г. Сыктывкар Дело № 2-8669/2021 (33-2907/2022)
УИД 11RS0001-01-2021-016804-73
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Батовой Л.А., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 мая 2022 года дело по апелляционной жалобе Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2021 года, по которому
взыскана с Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора в пользу ФИО1 задолженность по невыплаченной премии с учетом доначисленного северного и районного коэффициента в размере 184 301 рубль 90 копеек.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Северо-Европейскому межрегиональному территориальному управлению по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора о взыскании задолженности по выплаченным в 2020 году премиям в виде северного и районного коэффициента в размере 174 671,31 рублей, указав в обоснование требований, что ответчик в 2020 году выплачивал премию без учета и начисления северной надбавки и районного коэффициента.
В судебном заседании истец на удовлетворении требований настаивала, уточнив, что просит взыскать задолженности заработной плате за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Представитель ответчика в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие; в письменном отзыве на иск (т.1 л.д. 63-66) ответчик с требованиями не согласился, указав, что в расчетном листе истца позиция - месячная премия подразумевает собой как премии за выполнение особо важных и сложных заданий, так и выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда; расчет месячной премии истцу производился специалистом финансово-хозяйственного отдела Управления вручную (месячная премия не установлена в постоянном числовом выражении) и с начислением районного коэффициента и процентных надбавок, за исключением периода января-февраля 2020 года (премия поощрительного характера) и октября 2020 года (нахождение работника в отпуске), поэтому оснований для повторного применения к данному виду выплаты районного коэффициента и северной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не имеется.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Северо-Европейское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора не согласно с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на неверное установление судом обстоятельств, имеющих значение по делу.
ФИО1 представила письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, отклонив доводы жалобы ответчика.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не усматривает.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 названного Закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее по тексту - Правила).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу п. 4 Правил от 6 сентября 2007 г. № 562 для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в п. п. 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из анализа указанных норм права следует, что районный коэффициент и процентная надбавка в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются ко всем составляющим денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 Правил.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ст. 73).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 проходила государственную гражданскую службу в Северо-Европейском МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора в период с 01.04.2015 по 10.07.2021, где занимала должность ...
Местом исполнения служебных обязанностей истца являлся г<Адрес обезличен>
Приказом № 85лс от 07.06.2021 ФИО1 освобождена от занимаемой должности 10.07.2021 в связи с достижением гражданского служащего предельного возраста пребывания на гражданской службе ((п. 4 ч. 2 ст. 39 ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе РФ».
Согласно пункту 9 служебного контракта от 01.04.2015 № 213, заключенного с ФИО1, гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада) в размере 4 034 рублей; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклад за классный чин) в размере 1 513 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 30%; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ в размере 90 %; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами.
Приказом Ростехнадзора от 25.08.2017 № 336 утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно п. 11 Положения выплата гражданским служащим премии за выполнение особо важных и сложных заданий осуществляется за выполнение ими особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных на Ростехнадзор, а также в целях повышения их материальной заинтересованности в качестве выполняемой работы. Выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий может производиться единовременно или за конкретный период работы с периодичностью: месяц, квартал, полугодие, год. Выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий производится с учетом личного вклада каждого гражданского служащего в выполнение задач и функций, возложенных на соответствующее структурное подразделение центрального аппарата (территориального органа) Ростехнадзора, и исполнения гражданским служащим должностных обязанностей.
Общая сумма премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплачиваемой гражданскому служащему в календарном году, максимальными размерами не ограничивается (п. 12 положения).
Пунктом 15 Положения предусмотрено, что решение о выплате гражданским служащим премии за выполнение особо важных и сложных заданий и ее размере принимается: в отношении гражданских служащих центрального аппарата Ростехнадзора и руководителей территориальных органов Ростехнадзора - руководителем Ростехнадзора; в отношении гражданских служащих территориального органа Ростехнадзора - руководителем соответствующего территориального органа. Данное решение оформляется приказом.
Решение о выплате гражданским служащим премии за выполнение особо важных и сложных заданий и ее размере может быть принято руководителем Ростехнадзора без получения на гражданских служащих соответствующих предложений руководителя структурного подразделения или заместителя руководителя Ростехнадзора (п. 16 Положения).
Таким образом, премия за выполнение особо важных и сложных заданий предусмотрена Положением, утвержденным Представителем нанимателя истца, относится к дополнительным выплатам, которые носят материально-стимулирующий характер и являются составной частью денежного содержания гражданского служащего, поэтому на суммы данной премии подлежит начислению районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Полагая, что ответчик не в полном объеме выплатил премии за 2020 год (без учета северной надбавки и районного коэффициента), истица обратилась с настоящим иском в суд.
Руководствуясь приведенными нормами материального права, а также положениями статей 146, 148, 315 Трудового кодекса РФ, Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», оценив локальные акты ответчика, условия служебного контракта, заключенного с истцом, данные, отраженные в расчетных листках истца за 2020 год и в приказах о поощрении работников по итогам работы помесячно в 2020 году (за успешное выполнение особо важных и сложных заданий руководства), суд первой инстанции установил, что ФИО1 исполняла свои служебные обязанности <Адрес обезличен>, который Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года № 12 отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, а районный коэффициент и процентная надбавка к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, входящих в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, истцу за январь-декабрь 2020 года не начислялись и не выплачивались, несмотря на то, что согласно положениям пункта 4 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, районный коэффициент и процентная надбавка должны применяться для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в п. п. 2 и 3 настоящих Правил, удовлетворил заявленные требования.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует установленным обстоятельствам дела и подтвержден доказательствами, которым в оспариваемом решении дана правильная правовая оценка.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе указывает, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий не является регулярной и не установлена в постоянном числовом выражении, поэтому расчеты данного вида премии в системе 1С: Бухгалтерия не осуществлялись автоматически, а производились специалистом Управления вручную и с учетом районного коэффициента и северной надбавки, тем самым полагает, что оснований для повторного применения к данному виду выплаты районного коэффициента и северной надбавки не имеется. Данные доводы не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда, поскольку были предметом правовой оценки суда первой инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что суммы средств, выплаченных истцу в спорный период в виде материального стимулирования, входят в состав денежного содержания гражданского служащего, определенного ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ; указанная премия в период работы истца в организации ответчика начислялась и выплачивалась без учета районного коэффициента и процентной надбавки.
Учитывая характер возникшего спора и исходя из положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, процессуальная обязанность по доказыванию факта выплаты гражданскому служащему денежного содержания в полном объеме возлагается на работодателя (абзац 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ).
В расчетных листках ФИО1 за спорный период усматривается состав денежного содержания: должностной оклад; ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы; оклад за классный чин; ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная надбавка за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная премия; районный коэффициент; северная надбавка; месячная премия (сумма)). При этом в расчетных листках позиция - месячная премия (сумма) подразумевает как премия за выполнение важных и сложных заданий, что следует из приказов о поощрении работников по итогам работы помесячно в 2020 году, которая указана без применения районного коэффициента и процентной надбавки.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика представленные в дело расчетные листки истца не отражают сведения, предусмотренные статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации, о составных частях заработной платы (денежного содержания) истца, причитающихся ей за соответствующий период, а именно в них отсутствуют сведения о начислении районного коэффициента и северной надбавки в связи с работой в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним к месячной премии (суммы).
Указанным документам судом первой инстанции дана оценка в соответствии с правилами, установленными статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам которой суд пришел к выводу о том, что данные расчетные листки подтверждают нарушения, на которые истцом указывалось, в части начисления оплаты труда в особых климатических условиях.
В свою очередь, ответчиком надлежащих доказательств, подтверждающих исполнение своей обязанности по выплате денежного содержания гражданскому служащему в полном размере, не представлено, в связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Учитывая то, что согласно представленным расчетным листам истцу не начислялись районный коэффициент и северная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, при расчете премии за выполнение особо важных и сложных заданий, суд первой инстанции произвел расчет недоплаченных сумм и пришел к выводу о необходимости взыскания премии с учетом доначисленного северного и районного коэффициента в размере 184 301 рубль 90 копеек с ответчика в пользу истца.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 13.05.2022
Председательствующий -
Судьи -