ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-886/2022 от 08.09.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Волкова Е.В. 61RS0024-01-2021-006980-13

дело № 33-15034/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 сентября 2022г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Татуриной С.В.

судей Тактаровой Н.П., Глебкина П.С.

при секретаре Сагакян С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-886/2022 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области об оспаривании решения, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Татуриной С.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ ОПФ Российской Федерации по Ростовской области об оспаривании решения, указав, что с 05.07.2010г. является пенсионером по старости и в период с 01.01.2019г. и по 01.01.2020г. получала 25% доплату к пенсии за сельский стаж.

Решением УПФ РФ г. Новочеркасска № 822479/20 от 21.10.2020г. с 01.01.2020г. 25% надбавка отменена, так как в стаж работы в сельском хозяйстве включены только 23 года 7 месяцев 12 дней.

Такое решение ФИО1 полагает необоснованным и незаконным, нарушающим ее права и законные интересы в области пенсионного обеспечения. Отказ ответчика, в нарушение п. 11 Постановления Правительства РФ № 1015 от 02.10.2014г. «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» мотивирован ссылкой на документальную проверку Клиентской службы в Аксайском районе №К 45247-02/56 от 27.08.2021 г. и счета формы Т-2, тогда как основным доказательством стажа является трудовая книжка.

Стаж работы истца в сельском хозяйстве подтверждается справкой № 62 от 15.09.2020 г., а также последней записью в трудовой книжке истца удостоверением от 30.06.1983 г., согласно которым истец была переведена с должности лаборанта на должность кочегара-машиниста 19.08.1983 г. и работала до 15.08.2017 г.

Приказом № 114 от 19.08.1983 г. истец была переведена с должности лаборанта на должность кочегара-машиниста третьего разряда. Получив 30.06.1983 г. удостоверение машиниста котельной. Приказом № 26к от 14.09.2017 г. с этой должности истец была уволена в связи с выходом на пенсию.

Истец указывает, что за этот период она ни разу не была переведена на другую должность. Но согласно выездной документальной проверке Клиентской службы в Аксайском районе № К 45247-02/56 от 27.08.2021 г., за 2016 год включено всего два месяца сельского стажа.

Истец сомневается в достоверности проведенной выездной проверки, так как акт проверки не соответствует форме № 16 ДСО ПФ РФ, утвержденной приказом № 296Н от 01.07.2013г. Министерства труда и социальной защиты, а также методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности предоставленных сведений о трудовом стаже от 30.01.2002 г. № 11п. В акте не указаны месяц, дата, время и продолжительность выездной проверки.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, ФИО1 просит суд отменить решение № 822479/20 от 21.10.2020г. УПФ РФ в г. Новочеркасске Ростовской области, произвести перерасчет и выплату доплату за сельский стаж с 01.01.2020 г. вплоть до даты решения суда, включить незаконно исключенные ПФ РФ по РО периоды работы с 19.08.1983 г. по 15.08.2017 г. в должности кочегара-машиниста котельной по отоплению теплиц, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб., нотариальные расходы в размере 1800 руб.

Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 апреля 2022 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований, полагая, что трудовая книжка подтверждает наличие стажа в сельской местности в должности кочегара – машиниста 3 разряда в размере 34 лет. Заявитель жалобы полагает, что ответчик не обосновал свою правовую позицию со ссылками на нормы законодательства РФ, а указание на карточки формы Т-2, которые работодатель не вел должным образом, не являются надлежащим доказательством.

ГУ ОПФ Российской Федерации по Ростовской области поданы возражения на апелляционную жалобу истца.

Изучив материалы дела, заслушав истца ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика, действующую на основании доверенности ФИО2, просившую апелляционную жалобу отклонить, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, возражений судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что в деле отсутствуют письменные доказательства, подтверждающие факт работы ФИО1 в период с 19.08.1983 г. по 15.08.2017 г. в должности кочегара-машиниста котельной по отоплению теплиц, в связи с чем оснований для включения указанного периода в стаж работы, обязании произвести перерасчет не имеется, а решение УПФР в г. Новочеркасске Ростовской области (межрайонное) № 822479/20 от 21.10.2020 г. отмене не подлежит.

Поскольку в удовлетворении основных требований ФИО1 отказано, оснований для удовлетворения вытекающих из них требований о взыскании компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов у суда также не имеется.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

На основании пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В соответствии с частью 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Согласно пункту 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.

Право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости имеют только лица, занятые по профессии, должности, специальности, поименованных в вышеуказанном Списке.

Общие правила исчисления сельского стажа заключаются в том, что в него включаются периоды работы, которые осуществлялись в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, выполнялись на территории Российской Федерации и производились начисления (уплачивались) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При одновременном соблюдении всех трех названных условий период работы засчитывается в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по старости.

Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении "рабочих всех наименований, указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.

Для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.

В разделе 1 Списка наименование работ, производств сельского хозяйства предусмотрено растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация).

В разделе 1 Списка наименований профессий, должностей, специальностей поименована должность рабочих всех наименований, занятых растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов, (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является получателем пенсии по старости с 05.07.2010 года. Согласно решению УПФР в Аксайском районе Ростовской области № 862 от 5.07.2010г. пенсия назначена по общим основаниям в соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно протоколу расхождения от 04.03.2010г. (т.1 л.д. 34-35) в период с 15.10.1975г. по 18.08.1983г. ФИО1 работала в Совхозе Солнечный лаборантом котельной. В период с 19.08.1983г. по 31.12.2001г. работала в Совхозе Солнечный кочегаром-машинистом.

С 01.01.2019 г. в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу была установлена повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии, как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию и проживающему в сельской местности.

В связи с установлением факта осуществления истцом работы с 01.01.2020 г. был произведен перерасчет и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на 25 процентов снято.

Приказом №4 от 24.01.2020 г. истец была уволена с 24.01.2020 г., а 31.01.2020 г. ФИО1 обратилась с заявлением о перерасчете фиксирований выплаты, как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющему работу (или) иную деятельность, в период которой оно подлежит обязательному пенсионному страхованию и проживающему в сельской местности. Рассмотрение заявления было приостановлено в связи карантинными мероприятиями.

15.10.2020 г. ФИО1 вновь обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии по старости.

Решением УПФ Российской Федерации в г. Новочеркасске Ростовской области (межрайонное) № 822479/20 от 21.10.2020 г. истцу было отказано в перерасчете размера пенсии по причине отсутствия 30-летнего стажа работы в сельском хозяйстве (истцом выработано 23 года 07 мес. 12 дней).

При этом в стаж работы в сельском хозяйстве не включены периоды работы: с 12.09.1972 г. по 03.01.1974 г., с 26.03.1974 г. по 20.12.1974 г., с 08.02.1975 г. по 01.03.1975 г., с 12.04.1975 г. по 13.10.1975 г., с 01.01.1993 г. по 31.12.1993 г., с 01.01.1999 г. по 12.10.2000 г., с 13.10.2000 г. по 29.07.2012 г., с 13.08.2012 г. по 07.07.2013 г., с 15.07.2013 г. по 07.07.2014 г., с 05.08.2014 г. по 31.05.2016 г., в связи с тем, что должности не связаны с работой в сельской местности, документально не подтверждена работа в профессии, предусмотренной Списком, должность не поименован Списком.

Истец оспаривает законность отказа во включении в сельский стаж периода работы с 19.08.1983 г. по 15.08.2017 г. в должности кочегара-машиниста котельной по отоплению теплиц, ссылаясь на записи в трудовой книжке и справку работодателя.

Как следует из копии трудовой книжки ФИО1, 15.10.1975 г. она была принята в совхоз «Солнечный» на должность лаборантки в котельной, 19.08.1983 г. на основании приказа № 114-К от 19.08.1984г. переведена на должность кочегаром-машинистом 3 разряда. 15.08.2017 г. ФИО1 уволена по собственному желанию на основании приказа от 14.08.2017г. № 26-К.

В материалы дела представлена справка о том, что 24.10.1969 г. на основании Постановления Совета Министров по Ростовскому тресту овощеводческих совхозов образовался Овощной Совхоз «Солнечный» на основании приказа Предприятия «Мострансгаз» РАО «Газпром» от 08.08.1994 г. № 888 реорганизовано в Подсобное Сельское Хозяйство «Солнечное». ПСХ «Солнечное» на основании распоряжения Главы администрации Аксайского района от 29.01.1999 г. № 64 реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью «Солнечное». ООО «Солнечное» сообщает, что ведение делопроизводства в период с 1969 года по 1994 год в обиходе использовалось наименование совхоз «Солнечный», фактически наименование предприятия было Овощной совхоз «Солнечный».

Согласно выписке из ЕГРН от 19.09.2019г., а также справке ООО «Солнечное» № 33 (т.1 л.д. 224) основным видом деятельности организации является выращивание овощей, то есть растениеводство. При этом на территории организации находится газовая котельная, которая круглогодично отапливает теплицы.

ООО «Солнечное» представлена справка от 15.09.2020 № 62., согласно которой истец в период с 19.08.1983 г. по 15.08.2017 г. работала в должности кочегара-машиниста 3 разряда.

Ответчиком в рамках рассмотрения обращения ФИО1 проведена проверка факта работы истца в сельском хозяйстве и актами документальных проверок от 3.07.2020г. и 3.11.2020г. исследованы лицевые счета ООО «Солнечное», корточки Т-2, Приказы, Штатное расписание на 01.06.2016г., Инструкция по охране труда и установлено, что согласно пояснительной записке генерального директора лицевые счета за 1975-1983г.г., 1993г., 2007-2017г.г. представлены быть не могут в связи с их отсутствием по неизвестной причине. Ранее лицевые счета за 1999-2006г.г., расчетные листы за 2009-2010г.г. не были предоставлены, в связи с отсутствием бухгалтера и большего объема документов организации, которые были расположены в нехронологическом порядке и не по наименованию документов, что затруднило поиск необходимых документов.

Как следует из лицевых счетов за 1985 год, истец работала в должности кочегара, участок-котельная, дата поступления 15.10.1975 г.

В соответствии с лицевыми счетами 1994-1998 г. категория профессии-30.

В карточке формы Т-2, дата заполнения 13.10.2000 значится ФИО1, профессия лаборант, с 15.07.1975 г.- лаборант-оператор.

В карточке формы Т-2, дата заполнения 01.06.2016 г. значится ФИО1 оператор, котельная.

Специалистом-экспертом КС (на правах отдела) в Аксайском районе УПФР в г. Новочеркасске по Ростовской области проведена проверка факта работы в сельском хозяйстве ФИО1, работавшей в периоды с 15.10.1975 г. по 15.08.2017 г. в должности лаборанта оператора (кочегар) совхоза «Солнечный».

Актом документарной проверки от 03.07.2020 г. не подтвержден период работы ФИО1 с 19.08.1983 г. по справке работодателя от 15.09.2020 № 62.

Вместе с тем, правильность ведения, учета и хранения кадровой и бухгалтерской документации является обязанностью работодателя, а выявленные нарушения со стороны ООО «Солнечное» не могут лишать гражданина права на достойное пенсионное обеспечение, гарантированное ст.ст. 7, 39 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготы, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии.

Содержание сведений персонифицированного учета также имеет правовое значение для рассмотрения требований истца с даты регистрации в системе персонифицированного учета (07 июля 1998 года).

Приведенным выше обстоятельствам судом первой инстанции при разрешении спора не дана надлежащая оценка.

Согласно обжалуемому решению ответчика, периоды до 1.01.1993г. включены в сельский стаж на основании трудовой книжки истца без учета перечня должностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 N 1440.

Работа истца в период с 01.01.1993 г. по 31.12.1993 г. в овощном Совхозе «Солнечный» в должности кочегара-машиниста отнесена к периоду до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица и подтверждена трудовой книжкой ФИО1, протоколом расхождений от 4.03.2010г., а также справкой ООО «Солнечное» № 171 от 08.09.2006г., выданной на основании лицевого счета, о помесячном размере заработка истца в 1993г. (т.1 л.д. 122).

Указание в оспариваемом решении на то, что истцом не подтверждена работа в профессии, предусмотренной списком, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку ФИО1 выполняла работы по обслуживанию производственного оборудования (работа в котельной) в организации, занятой растениеводством в должности кочегара-машиниста.

Спорные периоды работы истца с 01.01.1999 г. по 12.10.2000 г., с 13.10.2000 г. по 29.07.2012 г., с 13.08.2012 г. по 07.07.2013 г., с 15.07.2013 г. по 07.07.2014 г., с 05.08.2014 г. по 31.05.2016 г. являются периодами после регистрации ФИО1 в качестве застрахованного лица и выпиской из ИЛС от 20.10.2020г. (л.д. 246-250) подтверждается работа ФИО1 в ООО «Солнечное», за которую уплачены страховые взносы. До 2015 года работодателем проставлялся код категории СХ или ЕСХН. С 2015г. код категории указан как НР. Кроме того, в отношении указанных периодов работодателем не проставлены коды, которые бы позволяли не включать их в специальный стаж. Тогда как в отношении периодов с 30.07.2012г. по 12.08.2012г., с 08.07.2013г. по 14.07.2013г. проставлен код АДМИНИСТР (Отпуск без сохранения содержания), в отношении периода с 08.07.2014г. по 4.08.2014г. проставлен код НЕОПЛ (Отпуск без сохранения заработной платы).

Сведений о том, что характер работы ФИО1 в ООО «Солнечное» изменился и она перестала относиться к категории рабочих всех наименований, занятых растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов, (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, материалы дела не содержат.

Наличие разночтений в наименовании должности, занимаемой истцом в спорные периоды в различных документах работодателя, отсутствие в штатном расписании на 2016 годе должности кочегар-машинист, не опровергает того, что ФИО1 фактически выполняла данную работу в ООО «Солнечное». Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание выявленные нарушения ведения, учета и хранения кадровой документации со стороны ООО «Солнечное», которые не могут лишать работника права на получение пенсионного обеспечение в полном объеме.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что совокупностью представленных в материалы дела документов, подтвержден факт работы ФИО1 в спорные периоды в должности, предусмотренной списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018г. N 1440.

То есть, работа истца в спорный проходила в определенных условиях труда, поименованных в Списке и Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. N 1440, что дает основание для включения спорных периодов работы истца в стаж работы в сельском хозяйстве, учитываемого при установлении повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

С учетом указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, принимая во внимание, что ранее фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в связи с наличием необходимого стажа работы в сельском хозяйстве ей выплачивалась и была прекращена в связи с наличием занятости.

С учетом изложенного, решение УПФ РФ в г. Новочеркасске Ростовской области № 822479/20 от 21.10.2020г. признается судебной коллегией незаконным, а спорные периоды работы истца с 01.01.1993 г. по 31.12.1993 г., с 01.01.1999 г. по 12.10.2000 г., с 13.10.2000 г. по 29.07.2012 г., с 13.08.2012 г. по 07.07.2013 г., с 15.07.2013 г. по 07.07.2014 г., с 05.08.2014 г. по 31.05.2016 г. подлежащими включению в стаж работы в сельском хозяйстве.

С учетом включения спорных периодов стаж работы истца в сельском хозяйстве составляет более 30 календарных лет, она проживает в сельской местности, не работает в настоящее время, а потому в силу ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в связи с приобретением необходимого стажа работы в сельском хозяйстве подлежит перерасчету.

Поскольку с работы истец была уволена Приказом №4 от 24.01.2020 г. только с 24.01.2020г., а с заявлением о перерасчете фиксирований выплаты обратилась 31.01.2020г., то в силу п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет должен осуществляться с 1.02.2020г.

Требования ФИО1 о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку положениями Федерального закона "О страховых пенсиях" по спорам о праве на пенсионное обеспечение взыскание компенсации морального вреда не предусмотрено.

Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, судебная коллегия руководствуется ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, согласно которой, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В части 1 статьи 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

По смыслу указанных норм суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя критерий разумности понесенных расходов.

Разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности рассмотрения дела и т.п.

Принимая во внимание представленные в материалы дела доказательств несения ФИО1 судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20000 руб., в виде договора на оказание юридических услуг и расписки (т.1 л.д. 15-16), а также учитывая объем осуществленной представителем истца работы, судебная коллегия приходит к выводу, что разумным и справедливым является взыскание с ГК ОПФ Российской Федерации по Ростовской области в пользу ФИО1 судебных расходов в размере 10000 руб.

Оснований для взыскания нотариальных расходов в размере 1800 руб., судебная коллегия не усматривает, поскольку из текста доверенности не следует, что она выдана для осуществления защиты интересов ФИО1 исключительно в рамках настоящего спора.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 апреля 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение УПФ РФ в г. Новочеркасске Ростовской области № 822479/20 от 21.10.2020г.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области включить в стаж работы в сельском хозяйстве ФИО1 периоды работы с 01.01.1993 г. по 31.12.1993 г., с 01.01.1999 г. по 12.10.2000 г., с 13.10.2000 г. по 29.07.2012 г., с 13.08.2012 г. по 07.07.2013 г., с 15.07.2013 г. по 07.07.2014 г., с 05.08.2014 г. по 31.05.2016 г. в качестве кочегара-машиниста в ООО «Солнечное» и произвести перерасчет ФИО1 размера страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1.02.2020г.

Взыскать с Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области в пользу ФИО1 судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.

В остальной части исковых требований отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.09.2022 г.