ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-87/20 от 23.12.2020 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Блиева Р.С. Дело № 33-2258/2020

Дело №2-87/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 декабря 2020 года г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего Макоева А.А.

судей Мисхожева М.Б. и Созаевой С. А.

при секретаре Геттуеве А.А.

с участием ФИО1 и его представителя ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Созаевой С.А. гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Кабардино-Балкарской Республике о взыскании излишне уплаченных страховых взносов,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нальчикского городского суда КБР от 28 июля 2020 года,

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту – ГУ-ОПФР по КБР) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту – ИФНС № 2), в котором он просит взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике излишне взысканные страховые взносы в отношении ФИО1, начисленные за отчетные периоды, истекшие до 01 января 2017г. в размере 113863 руб.14 коп.

Истец указал, что был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 17 ноября 2004 года по 16 ноября 2015 года, что фактически не осуществлял предпринимательскую деятельность с 1 ноября 2005 года.

Как указано в иске, с 2015 года с пенсии ФИО1 ежемесячно производятся удержания. Полагая, что правовых оснований для таких удержаний не имеется, ФИО1, неоднократно обращался в пенсионный орган и налоговую инспекцию с заявлением о применении налоговой амнистии, предусмотренной Федеральным законом от 03 июля 2016г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

В ответ на его заявление УПФ России ГУ-ОПФ России по КБР в Баксанском районе ему сообщило, что в связи с тем, что в отношении него страховые взносы в размере 8 МРОТ исчислены не были, задолженность, образованная за периоды с 17.11.2004г. по 16.11.2015г. не списывается, а отмена принятых мер взыскания не предусмотрена.

Не согласившись с данным ответом, в целях реализации своего права на налоговую амнистию, 07.08.2018г. он подал заявление в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №2 по КБР, с просьбой применить налоговую амнистию и прекратить ежемесячное удержание сумм с его пенсии, а также вернуть излишне удержанную сумму.

В ответ на его заявление ему был представлен ответ о том, что сумма задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017г. с учетом начисленных пеней с даты передачи в Налоговый орган составляет - 107 681, 37 руб., из которых: задолженность по взносам - 65 175,92 руб., пени - 42 505,45 руб. Для решения возникшего вопроса рекомендовано обратиться в Пенсионный фонд по Баксанскому району.

В связи с тем, что вопрос о применении налоговой амнистии не был решен, и его вновь адресовали в Пенсионный фонд, он обратился в Управление ФНС по КБР с жалобой в порядке подчиненности, в которой просил применить налоговую амнистию и прекратить необоснованные удержания с его пенсии и вернуть излишне удержанную сумму.

02.11.2018г. по его жалобе было принято решение, в котором указано, что Налоговой инспекцией 27.09.2018г. и 31.10.2018г. была признана безнадежной к взысканию и списана часть недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам. После списания безнадежных к взысканию сумм, по состоянию на 31.10.2018г. остаток задолженности Заявителя составляет 56 895,41 руб., в том числе, недоимка по страховым взносам - 34 346, 67, пеня - 22 548, 74 руб. По вопросу о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017г. необходимо обратиться в соответствующее территориальное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в КБР.

11.03.2019г. он вновь обратился в УПФ России ГУ-ОПФР по КБР в Баксанском районе с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов.

В ответ на его обращение 21.03.2019г. ему письменно разъяснили, что по состоянию на 01.01.2017г. за ним числится остаток задолженности по страховым взносам и пеням на общую сумму 11 041, 60 руб. Одновременно сообщили, что образовалась переплата и после ее погашения, он вправе обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов. Так же ему рекомендовано обратиться в Межрайонную инспекцию ИФНС России №2 по КБР с целью уточнения излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов в счет погашения недоимки и задолженности по страховым взносам.

По состоянию на настоящий день, он не получил возврата уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, кроме того, его направляют то в Пенсионный фонд, то в налоговую инспекцию, при этом каждый раз суммы оставшейся и взысканной задолженностей по страховым взносам меняются, что и вынуждает его обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и интересов.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 28 июля 2020 года постановлено исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения. Отказать во взыскании с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике излишне взысканных страховых взносов в отношении ФИО1, начисленных за отчетные периоды, истекшие до 01 января 2017г. в размере 113863 руб. 14 коп.

В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд КБР, ФИО1, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного иска.

В обоснование незаконности обжалуемого судебного постановления заявитель указал, что суд не дал надлежащей правовой оценки тому, что он фактически не осуществлял предпринимательскую деятельность и не сдавал декларации либо иной отчетности о доходах.

ФИО1 выражает несогласие с выводами суда о том, что часть задолженности по страховым взносам и пеням была признана налоговой инспекцией, указывая, что ответчик не представил доказательств списания части задолженности либо применения налоговой амнистии, задолженность была списана с его банковского счета в полном объеме.

Автор жалобы полагает, что указание в обжалуемом решении на наличии оснований для взыскания недоимки по страховым взносам, начисленной в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ противоречит фактическим обстоятельствам дела, основаны но неверном применении норм материального права.

Заслушав доклад судьи Созаевой С.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные ФИО1 и его представителем ФИО2, в отсутствие надлежаще извещенных, но не явившихся в суд представителей ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений по данному делу не допущено.

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщики страховых взносов имели право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 26 Федерального закона № 212-ФЗ.

Статьей 26 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пени и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей (ч. 1).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей (ч. 2).

Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (ч. 3).

Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.

Положение, предусмотренное данной частью, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 6).

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления (л. 11).

Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня получения заявления плательщика страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась (ч. 14).

С 01 января 2017г. Федеральный закон № 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

В соответствии с ч.2 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее Федеральный закон № 243-ФЗ) Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

В соответствии с указанным Федеральным законом администрирование взносов на социальное, пенсионное и обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 передано Федеральной налоговой службе Российской Федерации. Ст. 4 Федерального закона № 243-ФЗ регламентирует списание безнадежной задолженности по взносам.

Поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 436-ФЗ) предусмотрено списание налоговой задолженности для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, списанию подлежит сумма налоговой задолженности по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015г., а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность, и задолженность по штрафам.

Для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, списанию подлежит сумма задолженности по страховым взносам, образовавшаяся за расчетные периоды до 01.01.2017г., в размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда (8 МРОТ), тарифа страховых взносов и количества месяцев и (или) дней осуществления деятельности, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.

Письмом Минфина России от 1 марта 2017г. № 03-02-07/2/11564 «О зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов в счет недоимки по страховым взносам от 28 апреля 2017», Министерством финансов Российской Федерации рассмотрены вопросы о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов в счет недоимки по страховым взносам, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ), и определено, что на основании частей 1, 3 и 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Федеральный закон № 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Следовательно, с 01.01.2017г. Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет полномочия по принятию решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и по направлению указанных решений в соответствующие налоговые органы.

Плательщики страховых взносов имеют право подать в Пенсионный фонд Российской Федерации заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года,

В соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Из материалов дела следует, что имевшаяся у ФИО1 задолженность в размере 11041,6 руб., что было указано в письме Управления Пенсионного фонда в Баксанском районе от 21.03.2019г. , им была погашена в полном объеме, что подтверждается представленными в суд чеками-ордерами от 13.01.2020г. и письмом Управления Пенсионного фонда в Баксанском районе от 17.03.2020г. . Сумма в размере 113863 руб. 14 коп. с ФИО1 была взыскана в рамках исполнительного производства на основании постановлений пенсионного органа, которые им не были оспорены и по ним производство окончено в связи исполнением исполнительных документов.

В тоже время согласно части 11 статьи 14 Федерального закона № 436-ФЗ положения части 1 статьи 11 данного закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу Закона № 436- ФЗ.

Указанный закон в соответствии с частью 1 статьи 14 вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 29.12.2017г., за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления их в силу. При этом в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 436-ФЗ статья данного закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть с 29.01.2018г.

При этих обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что положения части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до указанных дат.

Доводы апелляционной жалобы по существу являются аналогичными тем, которые были предметом судебного разбирательства и судом отклонены по основаниям, изложенным в судебном акте, оснований не согласиться с которыми не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Нальчикского городского суда КБР от 28 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Макоев

Судьи М.Б. Мисхожев

С.А. Созаева