Судья Надёжина С.Ю. №2-868/2021
Докладчик Пужаев В.А. Дело №33-1588/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Пужаева В.А.,
судей Козиной Е.Г. и Смелковой Г.Ф.,
при секретаре Лебедевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 сентября 2021 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения в части отказа во включении в страховой стаж периода работы, как работы на территории проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, возложении обязанности включить в страховой стаж период работы, как работы на территории проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом по апелляционной жалобе заместителя начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 мая 2021 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее – ГУ – УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия) о признании незаконным решения в части отказа во включении в страховой стаж периода работы, как работы на территории проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, возложении обязанности включить в страховой стаж период работы, как работы на территории проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование исковых требований указала на то, что 31 марта 2021 г. решением ГУ – УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия №55852/21 ей отказано в назначении пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В ее страховой стаж не включен период работы с 01 сентября 2004 г. по 27 марта 2020 г. в качестве ИП ФИО1, поскольку по представленным документам не представляется возможным установить факт постоянной работы на территории зоны проживания (работы) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
С 2003 года она является индивидуальным предпринимателем.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 01 октября 2012 г., заключенного между ней и ФИО3, она являлась арендатором нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Указанное помещение арендовалось ею под магазин «Продукты».
До декабря 2016 года она в магазине работала вместе с продавцами. В декабре 2016 года она снялась с регистрационного учета, как лицо, имеющее наемных работников, в связи с чем с 01 января 2017 г. по 27 марта 2020 г. она одна работала в магазине, расположенном по адресу: <адрес>, совмещала две должности, должность директора и должность продавца.
В период с 01 января 2017 г. по 27 марта 2020 г. магазин «Продукты» работал ежедневно с 9 часов до 19 часов.
Просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ – УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия №55852/21 от 31 марта 2021 г. в части отказа во включении в страховой стаж периода работы с 01 января 2017 г. по 27 марта 2020 г. в качестве ИП ФИО1, как работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом. Обязать ГУ – УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия включить в страховой стаж период работы как работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом с 01 января 2017 г. по 27 марта 2020 г. в качестве ИП ФИО1
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 мая 2021 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе заместитель начальника ГУ – УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО2 просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на отсутствие в материалах дела достаточных доказательств, подтверждающих факт постоянной работы ФИО1 на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Судом не учтено, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за оспариваемый период отсутствует код льготы «Ч34» в графе «Территориальные условия», а также то обстоятельство, что ФИО1 не является получателем ежемесячной денежной выплаты за работу в зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца ФИО1, ее представителя – адвоката Торчиковой Э.В., представителя ответчика ГУ – УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО4, судебная коллегия приходит к нижеследующему.
Из материалов дела усматривается, что 24 марта 2021 г. ФИО1 обратилась в ГУ – УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей страховой пенсии.
ФИО5 – УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия №55852/21 от 31 марта 2021 г. ей отказано в назначении пенсии по старости по нормам статьи 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом норм статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого стажа работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Не засчитан в стаж спорный период работы с 01 января 2017 г. по 27 марта 2020 г., как работа на территории проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, в качестве ИП ФИО1, поскольку по представленным документам не представляется возможным установить факт постоянной работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Договор аренды помещений не является подтверждением факта постоянной работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом. Также ФИО1 не является получателем ежемесячной денежной выплаты за работу в зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, за вышеуказанный период отсутствует код льготы «ЧЗ4» в графе «Территориальные условия».
Указанные обстоятельства установлены судом, подтверждаются материалами дела и, соответственно, сомнений в их достоверности не вызывают.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, в том числе показания свидетелей, пришел к выводу о подтверждении факта работы истца в оспариваемые ею периоды в зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем включил их в страховой стаж истца, как работу на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Условия назначения страховой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В пункте 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», указаны граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно разъяснению от 19 апреля 2000 г. №4 «О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. №33) пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения, до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. №1074 утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с которым рабочий <адрес> относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то есть расположен на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
<адрес> входил также и в ранее действовавший перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. №1582.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцом доказан факт ее работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период времени с 01 января 2017 г. по 27 марта 2020 г.
Факт работы истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом - в <адрес>, как верно указано судом первой инстанции, подтвержден сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, договором аренды нежилого помещения от 01 октября 2012 г., заключенного между ФИО3 (арендодатель) и ФИО1 (арендатор), решением о снятии с регистрационного учета в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации и уведомлением от 27 декабря 2016 г., копией ответа ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия от 15 марта 2021 г. №09/926, копией ответа ГУ – УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия от 16 марта 2021 г., чеками по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 г., 2018 г., 2019 г., 1 квартал 2020 г., а также чеками по уплате СЧ за 2017 г., 2018 г., 2019 г., 1 квартал 2020 г., договором купли продажи от 03 марта 2017 г., заключенным с ИП ФИО6, договором поставки от 01 февраля 2018 г., заключенным с ООО «Алкон», договором поставки от 07 июня 2017 г., заключенным с ООО «Молочный Дом», договором поставки продовольственных товаров от 17 марта 2017 г., заключенным с ИП ФИО7, договором поставки №122/18 от 01 июля 2018 г., заключенным с ООО «Имидж-Торг», договором поставки продовольственной продукции от 15 сентября 2018 г., заключенным с ООО «Весна», договором поставки товара от 20 декабря 2018 г., заключенным с ООО «Еда», договором поставки №1459/2017 от 18 декабря 2017 г., заключенным с ИП ФИО8, договором поставки от 19 декабря 2018 г., заключенным с ООО «Каравай»; договором поставки №220 от 06 декабря 2019 г., заключенным с ООО «Комплектация», договором №2709 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01 октября 2012 г., заключенным между ФИО1 и МП го Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство», договором электроснабжения №А3718_12 по адресу: <адрес>, от 18 октября 2012 г., заключенным между ФИО1 и ООО «Электросбытовая компания «Ватт Электросбыт», чеками об оплате коммунальных услуг за помещение магазина, расположенного по адресу: г. Саранск, <...>, за период с января 2017 г. по март 2020 г., договором теплоснабжения №1791 от 13 ноября 2017 г., заключенным между ПАО «Т Плюс» и ИП ФИО1, заказом от 14 декабря 2018 г. о замене технического оборудования в магазине, расположенном по адресу: <адрес>, актом проверки №151/05 от 18 марта 2019 г., организованной Управлением Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области, договором на техническое обслуживание и ремонт ККТ (контрольно-кассовых машин (ККМ) и фискальных регистраторов (ФР) от 26 марта 2019 г., заключенным между центром по обслуживанию и ремонту контрольно-кассовой техники ЗАО «Санлит» и ИП ФИО1, актом приема-передачи холодильного оборудования от 17 мая 2019 г., составленным между ООО «Пензенское отделение Саратов-Холод Плюс» и ФИО1, медицинской картой амбулаторного больного ФИО1 ГБУЗ Поликлиника №4, налоговыми декларациями за 2017 г., 2018 г., 2019 г., 1 квартал 2020 г., справкой администрации го Саранск №57 от 22 марта 2021 г.
Судом первой инстанции дан подробный анализ указанным доказательствам, не согласиться с указанной оценкой судебная коллегия оснований не усматривает.
Давая оценку показаниям свидетелей Б. Т.П., С. Н.В., С. Н.В., суд принял их в качестве надлежащих доказательств, поскольку оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности по статьям 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации у суда не имелось. Показания свидетелей последовательны, конкретны, однозначны, не имеют противоречий, согласуются между собой и с другими материалами дела.
Выводы суда в достаточной степени полно мотивированы и аргументированы, доказательства оценены судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Установив перечисленные обстоятельства, свидетельствующие о том, что ФИО1 в период времени с 01 января 2017 г. по 27 марта 2020 г. являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляла самостоятельную продажу продовольственных товаров в качестве продавца в магазине, поскольку с 2016 года на учете в качестве предпринимателя, имеющего наемных рабочих, не состояла, при том что магазин функционировал по 2020 год, и расположен был в <адрес>, относящемся к зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждавших факт работы истца в спорный период на территории зоны с льготным статусом, отклоняются.
Довод апелляционной жалобы о том, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за оспариваемый период отсутствует код льготы «Ч34» в графе «Территориальные условия», также не может служить основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку на запрос суда апелляционной инстанции ГУ – УПФР в городском округе Саранск сообщило, что при документальном подтверждении факта постоянной работы даже при отсутствии в индивидуальном лицевом счете кода льготы «Ч34» в графе «Территориальные условия» пенсия ФИО1 могла быть назначена.
Довод о том, что ФИО1 не является получателем ежемесячной денежной выплаты за работу в зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом также не влияет на правильность выводов суда первой инстанции, так как действующее законодательство не обязывает лиц, работающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом получать меры социальной поддержки, а наделяет таким правом при наличии их волеизъявления на это.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям ответчика в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвёртой статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Пужаев
Судьи Е.Г. Козина
Г.Ф. Смелкова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 сентября 2021 г.
Судья В.А. Пужаев