ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-870/20 от 25.02.2021 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело №33-809/2021 Докладчик Денисова Е.В.

(в суде I инстанции №2-870/2020) Судья Фиткевич Д.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Якушева П.А.

судей Денисовой Е.В., Швецовой М.В.

при секретаре Савельевой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 25 февраля 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Суздальскому району» на решение Суздальского районного суда Владимирской области от 10 ноября 2020 года, которым постановлено:

Исковое заявление ФИО1 к ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Суздальскому району» удовлетворить.

Признать незаконным решение ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Суздальскому району» об отказе в назначении ФИО1 меры социальной поддержки от 10.08.2020 №1201.

Обязать ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Суздальскому району» назначить ФИО1 ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка С.С.Р. - с 22 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Денисовой Е.В., объяснения представителя ГКУ ОСЗН по Суздальскому району – ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы и просившей отменить решения суда, объяснения ФИО1, возражавшей против доводов апелляционной жалобы и просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к ГКУ ОСЗН по Суздальскому району о признании необоснованным отказа в ежемесячной выплате в связи с рождением первого ребенка, обязании назначить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка с момента рождения ребенка - с 22.06.2020.

В обоснование иска указала, что она обратилась в ГКУ ОСЗН по Суздальскому району в целях назначения выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». ГКУ ОСЗН по Суздальскому району отказано в назначении меры социальной поддержки - ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, о чем направлено извещение от 10.08.2020. Причиной отказа в назначении выплаты явилось превышение среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума составляет 23492 руб. Среднедушевой доход семьи на момент подачи заявления составлял 27144 руб. 89 коп. Однако супруг ФИО1 - **** Р.А. платит алименты на содержание ребенка от первого брака в размере 1/4 части дохода, что ГКУ ОСЗН по Суздальскому району было не учтено. С учетом удержания алиментов среднедушевой доход семьи составляет 23037 руб. 24 коп., что ниже величины прожиточного минимума.

Истец ФИО1 в судебном заседании просила удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика ГКУ ОСЗН по Суздальскому району - ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала. Полагала решение об отказе ФИО1 в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка законным и обоснованным, поскольку среднедушевой доход семьи С-ных превышает величину прожиточного минимума, в связи с этим право на получение ежемесячной выплаты у ФИО1 отсутствует. Удержание с супруга ФИО1 - **** Р.А. алиментов на содержание ребенка от первого брака при расчете среднедушевого дохода не учитывалось, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. Поддержала письменные возражения на иск (л.д.18).

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе с учетом дополнений ответчик ГКУ ОСЗН по Суздальскому району просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что при определении права ФИО1 на получение пособия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» были учтены доходы семьи С-ных, оснований для исключения каких-либо доходов из расчета среднедушевого дохода семьи не имелось. Вывод суда о том, что при расчете среднедушевого дохода семьи С-ных необходимо было исключить алименты, выплачиваемые **** Р.А., не основан на законе. Судом не учтено, что положения постановления Правительства РФ от 20.08.2003 №512 применяются при определении права семьи на оказание государственной социальной помощи, ежемесячная денежная выплата в связи с рождением первого ребенка такой выплатой не является и при определении права на ее получение необходимо руководствоваться Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Истцом ФИО1 принесены возражения на апелляционную жалобу, в удовлетворении которой просит отказать. Считает правильным вывод суда о том, что алименты, выплачиваемые ее супругом на содержание несовершеннолетнего ребенка, проживающего в иной семье, должны исключаться из среднедушевого дохода ее семьи.

В соответствии с ч.ч.1-2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.ст.7,38,39 Конституции РФ политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечивается государственная поддержка в том числе семьи, материнства, отцовства и детства, находящихся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.

Основания, порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее - Федеральный закон от 28.12.2017 №418-ФЗ).

На основании ч.2 ст.1 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином РФ и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ в соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка. (ч.3 ст.1 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ).

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, **** Р.А. и ФИО1 состоят в зарегистрированном браке, **** у них родилась дочь С.С.Р., которая для ФИО1 является первым ребенком. (л.д.10).

При этом у **** Р.А. имеется ребенок от первого брака, на содержание которого из его заработной платы по решению суда удерживаются алименты в пользу матери ребенка - **** А.М. в размере 1/4 части дохода с 01.09.2017.

29.07.2020 ФИО1 в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ, обратилась в ГКУ ОСЗН по Суздальскому району с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. (л.д.32-33).

10.08.2020 ГКУ ОСЗН по Суздальскому району вынесено решение об отказе в назначении меры социальной поддержки «Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка» от 10.08.2020 №1201, о чем уведомлена ФИО1 Причина отказа - превышение среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума (величина прожиточного минимума 23492 руб., среднедушевой доход семьи 27144 руб. 89 коп.). (л.д.28-29).

Расчет среднедущевого дохода семьи С-ных произведен ГКУ ОСЗН по Суздальскому району следующим образом. При расчете доходов учтены: - заработная плата **** Р.А. за 2019 год в размере 657373,57 руб., - заработная плата ФИО1 за 2019 год в размере 314947,26 руб., - пособие по временной нетрудоспособности, выплаченное ФИО1 в 2019 году в размере 4895,22 руб. (977216,05 руб./12/3=27144,89 руб.) (л.д.30-31,34-35,38). Сведения о доходе **** Р.А. до удержания налогов за 2019 год в размере 657373,57 руб. подтверждены справкой ФКОУВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказания» от 24.07.2020, из которой также следует, что из заработной платы **** Р.А. произведено удержание алиментов в пользу **** А.М. в размере 1/4 части дохода, в общем размере 142980,37 руб. (л.д.34).

ГКУ ОСЗН по Суздальскому району ФИО1 было отказано в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, так как среднедушевой доход ее семьи за 2019 год в размере 27144,89 руб. превысил 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного во Владимирской области за второй квартал 2019 года, составляющую 23492 руб. (11746 руб.х2). При этом ГКУ ОСЗН по Суздальскому району произведен расчет среднедушевого дохода на каждого члена семьи С-ных, состоящей из 3 человек, и для расчета принят совокупный доход семьи в размере 977216,05 руб. без вычета выплаченных **** Р.А. алиментов.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 ссылалась на то, что удержание с ее супруга **** Р.А. алиментов на содержание ребенка от первого брака при расчете среднедушевого дохода ГКУ ОСЗН по Суздальскому району неправомерно не учтено.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст.1,4 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», п.3 постановления Правительства РФ от 20.08.2003 №512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", исключил алименты, выплачиваемые **** Р.А. на содержание несовершеннолетнего ребенка, проживающего в другой семье, из среднедушевого дохода семьи С-ных, установил, что в данном случае среднедушевой доход семьи С-ных не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума, в связи с чем признал, что ФИО1 имеет право на назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ, то есть с 22.06.2020.

По мнению апеллянта, положения Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ не предусматривают исключения суммы уплаченных алиментов при расчете среднедушевого дохода семьи, а положения п.3 постановления Правительства РФ от 20.08.2003 №512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" применению к возникшим правоотношениям не подлежат.

Оснований для отмены решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.

В ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ установлен исчерпывающий перечень доходов семьи, подлежащих учету при расчете среднедушевого дохода членов семьи, претендующей на получение социальной выплаты: - вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ (п.1); пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ и (или) законодательством субъекта РФ или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ (п.2); - выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании (п.3); компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей (п.4); денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, таможенных органов РФ и других органов, в которых предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством РФ (п.5).

Согласно ч.10 ст.4 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети.

В силу ч.2, ч.2.2 ст.4 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом; суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Правила осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, а также обращения за назначением указанной выплаты утверждены Приказом Минтруда России от 29.12.2017 №889н, согласно п.21 которого расчет среднедушевого дохода семьи производится в порядке, установленном ст.4 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ.

Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ установлен исчерпывающий перечень доходов, подлежащих учету при расчете среднедушевого дохода членов семьи, претендующей на получение социальной выплаты.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что алименты на содержание несовершеннолетних детей учитываются при определении дохода семьи их получающей, и не могут учитываться в виде дохода семьи, в которой один из родителей производит их уплату. При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что алименты, выплачиваемые одним из родителей на содержание несовершеннолетних детей, не проживающих в данной семье, исключаются из среднедушевого дохода этой семьи. Алименты на содержание несовершеннолетних детей учитываются при определении дохода семьи, их получающей.

Порядок учета вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи урегулирован специальным законодательством.

В соответствии с п.3 ст.6 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ" порядок исчисления среднедушевого дохода семьи устанавливается федеральным законом.

Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от 24.10.1997 №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ" установлен Федеральным законом от 05.04.2003 №44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее – Федеральный закон от 05.04.2003 №44-ФЗ).

Статьей 5 Федерального закона от 05.04.2003 №44-ФЗ предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством РФ.

Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" из дохода семьи исключается сумма уплаченных алиментов. В ч.2 ст.4 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ установлены виды выплат, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, среди которых алиментные выплаты в другую семью законодательством не предусмотрены. Учитывая цель принятия указанных нормативно-правовых актов, различный подход к разрешению данного вопроса нарушит принцип обеспечения государством гарантий социальной защиты.

Под алиментами понимаются денежные средства, уплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей или совершеннолетних нетрудоспособных членов семьи, следовательно, указанные средства являются расходами. В качестве расходов, не подлежащих вычету при расчете среднедушевого дохода согласно ст.4 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ указаны только налоги. При указанных обстоятельствах, поскольку уплачиваемые ФИО3 алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка от первого брака относятся к расходам, а не доходам семьи, указанные платежи подлежат вычету из суммы доходов семьи С-ных.

Вывод суда первой инстанции о том, что при определении среднедушевого дохода семьи не подлежат учету алиментные выплаты одного из супругов в другую семью, является законным и обоснованным, по своему содержанию не противоречит требованиям Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ. Произведенных **** Р.А. выплаты алиментов в пользу **** А.М. доходом семьи С-ных не являлись, несовершеннолетний ребенок **** Р.А. и **** А.М. не учитывался при расчете среднедушевого дохода семьи С-ных. Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ вопрос о том, какие произведенные членами семьи в пользу иных лиц выплаты исключаются при расчете среднедушевого дохода семьи, не урегулирован, а перечислены суммы выплат, получаемых членами семьи, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, в связи с чем суд применил аналогию закона, сославшись на вышеприведенные нормы права, которые по своему содержанию не противоречат нормам права, прямо регулирующим спорные правоотношения.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о недопустимости применения к спорным правоотношениям постановления Правительства РФ от 20.08.2003 №512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи", на правильность выводов суда не влияют, поскольку необходимость исключения суммы уплаченных алиментов из суммы доходов семьи, претендующей на получение социальной выплаты, следует из толкования положений Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ. Кроме того, поскольку ни Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ, ни Приказ Минтруда России от 29.12.2017 №889н напрямую не предусматривают возможность вычета из доходов семьи уплаченных алиментов на содержание отдельно проживающих несовершеннолетних детей, учитывая цель принятия указанных нормативно-правовых актов, применение законодательства РФ о социальной помощи малоимущим гражданам к спорным правоотношениям допустимо на основании ч.3 ст.11 ГПК РФ (аналогия закона).

Разъяснение, данное в письме Минтруда России от 07.03.2018 №12-1/10/П-1584 о том, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты должны учитываться все выплаты, предоставляемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ, за исключением выплат, исчерпывающим образом перечисленных в ч.2 ст.4 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ, о неправильном применении судом норм материального права не свидетельствует, поскольку указанное письмо не обладает нормативными свойствами, и носит рекомендательный характер, и ответ на вопрос: "учитываются ли при назначении ежемесячной выплаты алименты, единовременного пособие при рождении ребенка, государственная социальная помощь и иные аналогичные выплаты?" дан применительно к п.2 ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ, а в конкретном деле спорный вопрос относится к применению п.1 ч.1 ст.4 Федерального закона " от 28.12.2017 №418-ФЗ.

Поскольку среднедушевой доход семьи С-ных, с учетом выплаченных **** Р.А. алиментов ((657373,57 руб.-142980,37 руб.+314947,26 руб.+4895,22 руб.)/12/3=23173,21 руб.), не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума (23492 руб.), выводы суда о том, что ФИО1 имеет право на назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ, соответствует установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам и постановлен при правильном применении норм материального права.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда. Оснований для отмены решения суда, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется. Нарушений или неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч.3 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены судебного постановления, судебной коллегией не установлено. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Суздальского районного суда Владимирской области от 10 ноября 2020 год, оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Суздальскому району» - без удовлетворения.

Председательствующий П.А.Якушев

судьи Е.В.Денисова

М.В.Швецова