ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-87/2023 от 27.07.2023 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Никитина С.Н. гр. дело № 33–6490/2023

(№2-87/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июля 2023 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Маликовой Т.А.

судей Серикова В.А., Головиной Е.А.

при помощнике судьи С.Р.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Паритет» на решение Советского районного суда г. Самары от 28.02.2023г., которым, с учетом определения Советского района г.Самары от 7.03.2023г. об исправлении описки постановлено:

«В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Паритет» об обязании в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда привести деятельность по организации розничного рынка в границах земельного участка с кадастровым номером в соответствии с требованиями п.3 ст.14 Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынка и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» путем разработки и обеспечения утверждения паспорта безопасности объекта, об обязании в течении 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда получить разрешение уполномоченного органа на право организации рынка – отказать»,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маликовой Т.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор <адрес> в лице исполняющего обязанности прокурора города советника юстиции С.Ю.Ю. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, в котором с учетом уточнения, просил обязать ООО «Паритет» в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда привести деятельность по организации розничного рынка в границах земельного участка с кадастровым номером в соответствие с требованиями п.3 ст.14 Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынка и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» путем разработки и обеспечения утверждения паспорта безопасности объекта, об обязании в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда получить разрешение уполномоченного органа на право организации рынка.

В обоснование требований указано, что прокуратурой города Самары при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства проверено исполнение законодательства об организации розничных рынков при осуществлении торговой деятельности на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

ООО «Паритет» на правах аренды занимает земельный участок по вышеуказанному адресу с кадастровым номером , который образован на основании приказа министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ путем объединения земельных участков: - площадью кв.м. с кадастровым номером с видом разрешенного использования: занимаемый торговым комплексом, расположенный по адресу: <адрес>; - площадью кв.м. с кадастровым номером с видом разрешенного использования: под временный рынок «Птичий».

Пунктом 2 обозначенного выше приказа образованному земельному участку установлен вид разрешенного использования (назначения): занимаемый торговым комплексом и прилегающей территорией.

<адрес> по поручению прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения требований действующего законодательства при использовании земельного участка, в ходе которой установлено, что ООО «Паритет» осуществляет деятельность по сдаче в аренду торговых мест в здании торгового комплекса и на прилегающей территории. Арендаторами торговых мест осуществляется розничная торговля непродовольственными и продовольственными товарами, в том числе, на основании свободно определяемых непосредственно определяемых при заключении договоров купли-продажи цен.

Вместе с тем, рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежит объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенном законом субъекта Российской Федерации.

Однако разрешение на право организации рынка у ООО «Паритет» отсутствует, что подтверждается реестром розничных рынков, организованных на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, размещенным на официальном сайте министерства промышленности Самарской области, и информацией департамента экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Прокуратурой Советского района г.Самары осуществлен выход на указанный торговый объект, в ходе которого зафиксировано осуществление деятельности по продаже товаров на арендуемой ООО «Паритет» территории. Анализ заключенных договоров аренды торговых мест показал, что предметом договора выступают торговые места (секции, павильоны), согласно схеме расположения, для использования в целях осуществления торговли товарами. При этом, торговля осуществляется арендатором от своего имени и за свой счет. Договорами предусмотрена ежемесячная арендная плата, режим работы, подержание арендуемых площадей в надлежащем состоянии, соответствующем санитарным нормам. К обязанностям арендодателя относится уборка территории и охрана, обеспечение соблюдения правопорядка. Арендодатель вправе осуществлять контроль за соблюдением арендатором ассортиментного перечня товаров, за состоянием арендуемой площади.

Проведенная проверка свидетельствует о том, что ООО «Паритет» в отсутствие соответствующего разрешения органа местного самоуправления фактически организовал в принадлежащем ему здании и арендованном земельном участке розничный рынок, в целях чего торговые места внутри здания и на прилегающей территории передаются на условиях аренды третьим лицам для осуществления торговой деятельности.

Между тем, действующее законодательство предъявляет специальные требования к рынкам, являющимся местом повышенного скопления людей, в т.ч. согласно п.3 ч.1 ст.14 ФЗ РФ №271-ФЗ, разработать, согласовать и утвердить паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности.

ООО «Паритет» представлен паспорт безопасности Торгового комплекса «На Птичке» от 2016 года, разработанный только в отношении объекта капитального строительства – 4-х этажного Торгового комплекса с цоколем, объекты торговли, расположенные в непосредственной близости на земельном участке паспортом безопасности не охвачены.

Паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности, отсутствует.

Также ООО «Паритет» не исполняются иные требования, установленные законом для осуществления деятельности розничного рынка, определенные ФЗ РФ №271-ФЗ.

На объекте отсутствует схема размещения торговых объектов; не организована обособленная от торговых мест стоянка автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей; не оборудовано доступное для обозрения место, на котором размещается предусмотренная законом информации, при входе не размещена вывеска с указанием типа рынка, его наименования, режима работы, наименования управляющей рынком компании и пр.

Проведенной с привлечением органа муниципального земельного контроля проверкой выявлены также нарушения земельного законодательства, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка площадью 5583,00 кв.м. Установлено, что фактическая площадь земельного участка, используемого ООО «Паритет», составляет 34574,00 кв.м., тогда как площадь арендуемого земельного участка составляет 28991, 00 кв.м.

Изложенное свидетельствует о том, что ООО «Паритет» при использовании арендуемого земельного участка и организации розничного рынка нарушены нормы земельного законодательства, законодательства о торговой деятельности, не обеспечена безопасность арендаторов торговых мест и посетителей рынка.

В связи с выявленными нарушениями, законодательства прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «Паритет» внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования необходимых и достаточных мер к устранению нарушений закона не принято.

Основанием для обращения в суд с настоящим иском являются многочисленные нарушения законодательства о торговой деятельности, организации розничных рынков, что создает угрозу неопределенному кругу лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а также интересам государства, поскольку бездействие может привести к нарушению прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также к нарушению прав и законных интересов населения.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционном представлении прокурор г.Самары просит решение отменить, исковые требования удовлетворить, указывает, что выводы суда противоречат обстоятельствам и материалам дела. Разрешение на право организации рынка у ООО «Паритет» отсутствует, в отсутствие соответствующего разрешения органа местного самоуправления ООО «Паритет» фактически организовало в принадлежащем ему здании и арендованном земельном участке розничный рынок, передало на условиях аренды торговые места внутри здания и на прилегающей территории. Поскольку суд установил, что ООО «Паритет» организовало розничный рынок без наличия разрешения и паспорта безопасности, действующее законодательство предъявляет специальные требования к рынкам, являющимся местом повышенного скопления людей, обязанного привести в соответствие деятельность: получить разрешение на организацию розничного рынка и разработать паспорт безопасности. К участию в деле не привлечены ФСБ РФ по Самарской области, ГУ МЧС ФФ по Самарской области. В дополнениях указал, что торговый комплекс в отличие от розничного рынка, представляет совокупность торговых предприятий, расположенных на определенной территории в зданиях или строениях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое. В данном случае торговые места на прилегающей территории к торговому центру территории передаются на условиях аренды третьим лицам для осуществления торговой деятельности. Учитывая, что ООО «Паритет» сдает в аренду торговые места (секции, павильоны, торговые палатки, киоски) за пределами задний и строений, суд обоснованно сделал вывод о том, что ООО «Паритет» фактически осуществляет торговую деятельность по организации розничного рынка путем предоставления торговых мест в отсутствие разрешения на право организации рынка.

В апелляционной жалобе ООО «Паритет» просит исключить из решения выводы суда об организации розничного рынка, поскольку их форма деятельности как торговый комплекс подпадает под определение ФИО12 51303-2013. В отличие от розничного рынка, ведется оптово-розничная торговля. Более того, истом не представлено доказательств образования цены на территории Торгового комплекса непосредственно в момент заключения договора, в то время как продажа товаров ведется по прайс-листам арендаторов, на фотографиях, представленных истцом, зафиксированы ценники конкретных индивидуальных предпринимателей. В Законе о розничных ранках нет указания на обязательное наличие/отсутствие ограждения, видеонаблюдения. Наличие у них ограждения территории свидетельствует о том, что спорный объект является единым комплексом. Наличие парковки также прямо предусмотрено для торговых комплексов. Понятие торгового места не указывает на организацию рынка. ЕГРЮЛ содержит единственный ОКВД аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. Разработка паспортов безопасности проводится на основании требований к антитеррористической защищенности. ТК «На птичке» включен в перечень торговых объектов в качестве торгового комплекса, полученный паспорт безопасности допускает деятельность ООО «Паритет».

В судебном заседании представители истца Л.Н.В., С.Е.С. доводы апелляционного представления поддержали по основаниям, изложенном в нем и представленных письменных дополнениях, против удовлетворения апелляционной жалобы ООО «Паритет» возражали. Обратили внимание, что представленный ответчиком паспорт безопасности не отражает территорию, занятую свыше правоустанавливающих документов, на которой также ведется торговая деятельность розничного рынка, порядка м.

Представитель ООО «Паритет» Я.М.Д. просил в апелляционном представлении отказать, апелляционную жалобу поддержал. ООО «Паритет» вправе выбрать форму торговли как торговый комплекс, что определено в ГОСТ. Паспорт безопасности разработан на всю прилегающую территорию с учетом всех павильонов.

Представитель Департамента экономического развития инвестиций и торговли Администрации г.о.Самара Н.Т.А. оставила разрешение вопроса на усмотрение суда. При этом указала на добровольность получения разрешения, а также на наличие в законе оснований для отказа в выдаче разрешения, что свидетельствует об отсутствии безусловной обязанности выдать разрешение на организацию розничного рынка при наличии обращения.

Представитель ФГКУ УВО ВНГ РФ по <адрес>Л.Н.О. оставила разрешение вопроса на усмотрение суда. Паспорт безопасности ими согласован. Нарушений они не нашли.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От Министерства промышленности и торговли <адрес> поступили возражения на апелляционное представление прокуратуры <адрес>, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований просили оставить без изменения. В части исключения выводов суда об организации розничного рынка – на усмотрение суда, в зависимости от ценообразования, что судом не оценивалось.

В соответствии со ст.330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к выводу, что решение указанным выше требованиям в полной мере не отвечает, подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" розничный рынок – это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.

торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией.

Термин розничный рынок, согласно п.3.2 "ГОСТ Р 56246-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Услуги розничных рынков." (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.11.2014 №1719-ст), означает – имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.

По Торговым комплексом, согласно п.54 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст) (ред. от 30.09.2022) - понимается совокупность торговых предприятий, реализующих товары и оказывающих услуги, расположенные на определенной территории и централизующие функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Примечание - под функциями хозяйственного обслуживания подразумевают инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализацию, средства связи), ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборку мусора, охрану торговых объектов, организацию питания служащих и т.п.

В свою очередь, в силу п.20 указанного ГОСТ, под торговым предприятием (предприятие торговли) понимается: Имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли.

Примечание - К торговым предприятиям относят предприятия розничной торговли, оптовой торговли и оптово-розничной торговли.

При этом "ГОСТ Р 51303-2013 содержит понятия как торговый комплекс, так и торговый центр (совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров и универсальный ассортимент услуг, расположенных на определенной территории в зданиях или строениях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин), т.е. разграничивает их.

Из материалов дела следует, что ООО «Паритет» является собственником торгового комплекса, назначение : нежилое, 3- этажный (подземных этажей -1), общая площадь кв.м., по адресу: <адрес>А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.о.Самара и ООО «Паритет» заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в городском округе Самара з - земельного участка с кадастровым номером , общей площадью кв.м., отнесенный к категории земель населенных пунктов, занимаемый торговым комплексом и прилегающей территорией, расположенный по адресу: <адрес> участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Границы земельного участка указаны в кадастровом паспорте (Приложение к договору). Земельный участок предоставляется арендатору как собственнику расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества – нежилого здания с кадастровым номером Земельный участок предоставлен на срок 49 лет.

Основным видом деятельности ООО «Паритет» является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.

Из материалов дела также следует, что ООО «Паритет» заключены договоры на аренду торговой площади для осуществления торговли товарами, для проведения оптово-розничной торговли.

При этом, по условиям представленных договоров, арендаторы осуществляют торговлю от своего имени, в соответствии с действующим законодательством РФ и Законом «О защите прав потребителей», самостоятельно получают необходимые государственные разрешения, лицензии, связанные с деятельностью на арендуемой торговой площади.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> было принято решение о проведении проверки в отношении ООО «Паритет» по адресу: <адрес>А торговый объект «Птичий рынок» по соблюдению требований законодательства в сфере пожарной безопасности, земельного законодательства, торгового законодательства, законодательства об энергоснабжении в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора <адрес> был составлен Акт проверки, согласно которому, проверка показала, что в торговом центре на «На птичке», принадлежащем ООО «Паритет» по адресу: <адрес>А нарушены требования ФЗ «О розничных рынках», отсутствует схема размещения торговых объектов, не организована обособленная от торговых мест стоянка для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых места, продавцов и покупателей, не оборудовано место для размещения информации в силу ст.12 Закона, не исполняются в полной мере требования пожарной безопасности, установлена фактическая площадь земельного участка, используемая ООО «Паритет», - .м., т.е. превышение площади земельного участка относительно правоустанавливающих документов.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «Паритет» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об организации розничных рынков в связи с выявленными нарушениями норм земельного законодательства, законодательства о торговой деятельности, не обеспечена безопасность арендаторов торговых мест и посетителей рынка.

В связи с данным представлением ООО «Паритет» подало заявление в Администрацию <адрес> на оформление правоотношений на территорию, находящуюся за границами земельного участка с кадастровым номером , в паспорт безопасности торгового объекта «Торговый комплекс «На Птичке», разработанный ранее в отношении объекта капитального строительства – четырехэтажного здания Торгового центра с цокольным этажом, внесены изменения с включением прилегающей к Торговому центру территории, входящей в состав Торгового комплекса согласно ответа ООО «Паритет» от ДД.ММ.ГГГГ исх. .

При этом из материалов дела также усматривается, что Министерством промышленности и торговли Самарской области в адрес ООО «Паритет» направлялось уведомление, согласно которому, во исполнение п.5 постановления Правительства РФ от 19.10.2017г. № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), постановлением Губернатора Самарской области от 3.12.2021г. утвержден Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Самарской области и подлежащих категорированию в интересах антитеррористической защиты, в связи с чем, необходимо представить документы, подтверждающие факт осуществление процедуры категорирования.

Согласно постановлению Правительства РФ от 19.10.2017 N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)", перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, а также критерии включения (исключения) торговых объектов (территорий) в указанный перечень определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.(п.5)

Указанный перечень формируется по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.10.2017г. , процедура осуществления категорирования и паспортизации является обязательной. Статьей 20.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Согласно Акту обследования и категорирования торгового объекта (территории) от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией в составе: директора ООО «Паритет», представителей Министерства промышленности и торговли <адрес>, ФСБ, МЧС, Росгвардии, Советского ВГР г.о.Самара, главного инженера ООО «Паритет», торговый объект (территория): ООО «Паритет» Торговый комплекс «На Птичке» расположен по адресу: <адрес>А, присвоена 1 категория, в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Также ООО «Паритет» представлен паспорт безопасности Торгового объекта – Торговый комплекс «На Птичке», согласованный УВО по <адрес> ФФГКУ УВО ВНГ России по <адрес>, ГУ МЧС России по <адрес>, ФСБ по <адрес>, Главным консультантом отдела внутренней торговли и потребительского рынка департамента торговли и развития потребительского рынка министерства промышленности и торговли <адрес>. (т.2 л.д.216), обозреваемый также при рассмотрении апелляционной жалобы.

Таким образом, торговый объект Торговый Комплекс «На Птичке» по адресу: <адрес>А включен в Перечень торговых объектов <адрес>, категория торгового объекта (территории) в соответствии с пунктами 14, 15, 16 Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ: I категория. Паспорт безопасности составлен в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)", содержит сведения о торговом объекте (территории) – общей площадью объекта 28 986кв.м., площадью ТЦ 12 519, 6кв.м., т.е. с учетом прилегающей территории. В данном паспорте отражены к разделам 13.3, 13.7 схемы расположения постов охраны и инструкция по эвакуации людей, отражающие павильоны, контейнеры, сдаваемые в аренду. (т.2 л.д.39,48)

Обращаясь с настоящим иском, Прокурор г.Самары указывает, что ООО «Паритет» организовало в принадлежащем ему здании и на арендованном земельном участке розничный рынок, в целях чего торговые места внутри здания и на прилегающей территории передаются на условиях аренды третьим лицам для осуществления торговой деятельности, в отсутствие соответствующего разрешения органа местного самоуправления и паспорта безопасности. При этом просит обязать ООО «Паритет» привести деятельность по организации розничного рынка в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925003:529 в соответствии с требованиями п.3 ст.14 ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» путем разработки и обеспечения утверждения паспорта безопасности, получения разрешение уполномоченного органа на право организации рынка.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что поскольку для разработки и утверждения паспорта безопасности розничного рынка необходимо в силу п.6 Постановления Правительства РФ от 28.04.2007 №255 "Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений", в разделе "Общие сведения о рынке" указать сведения о наличии разрешения на право организации рынка, выданного компании, с указанием даты, номера, срока действия и наименования органа, выдавшего указанное разрешение, а такое разрешение у ООО «Паритет» отсутствует, удовлетворение требований истца об обязании в течении 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда разработать и обеспечить утверждение паспорта безопасности объекта розничного рынка будет противоречить закону.

Также, поскольку в силу ст.5 Федерального закона №271-ФЗ, разрешение на право организации рынка (далее - разрешение) выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления), то есть получение разрешения носит заявительный характер, на добровольной основе, обязанность по получению разрешения на право организации розничного рынка Федеральным законом №271-ФЗ не предусмотрена, учитывая, что единственным и основным видом деятельности ООО «Паритет» является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, суд пришел к выводу, что вынесение решения об обязании ООО «Паритет» получить разрешение уполномоченного органа на право организации рынка в данном случае будет противоречить требованиям статей 3, 4, 5 Федерального закона №271-ФЗ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в указанной части, находит их постановленными в соответствии с нормами материального права.

Так, согласно ч.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации. (ч.3 ст.4 ФЗ№ 271).

В силу ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «Об организации розничных рынков на территории Самарской области», розничный рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежит объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация розничного рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке администрацией (мэрией) городского округа или администрацией муниципального района, расположенных на территории Самарской области.

В соответствии со ст.4 Федерального закона №271-ФЗ, рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

Планом, указанным в части 1 настоящей статьи, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.

В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки плана организации розничных рынков на территории Самарской области, утвержденного приказом министерства промышленности и торговли Самарской области от 24.11.2022 №96-П, план разрабатывается министерством промышленности и торговли Самарской области на основании обращения органа местного самоуправления муниципального образования Самарской области, осуществляющего в порядке, установленном федеральным законодательством, выдачу разрешений на право организации розничного рынка и утверждается приказом министерства с учетом положений статьи 4 Федерального закона №271-ФЗ.

В целях внесения розничного рынка в план, уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области направляют в министерство информацию, установленную пунктом 3 Порядка разработки плана.

Согласно пункту 16 Порядка разработки плана, в план подлежат включению розничные рынки, функционирующие на основании разрешения на организацию розничного рынка, выданного уполномоченными органами местного самоуправления до вступления в силу Порядка разработки плана.

Установлено, что в план организации рынков на территории г.Самары территория торгового объекта «На Птичке» не входит, как и в реестр розничных рынков, организованных на территории Самарской области.

При этом в силу ст. 5 ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», разрешение на право организации рынка (далее - разрешение) выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления).

В соответствии с ч.2 ст.8 ФЗ от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют, в т.ч. :

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);

4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:

а) ассортимент продаваемых товаров;

б) режим работы;

в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;

г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;

д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;

8) цены на продаваемые товары;

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен самостоятельный способ определения вида, формы, способа, порядка и условий осуществления торговой деятельности, а также заявительный порядок получения разрешения на право организации розничного рынка.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для возложения на ответчика обязанности по получению разрешения на организацию розничного рынка.

Торговый объект по адресу: <адрес>А включен в Перечень торговых объектов <адрес> как Торговый Комплекс «На Птичке», паспорт безопасности согласован в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)".

ООО «Паритет» в Администрацию г.о.Самара для внесения розничного рынка в план не обращалось, как и за получением разрешения на организацию розничного рынка.

Согласно Реестру розничных рынков, организованных на территории <адрес>, в городском округе Самара не имеется розничного рынка по адресу: <адрес>, 2А. Единственным юридическим лицом, имеющим разрешение на организацию розничного рынка в городе Самара, является ОАО «СГС» в <адрес>, 6 (участок ).

Более того, истец просит обязать ООО «Паритет» получить разрешение на организацию розничного рынка.

Вместе с тем, уполномоченным органом по выдаче разрешения на организацию розничного рынка является Администрация г.о.Самара, согласно п.2.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения (продление, переоформление) на право организации розничного рынка», утв. Постановлением Администрации г.о.Самара от 19.07.2012 № 768, Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о.Самара участвует предоставлению муниципальной услуги.

Статьей 7 ФЗ О розничных рынках предусмотрены основания для отказа в предоставлении разрешения, в т.ч. в связи с отсутствием права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона; несоответствия места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, плану, указанному в статье 4 настоящего Федерального закон.

При этом истец в обоснование заявленных требований ссылается на самовольное пользование ответчиком земельным участком и организацию рынка на площади сверх правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 5583кв.м.

Таким образом, получение разрешения на организацию розничного рынка является в данном случае не только выражением ответчиком воли и желания в добровольном порядке, но и не является безусловным при обращении при наличии предусмотренных законом оснований для отказа в его выдаче.

Согласно п.7 ст.3 Федерального закона №271-ФЗ, управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 ч.1 ст.14 ФЗ О розничных рынках, в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности.

Таким образом, обязанность получения паспорта безопасности в рамках ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» предусмотрена только после получения разрешения на организацию розничного рынка управляющей рынком компанией. При этом судом установлено, что ООО «Паритет» признаками управляющей рынком компанией в рамках требований, указанных в п.7 ст.3 Федерального закона №271-ФЗ не обладает, разрешения не имеет.

Соответственно, обязание ООО «Паритет» без получения разрешения на организацию розничного рынка получить паспорт безопасности объекта также не основано на законе.

При установленных выше обстоятельствах, выводы суда о том, что ООО «Паритет» фактически организовало розничный рынок, являются преждевременными, не имеют правового значения для рассмотрения заявленных требований, подлежат исключению из решения.

Так, способы защиты прав предусмотрены ст.12 ГК РФ.

Выбор способа защиты права принадлежит истцу.

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

При этом судебная коллегия отмечает, что при обращении в суд с настоящим иском истец, указывая на нарушение ответчиком границ земельного участка, нарушение требований пожарной безопасности, каких-либо требований, которые устраняли бы конкретные нарушения, не заявляет.

Указывая фактически на незаконность деятельности по организации розничного рынка без получения соответствующего разрешения, что создает опасность причинения вреда в будущем, истец в порядке ст.1065 ГК РФ, требований также не заявляет.

Соответственно, выводы суда о том, что ООО «Паритет» фактически организовало розничный рынок, не являются ни основанием для удовлетворения исковых требований, ни для отказа в их удовлетворении, т.е. в рамках заявленных требований юридически значимыми не являются, в то же время направлены на изменение формы торговой деятельности ответчика в отсутствие его волеизъявления.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", апелляционные жалоба, представление могут быть поданы на решение суда в целом, на его часть, в том числе мотивировочную.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит апелляционную жалобу ООО «Паритет» подлежащей удовлетворению.

Доводы апелляционного представления о наличии признаков, указывающих на организацию ответчиком розничного рынка, обязании получить разрешение на организацию розничного рынка повторяют позицию истца, направлены на иную оценку представленных доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Доводы представителя истца о том, что паспорт безопасности является необходимым для продолжения деятельности ответчика в силу повышенного скопления людей и их безопасности основанием для отмены решения и удовлетворения заявленных требований являться не могут, поскольку требований о приостановлении или запрещении деятельности не заявлялось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд должен был привлечь к участию в деле ФСБ по Самарской области и ГУ МЧС по Самарской области основанием к отмене решения не являются, поскольку в рамках заявленных требований права указанных органов не затрагиваются, проверка законности действий указанных органов при согласовании Паспорта безопасности предметом спора также не является.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Самары от 28.02.2023г. изменить, исключив из мотивировочной части решения выводы суда об организации ООО «Паритет» розничного рынка.

В остальной части решение оставить без изменения.

В удовлетворении апелляционного представления отказать.

Апелляционную жалобу ООО «Паритет» удовлетворить. Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: