ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-883/2021 от 22.09.2021 Томского областного суда (Томская область)

Судья Самойлова Е.А. Дело № 33-3082/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Кребеля М.В.,

судей Небера Ю.А., Ячменевой А.Б.,

при секретаре Волкове А.В.,

помощник судьи Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-883/2021 по иску прокурора ЗАТО г. Северск, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к специализированному потребительскому кооперативу «Трилистник» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности

по апелляционной жалобе председателя специализированного потребительского управленческого кооператива «Трилистник» Петрова Владимира Ивановича на решение Северского городского суда Томской области от 10 июня 2021 года,

заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Кофман Е.Г., возражавшей против апелляционной жалобы,

установила:

прокурор ЗАТО г. Северск, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к специализированному потребительскому управленческому кооперативу «Трилистник» (далее – СПУК «Трилистник») о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: /__/, а именно:

- обеспечить исправное состояние имеющейся системы противодымной защиты;

- провести ремонт установки противодымной вентиляции в соответствии с исполнительной документацией, предусмотрев при этом замену составных частей на:

а) кабельные линии и электропровода, сохраняющие работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуацию людей в безопасную зону;

б) противодымное оборудование (противодымные клапана, приточную вентиляцию и вытяжную вентиляцию), имеющие подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности с размещением противопожарных клапанов на высоте не менее 2 метров;

- заключить договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт системы противодымной защиты с организацией, имеющей лицензию в области пожарной безопасности;

- обеспечить соответствие с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документацией заводов изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту существующей системы противопожарной защиты (противодымной защиты).

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой ЗАТО г. Северск в ходе рассмотрения обращения П. проведен анализ исполнения СПУК «Трилистник» требований законодательства о пожарной безопасности в местах с массовым пребыванием людей. В ходе проверок, проведенных Федеральным государственным казенным учреждением «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 8 МЧС России» (далее - ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России») в период с октября 2018 года по апрель 2019 года в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: /__/, управление, которым осуществляет СПУК «Трилистник», выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем руководителю организации Петрову В.И. выданы предписания: 1) от 30.10.2018 № 92/1/1СПУК «Трилистник» предписано: обеспечить исправное состояние имеющейся системы противодымной защиты; провести ремонт установки противодымной вентиляции, в соответствии с исполнительной документацией, предусмотрев при этом замену составных частей на: а) кабельные линии и электропровода, сохраняющие работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуацию людей в безопасную зону; б) противодымное оборудование (противодымные клапана, приточную вентиляцию и вытяжную вентиляцию), имеющее подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности с размещением противопожарных клапанов на высоте не менее 2 метров; 2) от 11.02.2019 № 2/1/1СПУК «Трилистник» предписано: заключить договор на техническое обслуживание и планово- предупредительный ремонт системы противодымной защиты с организацией, имеющей лицензию в области пожарной безопасности; 3) от 11.04.2019 № 35/1/1 СПУК «Трилистник» предписано: обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту существующей системы противопожарной защиты (противодымной защиты) многоквартирного жилого дома по адресу: /__/. Указанные регламентные работы должны выполнять организации, имеющие лицензию в области пожарной безопасности. До настоящего времени предписания ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России» не исполнены. Нарушения обязательных требований пожарной безопасности создают угрозу возникновения пожара и (или) жизни или причинения вреда жизни или здоровью людей.

В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Северск Казенова А.А. поддержала заявленные исковые требования к СПУК «Трилистник» по основаниям, изложенным в иске.

Представитель третьего лица ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России» Литвинов Е.А. в судебном заседании считал иск подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика СПУК «Трилистник».

Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе председатель СПУК «Трилистник» Петров В.И. просит решение суда отменить в полном объеме, производство по делу прекратить.

В обоснование доводов указывает, что, вынося решение о возложении на ответчика обязанности провести ремонт противодымной вентиляции, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме, суд принял решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле - собственников помещений в многоквартирном доме.

Обращает внимание на отсутствие в действующем законодательстве норм права, обязывающих организацию, имеющую лицензию в области пожарной безопасности, заключить договор с ответчиком при получении от него оферты на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт системы противодымной защиты в многоквартирном доме.

Полагает, что решение является неисполнимым в определенные судом сроки, поскольку изготовление проектной документации на ремонт система противодымной защиты в многоквартирном доме осуществляется в течение нескольких месяцев.

Ссылается на отсутствие у ответчика денежных средств в размере 8000000 руб., необходимых для исполнения судебного решения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России» Гордюхин А.А., помощник прокурора ЗАТО г. Северск Томской области Казенова А.А. просят решения суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и не явившихся в суд лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам абз. 1 ч. 1 и абз. 1 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.

В силу п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В целях защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничения его последствий согласно ст. 51 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» создаются системы противопожарной защиты. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ч. 1-3 ст. 5 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности.

Пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 № 1479 предусмотрено, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты (противодымной защиты) составляется, в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 52 указанного Федерального закона к способам защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничения последствий их воздействия относятся применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации).

Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: 1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; 2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; 3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

В пункте 4.3.7 Свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, указано, что в коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, трубопроводы с горючими газами и жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.

Статьей 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (часть 2).

Правила применения электрооборудования в зависимости от степени его взрывопожарной и пожарной опасности в зданиях и сооружениях различного назначения, а также показатели пожарной опасности электрооборудования и методы их определения устанавливаются техническими регламентами для данной продукции, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», для данной продукции и (или) нормативными документами по пожарной безопасности (часть 13).

В силу ч. 4 ст. 145 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащими требования к отдельным видам продукции.

Согласно п. 4.8 Свода правил СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 21.02.2013 № 115, кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.

Ответственность, согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

В силу п. 42 указанных предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, при том, что в содержание общего имущества включаются и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (подп. «е» п. 11).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что СПУК «Трилистник» является управляющей компанией многоквартирного жилого дома по адресу: /__/.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 26.05.2021 № ЮЭ9965-21-151394064 председателем СПУК «Трилистник» является Петров В.И.

Прокуратурой ЗАТО г. Северска в ходе рассмотрения обращения П. проведен анализ исполнения СПУК «Трилистник» требований законодательства о пожарной безопасности в местах с массовым пребыванием людей.

На основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России» о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица от 28.09.2018 № 92 в многоквартирном /__/ проведена внеплановая, выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты.

Согласно акту проверки от 30.10.2018 № 92, в ходе проверки установлено, что система противодымной вентиляции в указанном многоквартирном жилом доме смонтирована по проекту 1986 года, эксплуатируется более 30 лет, а информации по ремонту и капитальному ремонту системы противодымной защиты не представлено. Марка противопожарных клапанов и марка вентиляторов, смонтированных на данном объекте защиты для противодымной вентиляции, не установлены. В настоящее время система дымоудаления не соответствует предъявляемым требованиям: 1) на объекте защиты отсутствует исполнительная документация на систему противодымной защиты; 2) в данном доме кабельные линии и электропроводка, смонтированные для системы противодымной защиты, не имеют обязательное подтверждение соответствия (не сертифицирована в области пожарной безопасности), а соответственно не подтверждена работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнены функций и эвакуацию людей в безопасную зону; 3) в коридорах на путях эвакуации с 2-го по 15 этажи размещено противодымное оборудование (противопожарные клапана), выступающие из плоскости стен на высоте менее 2 м; 4) оборудование, смонтированное на данном объекте защиты для дымоудаления (противодымные клапана, приточная вентиляция, вытяжная вентиляция), не имеет подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности.

Система противодымной защиты в случае возникновения пожара требует проведения ремонта с целью приведения её в соответствие требованиям нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Лицом, допустившим нарушение, является председатель СПУК «Трилистник» Петров В.И.

30.10.2018 СПУК «Трилистник» вынесено предписание № 92/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, предписано: обеспечить исправное состояние имеющейся системы противодымной защиты в срок по 01.12.2018; провести ремонт установки противодымной вентиляции, в соответствии с исполнительной документацией, предусмотрев при этом замену составных частей на: а) кабельные линии и электропровода, сохраняющие работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуацию людей в безопасную зону; б) противодымное оборудование (противодымные клапана, приточную вентиляцию и вытяжную вентиляцию), имеющее подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности с размещением противопожарных клапанов на высоте не менее 2 метров в срок по 01.11.2019 (л.д. 9).

Акт № 92 от 30.10.2018 и предписание № 92/1/1 от 30.10.2018 получены председателем СПУК «Трилистник» Петровым В.И., что подтверждается записью и подписью последнего в указанных документах.

На основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России» от 05.12.2018 № 133 в многоквартирном /__/ проведена внеплановая, выездная проверка.

Согласно акту проверки от 28.12.2018 № 133, в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов: п. 63 ППР в РФ (не обеспечил в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительный ремонт системы противодымной защиты с организацией, имеющей лицензию в области пожарной безопасности). Лицом, допустившим нарушение является председатель СПУК «Трилистник» Петров В.И.

На основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России» от 10.01.2019 № 2 в многоквартирном /__/ проведена внеплановая, выездная проверка.

Как следует из акта проверки от 11.02.2019 № 2 в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов, а именно указанного выше п. 63 ППР в РФ. Лицом, допустившим нарушение является председатель СПУК «Трилистник» Петров В.И.

11.02.2019 СПУК «Трилистник» вынесено предписание № 2/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, предписано: заключить договор на техническое обслуживание и планово предупредительный ремонт системы противодымной защиты с организацией, имеющей лицензию в области пожарной безопасности в срок по 14.03.2019.

На основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России» от 15.03.2019 № 35 в многоквартирном /__/ проведена внеплановая, выездная проверка.

Согласно акту проверки от 11.04.2019 № 35, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности № 2/1/1 от 11.02.2019 в установленный срок (14.03.2019) не выполнено.

11.04.2019 СПУК «Трилистник» вынесено предписание № 35/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, предписано: обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту существующей системы противопожарной защиты (противодымной защиты) многоквартирного жилого дома по адресу: /__/. Указанные регламентные работы должны выполнять организации, имеющие лицензию в области пожарной безопасности в срок по 01.07.2019.

Также судом установлено, что в связи с невыполнением предписания №2/1/1 от 11.02.2019 постановлением государственного инспектора ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России» Литвинова Е.А. по делу об административном правонарушении от 11.04.2019 № 23 председатель СПУК «Трилистник» Петров В.И. признан винновым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб.

Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Северского судебного района Томской области от 16.05.2019 по делу № 5-310/2019 (2) СПУК «Трилистник» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 70 000 руб.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что выявленные в многоквартирном жилом /__/ нарушения требований пожарной безопасности, создают непосредственную угрозу возникновения пожара и (или) причинение вреда жизни или здоровью людей; данные нарушения указывают на несоответствие деятельности СПУК «Трилистник» по обеспечению пожарной безопасности обязательным требованиям; председатель СПУК «Трилистник» Петров В.И. уклоняется от исполнения предписаний, а также требований пожарной безопасности. Поскольку заявленные исковые требования связаны с обеспечением пожарной безопасности в многоквартирной жилом доме для защиты и по предотвращению угрозы проникновения пожара и (или) причинения вреда жизни или здоровью людей, суд пришел к выводу об их обоснованности, возложив на ответчика СПУК «Трилистник» обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в указанном многоквартирном доме в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку данные выводы основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются совокупностью исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств.

Доказательств, подтверждающих устранения выявленных в ходе проверок и указанных в актах проверок нарушений требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: /__/, а именно: обеспечение исправного состояния имеющейся системы противодымной защиты; проведение ремонта установки противодымной вентиляции, в соответствии с исполнительной документацией, предусмотрев при этом замену составных частей на: а) кабельные линии и электропровода, сохраняющие работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуацию людей в безопасную зону; б) противодымное оборудование (противодымные клапана, приточную вентиляцию и вытяжную вентиляцию), имеющие подтверждение соответствиятребованиям пожарной безопасности с размещением противопожарных клапанов на высоте не менее 2 метров; заключение договора на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт системы противодымной защиты с организацией, имеющей лицензию в области пожарной безопасности; обеспечение соответствие с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документацией заводов изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту существующей системы противопожарной защиты (противодымной защиты), СПУК «Трилистник» не представлено, а также не оспаривается ответчиком.

Учитывая установленные обстоятельства дела, руководствуясь приведенными нормами законодательства о пожарной безопасности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора и возложил на ответчика обязанность принять меры по обеспечению пожарной безопасности в целях предотвращения угрозы возникновения пожара, защиты жизни и здоровья людей и имущества.

Доводы жалобы о недостаточности установленного срока для исполнения судебного решения не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Устанавливая срок, в течение которого ответчик должен устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном доме, суд исходил из названных выше требований закона, конкретных обстоятельств дела и достаточности указанного срока. Учитывая объемы работ, которые необходимо произвести с целью исполнения устранения нарушений требований пожарной безопасности, суд правомерно установил ответчику трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу, данный срок для исполнения судебного решения является разумным.

Вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Более того, о допущенных нарушениях требований пожарной безопасности, председателю СПУК «Трилистник» было известно еще с 30.10.2018, когда ему впервые выдано предписание. Между тем в уставленные сроки требования предписаний не исполнялись.

Ссылки апеллянта на отсутствие у ответчика денежных средств, необходимых для исполнения судебного решения не состоятельны к отмене судебного акта, поскольку данные обстоятельства не могут освобождать ответчика от исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе, по устранению нарушений, создающих угрозу безопасности людей в случае возникновения пожара.

Доводы жалобы о том, что суд принял решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (собственников помещений в многоквартирном доме) основаны на ошибочном толковании закона, учитывая, что СПУК «Трилистник» является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, оказывающая услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, действует в интересах всех собственников квартир дома.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и обстоятельств. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права при разрешении спора, направлены на иную оценку доказательств по делу.

Учитывая изложенное, решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северского городского суда Томской области от 10 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя специализированного потребительского кооператива «Трилистник» Петрова Владимира Ивановича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: