ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-882/19 от 22.06.2020 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Железнова Л.В. Дело № 33-1882/2020

№ 2-882/2019

55RS0019-01-2019-001244-47 город Омск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Лисовского В.Ю.,

судей Ивановой Л.В., Лозовой Ж.А.,

при секретаре Заборовской М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 июня 2020 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Омской области на решение Любинского районного суда Омской области от 28 ноября 2019 года, которым оставлены без удовлетворения исковые требования Министерства имущественных отношений Омской области к Унгеру К.И. о понуждении к продаже ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.

Заслушав доклад судьи Ивановой Л.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство имущественных отношений Омской области обратилось к Унгеру К.И. с вышеназванным иском, указав, что 11.01.2011 за ответчиком зарегистрировано право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 212 000 кв.м. с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...>. Указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства. Уведомлением Россреестра по Омской области и выпиской из ЕГРН подтверждается статус ответчика как иностранного гражданина, не имеющего гражданства Российской Федерации.

В изложенной связи истец просил понудить ответчика к продаже ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 212 000 кв.м. с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...>

Представитель истца Министерства имущественных отношений Омской области Пышная А.Ю., ответчик Унгер К.И., представитель третьего лица Управления Росреестра по Омской области в судебном заседании участие не принимали.

Назначенный судом ответчику в порядке статьи 50 ГПК РФ адвокат Морданева В.В. просила отказать в удовлетворении иска в связи с тем, что стороной истца не представлено доказательств того, что ответчик не имеет гражданства Российской Федерации.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Омской области Маслова В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на подтверждение достаточными доказательствами того факта, что ответчик является гражданином Германии, не имеющим гражданства Российской Федерации, полагая, что наличие или отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания на территории Российской Федерации не имеет юридического значения для разрешения настоящего спора. Считает недопустимым применение к возникшим правоотношениям положений статьи 13 Закона РСФСР от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РСФСР», поскольку ответчик является гражданином Германии, а не гражданином государства – участника СССР.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания и не сообщивших причин неявки.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства было установлено, что Унгер К.И. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 212000 +/- 4029 кв.м. с кадастровым номером № <...>, местоположение: <...>.

Согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – для ведения сельскохозяйственного производства.

Как следует из выписки из ЕГРН, право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 11.01.2011.

В соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в целях информирования органа государственной власти субъекта Российской Федерации о собственниках земельных участков, которые не произвели отчуждение земельных участков в установленный законом срок, управление Росреестра по Омской области представило в Министерство имущественных отношений Омской области, в том числе сведения о собственнике земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <...>, Унгере Е.А., указав, что ответчик проживает по адресу: <...>.

Согласно выписке из ЕГРН правообладатель ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № <...> имеет удостоверение
№ <...>, выданное 19.04.2001, Община Бёзель.

В соответствии с положениями ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).

Согласно п. 2 ст. 5 Земельного кодекса РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

При этом в п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ определено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Положениями п. 1 ст. 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлено, что в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 названного Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу данного закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.

В случае, если при нарушении требований статьи 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).

Ссылаясь на приведённые нормы права и указывая, что ответчик Унгер К.И. является гражданином Германии, в то время как в соответствии с законом иностранным гражданам запрещено обладание на праве собственности земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, истец как уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, обеспечивающий проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, обратился в суд с настоящими требованиями о понуждении ответчика к продаже доли в праве собственности на земельный участок.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств выхода ответчика в установленном законом порядке из гражданства Российской Федерации.

Судебная коллегия признаёт указанные выводы верными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам.

Согласно положениям ч. ч. 1, 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как следует из ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее Закон о гражданстве) гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 09.01.2011 № 26 утверждён Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

При этом в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.10.2011 № Д02-7833, содержащем разъяснения по применению Указа Президента РФ от 09.01.2011 № 26, по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством указано, что лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Действующее законодательство не содержит указания на ограничение права лиц, имеющих двойное гражданство, на приобретение в собственность земельных участков.

Таким образом, факт проживания ответчика на территории Германии и приобретение им гражданства данного государства автоматически не исключает для него возможность иметь в собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения в случае сохранения у него гражданства Российской Федерации.

Положениями ч. 7 ст. 4 Закона о гражданстве определено, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Согласно ст. ст. 12, 13 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации приобреталось, в том числе в результате его признания. При этом гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Порядка рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992 № 386, для лиц, постоянно проживавших на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу и имеющих паспорт гражданина СССР, подача заявлений для оформления гражданства Российской Федерации не требуется.

До введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 г.; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Из справки Администрации Замелетеновского сельского поселения Любинского Муниципального района Омской области № 412 от 25.11.2019, ответа УМВД России по Омской области и истребованных судебной коллегией в порядке ст. 327.1 ГПК РФ копий похозяйственных книг следует, что до 18.07.1995 включительно Унгер К.И. числился зарегистрированным по месту жительства на территории Российской Федерации. Снят с регистрационного учета в связи убытием в Германию.

Таким образом, судебной коллегией достоверно установлено, что на дату вступления в силу Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (на 06.02.1992) Унгер К.И. проживал на территории Российской Федерации и имел паспорт гражданина СССР.

Приведённые обстоятельства свидетельствует о наличии у ответчика гражданства бывшего СССР на дату вступления в силу Закона о гражданстве, а, следовательно, в соответствии с приведёнными нормами Унгер К.И. был признан гражданином Российской Федерации.

Ранее в Российской Федерации действовали нормы Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» и вышеуказанного Порядка рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992 № 386, предусматривавшие заявительный порядок прекращения гражданства Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 10.04.1992 № 386 утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325, утвердившего Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, в п. 23 которого предусмотрено, что выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации или за ее пределами, осуществляется на основании добровольного волеизъявления этого лица.

Согласно п. «а» ст. 31 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

По сведениям Министерства иностранных дел РФ Унгер К.И. с 30.07.1996 состоит на консульском учете в Генеральном консульстве России в Гамбурге. С заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации в консульские учреждения не обращался.

Аналогичные сведения представлены Генеральным консульством РФ в Гамбурге по запросу суда апелляционной инстанции, направленному в порядке ст. 327.1 ГПК РФ. Генеральным консульством уточнено, что Унгер К.И. документирован загранпаспортом гражданина Российской Федерации серии 51 № 0376011 от 02.10.2000 (срок действия до 02.10.2005).

Таким образом, сведений о том, что Унгер К.И. заявлял о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации или обращался в компетентные органы с заявлением о прекращении гражданства Российской Федерации, материалы дела не содержат.

В статье 17 Федерального закона от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» указано, что в целях обеспечения прав, интересов и безопасности граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, консульское учреждение ведет их учет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

В п. 2 Правил ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, утвержденными приказом МИД России от 17.08.2011 N 15114, указано, что дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации ведут учет граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории соответствующего консульского округа, в целях обеспечения их прав, интересов и безопасности. В дипломатическом представительстве Российской Федерации учет ведется консульским отделом.

Постановка на учет осуществляется на основании заявления о постановке на учет, поданного гражданином в отношении себя или иных граждан, законным представителем которых он является (п. 4).

Заявление о постановке на учет подается гражданином или его законным представителем в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации лично либо направляется по каналам почтовой или факсимильной связи. Заявление также может быть направлено по каналам информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством электронной формы, размещенной на портале www.kdmid.ru (п. 5).

Из приведённых норм следует, что факт постановки на консульский учёт подтверждает наличие у лица гражданства Российской Федерации, так как возможность состоять на данном учёте для лиц, не имеющих гражданство Российской Федерации, исключена.

Следовательно, сведения консульского учёта, предоставленные уполномоченным органом, являются достоверным и достаточным доказательством, подтверждающими, что Унгер К.И. является гражданином Российской Федерации и в установленном законом порядке от данного гражданства не отказывался.

Таким образом, ответчик продолжает сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании его собственного волеизъявления.

Одного лишь указания истца на факт проживания ответчика за пределами Российской Федерации для такого вывода недостаточно, поскольку проживание гражданина Российской Федерации за её пределами не прекращает российского гражданства, следовательно, на ответчика не могут быть распространены нормы Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ в части возложения обязанности произвести отчуждение спорного земельного участка.

Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения и не могут повлечь отмену или изменение принятого судом решения.

Таким образом, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие, что ответчик является гражданином Германии и при этом не имеет гражданства Российской Федерации, в требованиях о возложении обязанности произвести отчуждение права собственности на принадлежащий ответчику земельный участок отказано обоснованно.

Кроме того, 22.06.2020 в приемную областного суда из Управления Росреестра по Омской области поступил ответ на запрос суда апелляционной инстанции, из которого следует, что право общей долевой собственности Унгера К.И. на земельный участок с кадастровым номером № <...> погашено 24.04.2020 на основании договора купли-продажи земельного участка от 21.04.2020.

Таким образом, на момент разрешения спора в суде апелляционной инстанции Унгер К.И. собственником спорного земельного участка не является.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановленного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, допущено не было, решение суда следует признать законным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Любинского районного суда Омской области от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: