ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-896/20 от 27.07.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Головин А.Ю. Дело № 33-20915/2020

№ 2-896/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июля 2020 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Быстрова А.Н.,

судей Волошиной С.Г., Малахай Г.А.,

при ведении протокола помощником судьи Айбатулиным С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 15 апреля 2020 года,

заслушав доклад судьи Быстрова А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Администрация муниципального образования город Новороссийск обратилась в суд с иском к ФИО1, в котором просила взыскать с ответчика сумму предоставленной социальной выплаты в размере 698714 рублей.

В обоснование заявленных требований указывалось на то, что на основании постановления администрации МО г. Новороссийск от 31.05.2018 г. № 2120 в 2018 году ФИО1 и членам его семьи (супруга < Ф.И.О. >2, сын < Ф.И.О. >3) предоставлена социальная выплата в размере 698 714 рублей в целях погашения оставшейся части ипотечного кредита, предоставленного < Ф.И.О. >2 и ФИО1 на основании кредитного договора с ПАО «Сбербанк России» <№..> от 30.11.2017 г. для приобретения квартиры по адресу: <Адрес...>. На момент предоставления выплаты у администрации МО г. Новороссийск не имелось сомнений в том, что ФИО1 не реализовал право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты. Однако ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» письмом от 14.09.2018 г. <№..> уведомил истца, что ФИО1 в 2018 году использовал социальную выплату по основному мероприятию для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту ПАО «Сбербанк России» в рамках Порядка предоставления социальных выплат гражданам, открывающим вклады (счета) в кредитных организациях с целью накопления средств для улучшения жилищных условий, утвержденного постановлением администрации (губернатора) КК от 29.07.2011 г. <№..>. Также семья ФИО1 04.12.2017 г. получила социальную выплату в размере 174 900 рублей на улучшение жилищных условий. В рамках камеральной проверки администрацией МО г. Новороссийск установлено, что 31.07.2016г. семьей ФИО1 подано заявление в отдел жилищного учета о включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» (свидетельство <№..> от 11.07.2018 г.). Согласно договору купли-продажи от 30.11.2017 г. стоимость приобретенной квартиры оплачивается, в том числе за счет средств социальной выплаты предоставленной из средств бюджета МО г. Новороссийск, а также за счет средств краевого бюджета.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы мотивированы тем, что решение суда является незаконным и необоснованным. Судом допущено нарушение норм материального и процессуального права, неучтены все обстоятельства дела. Суд ограничил ответчику доступ к правосудию, рассмотрев дело без его участия в период карантина. Право получения ответчиком социальной выплаты в размере 698714 рублей в рамках основного мероприятия для погашения суммы долга и уплаты процентов по кредиту – программы «Обеспечение жильём молодых семей», возникло в результате включения семьи Т-ных в сводный список молодых семей по Краснодарскому краю, утвержденному приказом министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 22.11.2017 № 356, принятый в период действия Приказа № 68. Постановление от 31.05.2018 г. № 2120 в сводный список семей-претендентов на получение социальной выплаты до вступления в силу Постановления № 2120 от 31.05.2018 г., в период действия Приказа Министерства ТЭК и ЖКХ КК от 02.03.2016 г. № 68, действие приказа Министерства ТЭК и ЖКХ от 25.05.2018 г. № 195 не распространяется на Т-ных. После проверки Т-ны не исключены из муниципального списка участников. На период включения семьи в список претендентов ответчик имел право неоднократно пользоваться социальными выплатами, такой список сформирован ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка», из списка ФИО1 не исключен.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 июля 2020 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации (далее ГПК РФ).

В судебном заседании ответчик ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 поддержали доводы жалобы, просили в удовлетворении исковых требований администрации отказать.

Другие участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, уважительности причин неявки не сообщили, заявлений, ходатайств не представили.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения стороны ответчика, исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, судебная коллегия полагает необходимым обжалуемое решение отменить по процессуальным основаниям, принять по делу новое решение, которым иск администрации МО г. Новороссийска удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение.

В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального или процессуального права.

Кроме того, в силу требований п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ принятие судом решения в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Судебной коллегией были установлены нарушения норм процессуального закона, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпедимиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно были установлены нерабочие дни.

Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 08 апреля 2020 года в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в период с 08 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года был ограничен доступ граждан в суды Российской Федерации. Данным Постановлением было предусмотрено, что в указанный период времени могут рассматриваться только дела упрощённого производства или безотлагательного характера – решение вопроса о срочном медицинском вмешательстве, дела в порядке приказного производства, а также дела, всеми участниками которых заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если их участие при рассмотрении дела не является обязательным.

Установлено, что решение суда вынесено 15 апреля 2020 г., то есть дело рассмотрено по существу в период действия ограничительных мероприятий, введенных в целях недопущения распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Поскольку данный возникший спор не относится к делам безотлагательного характера, а всеми участниками дела не были заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, и судом не инициировано рассмотрение данного дела путем использования системы видеоконференц-связи, судебная коллегия полагает, что ФИО1 неправомерно был лишен судом первой инстанции в доступе к правосудию.

Так, согласно положениям статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Закрепленное этим положением право на суд в интерпретации Европейского Суда по правам человека включает в себя, в том числе право доступа к суду в том смысле, что заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде и ему не должны помешать чрезмерные правовые или практические препятствия.

В соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека условия доступа к правосудию не могут ограничивать право на суд до такой степени, что сама его сущность оказывается затронутой, и будут соответствовать пункту 1 статьи 6 при условии, что они имеют законную цель и что существует разумная соразмерность между используемыми средствами и поставленной целью. Конвенция имеет целью защиту не теоретических или иллюзорных, а конкретных и действительных прав (Постановление от 29 июля 1998 года по делу «Омар (Omar) против Франции»).

Конституция Российской Федерации в статье 46 устанавливает право на судебную защиту как общее конституционное право гражданина, характеризующееся особой социальной значимостью, стабильностью, неотчуждаемостью, всеобщностью. Таким образом, право на судебную защиту в содержательной своей части состоит в том, что оно принадлежит каждому гражданину и дает возможность беспрепятственного обращения и доступа к органам судебной власти за защитой нарушенного права и охраняемого законом интереса.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 15 апреля 2020 года подлежит отмене по процессуальным основаниям

Вместе с тем, судебная коллегия, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, и, исследовав все представленные сторонами доказательства и фактические обстоятельства дела, материалы дела, полагает необходимым исковые требования администрации муниципального образования город Новороссийск удовлетворить по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 30.11.2017г. ФИО1 и < Ф.И.О. >2 по договору купли-продажи приобрели у < Ф.И.О. >9 и < Ф.И.О. >10 квартиру <№..> в доме <№..> в <Адрес...>.

Переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке.

По условиям договора оплата стоимости жилья в размере 3100000 рублей производиться за счёт:

- кредитных денежных средств в размере 1500000 рублей, предоставленных покупателям ПАО Сбербанк России по кредитному договору <№..> от 30.11.2017;

- сумма 174900 руб. за счёт средств социальной выплаты, предоставляемой из краевого бюджета в соответствии с Законом Краснодарского края от 07 августа 2002 года № 511-КЗ «Об организационном и финансовом обеспечении развития жилищного кредитования, накопления денежных средств для улучшения жилищных условий граждан в Краснодарском крае», а также с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 июля 2011 года № 824 «Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат физическим лицам, открывающим вклады (счета) в кредитных организациях с целью накопления средств для улучшения жилищных условий», согласно договору о предоставлении социальной выплаты № 03758, заключенному 05 декабря 2012 года между Государственным казенным учреждением Краснодарского края «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» и гр. ФИО1;

- оставшаяся сумма за счёт собственных денежных средств Т-ных.

По делу установлено, что в 2018 году ФИО1 и членам его семьи: супруге - < Ф.И.О. >2, сыну - < Ф.И.О. >3, была предоставлена еще одна социальная выплата из средств бюджета муниципального образования город Новороссийск в размере 698 714 рублей в целях погашения оставшейся части ипотечного кредита, предоставленного ФИО1 ПАО Сбербанк России по кредитному договору <№..> от 30 ноября 2017 года.

Судебная коллегия оценивает доводы ответчика о том, что получение социальной выплаты регламентируется приказом Министерства ТЭК и ЖКХ от 02.03.2016 года № 68, и также постановлением администрации от 09.02.2016 года № 1000 несостоятельными.

Так согласно статье 74 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

На основании пункта 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Таким образом, спорные правоотношения по получению социальной выплаты возникли не с момента проведения предусмотренных процедур направления и рассмотрения заявления молодой семьи, а с момента выдачи свидетельства на выплату.

До получения свидетельства возникли правоотношения, основанные на административном порядке прохождения документов и утверждения соответствующих списков семей до возникновения публичных нормативных обязательств. Порядок предоставления социальных выплат действует не в момент формирования сводного списка молодых семей - претендентов на получение выплаты, а в момент реального получения денежных средств либо возникновения права на данную выплату, то есть получение свидетельства.

Поскольку свидетельство на получение социальной выплаты № 000270 получено семьей Т-ных 11.07.2018 года, то публичные обязательства у администрации муниципального образования город Новороссийск перед семьей Т-ных возникли 11.07.2018 года.

Согласно статье 179 Бюджетного кодекса РФ порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования и реализации указанных программ устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В силу статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

На основании статьи 41 Бюджетного кодекса РФ к доходами бюджета относятся безвозмездные поступления, в том числе субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии), иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ устанавливается принцип самостоятельности бюджетов, которым предусмотрена в том числе недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

По смыслу изложенных норм права и в их взаимосвязи исполнение расходных обязательств, установленных нормативными правовыми актами муниципального образования (в том числе актами об утверждении целевых программ), осуществляется исключительно за счет средств местного бюджета, включая поступившие из бюджетов иных уровней безвозмездные поступления (письмо министерства финансов Российской Федерации от 17 мая 2013 года<№..>).

Молодая семья Т-ных являлась получателем средств из бюджета муниципального образования город Новороссийск, источником финансового обеспечения которых в том числе являются средства краевого бюджета. При этом, исходя из положений статей 31, 86 Бюджетного кодекса РФ порядок предоставления социальных выплат из средств местного бюджета регламентируется нормативным правовым актом органа местного самоуправления - администрации муниципального образования город Новороссийск.

С учётом изложенного, руководствуясь положениями статей 6, 31, 74, 86, 179 Бюджетного кодекса РФ, принимая во внимание дату выдачи свидетельства на получение социальной выплаты <№..>, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исполнение расходных обязательств администрации муниципального образования город Новороссийск, возникших 11.07.2018 года, регламентируются постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 31.05.2018 года <№..> «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат из средств муниципального бюджета на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства с участием средств федерального и краевого бюджетов», вступившим в законную силу 06.06.2018 года (пункт 2.7 постановления).

При этом, согласно постановлению администрации муниципального образования город Новороссийск от 31.05.2018 года № 2120 основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия программы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального, краевого и муниципального бюджетов.

Судебная коллегия также обращает внимание, что постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 09.02.2016 года № 1000 «Об утверждении муниципальной программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», порядок предоставления социальной выплаты не регламентирован.

Более того, в период направления заявления 31.07.2016 года в отдел жилищного учета о включении в состав участников подпрограммы и включения ФИО1 и членов его семьи в муниципальный список молодых семей постановлением администрации от 18.08.2017 года № 6840 действовало постановление администрации от 30.08.2016 года № 7104 (ред. от 07.04.2017 года) «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат из средств муниципального бюджета на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства с участием средств федерального и краевого бюджетов», которым также предусмотрено, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального, краевого и муниципального бюджетов (пункт 2.9 постановления).

Письменными материалами дела подтверждается и не оспаривается стороной ответчика, что семья Т-ных ранее уже реализовала право на получение социальной выплаты из средств краевого бюджета в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.07.2011 года № 824 «Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат гражданам, открывающим вклады (счета) в кредитных организациях с целью накопления средств для улучшения жилищных условий» в рамках договора о предоставлении социальной выплаты № 03758 от 05.12.2012 года, заключенного ФИО1 с ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка».

Таким образом, с учётом положений постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 31.05.2018 года № 120, равно как и постановления от 30.08.2016 года № 7104, семья Т-ных не могла стать участницей основного мероприятия муниципальной программы, предусматривающей получение социальной выплаты.

Неправомерность предоставления второй социальной выплаты также подтверждается письмом Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» от 14 сентября 2018 года № 01-1411/2018-05, имеющимся в материалах дела.

Молодая семья Т-ных включена в список участников подпрограммы на основании предоставленных ею недостоверных данных в заявлении от 31.07.2016 года, в котором указано, что семья ранее «не получала государственной помощи из средств федерального, краевого и муниципального бюджетов на улучшение жилищных условий».

Между тем, договор о предоставлении социальной выплаты из средств краевого бюджета № 03758 от 05.12.2012 года на момент направления указанного заявления ФИО1 был заключен.

Согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 31.05.2018 года № 2120 основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы является недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Доводы ФИО1, изложенные в апелляционной жалобе о том, что право на получение социальной выплаты возникло у семьи с момент включения в сводный список молодых семей по Краснодарскому краю, утвержденному приказом министерства ТЭК и ЖКХ КК в связи с тем, что в соответствии с пунктом 1.3 Порядка предоставления и распределения субсидии из краевого бюджета местным бюджетам, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.03.2016 года № 109, в 2018 году субсидии предоставлялись муниципальным образованиям Краснодарского края для софинансирования расходных обязательств муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям, основаны на неверном толковании норм права самим апеллянтом.

Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.03.2016 года № 109 регламентирует порядок предоставления межбюджетных субсидий из бюджета субъекта РФ органам местного самоуправления и не относится к правоотношениям, возникшим между администрацией муниципального образования и получателем социальной выплаты.

В силу ст. ст. 135, 139 Бюджетного кодекса РФ высшим органом исполнительной власти субъекта РФ - администрации Краснодарского края определяется порядок предоставления субсидии, предусмотренной ведомственной целевой программой на софинансирование расходных обязательств муниципального образования город Новороссийск.

Порядок предоставления социальных выплат из средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которого являются средства в том числе краевого бюджета в силу ст. 31,86 Бюджетного кодекса РФ определяется нормативным правовым актом администрации - постановлением от 31.05.2018 года № 2120, которым предусмотрено получение социальных выплат на основании соответствующих свидетельств, выданных в случае, если семья ранее не получала из федерального, краевого, местного бюджета средства на улучшение жилищных условий.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание фактические обстоятельства по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования город Новороссийск к ФИО1 о взыскании денежных средств отвечает требованиям законности и обоснованности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 15 апреля 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования администрации муниципального образования город Новороссийск к ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу администрации муниципального образования город Новороссийск сумму предоставленной социальной выплаты в размере 698 714 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход Российской Федерации государственную пошлину в размере 10 187 рублей.

Председательствующий

Судьи