ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-898/2022 от 06.09.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья: С.Н.

Докладчик: Бутырин А.В.

Дело №2-898/2022

Дело №33-8632/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д ЕЛ Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,

судей Бутырина А.В., Хабаровой Т.А.,

при секретаре Павловой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке в городе Новосибирске 06 сентября 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы судебных приставов РФ, Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 09 июня 2022 года, которым удовлетворены исковые требования, заявленные И.Ю.. Судом постановлено:

«Обязать Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации, Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу:

издать приказ о назначении И.Ю. на должность начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Бердску Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области и присвоении И.Ю. первого специального звания – лейтенант внутренней службы с 16.06.2020 года;

внести изменения в приказ руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Э.В. от 27.05.2021 года -лс «Об установлении денежного довольствия И.Ю.», в части включения в денежное довольствие, месячного оклада, в соответствии с присвоенным специальным званием – лейтенант внутренней службы, на основании пункта 2 Приказа ФССП России от 17.01.2020 года «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации;

засчитать И.Ю. период с 16.06.2020 года по дату фактического издания приказа о назначении на должность начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Бердску Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области и присвоении первого специального звания – лейтенант внутренней службы, в стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством РФ, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания;

произвести перерасчет и выплату денежного довольствия в соответствии с присвоенным специальным званием за период с 16.06.2020 года по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания.

В случае неисполнения Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области вышеуказанной обязанности взыскивать судебную неустойку в размере 500,00 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная со дня, следующего за истечением десятидневного срока со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 5000,00 руб.».

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Бутырина А.В., выслушав объяснения представителя ответчиков ФССП РФ, УФССП по Новосибирской области – А.С., представителя истца И.Ю.О.П., судебная коллегия

установила:

И.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, Федеральной службе судебных приставов, в обоснование которого указала, что она состояла в должности государственной гражданской службы - начальник отдела - старший судебный пристав отдела судебных приставов по г. Бердску Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области. Классный чин - советник юстиции 3 класса. Срок службы в органах ФССП РФ - 17 лет 9 месяцев.

В связи с вступлением в силу 01.01.2020 Федерального закона от 01.10.2019 № 328- ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ей 15 января 2020 года было вручено Уведомление, которым сообщено, что в связи с утверждением и принятием нового штатного расписания, замещаемая ею должность федеральной гражданской службы будет сокращена. Также данным Уведомлением ей предложено изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, и в письменном виде проинформировать кадровое подразделение УФССП по НСО в срок не позднее 29.02.2020 года. В случае согласия ей необходимо было пройти профессиональный психологический отбор, медицинское освидетельствование и в необходимых случаях, психофизиологическое исследование.

Истица изъявила желание поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ, подала в кадровое подразделение УФССП по Новосибирской области соответствующие заявления. В дальнейшем она успешно прошла все необходимые проверки, освидетельствования и исследования. В результате этого, с учетом успешно проведенных комплексных освидетельствований и исследований, руководителем Управления ФССП по Новосибирской области Э.В., 07 апреля 2020 г. ей было направлено Уведомление. Данным Уведомлением, руководитель Управления ФССП по Новосибирской области Э.В. предложил ей должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации - начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Бердску Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, и письменно (распиской) разъяснил ей правовое положение (статус) сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, закрепленное Федеральным законом от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Она согласилась с предложенной должностью и подала в кадровую службу УФССП по Новосибирской области заявление о принятии её на службу в органы принудительного исполнения РФ, на вышеуказанную должность. Таким образом, уполномоченный руководитель, по результатам рассмотрения её документов, с учетом заключения комплексного освидетельствования и исследования, принял решение, о том, что она соответствую всем предусмотренным законодательством требованиям, для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.

Однако 06.05.2020 на основании решения Центральной комиссии об отмене заключения она была направлена на повторное комплексное обследование с целью профессионального психологического отбора в связи с поступлением на службу в органы принудительного исполнения. 14.05.2020 ей было вручено Уведомление об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения РФ в силу ч. 3 ст. 92 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1909 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации». 15.06.2020 года приказом руководителя УФССП по НСО № 957-к служебный контракт был расторгнут и она была уволена с должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Бердску Управления ФССП по Новосибирской области.

Не согласившись с данным решением руководителя УФССП по Новосибирской области, она обратилась за защитой нарушенного права в Бердский городской суд. Решением Бердского городского суда Новосибирской области от 19.10.2020 по делу удовлетворены её исковые требования, судом постановлено: «Признать незаконным и отменить решение Центральной комиссии по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации об отмене заключения о профессиональной пригодности в отношении И.Ю.; признать незаконными и отменить результаты повторного профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в отношении И.Ю.; признать незаконным и отменить решение (уведомление) руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области об отказе И.Ю. в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации; признать незаконным и отменить приказ руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Э.В.-к от 15.06.2020 года «Об увольнении И.Ю.»; обязать Федеральную службу судебных приставов России, Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области заключить с И.Ю. служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Бердску с 16.06.2020 года».

После вступления в законную силу решения Бердского городского суда Новосибирской области от 19.10.2020 по делу истица прибыла в структурное подразделение - отделение судебных приставов по г. Бердску и уведомила руководителя Управления ФССП по Новосибирской области о готовности приступить к исполнению обязанностей. 20.02.2021 она ознакомлена с приказом руководителя УФССП по Новосибирской области от 19.02.2021 № 53-к «Об отмене приказа УФССП России по Новосибирской области от 15.06.2020 года -к «Об увольнении И.Ю.». При этом служебный контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения с ней заключен не был, с приказом о назначении её на должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по и присвоении ей первого специального звания - лейтенант внутренней службы, она не была ознакомлена. Таким образом, она фактически состояла на несуществующей должности - начальника отдела (не отделения) старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Бердску УФССП по Новосибирской области, в нарушение Приказа ФССП РФ от 01.01.2020 «Об утверждении и введении в действие структуры штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области» и занимала должность государственного гражданского служащего в период с 19.02.2021 по 27.05.2021.

К фактическому началу службы истица приступила 19.02.2021, после вступления в законную силу решения Бердского городского суда Новосибирской области от 19.10.2020 по делу . 27.05.2021 в нарушение п. 4 Приказа ФССП от 17.01.2020, руководителем УФССП по Новосибирской области был издан приказ от 27.05.2021 -ЛС «Об установлении денежного довольствия И.Ю.», в котором отсутствует месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием.

По указанным основаниям И.Ю., с учетом уточнения, просила: обязать Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации, Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области в десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу издать приказ о назначении И.Ю. на должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Бердску Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области и присвоении И.Ю. первого специального звания - лейтенант внутренней службы с 16.06.2020; внести изменения в приказ руководителя УФССП по Новосибирской области Э.В. от 27.05.2021 -лс «Об установлении денежного довольствия И.Ю.» в части включения в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием - лейтенант внутренней службы, на основании п. 2 Приказа А. от 17.01.2020 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации»; засчитать И.Ю. период с 16.06.2020 по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания, в стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством РФ, а так же в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания; произвести перерасчет и выплату денежного довольствия, в соответствии с присвоенным специальным званием, за период с 16.06.2020 по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания. Взыскать с Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, Управления Федеральной службы судебных приставов компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей. В случае неисполнения Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации, Управлением Федеральной службы судебных приставов обязанности в течение десяти дней со дна вступления решения суда в законную силу издать приказ о назначении И.Ю. на должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Бердску Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области и присвоении И.Ю. первого специального звания - лейтенант внутренней службы с 16.06.2020 г.; внести изменения в приказ руководителя УФССП по Новосибирской области Э.В. от 27.05.2021 -лс «Об установлении денежного довольствия И.Ю.» в части включения в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием - лейтенант внутренней службы, на основании п. 2 Приказа А. от 17.01.2020 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации»; засчитать И.Ю. период с 16.06.2020 по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания в стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством РФ, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания, взыскивать судебную неустойку в размере 500 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная со дня, следующего за истечением десятидневного срока со дна вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась представитель Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области А.С., в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В жалобе со ссылкой на апелляционное определение Новосибирского областного суда по аналогичному спору указала, что обстоятельства того, каким образом ответчик должен восстановить истца на службе (с изданием приказа о назначении на должность, с присвоением специального звания или без его издания) подлежат разрешению непосредственно должником согласно ведомственным правовым актам, в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения обязанности на ответчиков совершить то или иное действие в противоречие законодательству РФ

Основания для внесения изменений в приказ руководителя УФССП России по НСО от 27.05.2021 № «Об установлении денежного довольствия И.Ю.» отсутствует, поскольку данный приказ был вынесен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.2020 №1 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов принудительного исполнения РФ», приказом А. от 17.01.2020 №103 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения РФ, порядка выплаты премий за добросовестное исполнение служебных обязанностей сотрудниками принудительного исполнения РФ и порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения РФ», приказом ФССП России от 13.03.2020 «Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов принудительного исполнения РФ», приказом ФССП России от 26.05.2020 «Об утверждении перечня должностей сотрудников органов принудительного исполнения РФ, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка по этим должностям» и полностью соответствует указанным нормативным актам.

Отмечает, что истцом не доказан деликтный состав, а именно, наступление вреда, размер вреда, противоправность поведения ответчиков, вина причинителя вреда, а также причинно-следственная связь. Истцом не доказано причинение ей нравственных или физических страданий, посягающих на нематериальные блага.

Также считает незаконным взыскание с ответчиков неустойки, указывая, что судом не установлена причинно-следственная связь между действиями ответчика, рассмотрение заявленных требований не относится к договорному характеру.

Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом руководителя УФССП России по Новосибирской области Э.В. от 15 июня 2020 года -к расторгнут с И.Ю. служебный контракт от 04.03.2016 , она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Бердску УФССП России по Новосибирской области и уволена с федеральной государственной гражданской службы 15.06.2020 в связи с прекращением должностей гражданской службы в государственном органе (л.д. 10).

Решением Бердского городского суда Новосибирской области от 19 октября 2020 года признано незаконным и отменено решение Центральной комиссии по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации об отмене заключения о профессиональной пригодности в отношении И.Ю. Признаны незаконными и отменены результаты повторного профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в отношении И.Ю. Признано незаконным и отменено решение (уведомление) руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области об отказе И.Ю. в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. Признан незаконным и отменен приказ руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Э.В.-к от 15.06.2020 «Об увольнении И.Ю.». На Федеральную службу судебных приставов России, Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области возложена обязанность заключить с И.Ю. служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Бердску с 16.06.2020.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 февраля 2021 года решение Бердского городского суда Новосибирской области от 19 октября 2020 года оставлено без изменения.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06 июля 2021 года решение Бердского городского суда Новосибирской области от 19 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 февраля 2021 года оставлены без изменения.

Приказом -к от 19 февраля 2021 года руководителя УФССП по Новосибирской области Э.В. отменен приказ УФССП по Новосибирской области от 15.06.2020 -к «Об увольнении И.Ю.» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, с 16.06.2020 (л.д. 11).

Приказом руководителя УФССП России по Новосибирской области Э.В. от 27 мая 2021 года -к прекращен с И.Ю. служебный контракт от 04.03.2016 , она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Бердску УФССП России по Новосибирской области и уволена с федеральной государственной гражданской службы 15.06.2020 в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе на государственную службу иного вида (л.д. 13).

Приказом руководителя УФССП по Новосибирской области лс от 27 мая 2021 года с 16 июня 2020 года И.Ю. установлено денежное довольствие, состоящее из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью в размере 20610 рублей, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 20% должностного оклада, поощрительной выплаты за особые достижения по службе в размере 30% к должностному окладу, процентной надбавки к денежному довольствию за службу в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиям, в том числе, отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в размере 20%. Заключен с И.Ю. срочный контракт на 5 лет с 16.06.2020 по 15.06.2025 (л.д. 17-18).

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст.ст.20,27,39,41 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п.п.2,3,9 п. 2 Приказа Минюста А. от 20.12.2019 «Об утверждении Порядка назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения РФ», п. 45 Указа Президента РФ от 01.01.2020 «О некоторых вопросах Федеральной службы судебных приставов», п. 2.9 приказа Минюста России от 24.12.2019 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения РФ, и соответствующих им специальных званий», исходил из того, что, заключая 27 мая 2021 года с И.Ю. контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации на 5 лет с 16.06.2020, обязанность руководителем ФССП России по изданию правового акта о назначении И.Ю. на должность, в установленном законом порядке исполнена не была, в связи с чем пришел к выводу о законности указанных требований истицы и обязал ответчика издать приказ назначении И.Ю. на должность начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г.Бердску Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области и присвоении И.Ю. первого специального звания – лейтенант внутренней службы с 16.06.2020 года.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.

Доводы ответчика о том, что вопросы восстановления истца на службе подлежат разрешению непосредственно должником согласно ведомственным правовым актам в порядке исполнения решения суда, не принимаются судебной коллегией.

В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ) правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.

На основании ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, правоотношения между Российской Федерацией и гражданином возникают в результате поступления на службу в органы принудительного исполнения по результатам конкурса (пункт 1); назначения на должность в органах принудительного исполнения (пункт 2); восстановления в должности в органах принудительного исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3).

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ издание правового акта руководителя федерального органа принудительного исполнения, уполномоченного руководителя о возникновении, об изменении и о прекращении правоотношений на службе в органах принудительного исполнения осуществляется на основании согласия или ходатайства гражданина (сотрудника), выраженных в письменной форме (далее - рапорт), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ контракт вступает в силу со дня (с календарной даты), определенного (определенной) правовым актом о назначении гражданина на должность в органах принудительного исполнения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Процедура назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - органы принудительного исполнения) граждан Российской Федерации (далее - граждане), принимаемых на службу в органы принудительного исполнения, а также сотрудников органов принудительного исполнения (далее - сотрудники), назначаемых на указанные должности в порядке перевода, определена Порядком назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 20 декабря 2019 г. N 299 (далее - Порядок назначения на должности).

Согласно п.2 Порядка назначения на должности правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и правового акта о назначении на должность.

Сотрудники назначаются на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава приказами руководителя федерального органа принудительного исполнения, уполномоченного руководителя (пункт 3 Порядка назначения на должности).

Контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения заключается на основании примерной формы контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения, утвержденной в соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ (п. 6 Порядка назначения на должности).

Проект приказа о назначении на должность передается на рассмотрение руководителю федерального органа принудительного исполнения, уполномоченному руководителю одновременно с представлением документов, послуживших основаниями для его подготовки, а также иных документов, связанных с назначением на должность (п. 7 Порядка назначения на должности).

В приказе о назначении гражданина на должность указывается дата, с которой вступает в силу контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения, если иное не предусмотрено Федеральным законом (п. 8 Порядка назначения на должности).

Приказ о назначении на должность (выписка из приказа о назначении на должность) объявляется кадровым подразделением гражданину или сотруднику под подпись в течение трех рабочих дней со дня фактического начала службы. Копия приказа о назначении на должность (выписка из приказа о назначении на должность) и документы, послужившие основанием для назначения на должность, приобщаются к личному делу сотрудника (п. 10 Порядка назначения на должности).

Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих порядок и условия поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, принимая во внимание, что вступившим в законную силу решением суда на ФССП России, УФССП России по Новосибирской области возложена обязанность заключить с И.Ю. служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г.Бердску с 16 июня 2020 г., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основанием назначения на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава должен являться, в том числе правовой акт о назначении лица на должность.

Установив, что соответствующий приказ о назначении И.Ю. на должность в органы принудительного исполнения Российской Федерации не издавался, суд сделал правильный вывод, что, заключая 27 мая 2021 г. с И.Ю. контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, обязанность руководителем ФССП России по изданию правового акта о назначении И.Ю. на должность исполнена не была.

Данное обстоятельство, вопреки доводам автора апелляционных жалоб, свидетельствует о нарушении трудовых прав истицы и является предметом самостоятельно спора сторон, учитывая, что в рамках гражданского дела вопрос об обязании издать приказ о назначении истицы на должность не разрешался, вместе с тем, издание такого приказа является обязанностью ответчика в силу закона.

Ссылки апеллянта на апелляционное определение Новосибирского областного суда не могут быть приняты во внимание, учитывая, что в рамках указанного дела рассматривался вопрос о разъяснении судебного решения, принятого по иному делу, что не имеет отношения к рассматриваемому спору.

В соответствии с ч. 1 ст.64 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.

Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч. 18 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного Приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103 (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием), денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Основанием для выплаты денежного довольствия сотруднику территориального органа Федеральной службы судебных приставов является приказ территориального органа ФССП России о назначении его на должность, зачислении в распоряжение территориального органа ФССП России (пункт 4 Порядка обеспечения денежным довольствием).

В приказах указываются специальное звание, фамилия, имя, отчество (при наличии), замещаемая должность, основания для установления ежемесячных и иных дополнительных выплат, дата начала выплат и их размеры (пункт 5 Порядка обеспечения денежным довольствием).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ первое специальное звание присваивается гражданину, впервые поступившему на службу в органы принудительного исполнения, при назначении на должность в органах принудительного исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частью 2 ст. 41 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ предусмотрено, что гражданину (сотруднику) присваиваются первые (очередные) специальные звания: младшего сержанта внутренней службы - при назначении на должность младшего начальствующего состава.

В соответствии с ч. 4 ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ сотрудникам, указанным в части 3 настоящей статьи, приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя присваиваются специальные звания, соответствующие наиболее высокому из ранее присвоенных им классного чина гражданской службы, воинского или специального звания, классного чина юстиции, классного чина прокурорских работников согласно таблице соотношения, утвержденной Президентом Российской Федерации (далее - таблица соотношения), кроме специального звания высшего начальствующего состава. Сотрудникам, указанным в части 3 настоящей статьи, не имеющим классных чинов гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников, а также имеющим классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, которые в соответствии с таблицей соотношения ниже первых специальных званий, установленных по должностям в органах принудительного исполнения, первое специальное звание присваивается в порядке, предусмотренном статьями 39 и 41 настоящего Федерального закона.

Учитывая, что в связи с поступлением на службу в органы принудительного исполнения наказаний сотрудникам присваивается первое специальное звание, однако И.Ю. в нарушение приведенных положений законодательства первое специальное звание - лейтенант внутренней службы присвоено не было, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца о возложении на руководителя ФССП России обязанности издать приказ о присвоении И.Ю. специального звания - лейтенант внутренней службы и внести в связи с этим изменения в приказ руководителя ФССП России по Новосибирской области от 27 мая 2021 г. -лс "Об установлении денежного довольствия И.Ю." в части включения в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием - лейтенант внутренней службы, а также производных от них требований.

Доводы ответчиков об отсутствии оснований для выплаты истице денежного довольствия с учетом месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием с момента принятия истца на службу в органы принудительного исполнения 16 июня 2020 г. со ссылкой на Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденный приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103, согласно которому сотрудникам, признанным незаконно или необоснованно перемещенными по службе, отстраненными от замещаемой должности либо пониженными в должности, лишенными специального звания, а также незаконно уволенными со службы в органах принудительного исполнения, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе в органах принудительного исполнения, но не более чем за один год, не состоятельны, поскольку к настоящему спору данный пункт не подлежит применению, так как истец специального звания не лишался, незаконно со службы в органах принудительного исполнения уволен не был.

В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 «О применении судами РФ Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Учитывая, что обстоятельства нарушения прав трудовых прав истицы ответчиком нашли свое подтверждение, суд первой инстанции обоснованно определил подлежащей взысканию в пользу истицы компенсацию морального вреда.

Доводы жалобы о недоказанности деликтного состава и обстоятельств причинения вреда истице не имеют правового значения, поскольку обстоятельства нарушения трудовых прав являются достаточным основанием для взыскания соответствующей компенсации морального вреда. Размер такой компенсации определен судом с учетом обстоятельств дела, характера допущенного ответчиками нарушения прав истца, требований разумности и справедливости.

Вместе с тем судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы жалобы ответчика о незаконности взыскания с ответчиков судебной неустойки.

Согласно п. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 1 ст. 1).

Как разъяснено в п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" правила пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ не распространяются на случаи неисполнения денежных обязательств.

Поскольку по смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства и главы 24 АПК РФ, при разрешении трудовых, пенсионных и семейных споров, вытекающих из личных неимущественных отношений между членами семьи, а также споров, связанных с социальной поддержкой.

Исходя из существа спора, правоотношения, возникшие между сторонами, являются трудовыми, следовательно, на такие отношения распространяются ограничения, приведенные в абз.2 п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", вследствие чего, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания в пользу истицы судебной неустойки за неисполнение решения суда основан на неправильном применении норм материального права.

Ввиду изложенного решение суда в части удовлетворения исковых требований И.Ю. к Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области о взыскивании судебной неустойки в размере 500 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда, подлежит отмене с постановкой нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.

В остальной части решение суда признается законным и обоснованным, поскольку суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, дал им правильную оценку. Нарушений норм материального и процессуального права коллегией не установлено.

Иные доводы апелляционной жалобы правового значения для существа дела не имеют, а потому во внимание судебной коллегией не принимаются.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Бердского городского суда Новосибирской области от 09 июня 2022 года отменить в части взыскания с Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области судебной неустойки в случае неисполнения решения суда.

Постановить в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу представителя Федеральной службы судебных приставов РФ, Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области А.С. удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи