Номер дела, присвоенный судом апелляционной инстанции, 33-5070/2022
Номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-86/2022
УИД 16RS0025-01-2021-003738-44
Судья Алексеев И.Г.
Учёт № 211г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Валиуллина А.Х.,
судей Шайхиева И.Ш., Шафигуллина Ф.Р.,
при секретаре судебного заседания Исаеве Х.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шайхиева И.Ш. апелляционную жалобу исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 14 января 2022 года, которым постановлено:
заявление прокурора Пестречинского района РТ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» Пестречинского муниципального района РТ и исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности – удовлетворить;
обязать МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» Пестречинского муниципального района РТ: оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оградить территорию объекта образовательного учреждения по периметру;
возложить на исполнительный комитет Пестречинского муниципального района РТ обязанность профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» Пестречинского муниципального района РТ.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы исполкома Пестречинского района, судебная коллегия
установила:
Прокурор Пестречинского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением к МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, указав на то, что в ходе проведенной проверки исполнения образовательным учреждением требований законодательства об антитеррористической защищенности было установлено следующее, объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; отсутствует контроль управления доступом; отсутствует охранная сигнализация; территория образовательного учреждения не ограждена по периметру (500 м).
Указанные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения работниками образовательного учреждения должностных обязанностей, что непосредственно ведет к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а также способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
По этим основаниям прокурор Пестречинского района Республики Татарстан просит: обязать МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» устранить выявленные нарушения в срок до 1 января 2022 года и возложить на исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан обязанность, в целях выполнения указанных мероприятий, выделить финансирование МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» для исполнения решения суда.
Суд первой инстанции заявление прокурора Пестречинского района РТ удовлетворил в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель исполкома Пестречинского муниципального района РТ просит решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований. В обоснование указывается, что решение вопросов по определению формы и направления расходования бюджетных средств отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления, следовательно, суд не вправе вмешиваться в бюджетный процесс органа местного самоуправления, обязывая своим решением определять формы и направления расходования средств местного бюджета, поскольку такое вмешательство ведет к нарушению требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. На момент утверждения бюджета Пестречинского муниципального района РТ на 2022 год, основания для включения расходов, указанных в решении суда, в бюджете отсутствовали. Главой района, принимая меры по устранению недостатков, в январе 2022 года направлено письмо на имя Президента РТ о выделении денежных средств на указанные нужды, что также подтверждает отсутствие денежных средств в бюджете.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Пестречинского района просит отказать в её удовлетворении и оставить решение суда без изменения.
МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», исполком Пестречинского муниципального района РТ о дне судебного заседания извещены, в суд апелляционной инстанции не явились.
В судебном заседании представитель прокурора Пестречинского района РТ Акчурина К.Н. с апелляционной жалобой не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Дело в апелляционном порядке согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не сообщивших суду об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе исполкома Пестречинского муниципального района РТ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Согласно ч. 8 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.
Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» сроки осуществления мероприятий антитеррористической защищенности должны быть запланированы на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, у МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Пестречинского муниципального района РТ имеется паспорт безопасности, в соответствии с которым объект образования отнесен ко второй категории опасности.
Согласно уставу МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» Пестречинского муниципального района РТ, его учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование «Пестречинский муниципальный район РТ», функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет исполком Пестречинского муниципального района РТ.
Проверкой, проведенной прокуратурой, установлено, что в вышеуказанном образовательном учреждении имеются следующие нарушения: объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; отсутствует система контроля управления доступом; отсутствует охранная сигнализация; территория образовательного учреждения не ограждена по периметру (500 м).
В ходе судебного разбирательства установлен факт устранения выявленных нарушений в части установления системы контроля управления доступом и оборудования объекта охранной сигнализацией, в связи с чем помощник прокурора Пестречинского района РТ Габбасова А.Р. в данной части требования не поддержала.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление прокурора Пестречинского района РТ, исходил из выводов, что выявленные нарушения свидетельствуют о существовании опасности для лиц, пребывающих в учреждении, из-за необеспечения надлежащей антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объекта.
Суд апелляционной инстанции приведенные выводы суда первой инстанции находит обоснованными.
В связи с приведенным доводы апелляционной жалобы исполкома Пестречинского муниципального района РТ о том, что основания для включения расходов на устранение выявленных нарушений на момент утверждения бюджета Пестречинского муниципального района РТ на 2022 год отсутствовали; для этого главой Пестречинского муниципального района РТ 27 января 2022 года направлено письмо Президенту РТ о рассмотрении возможности выделения финансовых средств из бюджета на указанные цели, как неправовые доводы на законность решения суда первой инстанции не влияют.
Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» сроки осуществления мероприятий антитеррористической защищенности должны быть определены комиссией по категорированию объекта в паспорте безопасности с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Суд апелляционной инстанции, исходя из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является и обязанностью органов местного самоуправления, а в силу норм Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организаций, считает, что исполком Пестречинского муниципального района РТ был обязан предусмотреть и обеспечить финансирование на указанные цели в течение двух финансовых года - в 2020 году и 2021 году, а образовательное учреждение обязано было осуществить мероприятия по устранению нарушений требований законодательства об образовании и антитеррористической безопасности, а именно оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оградить территорию объекта образовательного учреждения по периметру в течение двух финансовых года, следующих за 2019 финансовым годом.
В связи с этим доводы исполкома Пестречинского муниципального района РТ о том, что для исполнения решения суда в бюджете района отсутствуют денежные средства для устранения выявленных нарушений, подлежат отклонению.
При таких данных обжалуемое решение суда как отвечающее требованиям норм материального и процессуального права подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба исполкома Пестречинского муниципального района РТ – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 14 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 апреля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Определение12.04.2022