ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-899/2022 от 23.09.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

дело № 33-14394/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 23.09.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Локтина А.А.,

судей

Абрашкиной Е.Н.

Максимовой Е.В.

при ведении протокола помощником судьи Чечеткиным В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-899/2022 (УИД 66RS0009-01-2022-000302-72) по иску Кожевниковой С.В. к товариществу собственников жилья «Ленина-<№>» (ТСЖ «Ленина-<№>») о признании действий незаконными, возложении обязанностей;

по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 15.06.2022.

Заслушав доклад судьи Локтина А.А., судебная коллегия

установила:

Кожевникова С.В. обратилась в суд с иском к ТСЖ «Ленина-<№>» (далее – ТСЖ), в котором просила:

- признать незаконной установку дублирующего счетчика электроэнергии на лестничной клетке 4-го этажа 1-го подъезда многоквартирного дома № <№> (МКД <№>) на <адрес>, подключенного к квартире № <№>;

- возложить на ТСЖ обязанность демонтировать указанный дублирующий электросчетчик;

- возложить на ТСЖ обязанность представить истцу оригинал договора энергоснабжения <№> от <дата>.

В обоснование иска указано, что истцу принадлежит 3/20 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (далее – Квартира). Вторым долевым собственником (17/20 доли) является дочь истца Кожевникова М.В. В один из дней января-февраля 2019 года без ведома собственников Квартиры, сотрудниками ТСН на лестничной площадке 4-го этажа установлен счетчик электроэнергии, дублирующий показания индивидуального прибора учета, установленного в Квартире. На основании показаний дублирующего счетчика ответчик с указанного периода времени начисляет истцу плату за электроэнергию. Акт об установке дублирующего прибора учета собственники Квартиры не подписывали. Дублирующий счетчик установлен электриком ТСН, а не ресурсоснабжающей организацией, производившей начисление платы за электроэнергию по показаниям индивидуального прибора учета (ИПУ). Установка дублирующего счетчика при наличии внутриквартирного (индивидуального) прибора учета законом не предусмотрена. Кроме того ИПУ, установленный в Квартире является двухтарифным (дневное и ночное потребление), а незаконно установленный ответчиком дублирующий счетчик является однотарифным.

Представители ответчика ТСЖ «Ленина-<№>» - Коновалов В.Н., Горбунова К.А., иск не признали. Пояснили, что в 2018 году истцом передавались заниженные показания потребления электроэнергии (менее 1 кВт в месяц). Доступ в Квартиру для проверки показания ИПУ электроэнергии истец ответчику не предоставлял. В связи с указанными обстоятельствами ответчик принял решение установить возле Квартиры (на площадке подъезда) дублирующий электросчетчик, на основании показаний которого производил начисление платы за электроэнергию. Также имелась информация о возможном несанкционированном подключении. Обращений о предоставлении возможности ознакомиться с договором энергоснабжения <№> от <дата>, заключенном между ОАО «МРСК Урала» (Гарантирующий поставщик) с ТСЖ «Ленина-<№>» (Потребитель) от Кожевниковой С.В. не поступало.

Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 15.06.2022 исковые требования Кожевниковой С.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Кожевникова С.В., приводя доводы, аналогичные основанию иска, просит решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 15.06.2022 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий по установке дублирующего прибора учета и возложении обязанности демонтировать его, ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права.

В суд апелляционной инстанции истец, ответчик, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, ОАО «МРСК Урала», АО «Нижнетагильская энергосбытовая компания» (АО «НТЭСК»), Кожевникова М.В., надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили. В соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте Свердловского областного суда. С учетом приведенных обстоятельств, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при указанной явке.

В письменном отзыве представитель ответчика ТСЖ «Ленина-<№>» Горбунова К.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель АО «НТЭСК» указывает, что ответчик по отношению к истцу является поставщиком электроэнергии.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, действуя в пределах, предусмотренных ч. 1 и абз. 1 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности предоставить истцу оригинал договора энергоснабжения № <№> от <дата>, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 43.1, 135, 138, 143, 143.1,161 Жилищного кодекса Российской Федерации правильно указал на то, что право Кожевниковой С.В. на ознакомление с указанным договором не нарушалось, с заявлениями о предоставлении данного документа для ознакомления Кожевникова С.В. до подачи иска не обращалась, в материалах дела указанный договор имеется (л.д. 72-76).

В указанной части выводы суда первой инстанции истцом в апелляционной жалобе не оспариваются.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 15.06.2022 подлежит отмене по нижеследующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. ст. 194-196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 1 п. 2 и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» (далее ППВС №23) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Указанным критериям решение суда первой инстанции не соответствует.

Отказывая истцу в удовлетворении требований о признании незаконными действий по установке дублирующего прибора учета и возложении обязанности демонтировать его, суд первой инстанции исходил из того, что у ТСЖ «Ленина-<№>», как поставщика электроэнергии Кожевниковой С.В., возникли обоснованные сомнения в правильности передаваемых ею показаний индивидуального прибора учета, установленного в её квартире (<адрес>). Поэтому на основании решения правления ТСЖ от 06.01.2019 установлен однотарифный дублирующий счетчик для объективного отражения объема потребляемой истцом электроэнергии. Также суд исходил из того, что ИПУ, установленный в Квартире нуждается в поверке.

Такие выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела и не основаны и приведенным в обжалуемом решении нормам материального права.

Из материалов дела следует, что истец Кожевникова С.В. и её дочь Кожевникова М.В. (третье лицо) являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (Квартира).

Управление МКД <№> осуществляет ТСЖ «Ленина-<№>».

В соответствии с условиями договора энергоснабжения <№> от <дата> (л.д. 72-76) ТСЖ «Ленина-<№>» покупает электрическую энергию у ОАО «МРСК Урала» (Гарантирующего поставщика) для МКД 63 (как для собственников помещений, так и для общих нужд).

Соответственно, по отношению к истцу Кожевниковой С.В. ТСЖ «Ленина-<№>» является исполнителем коммунальной услуги энергоснабжение, что никем из сторон по делу не отрицается.

Агентом исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ «Ленина-<№>»), который принимает на себя обязательство организовать работу по формированию и печати платежных документов, приему денежных средств третьих лиц, осуществлять распределение платежей, вести базы данных, начислять плату за услуги, организовывать и проводить претензионную работу, оказывать помощь в проверке приборов учета, является третье лицо АО «НТЭСК» на основании соответствующего агентского договора от 01.10.2019 (л.д. 77-80).

До 01.10.2019 агентом ТСЖ «Ленина-<№>», с тем же перечнем полномочий, являлось ОАО «МРСК Урала» на основании вышеуказанного договора <№> от <дата>.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (абз. 3 п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На это же указано и в п. 1.3 агентского договора от 01.10.2019.

В соответствии с положениями п.п. 1, 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (п. 1 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

На необходимость энергосбережения и повышения энергетической эффективности учета потребления электроэнергии путем установки в жилых помещениях и многоквартирных домах индивидуальных и коллективных приборов учета указывают и положения ст. ст. 11, 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Под индивидуальным прибором учета в п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила 354) понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.

Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (абз. 1 п. 80 Правил 354).

Из материалов дела следует, что в Квартире установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии СОЭ-5 <№>, <дата> года выпуска. На основании показаний данного ИПУ истцу ответчиком, в лице его агентов, до 01.01.2019 производилось начисление платы за электроэнергию. Данный ИПУ является двухтарифным (ведет отдельный учет потребления электроэнергии в дневное и ночное время).

В силу п. 42 Правил 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

Таким образом, исполнитель коммунальной услуги энергоснабжение ТСЖ «Ленина-<№>» обязано было производить начисления истцу платы за электроэнергию на основании показаний ИПУ СОЭ-5 <№>.

Однако, ссылаясь на передачу истцом неверных данных об объемах потребления электроэнергии и создание препятствий для проверки показаний ИПУ СОЭ-5 <№>, исполнитель коммунальной услуги (ТСЖ «Ленина-<№>»), на основании решения правления ТСЖ от <дата> и решения общего собрания членов ТСЖ от <дата>, дважды (21.01.2019 и 19.06.2019) устанавливал в электрощите 4-го этажа 1-го подъезда МКД <№> однотарифные однофазные электросчетчики №<№> и <№>, на основании показаний которых начислял Кожевниковой С.В. плату за электроэнергию.

Данные действия исполнителя коммунальных услуг противоречат как вышеуказанным нормам материального права, так и положениям п.п. 59-61 Правил 354, из нижеприведенного содержания которых следует, что в случаях неисправности ИПУ, искажении потребителем результатов его показаний, создании препятствий исполнителю, Гарантирующему поставщику в контроле работы ИПУ, начисление платы осуществляется по нормативу.

Согласно пункту 59 Правил 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях);

б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях);

в) в случае, указанном в подпункте "г" пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, распределителям, до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "д" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд;

г) в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 г., - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 г. и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.

В силу п. 59(1) Правил 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Как указано в п. 59(2) Правил 354, если период работы индивидуального или общего (квартирного), комнатного прибора учета (за исключением индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии) составил менее 3 месяцев, в случаях, указанных в пункте 59 настоящих Правил, плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.

Если период работы индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии составил менее 3 месяцев отопительного периода, в случаях, указанных в пункте 59 настоящих Правил, плата за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется в соответствии с положениями абзацев третьего - пятого пункта 42(1) настоящих Правил.

Если период работы коллективного (общедомового) прибора учета составил менее 3 месяцев в случаях, указанных в пункте 59(1) настоящих Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за расчетный период с учетом положений пункта 44 настоящих Правил определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества.

Из п. 60 Правил 354 следует, что по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил.

При расчете платы за коммунальную услугу в соответствии с настоящим пунктом не применяется дифференциация тарифов по зонам суток и иным критериям.

В силу п. 60(1) Правил 354 по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается:

за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в пункте 48 настоящих Правил;

за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил.

При недопуске 2 и более раз потребителем в занимаемое им жилое и (или) нежилое помещение исполнителя для проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, проверки достоверности представленных сведений о показаниях таких приборов учета и при условии составления исполнителем акта об отказе в допуске к прибору учета показания такого прибора учета, предоставленные потребителем, не учитываются при расчете платы за коммунальные услуги до даты подписания акта проведения указанной проверки. В случае непредоставления потребителем допуска в занимаемое им жилое помещение, домовладение исполнителю по истечении указанного в подпункте "в" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов в соответствии с приведенными в приложении N 2 к настоящим Правилам формулами расчета размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предусматривающими применение повышающих коэффициентов, начиная с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, указанным в подпункте "в" пункта 59 настоящих Правил, до даты составления акта проверки.

Согласно пункту 60(3) Правил 354 в случае двукратного недопуска потребителем в занимаемое им жилое и (или) нежилое помещение представителей гарантирующего поставщика (сетевой организации - в отношении жилых домов (домовладений) для установки индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, ввода их в эксплуатацию, проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета, а также для проведения работ по обслуживанию приборов учета и их подключения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) плата за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением к стоимости повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, начиная с расчетного периода, когда гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилого дома (домовладения) был составлен повторный акт об отказе в допуске к прибору учета и (или) месту установки прибора учета.

Пункт 61 Правил 354 указывает, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Таким образом, действующими положениями Правил 354 не предусмотрена установка дублирующих счетчиков в случае неисправности ИПУ, непередачи показаний ИПУ и недопуска к нему контролирующих лиц, а предусмотрен иной порядок начисления платы.

Приводя в обжалуемом решении положения п.п. 59-61 Правил 354 суд первой инстанции указанных обстоятельств не учел, то есть приведенные нормы материального права истолковал неверно, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения.

Не учел суд первой инстанции и того важного обстоятельства, что ИПУ, установленный в Квартире является двухтарифным, тогда как ТСЖ начисляло после 01.01.2019 истцу плату за электроэнергии на основании однотарифных счетчиков №<№> и <№>, что является нарушением, как вышеуказанных норм и правил о порядке начисления платы, так требований п. 39 Правил 354.

Из п. 39 Правил 354 следует, что если при расчете размера платы за коммунальную услугу применению подлежит двухставочный, дифференцированный по зонам суток тариф (цена), то исполнитель в целях расчета постоянной составляющей платы обязан рассчитать в порядке согласно приложению N 2 приходящееся на каждое жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме количество единиц той постоянной величины (мощность, нагрузка и т.д.), которая установлена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов для расчета постоянной составляющей платы.

На необходимость исчисления платы, исходя из дифференцированного по времени суток тарифа (в случае наличия двухтарифного ИПУ) указывает и Письмо Минстроя России от 10.07.2015 № 21519-ОД/04.

Также судебная коллегия учитывает, что вступившим 01.07.2022 в законную силу решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 31.05.2022 по гражданскому делу <№> установлено, что находящийся в Квартире ИПУ СОЭ-5 <№> в период с 2019 года по март 2022 года являлся исправным, его показания за данный период времени подлежали учету при начислении платы за электроэнергию. Данный ИПУ установлен в предусмотренном законом порядке, надлежаще опломбирован и допущен в эксплуатацию. Установив данные обстоятельства, суд по делу <№> удовлетворил исковые требования Кожевниковой С.В. к ТСЖ о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию с 2019 года по март 2022 года на основании показаний ИПУ СОЭ-5 <№>, а также о возложении обязанности в дальнейшем принимать показания ИПУ, установленного в Квартире.

Доводы суда первой инстанции по настоящему гражданскому делу о том, что ИПУ СОЭ-5 <№> после марта 2022 года нуждается в поверке, не указывают на правильность изложенных в обжалуемом решении выводов о законность установки дублирующего прибора учета.

Обязанности обращаться с заявлением о поверке, заменять ИПУ, в случае его неисправности, в данном конкретном случае, в силу положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», п. 81 Правил 354 лежат на собственнике ИПУ и помещения, в котором он установлен, то есть на истце Кожевниковой С.В. Данные обязанности потребителя коммунальных услуг не подменяются действиями исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ) по установке дублирующих приборов учета.

Поскольку иск Кожевниковой С.В. в части признания незаконным подключения дублирующего прибора учета электроэнергии и возложении обязанности демонтировать его, подлежит удовлетворению, на основании положений ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина 300 рублей.

Также, в связи с удовлетворением доводов апелляционной жалобы истца, в его пользу с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы - 150 рублей (ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).

Итого общий размер расходов истца по оплате государственной пошлины, подлежащий возмещению ответчиком, составит – 450 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, п. 2 ст. 328, п.п. 1-4 ч. 1, п.п. 1-3 ч. 2 ст. 330, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 15.06.2022 в части отказа в удовлетворении исковых требований Кожевниковой С.В. о признании незаконным подключения дублирующего прибора учета электроэнергии и возложении обязанности демонтировать его, отменить.

В указанной части принять по делу новое решение о признании незаконными действий товарищества собственников жилья «Ленина-<№>» (ИНН <№>) по установке на <адрес> однотарифного прибора учета электроэнергии НЕВА 102 <№>, и возложении на данного ответчика обязанности демонтировать указанный прибор учета в течение 15 дней, со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 15.06.2022 оставить без изменения.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Ленина-<№>» (ИНН <№>) в пользу Кожевниковой С.В. (<дата> г.р., <адрес>, паспорт <№>) расходы по оплате государственной пошлины – 450 рублей.

Председательствующий А.А. Локтин

Судьи Е.Н. Абрашкина

Е.В. Максимова