ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-873/19 от 19.01.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Железнова Л.В.№ <...>

2-873/2019

55RS0019-01-2019-001237-68

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 26 марта 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Осадчей Е.А.,

судей Емельяновой Е.В., Оганесян Л.С.

при секретаре Жуковой Т.В.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Куяновой Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Омской области на решение Любинского районного суда Омской области от 25 ноября 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений Омской области к Кемпфу Г. Г. о понуждении к продаже 1/4 доли в праве общей собственности на земельный участок, отказать».

Заслушав доклад судьи Осадчей Е.А., судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в суд с иском к Кемпфу Г.Г. о понуждении к продаже доли в праве общей долевой собственности на земельный участок. В обосновании истец указал, что 28.03.2014 Управлением Росреестра по Омской области за ответчиком зарегистрировано право собственности на 1/4 долю земельного участка, площадью 239488 кв.м. с кадастровым номером № <...>, местоположение которого установлено относительно ориентира - <...> Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Кемпф Г.Г. является иностранным гражданином и не имеет гражданства Российской Федерации, что подтверждается уведомлением Россреестра по Омской области. Согласно действующему законодательству иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, а в случае возникновения у них права собственности на такие земельные участки они должны произвести их отчуждение в течение года. Поскольку отчуждение земельного участка в соответствии с данными правилами ответчиком произведено не было, Министерство имущественных отношений Омской области как специально уполномоченный орган в сфере регулирования земельных отношений обязано обратиться с иском о понуждении ответчика к продаже принадлежащей ему доли в праве собственности на земельный участок.

На основании изложенного истец просил понудить Кемпфа Г.Г. к продаже 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 239488 кв.м. с кадастровым номером № <...>, местоположение которого установлено относительно ориентира - <...>

В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Назначенный судом представитель ответчика Кемпфа Г.Г. - адвокат Леденев А.Е. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении иска в связи с тем, что стороной истца не представлено доказательств того, что ответчик не имеет гражданства Российской Федерации.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, привлечённое к участию в деле в качестве третьего лица, представителя для участия в судебном заседании не направило, возражений не представило.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Омской области Маслова В.А. выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить. Указывает, что в обоснование заявленных требований суду была представлена выписка из ЕГРН, подтверждающая, что ответчик Кемпф Г.Г. является гражданином Германии и не имеет гражданства Российской Федерации. Возможности получить иные документы, касающиеся гражданства ответчика, у Министерства имущественных отношений Омской области не имеется, поскольку Федеральная Миграционная Служба РФ такие сведения истцу не предоставит. Полагает, что полученный судом ответ из УМВД России по Омской области не подтверждает наличие у ответчика гражданства России, поскольку вопрос о регистрации по месту жительства или месту пребывания с вопросом о гражданстве никак не связан. Ссылки суда на положения Закона РСФСР от 28.11.1991 N 1948-1 «О гражданстве РСФСР» в обоснование вывода о наличии у ответчика гражданства России являются необоснованными, поскольку ответчик, являясь гражданином Германии, а не государства-участника СССР, приобрести гражданство в соответствии с положениями данного закона не могла. Указывает, что интересы ответчика при рассмотрении дела представлял назначенный ему адвокат, однако доказательств наличия у Кемпф Г.Г. гражданства России стороной ответчика в ходе рассмотрения спора представлено не было.

Лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

Представитель Министерства имущественных отношений Омской области представила письменное заявление о рассмотрении апелляционной жалобы без участия Министерства, доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.

В такой ситуации коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, Кемпфу Г.Г., <...> г.р., принадлежит 1/4 доля в праве собственности на земельный участок, площадью 239488 кв.м. с кадастровым номером № <...>, местоположение которого установлено относительно ориентира - <...>

Согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – для ведения сельскохозяйственного производства.

Как следует из выписки из ЕГРН право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 28.03.2014.

Согласно истребованным судебной коллегией из Управления Росреестра по Омской области документам заявление о государственной регистрации права собственности было подано представителем Кемпфа Г.Г.Рознером Э.Н., который действовал на основании доверенности, выданной Кемпфом Г.Г. по месту его жительства – в <...> в Германии. В доверенности указано, что Кемпф Г.Г. является гражданином Германии.

В соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в целях информирования органа государственной власти субъекта Российской Федерации о собственниках земельных участков, которые не произвели отчуждение земельных участков в установленный законом срок, управление Росреестра по Омской области представило в Министерство имущественных отношений Омской области, в том числе сведения о собственнике земельного участка с кадастровым номером № <...>Кемпф Г.Г., указав что ответчик проживает по адресу: Германия, <...>

В соответствии с положениями ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).

Согласно п. 2 ст. 5 Земельного кодекса РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

При этом в п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ определено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Положениями п. 1 ст. 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлено, что в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 названного Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу данного закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.

В случае, если при нарушении требований статьи 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).

Ссылаясь на приведённые нормы права и указывая, что ответчик Кемпф Г.Г. является гражданином Германии, в то время как в соответствии с законом иностранным гражданам запрещено обладание на праве собственности земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, истец как уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, обеспечивающий проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, обратился в суд с настоящими требованиями о понуждении ответчика к продаже доли в праве собственности на земельный участок.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств выхода ответчика в установленном законом порядке из гражданства Российской Федерации.

Судебная коллегия признаёт указанные выводы верными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам.

Согласно положениям п.п. 1, 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как следует из п.п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее Закон о гражданстве) гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 09.01.2011 № 26 утверждён Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

При этом в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.10.2011 № Д02-7833, содержащем разъяснения по применению Указа Президента РФ от 09.01.2011 № 26, по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством указано, что лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Действующее законодательство не содержит указания на ограничение права лиц, имеющих двойное гражданство, на приобретение в собственность земельных участков.

Таким образом, факт проживания ответчика на территории Германии и приобретение им гражданства данного государства автоматически не исключает для него возможность иметь в собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения в случае сохранения у него гражданства Российской Федерации.

При этом по результатам рассмотрения спора суд пришёл к обоснованному выводу об отсутствии доказательств в того, что гражданство Российской Федерации у Кемпфа Г.Г. прекращено.

Положениями части 7 ст. 4 Закона о гражданстве определено, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Согласно ст.ст. 12, 13 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации приобреталось, в том числе в результате его признания. При этом гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Порядка рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992 № 386, для лиц, постоянно проживавших на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу и имеющих паспорт гражданина СССР, подача заявлений для оформления гражданства Российской Федерации не требуется.

До введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 г.; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Ранее действовали нормы Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» и вышеуказанного Порядка рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992 № 386, предусматривавшие заявительный порядок прекращения гражданства Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 10.04.1992 № 386 утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325, утвердившего Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, в п. 23 которого предусмотрено, что выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации или за ее пределами, осуществляется на основании добровольного волеизъявления этого лица.

Из имеющегося в материалах дела ответа УМВД России по Омской области следует, что определить наличие гражданства Российской Федерации у Кемпфа Г.Г. не представляется возможным, поскольку по сведениям управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области зарегистрированным по месту жительства, месту пребывания, а также снятым с регистрационного учета Кемпф Г.Г. не значится. В ответе также указано, что территориальные органы МВД, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере миграции, определяют наличие гражданства Российской Федерации только у лиц, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно п. «а» ст. 31 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Из ответа на запрос суда, предоставленного Представительством МИД России в Омске, следует, что Кемпф Г.Г.состоит на консульском учете в Генеральном консульстве России в Гамбурге. По вопросу выхода из гражданства РФ не обращался.

В статье 17 Федерального закона от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» указано, что в целях обеспечения прав, интересов и безопасности граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, консульское учреждение ведет их учет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

В п. 2 Правил ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, утвержденными приказом МИД России от 17.08.2011 N 15114 указано, что дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации ведут учет граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории соответствующего консульского округа, в целях обеспечения их прав, интересов и безопасности. В дипломатическом представительстве Российской Федерации учет ведется консульским отделом.

Постановка на учет осуществляется на основании заявления о постановке на учет, поданного гражданином в отношении себя или иных граждан, законным представителем которых он является (п. 4).

Заявление о постановке на учет подается гражданином или его законным представителем в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации лично либо направляется по каналам почтовой или факсимильной связи. Заявление также может быть направлено по каналам информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством электронной формы, размещенной на портале www.kdmid.ru (п. 5).

Из приведённых норм следует, что факт постановки на консульский учёт подтверждает наличие у лица гражданства Российской Федерации, так как возможность состоять на данном учёте для лиц, не имеющих гражданство Российской Федерации, исключена.

Следовательно, сведения консульского учёта, предоставленные уполномоченным органом, являются достоверным и достаточным доказательством, подтверждающим, что КемпфГ.Г. является гражданином Российской Федерации и в установленном законом порядке от данного гражданства не отказывался.

Также по запросу суда апелляционной инстанции отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области была предоставлена информация о том, что КемпфГ.Г. по региональным базам данных значится как получатель пенсии, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации и получающий пенсию на территории Российской Федерации. Пенсия выплачивалась КемпфуГ.Г. до 13.12.2015, её выплата была прекращена с 01.01.2016 ввиду непредставления сведений, подтверждающих факт нахождения получателя в живых.

Кроме того, в материалах дела имеется отзыв КемпфаГ.Г. на апелляционную жалобу, в котором ответчик сообщает о том, что он имеет двойное гражданство, от гражданства Российской Федерации не отказывался. Ответчик указывает, что в ситуации сохранения у него гражданства Российской Федерации, оснований для понуждения его к продаже вышеназванного земельного участка не имеется.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что ответчик продолжает сохранять российское гражданство.

Одного лишь указания истца на факт проживания ответчика за пределами Российской Федерации для такого вывода недостаточно, поскольку проживание гражданина Российской Федерации за её пределами не прекращает российского гражданства, следовательно, на ответчика не могут быть распространены нормы Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ в части возложения обязанности произвести отчуждение спорного земельного участка.

Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения и не могут повлечь отмену или изменение принятого судом решения.

Таким образом, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие, что ответчик является гражданином Германии и при этом не имеет гражданства Российской Федерации, в требованиях о возложении обязанности произвести отчуждение права собственности на принадлежащий ответчику земельный участок отказано обоснованно.

При изложенных обстоятельствахоснований для отмены или изменения постановленного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, допущено не было, решение суда следует признать законным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

О п р е д е л и л а:

решение Любинского районного суда Омской области от 25 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


Председательствующий: Железнова Л.В. № 33-1350/2020

2-873/2019

55RS0019-01-2019-001237-68