Судья Лаврущева О.Н.
Дело № 33-622/2021
Дело № 2-883/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 сентября 2021 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Кукшиновой О.М.,
судей Тараника В.Ю., Тимирова Р.В.,
при секретаре Каска Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.05.2021, которым постановлено:
Исковые требования Самодуровой С.Д. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» об обязании внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» внести изменения в выданное Самодуровой С.Д. свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> в графе «Стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать «82 310 рублей», в графе «Размер выплаты» указать «4 444 740 рублей».
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» в пользу Самодуровой С.Д. судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Тараника В.Ю., пояснения представителя ответчикаобластного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») Андреевой Р.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самодурова С.Д. обратилась в суд с иском к ответчику об обязании внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения.
Свои требования мотивировала тем, что она и члены её семьи проживали по адресу: <...>. Данный дом 22.12.2020 включён в перечень утраченных жилых помещений в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории ЕАО в период июль-август 2019 года, утверждённый губернатором ЕАО. 11.01.2021 ответчик выдал ей свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения площадью 54 кв.м, стоимостью одного квадратного метра в сумме 64 050 рублей, размером выплаты - 3 458 700 рублей. Вместе с тем, в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.09.2020 № 557/ПР «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на IV квартал 2020 года» средняя рыночная стоимость одного квадратного метра в ЕАО составляет 82 310 рублей. Таким образом, сумма, рассчитанная ОГБУ «МФЦ в ЕАО», не соответствует нормативным актам.
Просила суд обязать ОГБУ «МФЦ» внести изменения в выданное свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...>, в графе «стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать «82 310 рублей», в графе «размер выплаты» указать «4 444 740 рублей».
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), департамент социальной защиты населения правительства ЕАО, департамент архитектуры и строительства правительства ЕАО.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 доводы и требования иска поддержала. Суду пояснила, что согласно утверждённому распоряжением правительства ЕАО № 428-рп порядку выплата рассчитывается из стоимости квадратного метра, определённого Минстроем России на дату утверждения перечня губернатором ЕАО. Спорный дом включён в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации на территории ЕАО в период июль-август 2019 года, утверждённый губернатором ЕАО 22.12.2020. На указанную дату действовал приказ Минстроя России о средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения - 82 310 рублей. Однако ввыданном истцу свидетельстве указана иная стоимость квадратного метра и сумма выплаты. Спорный дом не мог быть включён в перечень ранее, так как решение суда о выдаче истцу свидетельства вынесено в ноябре 2020 года. Всего по наводнению 2019 года имеется 3 перечня, которые опубликованы в установленном порядке на сайте, в сети «Интернет». Указанный ответчиком перечень от 15.09.2020 не размещался в сети «Интернет».
Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации на территории ЕАО в период июль-август 2019 года, один, утверждённый губернатором ЕАО 30.10.2019. Все последующие документы являются дополнениями к указанному перечню, они не утверждались губернатором ЕАО. Спорный дом включён в дополнение к перечню, утверждённому губернатором ЕАО 15.09.2020.
В судебное заседание истец ФИО3, третьи лица ФИО4, ФИО5, представители третьих лиц Минстроя России, Минфина России, департамента социальной защиты населения правительства ЕАО, департамента архитектуры и строительства правительства ЕАО не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменных возражениях на иск Минстрой России указал, что сведения о жилом доме, расположенном по адресу: <...>, отсутствуют в поступивших в Минстрой России перечнях утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации на территории ЕАО в период июль-август 2019 года. В Министерстве имеются перечни от 30.12.2020 и от 13.02.2020. В представленных в Минстрой России списках семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате паводка 2019 года на территории ЕАО, сведения об истце ФИО3 отсутствуют. Вышеуказанные документы были предоставлены правительством ЕАО в Минстрой России по итогам реализации мероприятия по оказанию мер социальной поддержки гражданам в 2019 - 2020 годы. Минстрой России не несёт ответственности за действия органов государственной власти субъектов РФ.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ОГБУ «МФЦ» просил его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Мотивируя жалобу, указал, что в соответствии с действующим законодательством на ОГБУ «МФЦ» не возложены обязанности по формированию, согласованию, утверждению и опубликованию перечня жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации. Поскольку такие обязанности возложены на управление архитектуры и строительства правительства ЕАО, следовательно, ОГБУ «МФЦ» не может нести ответственность за действия (бездействие) органов государственной власти, нарушающие права граждан.
Полагает, что выдача истице свидетельства о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения исходя из стоимости одного квадратного метра жилого помещения в сумме 82 310 рублей будет неправомерным и повлечёт за собой нарушение положений действующего законодательства, а также нецелевое использование средств бюджета РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» ФИО6 доводы и требования апелляционной жалобы поддержала.
Истец ФИО3, третьи лица ФИО5, ФИО4, представители третьих лиц Минстроя России, Минфина России, департамента социальной защиты населения правительства ЕАО, департамента архитектуры и строительства ЕАО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16).
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика ОГБУ «МФЦ» ФИО6, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 11.01.2021 ФИО3 выдано свидетельство № <...> на приобретение жилого помещения как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка в июле-августе 2019 года на территории ЕАО.
В свидетельстве указана общая площадь жилого помещения 54 кв.м, стоимость одного кв.м - 64 050 рублей, размер выплаты - 3 458 700 рублей.
Также в свидетельстве указаны иные участники общей долевой собственности в приобретаемых жилых помещениях: ФИО5, ФИО4
Распоряжением губернатора ЕАО от 01.08.2019 № 385-рг на территории ЕАО с 08.00 час. 02.08.2019 введён режим чрезвычайной ситуации.
В силу статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - августе 2019 года на территории Еврейской автономной области, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, утверждённого распоряжением правительства ЕАО от 25.10.2019 № 428-рп, право на получение выплаты имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Утраченное жилое помещение должно быть включено в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области (далее - перечень), формируемый управлением архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области. Перечень формируется управлением на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной в том числе на основании заявлений граждан и с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году, определённых распоряжением губернатора ЕАО от 30.08.2019 № 440-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году».
Управление обеспечивает утверждение перечня в соответствии с положениями, установленными Правилами, и размещает его в течение 2 рабочих дней со дня утверждения на официальном интернет-портале органов государственной власти ЕАО.
В силу пунктов 4 и 5 Порядка выплата предоставляется гражданам в отношении одного утраченного жилого помещения однократно. Выплата гражданам предоставляется исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором ЕАО перечня.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327, для определения предельного объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Минстрою России на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Минстрой России перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в которых указываются общая площадь утраченных жилых помещений и общая площадь повреждённых жилых помещений.
Перечни утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 11 указанных Правил при расчёте размера трансферта на цели приобретения или строительства жилых помещений учитываются показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) перечней.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку сведения о спорном жилом доме включены в перечень, утверждённый губернатором ЕАО 22.12.2020, размещённый в установленном порядке в сети «Интернет», посчитав, что данный перечень не является дополнением к ранее утверждённому 30.10.2019 губернатором ЕАО перечню, пришёл к выводу о том, что выплата ФИО3 должна быть произведена с учётом средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения в ЕАО на 4 квартал 2020 года, то есть исходя из 82 310 рублей, исковые требования удовлетворил.
Судебная коллегия считает обоснованными доводы иска о том, что поскольку спорное жилое помещение не было включено в перечень, утверждённый губернатором ЕАО 30.10.2019, следовательно, указание в свидетельстве о получении выплаты на приобретение жилого помещения утверждённого Приказом Минстроя показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на 4 квартал 2019 года в размере 64 050 рублей, является неправомерным. Следовательно, является незаконным и указанный в свидетельстве размер выплаты (3 458 700 рублей), рассчитанный с учётом общей площади жилого помещения, а также стоимости одного квадратного метра на 4 квартал 2019 года.
Достаточных доказательств того, что последующие перечни, также утверждаемые губернатором ЕАО, являются дополнениями к первоначально составленному перечню, утверждённому губернатором ЕАО 30.10.2019, материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы также не содержат обстоятельств, опровергающих данные обстоятельства.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что выплата ФИО3 на приобретение жилого помещения должна быть предоставлена исходя из показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на 4 квартал 2020 года, то есть исходя из 82 310 рублей.
Согласно сведениям департамента архитектуры и строительства правительства ЕАО от 06.04.2021 № 886/21 спорное жилое помещение включено в соответствующий перечень утраченных жилых помещений 15.09.2020.
Имеющийся в материалах дела перечень утраченных жилых помещений, утверждённый врио губернатора ЕАО 15.09.2020, содержит сведения о спорном жилом помещении истца.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку данный перечень не был размещён на официальном интернет-портале, он не может быть принят во внимание при рассмотрении настоящего спора.
В силу статьи 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
Поскольку перечень утраченных жилых помещений, являясь актом, направленным на формирование сведений о таком жилье, не затрагивает права, свободы и обязанности неопределённого круга лиц, поскольку не содержит правовых норм, не устанавливает правовой статус каких-либо лиц, то в силу вышеизложенных конституционных положений не является нормативным правовым актом.
Таким образом, несмотря на указание в пункте 3 Порядка о необходимости размещения перечня на официальном интернет-портале органов государственной власти ЕАО, то обстоятельство, что данный документ не был размещён в сети «Интернет», не свидетельствует о том, что данный документ не должен применяться.
Также не является основанием для неприменения данного документа и его отсутствие в Минстрое России.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выплата ФИО3 на приобретение жилого помещения должна быть произведена исходя из показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра на 3 квартал 2020 года, который в соответствии с приказом Минстроя России от 29.06.2020 № 351-пр составляет 78 184 рубля.
Учитывая изложенное, указанная сумма подлежит внесению в свидетельство в графу «стоимость одного квадратного метра общей площади жилья». Соответственно подлежит изменению и размер положенной ФИО3 выплаты на 4 221 936 рублей.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.05.2021 изменить. Изложить 1, 2 абзацы резолютивной части решения в следующей редакции:
Исковые требования ФИО3 к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» об обязании внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» внести изменения в выданное 11.01.2021 ФИО3 свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> в графе «Стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать «78 184 рубля», в графе «Размер выплаты» указать «4 221 936 рублей».
Апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» считать удовлетворённой частично.
Председательствующий О.М. Кукшинова
Судьи В.Ю. Тараник
ФИО7
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено <...>.