется Правительством Свердловской области, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области (подпункт 2);

малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеют места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации (подпункт 3).

Применяя в настоящем споре положения подп. 3 п.1 ст. 4 Закона Свердловской области № 126-ОЗ суд первой инстанции не учел, что в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон, не принял во внимание, что согласно ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П, от 30 июня 2011 года № 13-П; определения от 13 июля 2000 года № 185-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан), в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также иные необходимые сведения.

Правовое содержание данной нормы закона позволяет сделать вывод о том, что федеральным законом предусматривается назначение государственной социальной помощи, как по месту жительства заявителя, так и по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. А потому оснований для отказа в удовлетворении заявления истца о предоставлении спорного социального пособия по мотиву отсутствия регистрации по месту жительства на территории Свердловской области, у Управления социальной политики не имелось.

При этом судебная коллегия учитывает, что в соответствии с решением Свердловского областного суда от 24 февраля 2022 года (дело № 3а-272/2022) частично удовлетворены административные исковые заявления ФИО4, ФИО1, ФИО5 о признании недействующим в части Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».

Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 3 пункта 1 статьи 4 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» (в редакции Закона Свердловской области от 17 июня 2021 года № 54-ОЗ).

На основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года решение Свердловского областного суда от 24 февраля 2022 года оставлено без изменения.

Действительно, как указывает ответчик, вышеуказанный нормативный правовой акт в его оспариваемой части признан недействующим только со дня вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем из Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2017 года № 37-П, от 06 июля 2018 года № 29-П и от 25 февраля 2020 года № 9-П следует, что само по себе признание нормативного правового акта недействующим не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта (Определение Конституционного Суда от 28 мая 2020 года 1131-О). В случае, когда нарушение прав лица применением нормативного правового акта в гражданском деле уже имело место, невозможность для него извлечь благоприятные правовые последствия из судебного решения, которым удовлетворено его административное исковое заявление, но этот акт признан недействующим на будущее время, обесценивала бы само право на обращение в суд с административным иском, лишала бы стимулов к защите своих прав всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2, Конституции Российской Федерации), подрывала бы доверие к судебной системе и правосудию в целом, а также ставила бы такое лицо в неравное положение по сравнению с теми, кто будет испытывать на себе положительное воздействие указанного решения в дальнейшем, не приложив собственных усилий к устранению из правового поля незаконного нормативного правового акта.

При указанных обстоятельствах нельзя признать оспариваемое решение Управления социальной политики законным.

Социальные пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам назначаются с месяца, в котором подано заявление о назначении социального пособия (абз.1 п. 8 ст. 5 Закона Свердловской области № 126-ОЗ).

В силу абз. 5 п. 8 ст. 5 Закона Свердловской области № 126 ОЗ указанное пособие назначается на период до трех месяцев в календарном году.

Размер пособия, порядок и размер индексации устанавливаются Правительством Свердловской области.

Согласно под. 1 п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 29 января 2008 года № 50-ПП « О размерах социальных пособий малоимущим семьями и малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и шлицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, государственной социальной помощи на основании социального контракта и единовременных денежных выплат гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации» социальное пособие малоимущим одиноко проживающим гражданам составляет 387 руб. в месяц.

Постановлением Правительства Свердловской области от 01 февраля 2012 года № 65-ПП»О порядке и размере индексации отдельных видов социальных выплат, установленных законодательством Свердловской области» определен размер индексации социальных пособий с 01 января 2021 года-3,7%.

Соответственно, размер социального пособия малоимущим семьям и одиноко проживающим малоимущим гражданам составляет 511 руб. в месяц.

Таким образом, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать социальное пособие в размере 1533 руб. (а три месяца с момента подачи заявления).

Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении иска (п 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17 декабря 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления социальной политики Министерства социальной политики <№>, оформленного в виде протокола <№>А-/З об отказе в назначении ФИО1 государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Признать за ФИО1 право на получение государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам с апреля 2021 года

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа в пользу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 (ИНН <***>) в пользу ФИО1 социальное пособие малоимущим одиноко проживающим гражданам в размере 1533 руб.

Председательствующий О.Г. Колесникова

Судьи А.Е. Зонова

Т.Л.Редозубова