ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-8/2021 от 12.05.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Сущевская Е.А.

№ 33-1470/2021

№ 2-8/2021

10RS0006-01-2020-000622-57

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,

судей Мишеневой М.А., Гудковой Г.В.

при ведении протокола помощником судьи Мариной Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-8/2021 по апелляционным жалобам ответчиков администрации Лахденпохского муниципального района, общества с ограниченной ответственностью «Лахденпохский водоканал» на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 16 февраля 2021 года по иску прокурора Лахденпохского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лахденпохского муниципального района, обществу с ограниченной ответственностью «Лахденпохский водоканал» и обществу с ограниченной ответственностью «КарелСтройСервис» о понуждении к действиям.

Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Лахденпохского района Республики Карелия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации Лахденпохского муниципального района, ООО «Лахденпохский водоканал», ООО «КарелСтройСервис» по тем основаниям, что в ходе проведенной прокуратурой Лахденпохского района проверки исполнения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении в деятельности ответчиков выявлены нарушения, выразившиеся в ненадлежащей организации водоснабжения на территории Лахденпохского района. ООО «Лахденпохский водоканал» является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории г. (...); ООО «КарелСтройСервис» - организацией, обслуживающей объекты водоснабжения и водоотведения на территории Элисенваарского, Куркиекского и Хийтольского сельских поселений с (...), а на территории Мийнальского сельского поселения с (...). Прокуратурой Лахденпохского района совместно со специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» организовано проведение лабораторных исследований качества питьевой воды в точках распределительной сети следующих водопроводов централизованного питьевого водоснабжения: г. (...), п. (...), п. (...), п. (...), п. (...), п. (...), п. (...), п. (...), п. (...), п. (...). В результате проверки было установлено, что ООО «Лахденпохский водоканал» и ООО «КарелСтройСервис» не обеспечивают население питьевой водой надлежащего качества. Постановлениями Правительства Республики Карелия «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Хийтольского, Куркиекского и Мийнальского сельских поселений» от 07.10.2015 № 314-П, «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Элисенваарское сельское поселение» от 28.09.2019 № 309-П администрацией Лахденпохского района оформлены права собственности муниципального образования «Лахденпохский муниципальный район» на объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению. На основании изложенного, с учетом изменения исковых требований, истец просил возложить на администрацию Лахденпохского муниципального района и ООО «КарелСтройСервис», обслуживающие объекты водоснабжения и водоотведения на территории Мийнальского, Элисенваарского, Куркиекского и Хийтольского сельских поселений, в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить население Лахденпохского района питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям (п.2.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 № 24), из распределительной сети, подаваемой из источников водоснабжения – водозаборов, расположенных в:

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;

- п. (...), по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная»;

- п. (...) по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общее микробное число», «общие колиформные бактерии»;

- п. (...), ул. (...), по микробиологическому показателю «общее микробное число»;

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическому и микробиологическим показателям «окисляемость перманганатная», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическому и микробиологическому показателю «окисляемость перманганатная», «общее микробное число»;

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическому и микробиологическим показателям «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическим показателям «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность»;

- п. (...), по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;

возложить на администрацию Лахденпохского района и ООО «Лахденпохский водоканал», осуществляющие холодное водоснабжение и водоотведение на территории г.Лахденпохья, в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить население г. Лахденпохья питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям (п.2.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 № 24), из распределительной сети, подаваемой из источника водоснабжения – водозабора, расположенного в г. Лахденпохья, ул. (...), по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная»;

возложить на администрацию Лахденпохского муниципального района в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу передать объекты водоснабжения и водоотведения на территории Мийнальского, Элисенваарского, Куркиекского и Хийтольского сельских поселений в пользование регулируемых организаций в установленном законом порядке:

- Мийнальское сельское поселение: (...)

- Элисенваарское сельское поселение: (...);

- Куркиекское сельское поселение: (...);

- Хийтольское сельское поселение: здание водозабора – (...);

возложить на ООО «КарелСтройСервис» обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу:

- разработать Программу производственного контроля качества воды в Мийнальском, Элисенваарском, Куркиекском и Хийтольском сельских поселениях и согласовать ее с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- обеспечить производственный контроль качества питьевой воды при эксплуатации систем водоснабжения в Мийнальском, Элисенваарском, Куркиекском и Хийтольском сельских поселениях, осуществлять контроль качества воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть, в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети п. (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...) (поверхностный и подземный источники), (...) (поверхностный и подземный источники) в количестве и периодичностью отбираемых для лабораторных исследований проб воды с учетом требований санитарных правил.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд возложил на администрацию Лахденпохского муниципального района и ООО «КарелСтройСервис», обслуживающие объекты водоснабжения и водоотведения на территории Мийнальского, Элисенваарского, Куркиекского и Хийтольского сельских поселений, в срок до 01.09.2022 обеспечить население Лахденпохского района питьевой водой из распределительной сети, подаваемой из источников водоснабжения – водозаборов, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, а именно:

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;

- п. (...), по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная»;

- п. (...) по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общее микробное число», «общие колиформные бактерии»;

- п. (...), ул. (...), по микробиологическому показателю «общее микробное число»;

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическому и микробиологическим показателям «окисляемость перманганатная», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическому и микробиологическому показателю «окисляемость перманганатная», «общее микробное число»;

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическому и микробиологическим показателям «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическим показателям «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность»;

- п. (...), по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии».

Возложил на администрацию Лахденпохского района и ООО «Лахденпохский водоканал», осуществляющие холодное водоснабжение и водоотведение на территории г.(...), обязанность в срок до 01.09.2023 обеспечить население г. (...) питьевой водой, из распределительной сети, подаваемой из источника водоснабжения – водозабора, расположенного в г. (...), ул. (...), отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная».

Возложил на администрацию Лахденпохского муниципального района обязанность в срок до 01.06.2022 передать объекты водоснабжения и водоотведения на территориях сельских поселений, а именно:

- Мийнальское сельское поселение: (...)

- Элисенваарское сельское поселение: (...);

- Куркиекское сельское поселение: (...);

- Хийтольское сельское поселение: (...).

Возложил на ООО «КарелСтройСервис» обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу:

- разработать Программу производственного контроля качества воды в Мийнальском, Элисенваарском, Куркиекском и Хийтольском сельских поселениях и согласовать ее с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- обеспечить производственный контроль качества питьевой воды при эксплуатации систем водоснабжения в Мийнальском, Элисенваарском, Куркиекском и Хийтольском сельских поселениях, осуществлять контроль качества воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть, в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети п. (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...) (поверхностный и подземный источники), (...) (поверхностный и подземный источники) в количестве и периодичностью отбираемых для лабораторных исследований проб воды с учетом требований санитарных правил.

С решением суда не согласны ответчики администрация Лахденпохского муниципального района и ООО «Лахденпохский водоканал», в апелляционных жалобах просят отменить состоявшееся по делу судебное постановление.

Администрация Лахденпохского муниципального района в обосновании доводов жалобы указывает на следующие обстоятельства. В рамках договора аренды систем коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения на территории г. (...) от (...), заключенного между ООО «Лахденпохский водоканал» и администрацией Лахденпохского городского поселения, собственник имущества - администрация Лахденпохского городского поселения передала арендатору ООО «Лахденпохский водоканал» комплекс объектов водоснабжения и водоотведения. В части объектов водоснабжения обществу переданы: здание водозабора с хлораторной и насосом-дозатором; сетевые насосы в количестве четырех штук; щит управления ВНС-1; сети водоснабжения. С учетом заявленных требований уменьшить органолептический показатель «перманганатная окисляемость» до предусмотренных нормами действующего законодательства пределов, путем использования указанного имущества не представляется возможным. В схеме водоснабжения из поверхностных источников водоснабжения, которым является озеро Пайкъярви, до процесса обеззараживания должен предшествовать процесс очистки природной воды до санитарных требований по всем показателям, требующий реконструкции системы водоснабжения путем строительства и ввода в эксплуатацию водоочистных сооружений. Водоочистные сооружения по договору от (...) ООО «Лахденпохский водоканал» не передавались ввиду их отсутствия в существующей технологической схеме подъема и распределения питьевой воды. Для приведения в соответствие показателя качества воды «перманганатная окисляемость» требуется строительство водоочистных сооружений и сопутствующих объектов. Ориентировочная стоимость проектных работ составляет 13 млн. рублей, строительно-монтажных работ - 130 млн. рублей. В связи с возможным влиянием аварийных трубопроводов водоснабжения на качество подаваемой по ним воды, в рамках строительства новых объектов должен быть решен вопрос по техническому обследованию сетей водоснабжения на предмет необходимости их реконструкции (замены или нового строительства). С высокой долей вероятности потребуется реконструкция сетей водоснабжения. Существующая в г. Лахденпохья система водоснабжения, а также сельских поселений Лахденпохского района, не позволяет производить очистку воды до требуемых показателей по цветности и перманганатной окисляемости. Расходы по водоочистке не включены в состав тарифа на водоснабжение ввиду отсутствия соответствующих инженерных сооружений в г. Лахденпохья и сельских поселениях Лахденпохского района. Относительно источников водоснабжения, находящихся на территории Мийнальского, Элисенваарского, Куркиекского и Хийтольского сельских поселений обращает внимание, что водозабор происходит также как и в Лахденпохском городском поселении из поверхностных источников водоснабжения, очистных сооружений на данных источниках водоснабжения не предусмотрено и никогда не существовало. Таким образом, исполнение решения суда по каждому объекту водоснабжения Лахденпохского муниципального района становится неисполнимым без строительства водоочистных сооружений. В ходе судебных заседаний рассматривался вопрос о назначении судебной экспертизы в части необходимости строительства водоочистных сооружений для исполнения требований прокурора, а также сроков исполнения судебного решения. Однако, ходатайство о назначении экспертизы было судом отклонено, что не позволило в дальнейшем объективно рассматривать заявленные требования прокурора Лахденпохского района в отношении сроков исполнения судебного решения. Исполнение судебного решения является невозможным в части требований об обеспечении питьевой водой населения Лахденпохского района из источников водоснабжения в сроки, указанные в решении суда. Кроме того указывает, что истцом прилагаются незаверенные копии протоколов лабораторных исследований (испытаний), которые не могут являться допустимыми доказательствами, исследуемыми в рамках данного гражданского дела.

ООО «Лахденпохский водоканал» в обоснование доводов жалобы указывает, что переданный по договору аренды от (...) в пользование ООО «Лахденпохский водоканал» комплекс объектов водоснабжения г. Лахденпохья позволяет производить подачу воды абонентам определенным образом. Природная поверхностная вода из водоисточника озера Пайкъярви по водоводам подается в насосную станцию, где производится ее обеззараживание, после чего по магистральному трубопроводу вода поступает в распределительную сеть города. Перед подачей воды в распределительную сеть ООО «Лахденпохский водоканал» производит обеззараживание природной воды раствором гипохлорида кальция. В соответствии с условиями договора от (...) весной 2020 г. в здании хлораторной водонасосной станции силами Общества произведен капитальный ремонт пришедшего в негодность дозирующего оборудования, были заменены емкости для раствора гипохлорида кальция, соединительные трубопроводы и электрооборудование. В настоящее время процесс хлорирования воды обеспечивает соответствие питьевой воды санитарным требованиям по бактериологическим показателям и при этом позволяет частично уменьшить такие органолептические показатели, как «цветность» и «перманганатная окисляемость». При этом уменьшить органолептические показатели «цветность» и «перманганатная окисляемость» до предусмотренных нормами действующего законодательства пределов путем увеличения дозы хлорсодержащих реагентов не представляется возможным. Избыточное хлорирование, с целью осветления (очистки) питьевой воды неизбежно приведет к увеличению концентрации трихлорметана (хлораформа) в питьевой воде, что сделает питьевую воду опасной по химическим показателям и органолептичекому показателю - запаху. Таким образом, в схеме водоснабжения из поверхностных источников до процесса обеззараживания должен предшествовать процесс очистки природной воды до санитарных требований по всем показателям, требующий реконструкции системы водоснабжения путем строительства и ввода в эксплуатацию водоочистных сооружений. Водоочистные сооружения по договору от (...) ООО «Лахденпохский водоканал» не передавались ввиду их отсутствия в существующей технологической схеме подъема и распределения питьевой воды. Согласно заключенному договору Общество осуществляет свою деятельность путем использования переданного в аренду комплекса водоснабжения. Обязательства общества по строительству новых объектов водоснабжения, таких как водоочистные сооружения, в договоре отсутствуют. ООО «Лахденпохский водоканал» осуществляет технологический процесс водоснабжения, используя все имеющиеся в распоряжении Общества средства и оборудование. Для приведения в соответствие с нормативами показателя «перманганатная окисляемость» требуется проектирование и последующее строительство объекта водоснабжения - водоочистных сооружений. Данные обстоятельства судом не изучались. В связи с отсутствием в переданной обществу системе водоснабжения объекта водоочистных сооружений очистка воды до требуемых показателей по цветности и перманганатной окисляемости не представляется возможной. Основными видами деятельности ООО «Лахденпохский водоканал» являются водоснабжение и водоотведение. Организация осуществляет свою деятельность с применением тарифного регулирования. Иные источники доходов у Общества отсутствуют. Выполнение работ по реконструкции городской системы водоснабжения путем проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта водоснабжения водоочистных сооружений не предусмотрено и договором от (...). Обеспечение потребителей г. (...) питьевой водой с учетом требований норм действующего законодательства возможно только путем реконструкции системы водоснабжения и строительства водоочистных сооружений. При этом водоочистные сооружения будут объединены единым назначением с переданной в аренду системой коммунальной инфраструктуры, технологически и физически связаны с ней. Эксплуатация коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоочистных сооружений для целей централизованного водоснабжения в г. Лахденпохья по отдельности будет невозможна. Соответственно такие объекты должны находиться в собственности одного лица. В отсутствие водоочистных сооружений ООО «Лахденпохский водоканал» не имеет технической возможности обеспечивать население г. Лахденпохья питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно- техническому показателю «окисляемость перманганатная». В связи с наличием прямой связи между приведением в соответствие качества питьевой воды по указанным в иске показателям и необходимостью строительства отсутствующих в городской системе водоснабжения водоочистных сооружений ООО «Лахденпохский водоканал» является ненадлежащим ответчиком в рамках рассматриваемого дела. Полагает, что обеспечение населения г. Лахденпохья питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям возможно путем возложения на администрацию Лахденпохского муниципального района обязанности построить и ввести в эксплуатацию объекты водоочистных сооружений, обеспечивающие нормативное функционирование системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения г. Лахденпохья, переданной в аренду ООО «Лахденпохский водоканал». Кроме того указывает, что в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела необходимо назначение экспертизы. С учетом тех обстоятельств, что требования прокуратуры в заявленной редакции фактически направлены на строительство и ввод в эксплуатацию новых объектов (водоочистных сооружений), неразрывно связанных технологическим назначением с существующей системой централизованного водоснабжения, проведение указанной экспертизы является необходимым. Судом безосновательно было отказано в удовлетворении ходатайства Общества в назначении указанной экспертизы. Пробы воды, отобранные в ходе проверки взяты в точке, не позволяющей дать им объективную оценку, так как указанный объект водоснабжения не находится на балансе и в эксплуатационной ответственности ООО «Лахденпохский водоканал». Таким образом, в соответствии со ст.56 ГПК РФ истцом не доказан факт отклонения показателей качества питьевой воды в точке отбора воды в распределительной сети. Также в материалы дела истцом представлены незаверенные копии протоколов лабораторных исследований (испытаний). Таким образом, указанные доказательства являются недопустимыми и не должны применяться при рассмотрении настоящего дела.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Лахденпохского района просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Филатова А.П. с доводами апелляционных жалоб не согласилась.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Конституцией Российской Федерации (ст.ст.41, 42) закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (ч.ч.1, 2).

Согласно ст.19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно п.10 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 23 данного закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (действующих на момент возникновения спорных правоотношений; утратили силу с 01.03.2021).

Согласно п.2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Судом установлено, что прокуратурой Лахденпохского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о водоснабжении и водоотведении в деятельности администрации Лахденпохского муниципального района, ООО «Лахденпохский водоканал», ООО «КарелСтройСервис».

ООО «Лахденпохский водоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица (...), основным видом его деятельности является забор, очистка и распределение воды (выписка из ЕГРЮЛ).

ООО «КарелСтройСервис» зарегистрировано в качестве юридического лица (...), основным видом его деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе; дополнительным видом его деятельности является забор, очистка и распределение воды (выписка из ЕГРЮЛ).

Постановлением Правительства Республики Карелия от 28.09.2015 № 309-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Элисенваарское сельское поселение» администрацией Лахденпохского района оформлено право собственности муниципального образования «Лахденпохский муниципальный район» на объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 07.10.2015 № 314-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Хийтольского, Куркиекского и Мийнальского сельских поселений» администрацией Лахденпохского района оформлено право собственности муниципального образования «Лахденпохский муниципальный район» на объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению.

Прокуратурой Лахденпохского района совместно со специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» организовано проведение лабораторных исследований качества питьевой воды в точках распределительной сети водопроводов централизованного питьевого водоснабжения: г. (...), п. (...), п. (...), п. (...), п. (...), п. (...), п. (...), п. (...), п. (...), п. (...).

Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № (...) от (...) в п. (...) установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимым уровням по 3 санитарно-химическим показателям, а также по 2 микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии».

Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № (...) от (...) в г. Лахденпохья (водоразборная колонка ул. (...)) установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимому уровню по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная».

Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № (...) от (...) в п. (...) установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимому уровню по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная».

Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № (...) от (...) в п. (...) установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимым уровням по 3 санитарно-химическим показателям, а также 2 микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии».

Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № (...) от (...) в п. (...) (водоразборная колонка ул. (...)) установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимым уровням по 3 санитарно-химическим показателям, а также 2 микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общее микробное число», «общие колиформные бактерии».

Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № (...) от (...) в п. (...) (жилой дом № (...) по ул. (...)) установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимому уровню по микробиологическому показателю «общее микробное число».

Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № (...) от (...) в п. (...) (жилой дом № (...) кв(...) по ул. (...)) установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимым уровням по санитарно-химическому показателю, а также 2 микробиологическим показателям: «окисляемость перманганатная», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии».

Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № (...) от (...) в п. (...) установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимым уровням по санитарно-химическому показателю, а также микробиологическому показателю: «окисляемость перманганатная», «общее микробное число».

Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № (...) от (...) в п. (...) установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимому уровню по санитарно-химическому показателю, а также 2 микробиологическим показателям: «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии».

Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № (...) от (...) в п. (...) установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимым уровням по 3 санитарно-химическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность».

Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № (...) от (...) в п. (...) установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимым уровням по 2 санитарно-химическим показателям, а также 2 микробиологическим показателям: «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии».

В адрес ООО «КарелСтройСервис», администрации Лахденпохского муниципального района, ООО «Лахденпохский водоканал» было внесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Между администрацией Лахденпохского городского поселения и ООО «Лахденпохский водоканал» (...) заключен договор № (...) аренды систем коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения на территории г. (...), по условиям которого администрация Лахденпохского городского поселения передала в аренду ООО «Лахденпохский водоканал» объекты коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения на территории г. (...) в целях оказания услуг по бесперебойному круглосуточному обеспечению потребителей г.(...) услугами водоснабжения и водоотведения согласно действующим нормам и правилам, в соответствии с требованиями законодательства, договора аренды и по тарифам, установленным в соответствии с законодательством.

Срок действия договора аренды составляет 10 лет с даты подписания акта приема-передачи имущества (п.1.4 договора).

В соответствии с п.33 Устава муниципального образования «Лахденпохский муниципальный район» от 09.04.2019 на администрацию Лахденпохского муниципального района возлагается исполнение полномочий администрации Лахденпохского городского поселения.

Решением I сессии V созыва от 01.10.2019 администрация Лахденпохского городского поселения ликвидирована.

Между Лахденпохским муниципальным районом в лице администрации Лахденпохского муниципального района (заказчик) и ООО «КарелСтройСервис» (исполнитель) (...) заключен договор обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения на территории Элисенваарского, Куркиекского и Хийтольского сельских поселений и (...) договор обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения на территории Мийнальского сельского поселения.

По условиям указанных договоров исполнитель принял на себя обязательство осуществлять деятельность по обслуживанию объектов водоснабжения и водоотведения, а также оказывать услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории Элисенваарского, Куркиекского, Хийтольского сельских поселений, а также Мийнальского сельского поселения (транспортировка по трубопроводам, распределение и передача воды, добыча подземных вод, подъем воды с источников: подземного и поверхностного, распределение воды (водоподготовка), эксплуатация сетей водоснабжения и водоотведения, оказание платных услуг по ремонту систем водоснабжения и водоотведения предприятиям, организациям, населению, эксплуатация водозаборных колонок, текущий ремонт, устранение аварий, эксплуатация водоразборных колонок и колодцев для добывания грунтовых вод на территории сельских поселений, эксплуатация и поддерживание работоспособного состояния скважин) с использованием объекта договора, а заказчик обязуется предоставить исполнителю на срок, установленный настоящим договором, права владения и пользования объектом договора для осуществления указанной деятельности.

В предмет договоров входит выполнение работ, связанных с обслуживанием объектов водоснабжения и водоотведения.

Согласно п.2 договоров объектом договора являются объекты водоснабжения и водоотведения на территории Элисенваарского, Куркиекского, Хийтольского сельских поселений, а также Мийнальского сельского поселения.

В соответствии с п.8 договоров исполнитель обязан в течение всего срока действия договора поддерживать объект договора в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт объекта договора.

Пунктом 24 предусмотрено, что договор носит временный характер, максимальный срок действия договора – до заключения концессионного соглашения. Договор вступает в силу с момента его подписания, применим к правоотношениям сторон возникшим с 01.07.2020 и заключен на период до 31.03.2021.

Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание обстоятельства по настоящему делу, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований к ответчикам.

Судебная коллегия не может согласиться в полном объеме с выводами суда об удовлетворении иска.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, в частности пришел к выводу о возложении на администрацию Лахденпохского муниципального района и ООО «КарелСтройСервис», обслуживающие объекты водоснабжения и водоотведения на территории Мийнальского, Элисенваарского, Куркиекского и Хийтольского сельских поселений, обеспечить население Лахденпохского района питьевой водой из распределительной сети, подаваемой из источников водоснабжения – водозаборов, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также о возложении на администрацию Лахденпохского муниципального района и ООО «Лахденпохский водоканал», осуществляющие холодное водоснабжение и водоотведение на территории г.(...), обязанности обеспечить население г. (...) питьевой водой, из распределительной сети, подаваемой из источника водоснабжения – водозабора, расположенного в г. (...), ул. (...), отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная».

Однако при таком подходе судом не обоснована возможность возложения обязанности по обеспечению надлежащего качества питьевой воды на разных лиц без уточнения того, какие именно действия должно совершить каждое из них.

В соответствии с ч.1 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Из положений ч.1 ст.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что судебный акт, предусматривающий обязанность должника по совершению в пользу других граждан и организаций определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, подлежит принудительному исполнению в порядке, установленном этим Законом.

Соответствующие разъяснения содержатся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

В силу приведенных положений законодательства принятие судом решения о возложении на должника обязанности совершить определенные действия предполагает указание конкретных действий, которые должны быть совершены.

Согласно п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» резолютивная часть решения должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.

По изложенным основаниям судебная коллегия полагает, что определение в резолютивной части судебного акта действий, которые должны быть совершены ответчиками, только путем указания на конечный результат этих действий (обеспечение населения Лахденпохского района и г. (...) питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям) не отвечает требованиям процессуального законодательства и законодательства об исполнительном производстве.

При наличии нескольких ответчиков, в отношении которых судом сделан вывод об удовлетворении требований прокурора, необходимо определить конкретные действия, подлежащие совершению каждым из должников.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора, суд исходил в том числе из ненадлежащего исполнения администрацией Лахденпохского района обязанности по снабжению питьевой водой населения г.(...), выражающегося в несоответствии качества воды централизованной системы питьевого водоснабжения населенного пункта гигиеническим требованиям («СанПиН 2.1.4.1074-01»), что подтверждено результатами проверок. При этом суд пришел к выводу о том, что бездействие администрации Лахденпохского района по организации водоснабжения надлежащего качества нарушает права граждан, проживающих в г. Лахденпохья на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.

Пунктом 4 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.

В силу п.п. 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ).

Перечень полномочий органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях содержится в ч. 1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1), определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2), утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5), согласование инвестиционных программ (п. 6), иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).

Согласно положениям ст. 23 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст.8 настоящего Федерального закона (ч. 1).

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч. 2).

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (ч. 4).

В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (ч. 5).

В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (ч. 6).

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (ч. 7).

Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации (ч. 8).

На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды (ч. 9).

Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.

Порядок и объем осуществления органами местного самоуправления публичных полномочий в сфере водоснабжения, в том числе полномочий по обеспечению качества питьевой воды, урегулирован нормами специального закона.

В силу п.1 ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Предметом заключенного между администрацией Лахденпохского городского поселения (обязанности которой возложены в настоящее время на администрацию Лахденпохского муниципального района) и ООО «Лахденпохский водоканал» договора аренды систем коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения на территории г. Лахденпохья является оказание услуг по бесперебойному круглосуточному обеспечению потребителей г.Лахденпохья услугами водоснабжения и водоотведения согласно действующим нормам и правилам, в соответствии с требованиями законодательства, договора аренды и по тарифам, установленным в соответствии с законодательством.

В указанных целях собственник имущества передал в аренду ООО «Лахденпохский водоканал» объекты коммунальной инфраструктуры, в частности насосы, сети водоснабжения, сети водоотведения, здание водозабора.

В силу п.1.4 указанного договора от (...) срок его действия составляет 10 лет с даты подписания акта приема-передачи имущества.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым возложить обязанность по обеспечению населения г. (...) питьевой водой из распределительной сети, подаваемой из источника водоснабжения – водозабора, расположенного в г. (...), ул. (...), отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная», на ООО «Лахденпохский водоканал».

При этом судебная коллегия учитывает, что обязанность по обеспечению населения г. Лахденпохья питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная» может быть исполнена ответчиком ООО «Лахденпохский водоканал» с применением методик очистки воды, поскольку данный показатель является обобщенным, наиболее часто встречающийся в природных водах на территории Российской Федерации (п.3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01), и не относится к органолептическим показателям воды.

В иске к администрации Лахденпохского муниципального района в указанной части надлежит отказать.

Рассматривая требования прокурора о возложении обязанности обеспечить население Лахденпохского района питьевой водой из распределительной сети, подаваемой из источников водоснабжения – водозаборов, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, а именно: в п. (...), по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»; в п. (...), по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная»; в п. (...) по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»; в п. (...), по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общее микробное число», «общие колиформные бактерии»; в п. (...), по микробиологическому показателю «общее микробное число»; в п. (...), по санитарно-химическому и микробиологическим показателям «окисляемость перманганатная», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»; в п. (...), по санитарно-химическому и микробиологическому показателю «окисляемость перманганатная», «общее микробное число»; в п. (...), по санитарно-химическому и микробиологическим показателям «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»; в п. (...), по санитарно-химическим показателям «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность»; в п. (...), по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии», суд пришел к выводу о возложении данной обязанности на администрацию Лахденпохского муниципального района и ООО «КарелСтройСервис».

Судебная коллегия также не может согласиться с данным выводом ввиду следующего.

Заключенный между Лахденпохским муниципальным районом в лице администрации Лахденпохского муниципального района и ООО «КарелСтройСервис» договор обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения на территории Элисенваарского, Куркиекского и Хийтольского сельских поселений и договор обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения на территории Мийнальского сельского поселения не позволяют прийти к выводу о возложении на ООО «КарелСтройСервис» обязанности по обеспечению населения Лахденпохского района питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям из распределительной сети, подаваемой из источников водоснабжения – водозаборов указанных населенных пунктов.

При этом судебная коллегия учитывает, что договоры носят временный характер; в настоящее время договоры заключены до 31.03.2021.

Материалы дела содержат информацию, предоставленную администрацией Лахденпохского муниципального района в Законодательное Собрание РК, из которой следует, что водоснабжение в указанных населенных пунктах осуществляется за счет поверхностных вод озер, водозаборы либо отсутствуют, либо не используются вследствие необходимости их восстановления и реконструкции; используются водозаборные колонки, имеющие большой процент износа.

Также судебная коллегия учитывает, что в силу п.3.2. СанПин 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Материалами дела подтверждается, что питьевая вода, подаваемая из источников водоснабжения в Лахденпохском районе, а именно: в п. (...), в п.(...), в п.(...), в п.(...), в п.(...), в п.(...), в п.(...), не соответствует нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, обобщенным показателям, благоприятным органолептическим свойствам воды.

Таким образом, возможность соблюдения указанных нормативов и исполнения обслуживающей организацией ООО «КарелСтройСервис» требования по обеспечению населения Лахденпохского района питьевой водой из распределительной сети, подаваемой из источников водоснабжения - водозаборов, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, объективно отсутствует ввиду отсутствия очистных сооружений и оборудования, необходимого для очистки питьевой воды, подаваемой из поверхностных вод озер.

В данном случае, в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложенная судом первой инстанции обязанность на ООО «КарелСтройСервис» по обеспечению населения Лахденпохского района питьевой водой должна быть возложена на администрацию Лахденпохского муниципального района,

Принимая во внимание предмет данных договоров, судебная коллегия полагает необходимым возложить исполнение указанной обязанности на администрацию Лахденпохского муниципального района, отказав в удовлетворении требований к ООО «КарелСтройСервис» в указанной части.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит подлежащим отмене решение суда первой инстанции в части на основании положений п.п.1, 3, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права. По делу в указанной части надлежит принять новое решение. В остальной части решение суда надлежит оставить без изменения.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 16 февраля 2021 года по настоящему делу отменить в части возложения на общество с ограниченной ответственностью «КарелСтройСервис» обязанности в срок до 01 сентября 2022 года обеспечить население Лахденпохского района питьевой водой из распределительной сети, подаваемой из источников водоснабжения - водозаборов, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, а именно:

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;

п. (...), по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная»;

- п. (...) по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общее микробное число», «общие колиформные бактерии»;

- п. (...), ул. (...), по микробиологическому показателю «общее микробное число»;

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическому и микробиологическим показателям «окисляемость перманганатная», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;

п. (...), ул. (...), по санитарно-химическому и микробиологическому показателю «окисляемость перманганатная», «общее микробное число»;

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическому и микробиологическим показателям «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;

- п. (...), ул. (...), по санитарно-химическим показателям «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность»;

- п. (...), по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии».

- в части возложения на администрацию Лахденпохского муниципального района обязанности в срок до 01 сентября 2023 года обеспечить население г. (...) питьевой водой, из распределительной сети, подаваемой из источника водоснабжения - водозабора, расположенного в г. (...), ул. (...), отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная».

Принять в данных частях новое решение об отказе в иске к обществу с ограниченной ответственностью «КарелСтройСервис» и администрации Лахденпохского муниципального района.

В остальной части решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 16 февраля 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков администрации Лахденпохского муниципального района, общества с ограниченной ответственностью «Лахденпохский водоканал» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи