Дело № 33-4052/2020
Судья Савченко И.Н., номер дела в суде первой инстанции: №2-893/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 29 мая 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Марчукова А.В.
судей Колгановой В.М., Гулян Р.Ф.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, главе Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения о прекращении начисления и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальной службы, возложении обязанности осуществлять начисление и выплату пенсии,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 17 декабря 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, главе Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области ФИО2 о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Дубовского сельского поселения и должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 20 августа 2019 года о прекращении начисления и выплаты пенсии за выслугу лет ФИО1 – отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав представителя ФИО1 – ФИО3 поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, главе Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения о прекращении начисления и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальной службы, возложении обязанности осуществлять начисление и выплату пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Дубовского сельского поселения и должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области рекомендовано назначить с 15 октября 2018 года ФИО1, замещавшему должность главы Дубовского сельского поселения, исходя из стажа муниципальной службы 15 лет, пенсию за выслугу лет, составляющую суммарно 11803 рубля, из расчета 38 % месячного денежного содержания по указанной должности. На основании акта ревизии исполнения бюджета Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района за период с января по декабрь 2018 года, внешней проверки бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств «Администрации Дубовского сельского поселения» за 2018 год, контрольно - счетная палата Урюпинского муниципального района рекомендовала прекратить начисления и выплату ФИО1 пенсию за выслугу лет по тем основаниям, что гарантии, предусматривающие расходование средств местного бюджета, устанавливаются только в отношении лиц, осуществляющих полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, в то время как, согласно записи трудовой книжки от 2 ноября 2009 года ФИО1, его полномочия главы Дубовского сельского поселения были прекращены в связи с неизбранием на эту должность, ФИО1 на момент осуществления полномочий главы не достиг пенсионного возраста, следовательно пенсия за выслугу лет ему назначена незаконно. Решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Дубовского сельского поселения и должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 20 августа 2019 года, в соответствии с заключением контрольно - счетной палаты Урюпинского муниципального района на отчет об исполнении бюджета администрации Дубовского сельского поселения за 2018 год, рекомендовано главе Дубовского сельского поселения ФИО2 прекратить начисление и выплату пенсии за выслугу лет ФИО1 Указанное решение от 20 августа 2019 года является незаконным и подлежит отмене, поскольку стаж муниципальной службы ФИО1 более 16 лет, а потому он вправе претендовать на назначение и выплату пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, при условии увольнения с муниципальной службы Дубовского сельского поселения.
ФИО1 просил суд признать незаконным и отменить решение главы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 20 августа 2019 года о прекращении начисления и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальной службы ФИО1, обязать администрацию Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области ежемесячно осуществлять начисление и выплату пенсии за выслугу лет ФИО1
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 17 декабря 2019 года, ссылаясь на то, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права и неправильно применены нормы материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу контрольно - счетная палата Урюпинского муниципального района Волгоградской области, представитель администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области ФИО4 просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Выплата пенсии муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), определение её размера (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), а также дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст.22 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании п.5.1 ст.40, п.1,2 ст.53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 11 закона Волгоградской области от 2 декабря 2008 года № 1791-ОД «О гарантиях осуществления полномочий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления в Волгоградской области» депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления, замещавшему должность на постоянной основе, может быть установлена пенсия за выслугу лет муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
В силу ст. 9.2 закона Волгоградской области от 11 февраля 2008 года № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Согласно ст.86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Решением Совета депутатов Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 29 мая 2017 года №42/93 дополнена ч.2 ст.25 Устава Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, определяющая гарантии, предоставляемые депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе: гарантии, предусматривающие расходование средств местного бюджета, устанавливаются только в отношении лиц, осуществляющих полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктом 2,1, 3, 6-9 части 6, частью 6,1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п.2 ст.2, п.2,3 ст.4 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области (утв. решением Совета Депутатов Дубовского сельского поселения 29 мая 2017 года за № 42/94), право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением имеют: лица, замещавшие муниципальные должности Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области; и лица, замещавшие должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.
Лицам, замещавшим должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, пенсия за выслугу лет назначается при условии замещения указанных должностей на профессиональной постоянной основе не менее пяти лет.
Лицам, замещавшим должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, пенсия за выслугу лет назначается при условии увольнения с муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, не ранее 24 июля 1997 года, наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и суммарной продолжительности замещения должностей муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области не менее десяти лет.
Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ФИО1, являющийся получателем пенсии по старости, 15 октября 2018 года обратился к главе Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости. Решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Дубовского сельского поселения и должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области рекомендовано назначить с 15 октября 2018 года ФИО1, замещавшему должность главы Дубовского сельского поселения, исходя из стажа муниципальной службы 15 лет, пенсию за выслугу лет, составляющую суммарно 11803 рубля, из расчета 38 % месячного денежного содержания по указанной должности. На основании акта ревизии исполнения бюджета Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района за период с января по декабрь 2018 года, внешней проверки бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств «Администрации Дубовского сельского поселения» за 2018 год, контрольно - счетная палата Урюпинского муниципального района рекомендовала прекратить начисления и выплату ФИО1 пенсию за выслугу лет по тем основаниям, что гарантии, предусматривающие расходование средств местного бюджета, устанавливаются только в отношении лиц, осуществляющих полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, в то время как, согласно записи трудовой книжки от 2 ноября 2009 года ФИО1, его полномочия главы Дубовского сельского поселения были прекращены в связи с неизбранием на эту должность, ФИО1 на момент осуществления полномочий главы не достиг пенсионного возраста, следовательно пенсия за выслугу лет ему назначена незаконно. Решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Дубовского сельского поселения и должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 20 августа 2019 года, в соответствии с заключением контрольно - счетной палаты Урюпинского муниципального района на отчет об исполнении бюджета администрации Дубовского сельского поселения за 2018 год, рекомендовано главе Дубовского сельского поселения ФИО2 прекратить начисление и выплату пенсии за выслугу лет ФИО1
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в её дополнительном характере к базовой пенсии. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления. Определение права на назначение пенсии, размера пенсии с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления.
Как следует из трудовой книжки истца, ФИО1 с 1 января 2006 года по 2 ноября 2009 года замещал выборную должность главы Дубовского сельского поселения. При этом, с 28 декабря 1991 года по 30 декабря 2005 года ФИО1 работал на муниципальных должностях муниципальной службы, не отнесенных к выборным должностям в органах местного самоуправления.
Таким образом, на момент вынесения комиссией по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Дубовского сельского поселения и должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района, стаж истца, замещавшего должность главы Дубовского сельского поселения составлял 3 года 10 месяцев (то есть условие замещения должностей муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района на профессиональной постоянной основе не менее пяти лет не выполнено). При этом, на дату прекращения ФИО1, замещавшим должность главы Дубовского сельского поселения, своих полномочий он не достиг пенсионного возраста и не потерял трудоспособность. На дату достижения пенсионного возраста и назначения пенсии за выслугу лет, то есть в октябре 2018 года, ФИО1 не осуществлял полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе.
Установив, что по результатам ревизии, проведённой контрольно - счетной палатой Урюпинского муниципального района, рекомендовано прекратить начисления и выплату пенсии за выслугу лет ФИО1, принять меры по возврату в бюджет сельского поселения незаконно выплаченной ФИО1 пенсии за выслугу лет, комиссия по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Дубовского сельского поселения и должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района, руководствуясь Уставом Дубовского сельского поселения и Положением о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, законно и обоснованно вынесла оспариваемое решение от 20 августа 2019 года о прекращении начисления и выплаты пенсии за выслугу лет ФИО1 как лицу, замещавшему муниципальную должность главы Дубовского сельского поселения, поскольку правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счёт средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования.
При этом финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, в связи с чем они вправе вводить и изменять порядок и условия назначения выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь назначенных, так и ранее назначенных пенсий.
Проверяя доводы ФИО1 о том, что он имеет право на получение муниципальной пенсии как лицу, замещавшему должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения, в связи с наличием необходимого стажа муниципальной службы (в соответствии с п.3 ст.4 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения и приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» такой стаж в 2018 году составляет 16 лет), суд первой инстанции правильно признал данные доводы несостоятельными для удовлетворения заявленных исковых требований.
Как правильно указал суд первой инстанции, вопрос о назначении и выплаты ФИО1 пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района, уполномоченной нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления комиссией по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Дубовского сельского поселения и должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района не рассматривался, решение о назначении и выплате указанной пенсии, либо об отказе в назначении муниципальной пенсии за выслугу лет муниципальной службы указанной комиссией не принималось.
Предметом настоящего спора является решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Дубовского сельского поселения и должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района от 20 августа 2019 года о прекращении начисления и выплаты пенсии за выслугу лет ФИО1, замещавшему муниципальную должность главы Дубовского сельского поселения.
Кроме того, решением той же комиссии, рекомендовавшей назначить с 15 октября 2018 года ФИО1 пенсию за выслугу лет, ФИО1 установлен стаж муниципальной службы 15 лет.
В силу п.5 ст.5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения (утв. решением Совета депутатов Дубовского сельского поселения от 29 мая 2017 года №42/94), для исчисления размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, денежное вознаграждение или денежное содержание определяется по выбору этих лиц по должности, замещаемой на день достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, либо по последней должности, замещаемой указанными лицами.
Как следует из материалов дела, именно как лицу, замещавшему должность главы Дубовского сельского поселения, из расчета 38 % месячного денежного содержания по указанной должности ФИО1 была назначена пенсия за выслугу лет, которую ФИО1 получал, то есть размер этой пенсии был определен по выбору истца.
Другие доводы апелляционной жалобы судом первой инстанции проверялись, им дана правильная правовая оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Оснований, предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ для безусловной отмены судебного постановления, также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 17 декабря 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: