ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-896/20 от 18.02.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

УИД 54RS0010-01-2020-001949-02

Судья: Боровик С.Г. Дело № 2-896/2020

Докладчик: Никифорова Е.А. № 33-1666/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Никифоровой Е.А,

судей Быковой И.В., Коваленко В.В.,

при секретаре Гартиг О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «18» февраля 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ОПФР по Новосибирской области Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) ФИО1 на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 23 ноября 2020 года по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) об осязании повысить фиксированную выплату пенсии, которым постановлено:

Удовлетворить исковые требования ФИО2

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе (межрайонное) произвести с 01.01.2019 перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, включив период работы с 27.05.1985 по 23.12.1992 в стаж работы в сельском хозяйстве.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никифоровой Е.А., объяснения истца ФИО2, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 обратился в суд с иском, просит обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) повысить ему фиксированную выплату по страховой пенсии в связи с работой в сельском хозяйстве.

В обоснование требований истец указал, что в период с 27.05.1985 по 23.12.1992 работал в межхозяйственном Ордынском предприятии «Сельхозэнерго», которое было создано в Ордынском районе в 1979 году на паях совхозов и колхозов, для своевременного, качественного, технического обслуживания, ремонта электроустановок, для проведения КИР «ПНР» и электромонтажных работ на вновь строящихся объектах.

В 1986 году «Сельхозэнерго» было переименовано в «Ордынскагропромэнерго» и перешло в подчинение Ордынского районного агропромышленного объединения, заключало договоры с совхозами на техническое обслуживание и ремонт электроустановок.

ФИО2, состоявший в должности старшего инженера-электрика совхоза, переводом был принят на должность начальника Луковского участка «Сельхозэнерго».

Участок находился на территории совхоза. Истец составлял заявки на расход электроэнергии, делал отчет по расходу электроэнергии, участвовал в планерках специалистов у директора, был ответственным за электрохозяйство совхоза.

При обращении в пенсионный орган по вопросу повышения фиксированной выплаты по страховой пенсии в связи с работой в сельском хозяйстве, истец получил отказ, по тем основаниям, что сельское хозяйство не являлось основным видом деятельности «Сельхозэнерго», «Ордынскагромэнерго».

ФИО2 считает отказ незаконным и за защитой нарушенного права вынужден обратиться в суд.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился начальник ОПФР по Новосибирской области Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что судом на основании Приказа №86 от 25.03.1986 установлен факт, что основным видом деятельности Ордынского предприятия «Сельхозэнерго» являлось сельское хозяйство, однако данная организация была создана и осуществляла деятельность в системе сельского хозяйства, является общим понятием, не содержащим наименование работ, производств сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, рыболовство), не содержащим ссылок на установление юридически значимых обстоятельств, указанных в п. 4 Списка 1440.

Полагает, что установление наличия у истца стажа в сельском хозяйстве, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как сам по себе факт работы в сельскохозяйственном предприятии не дает права на повышение размера фиксированной выплаты.

Устанавливая правовые основания для повышения размера фиксированной выплаты для отдельных категорий граждан, занятых на работах в сельском хозяйстве, законодатель изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты к пенсии, а только те, чья работа в данной отрасли была сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, обусловленными спецификой и характером труда в сельском хозяйстве.

Считает, что, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.

Полагает, что судом необоснованно приняты в качестве допустимых доказательств показания свидетелей ФИО3 и ФИО4, подтверждающих характер осуществления трудовой деятельности истца, так как свидетельские показания не могут являться допустимыми доказательствами по делу.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 является получателем трудовой пенсии по старости, это подтверждается материалами пенсионного дела, зарегистрирован и проживает в сельской местности.

26.03.2019 ФИО2 обратился в Управление сельского хозяйства с вопросом о применении списков сельского хозяйства и должностей при решении вопросов о назначении, перерасчете и выплате пенсий, обращение было перенаправлено в адрес Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное).

10.04.2019 пенсионный орган в ответ на обращение ФИО2 указал, что лица, которые не заняты на работах и в производствах сельского хозяйства, например, специалисты и руководители районных управлений сельского хозяйства, специалисты и руководители предприятия «Сельхозэнерго», не предусмотрены Списком, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Разрешая требования истца, руководствуясь указанными нормами права, суд установил, что ФИО2 в период с 19.07.1976 работал в Совхозе ФИО5 в должности инженера - электрика, затем был переведен 27.05.1985 на должность начальника участка Ордынского предприятия «Сельхозэнерго», а с 04.01.1988 по 23.12.1992 работал в должности заведующего лабораторией по КИР,ПНР, КИпиА Ордынского предприятия «Сельхозэнерго», при этом после перевода в «Сельхозэнерго» фактически продолжил выполнять работу по обслуживанию объектов совхоза, что подтвердили опрошенные в судебном заседании свидетели <данные изъяты>, обе должности соответствуют Списку работ, производств, профессий должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии № 1440 от 29.11.2018, и пришел к выводу о наличии оснований для включения спорных периодов работы истца в стаж работы в сельском хозяйстве.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии с чт. 14 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч.1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Частью 6 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении "рабочих всех наименований", указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 года N 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.

Для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.

Исключение из общего правила по исчислению периодов работы в сельском хозяйстве (раздел 4 Списка) предоставлено для шести типов советского периода сельскохозяйственных организаций.

Так, в соответствии с п. 4 Списка, работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР) до 1 января 1992 года, засчитывается в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.

В силу п. 1 Постановления Совета Министров СССР от 13.05.1976 г. N 323 "Об исчислении трудового стажа колхозников, перешедших на постоянную работу в межхозяйственные предприятия и организации" бывшим членам колхозов, перешедшим на постоянную работу в межколхозные, государственно-колхозные и другие межхозяйственные предприятия и организации ввиду передачи этим предприятиям и организациям земель или имущества колхозов и прекращения в связи с этим деятельности колхозов либо их производственных подразделений, в которых эти лица были заняты, в трудовой стаж для назначения пенсии в соответствии с Законом о государственных пенсиях засчитывается время работы в колхозе в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 03.05.1957 г. N 495.

В таком же порядке засчитывается в трудовой стаж время работы в колхозе членам колхозов, направленным с их согласия по решению правления колхоза на постоянную работу в межхозяйственные предприятия и организации. При этом в стаж, дающий право на пенсию по старости в соответствии с Законом о государственных пенсиях, время работы в колхозе засчитывается при условии, если их работа в межхозяйственных предприятиях и организациях продолжалась не менее 5 лет. Лицам, проработавшим в межхозяйственных предприятиях и организациях менее 5 лет ко дню обращения за пенсией, время работы в этих предприятиях и организациях засчитывается в трудовой стаж для назначения пенсии по старости в соответствии с Законом о пенсиях и пособиях членам колхозов

Из материалов дела следует, что с 1976 года ФИО2 работал в совхозе «ФИО5». В связи с тем, что электроустановки совхоза «ФИО5 были приняты на техническое обслуживание в Ордынское предприятие «Сельхозэнерго», ФИО2 был переведен в Ордынское предприятие «Сельхозэнерго».

Согласно записи в трудовой книжке, ФИО2 уволен в связи с переводом на работу в «Сельхозэнерго». Согласно приказу № 24-к от 27.05.85 принят на работу на должность начальника участка, приказом № 7 от 19.01.88 переведен на должность заведующего лабораторией по КИР, ПНР, КИПиА, уволен 23.12.1992.

Согласно пояснениям истца он работал в должности инженера-электрика совхоза ФИО5, затем был переведен в Ордынское предприятие «Сельхозэнерго», при этом условия труда характер и место работы не изменились, что подтвердили опрошенные свидетели.

Подтверждением работы истца в сельском хозяйстве является также свидетельство о повышении квалификации по специальности инженера-электрика сельхозпредприятий от 28.02.1986.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, учитывая, что истец в период с 27.05.1985 по 23.12.1992 после его перевода в Ордынское предприятие "Сельхозэнерго" фактически продолжал выполнять работу по обслуживанию объектов совхоза "ФИО5", его должность соответствует списку работ, производств, профессий должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости к страховой пенсии по инвалидности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, оснований для исключения указанного периода из стажа работы ФИО2 в сельском хозяйстве, по указанным пенсионным фондом основаниям не имелось, соответственно данный период подлежит включению в стаж работы истца в сельском хозяйстве.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 23 ноября 2020 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ОПФР по Новосибирской области Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи