ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-868/2021 от 17.01.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Якимчик Д.И. Дело № 33-641/2022

№ 2-868/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 января 2022 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Быстрова А.Н.,

судей Бондаренко М.В., Роговой С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Клепиковой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Гомцян <ФИО>11 на решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2021 года,

заслушав доклад судьи Быстрова А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Гомцян А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Белореченском районе Краснодарского края (далее – Управление ПФР) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, в котором просила суд:

- признать за Гомцян А.А. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и обязать Управление ПФР, зачесть в специальный стаж, периоды: с 27.10.1987г. по 01.04.1989г. (01г.05мес.04дн.); с18.04.1989г. по 04.12.1992г.(03г.07мес.17дн.); с 01.10.1997г. по 30.09.2002г. (04г.11мес.29дн.); с 01.01.2018г. по 12.12.2019г. (01г.03мес.12дн.);

- установить досрочную страховую пенсию с момента обращения за указанной пенсией с 13.12.2019г.

В обоснование исковых требований Гомцян А.А. указала, что имея необходимый педагогический стаж работы более 25 лет, она обратилась с заявлением в Управление ПФР о назначении (установлении) страховой пенсии ранее установленного законом возраста в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Управления ПФР от 05.02.2020 г. <№...> в установлении досрочной пенсии истице отказано. Отказ мотивирован отсутствием требуемого стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку из него исключены следующие периоды: с 27.10.1987 г. по 01.04.1989 г. (01г.05мес.04дн.) - старшая пионервожатая средней школы №6; с 18.04.1989г. по 04.12.1992г. (03г.07мес.17дн.) - секретарь комитета ВЛКСМ совхоза «Комсомольский»; с 01.10.1997г. по 30.09.2002 г. (04г.11мес.29дн.) - старшая пионервожатая МОУ СОШ 26. Однако, в оспариваемый период с 01.10.1997 г. по 30.09.2002 г. она работала в МОУ СОШ 26 старшей пионервожатой и по совместительству учителем ОБЖ с 01.09.2000 по 30.09.002 г. (02 г. 01 мес. 00 дн.). В совокупности спорные периоды составили 10 лет 00 месяцев 21 день. Считала отказ о не включении в льготный (специальный) страховой стаж вышеуказанных периодов работы незаконным, ограничивающим её право на пенсионное обеспечение.

Кроме того, истец указала, что в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение Управление ПФР не включил период работы с 01.09.2017 г. по 12.12.2019 г. (02г.03мес.12дн.) в должности социального педагога, где в этот период с 01.01.2018 г. по 12.12.2019 г. (01г.11мес.12дн.) она работала по совместительству в должности «учитель» с педагогической нагрузкой 9 часов. При этом, данный период был оставлен без внимания Управлением ПФР. Таким образом, истица полагала, что данный период работы в сельской школе, с 01.01.2018 г. по 12.12.2019 г. (01г.11мес.12дн.), также должен быть включен в специальный стаж, дающей ей право на досрочное пенсионное обеспечение по выслуге лет.

Решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований Гомцян А.А. отказано.

На указанное решение суда Гомцян А.А. подана апелляционная жалоба, в которой истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывается на то, что истец с 27.10.1987 г. по 01.04.1989 г. занимала должность старшей пионервожатой средней школы №6; с 18.04.1989г. по 04.12.1992г.- секретарь комитета ВЛКСМ совхоза «Комсомольский»; с 01.10.1997 г. по 30.09.2002 г. - старшая пионервожатая МОУ СОШ 26; с 01.01.2018 г. по 12.12.2019 г. занимала должность учителя на условиях совмещения, в связи с чем, данные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Указывает на то, что суд первой инстанции неверно применил нормы материального права.

Суд первой инстанции неправильно истолковал норму Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 (далее - Положение, Список, Перечень № 1397), ошибочно посчитал, что условие о выработке требуемого 2/3 стажа в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию, должно быть соблюдено на дату утраты силы названного выше Постановления Совмина № 1397 - 1 октября 1993 г., а не на дату ее обращения за назначением пенсии.

Право на включение спорного периода в специальный стаж было приобретено истцом в соответствии с нормами и условиями законодательства Союза ССР, соответственно, истица полагает, что указанное право должно быть сохранено при введении нового правового регулирования в целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости.

В период спорных правоотношений в должности старшей пионервожатой средней школы № 6 и в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза комсомольский действовал Перечень № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992г.

В соответствии с пунктом 2 Списка № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Следовательно, наименования должности, в которой она работала и наименование учреждения, с которым она состояла в трудовых отношениях в спорный период соответствует условиям и нормам законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, так как Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 действовало вплоть до 01.10.1993 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 № 953.

Что касается наименования должности секретаря комитета ВЛКСМ колхоза «Комсомольский» истец указывает на то, что в соответствии с п. 1 Положения № 1397 выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах засчитывается учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности. При этом в пункте 3.1. Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" указано, что при применении п.п. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

Истец указывает на то, что поскольку в соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского состояния не имеют обратной силы и не применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, то спорные периоды с 27.10.1987 г. по 01.04.1989 г. и с 18.04.1989 г. по 04.12.1992 г. из ее льготного стажа исключены неправомерно.

В оспариваемый период с 01.10.1997г. по 30.09.2002г. истица работала в МОУ СОШ 26 станицы Пшехской не только старшей пионервожатой (вожатой), но и по совместительству учителем ОБЖ с 01.09.2000г. по 30.09.2002г. Таким образом, истица считает, что данный период работы в сельской школе, с 01.09.2000г. по 30.09.2002г. (02г.01мес.00дн.), вне зависимости от количества преподаваемых часов должен быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по выслуге лет.

Также, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение Управление ПФР не включил период работы с 01.09.2017 по 12.12.2019 г. в должности социального педагога, где в период с 01.01.2018 по 12.12.2019г., истец работала по совместительству в сельской школе в должности «учитель», с педагогической нагрузкой 9 часов, в связи с чем, истец полагает, что данный период работы в сельской школе, с 01.01.2018 по 12.12.2019г. (01г.08мес.06дн.), также должен быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по выслуге лет.

Копиями приказов справами о распределении учебной нагрузки, а также тарификационными списками по оспариваемым периодам подтверждается тот факт, что по мимо своей основной работы, в должности «Вожатой», «Социального педагога» истица работала на условиях совмещения должностей «Учителем».

Поскольку средняя школа находится в сельской местности, следовательно, суд первой инстанции в данном споре, для учета стажа работы в должности учителя в спорный период должен был применить пункт 6 Правил № 781, согласно которому работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

В соответствии с п. «ж» п. 2 постановления Минтруда РФ от 30.06.2003г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» для педагогических работников не считается совместительством и не требует заключение (оформление) трудового договора работа без занятие штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений.

Таким образом, истец полагает, что совмещение ею должностей, иных должностей помимо должности «Вожатой» и «Социального педагога», не требовало заключение отдельного трудового договора либо дополнительного соглашения и могло быть оформлено не иначе как приказом работодателя о совмещении должностей.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства ее трудовой деятельности она считает, что суд первой инстанции должен был зачесть периоды ее работы: с 27.10.1987 г. по 01.04.1989 г., с 18.04.1989 г. по 04.12.1992 г. (Старшая пионервожатая, Секретарь комитета ВЛКСМ соответственно); с 01.09.2000г. по 30.09.2002г. и с 01.01.2018 по 12.12.2019г. (работа учителем на условиях совмещения).

С учетом включения вышеуказанных периодов в специальный стаж, она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначаемой ранее установленного законом возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

В судебном заседании истец Гомцян А.А. и ее представитель по доверенности Балыцкий С.Н. поддержали доводы жалобы и настаивали на ее удовлетворении.

Представитель третьего лица Печкуров И.Е. поддержал доводы жалобы и настаивал на ее удовлетворении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил.

При таких обстоятельствах, с учетом мнение явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения стороны истца, представителя третьего лица, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Гомцян А.А. о включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период её работы с 01.01.2018 года по 12.12.2019 год, приняв по делу в указанной части новое решение об удовлетворении соответствующих исковых требований Гомцян А.А. по следующим основаниям.

В силу положений ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным спорным отношениям.

Решение суда является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, и когда оно содержит исчерпывающие выводы суда из установленных фактов.

Указанные требования закона судом первой инстанции соблюдены в полном объеме не были.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Закон № 400-ФЗ).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктом 19 указанной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Закону № 400-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ гражданам, которые указаны в пункте 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.

В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной, пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 30 Закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Подпунктом «м» пункта 1 названного Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также Список от 29 октября 2002 г. № 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. № 953;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Часть 8 статьи 13 и части 3, 4 статьи 30 Закона 400-ФЗ предусматривают, что в целях определения права на страховую пенсию по выбору застрахованного лица в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ могут включаться периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Как следует из материалов дела, 13.12.2019 г. Гомцян А.А. обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении (установлении) досрочной страховой пенсии по старости.

В подтверждение своей трудовой деятельности, истцом представлена трудовая книжка AT-V <№...> от <Дата ...> (л.д. 12-20).

Согласно представленной трудовой книжке трудовая деятельность Гомцян А.А. состоит из следующих периодов:

с 27.10.1987г. по 01.04.1989г. (01г. 05мес. 04дн.) - старшая пионервожатая в средней школе № 6;

с 18.04.1989г. по 04.12.1992г. (03г. 07мес. 17дн.) - секретарь комитета ВЛКСМ совхоза «Комсомольский»;

с 20.12.1992г. по 01.09.1997г. (4г. 8мес. 12дн.) - воспитатель ДДУ-28;

с 01.10.1997г. по 30.09.2002г. (04г. 11мес. 29дн.) - старшая вожатая МОУ СОШ №26 ст.Пшехская;

с 01.10.2002 по 02.09.2007г. (04г. 11мес. 1дн.) - заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 26 ст. Пшехская;

с 03.09.2007г. по 31.08.2017г. (09л. 11 мес. 29дн.) - заместитель директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и учитель математики МБОУ СОШ № 26 ст.Пшехская;

с 01.09.2017г. по 12.12.2019г. (2г. 3 мес. 12дн.) - социальный педагог МБОУ СОШ № 26 ст. Пшехская.

Решением Управления ПФР от 05.02.2020 года <№...> Гомцян А.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400- ввиду отсутствия требуемого специального стажа (с учетом положений ч. 3 ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ).

Согласно имеющейся в материалах дела справке МБОУ СОШ № 26 уточняющей занятость в соответствующих должностях за период работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях на детей, Гомцян А.А. работала в МБОУ СОШ № 26 в должности старшей вожатой постоянно на полную ставку с 01.10.1997 г. по 30.09.2002 г.; в должности заместителя директора по воспитательной работе постоянно на полную ставку с 01.10.2002 г. по 02.09.2007 г.; в должности заместителя директора по воспитательной работе постоянно на 0,5 ставки с 03.09.2007 г. и учителем математики на полную ставку по 31.08.2017 г.; в должности социального педагога постоянно на полную ставку с 01.09.2017 г. по настоящее время (л.д.21-22).

В материалы дела истцом представлена справка о том, что в соответствии с постановлением № 1277 от 02.08.2000 г. и на основании приказов Пшехская средняя школа № 8 Белореченского района Краснодарского края переименована в Пшехскую среднюю школу № 26, что подтверждено соответствующими приказами (л.д.23-30).

В подтверждение своих доводов истцом в материалы дела представлены приказы о приеме и переводах, подтверждающие периоды работы, (л.д.31-36), тарификационные списки с 2000 г. по 2002 г. (л.д.37-38), учетные карточки с 01.01.2018 г. по 31.12.2019 г. (л.д.39-42), копии приказов о разрешении совмещения с 01.01.2018 г. по 31.12.2019 г. (л.д.43-46), архивная справка № 56 от 25.12.2019 г. подтверждающая факт работы Гомцян А.А. в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза с 18.04.1989 г. по 05.02.1993 г. по 01.12.1992 г. (л.д.47).

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.

При оценке периодов трудовой деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г № 781 и в соответствии с нормами ранее действовавшего пенсионного законодательства в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не могут быть засчитаны следующие периоды работы: с 27.10.1987г. по 01.04.1989г. (1г. 5мес. 05дн.) - старшая пионервожатая средней школы № 6, так как в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением №1397, работа в должности пионервожатой засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, при наличии работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работы в которых дает право на пенсию за выслугу лет, от 17.12.1959 г. №1397, и наличии не менее 2/3 требуемого стажана соответствующих видах работ.

Учитывая, что у Гомцян А. А. отсутствует до 01.10.1993 г. педагогический стаж, предусмотренный Перечнем от 17.12.1959г. № 1937, а также отсутствует 2/3 требуемого педагогического стажа (16 лет 08 месяцев) суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанный период не может быть засчитан в специальный педагогический стаж.

Наименования должностей «старшая пионервожатая», «старшая вожатая» разделами «Наименование должностей» Списков от 06.09.1991г. № 463, от 22.09.1999г. № 1067, от 29.10.2002г. № 781 не предусмотрены.

Период работы - с 18.04.1989 г. по 04.12.1992г. (03г. 07мес. 17дн.) -секретарь комитета ВЛКСМ совхоза «Комсомольский», при оценке пенсионных прав не подлежал рассмотрению в качестве возможности включения его в педагогический стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, поскольку указанное Положение распространяется исключительно на работников просвещения, работа которых протекала в учреждениях, организациях, поименованных в Перечне, что не распространяется на истица, т.к. в оспариваемый период ее работа протекала в совхозе «Комсомольский».

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и считает его правильным, о том, что не подлежит включению в специальный стаж период с 01.10.1997 г. по 30.09.2002г. (1г. 5мес. 05дн.) - старшая вожатая средней общеобразовательной школы №26, так как наименования должностей «старшая пионервожатая», «старшая вожатая» разделами «Наименование должностей» Списков от 06.09.1991г. № 463, от 22.09.1999г. № 1067, от 29.10.2002г. № 781 не предусмотрены.

При этом, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска о включении в льготный стаж период работы истца с 01.01.2018 г. по 12.12.2019 г. в должности социальный педагог с совмещением работ учителя МБОУ СОШ № 26 ст-цы Пшехская, поскольку, по мнению суда апелляционной инстанции указанный спорный период соответствуют требованиям, необходимым для досрочного назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400 – ФЗ, ввиду следующего.

Обстоятельствами, имеющими значение для дела (п.1 ч.1 ст.330 ГПК РФ) по спорам, связанным с правом лиц на досрочное назначение пенсии являются, в том числе, исследование характера и условий труда, которое может быть оценено посредством предоставления соответствующих сведений у работодателя, а также посредством проведения по делу государственной экспертизы условий труда, поскольку имеются вопросы, требующие специальных знаний в различных областях науки и ремесла.

С учетом изложенного, суд первой инстанции в ходе подготовки настоящего дела к судебному разбирательству, либо в ходе его разрешения по существу, обязан был самостоятельно истребовать необходимые доказательства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также поставить на обсуждение сторон вопрос о назначение по делу судебной экспертизы условий труда Гомцян А.А.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями пунктов 42-44 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021г. №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», принимает в качестве дополнительных (новых) доказательств заключение государственной экспертизы труда № 24/СО-суд от 01.12.2021, проведенной экспертом министерства труда и социального развития Краснодарского края.

Согласно выводам заключения указанной судебной экспертизы:

Периоды работы Гомцян А.А. с 27.10.1987 по 01.04.1989 и с 18.04.1989 по 04.12.1992 в должностях старшей пионервожатой в средней школе № 6 г. Белореченска и секретаря комитета ВЛКСМ совхоза «Комсомольский» не соответствуют требованиям, необходимым для досрочного назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400 - ФЗ, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

В период с 01.09.2000 г. по 30.09.2002 г. Гомцян А.А. работала старшей вожатой и по совмещению учителем ОБЖ в МБОУ СОШ № 26 ст-цы Пшехская.

В соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации № 66 и Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 85 от 16 марта 1993 г. «Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - Приказ Минобразования РФ, ГКЧС РФ № 85 от 16 марта 1993 г.) ОБЖ является аббревиатурой образованному от словосочетания «основы безопасности жизнедеятельности».

Должность «старший вожатый» предусмотрена действующими в рассматриваемый период Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 17 августа 1995 г. № 46 (далее - Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования).

Действующими в настоящее время Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781м (далее - Списки 2002 года и Правила 2002 года) и ранее действующим Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 (далее - Список 1999 года) должность «старший вожатый» не предусмотрена.

Должность «учитель ОБЖ» неверное наименование должности, внесенной в трудовую книжку Гомцян А.А., так как указанная должность не предусмотрена Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования.

Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования предусмотрена должность «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» (преподаватель ОБЖ).

Должность «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» (преподаватель ОБЖ) предусмотрена действующими Списками 2002 года и ранее действующим Списком 1999 г. при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Приказом Минобразования РФ, ГКЧС РФ № 85 от 16 марта 1993 г. и Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования определено, что преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности должностные оклады выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю (360 часов в год).

Согласно справке о распределении учебной нагрузки учителей средней школы № 26 на 2000 - 2001 учебный год и тарификационному списку на педагогических работников по Пшехской средней школе № 26 на 2001-2002 учебный год педагогическая нагрузка Гомцян А.А. по курсу «основ безопасности жизнедеятельности» составил:

в 2000 - 2001 учебном год 1 час в неделю;

в 2001 - 2002 учебном год 2 часа в неделю.

Следовательно, Гомцян А.А. в рассматриваемый период не выполняла норму рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы преподавателю-организатору основ безопасности жизнедеятельности (преподавателю ОБЖ), необходимого для включения рассматриваемого периода в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400 - ФЗ, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

- В период с 01.01.2018 г. по 12.12.2019 г. Гомцян А.А. работала в должности социального педагога и по совмещению учителем в МБОУ СОШ № 26 ст-цы Пшехская.

В соответствии с пунктом 6 Правил 2002 года работа учителей общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности, включается в стаж работы дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

В рассматриваемый период Гомцян А.А. в должности «учитель» преподавала следующие дисциплины: математика, кубановедение, география, история, домоводство, русский язык, чтение, естествознание, физическая культура, этика. Педагогическая нагрузка составляла 9-10 часов в месяц.

С учетом изложенного, эксперт пришел к выводу о том, что период работы Гомцян А.А. с 01.01.2018 г. по 12.12.2019 в должности социальный педагог с совмещением работ учителя МБОУ СОШ № 26 ст-цы Пшехская соответствуют требованиям, необходимым для досрочного назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (пункт 5 Заключения, вывод №3).

Данное экспертное заключение сомнений у судебной коллегии в его объективности и достоверности у суда не вызывает, поскольку выполнено квалифицированным экспертом, согласуется с письменными материалами дела, в связи с чем признается допустимым доказательством, поскольку со-ответствует положениям ст.55 ГПК РФ.

При вышеуказанных обстоятельствах, с учетом выводов заключения государственной экспертизы условий труда, решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене, в части отказа в удовлетворении иска о включении периода работы Гомцян А.А.с 01.01.2018 г. по 12.12.2019 в должности социальный педагог с совмещением работ учителя МБОУ СОШ № 26 ст-цы Пшехская в связи неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении исковых требований Гомцян А.А.

В остальной части решение суда первой инстанции, с учетом имеющейся в деле совокупности письменных доказательств в деле и заключения государственной экспертизы труда № 24/СО-суд от 01.12.2021, по убеждению судебной коллегии соответствует требованиям законности и обоснованности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Гомцян <ФИО>12 к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края о включении в специальный страховой стаж периода работы Гомцян <ФИО>14 с 01.01.2018 г. по 12.12.2019 г. в должности социальный педагог с совмещением работ учителя МБОУ СОШ №26 ст-цы Пшехская.

Принять в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований Гомцян <ФИО>16 к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края, обязав Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края включить период трудовой деятельности Гомцян <ФИО>17, а именно: с 01.01.2018 г. по 12.12.2019 г. в должности социальный педагог с совмещением работ учителя МБОУ СОШ № 26 ст-цы Пшехская в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400 - ФЗ, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В остальной части решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гомцян <ФИО>19 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.

Председательствующий

Судьи